Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с ОВЗ
материал по теме
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_trudovoy_deyatelnosti_v_korrektsii_lichnosti_shkolnika_s_ov1.docx | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с ОВЗ.
Кравченко Г.И.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Общественно-социальное значение труда детей с ОВЗ связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.
При работе с детьми у нас в школе - интернате применяются различные виды трудовой деятельности.
Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности (во время самоподготовки)
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как «Личная гигиена воспитанника», «Ремонт одежды», «Уход за обувью» и др., инструктивные занятия (правила личной гигиены; правила ухода за кожей лица, волосами; и т.п.). В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса детей с ОВЗ в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Хозяйственно-бытовой труд. Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий школы - интерната; формирование трудовых навыков в процессе дежурства в столовой. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться, и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Работая по данному направлению с детьми своего класса, мною проводились различные: беседы, игры, практические занятия «Моя квартира, мое лицо; меблировка и т.д.». Выполняя трудовую работу по школе – интернату и по классу, дети соблюдают график дежурства, который был ими согласован. Дети выполняют обязанности дежурного по спальне, в классе на территории и т.д. Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе.
Важным направлением является ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам. Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях, встречах. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. В процессе всей работы по ознакомлению с трудом взрослых педагоги акцентируют внимание на результатах труда, его значимости для людей.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учебной деятельности в формировании личности ребенка
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Понимая это, наиболее ответственные родители пытаются пополнять свои знания, читая популярную, а ино...
Статья "Роль исследовательской деятельности в формировании личности школьника"
Важным механизмом исследовательской деятельности является создание творческой атмосферы на уроке, мотивация деятельности ученика к проектной и исследовательской деятельности......
Роль проектной деятельности в формировании личности ребенка
Особенностями развития ребенка младшего школьного возраста являются активное стремление его к познанию, любознательность, повышенный интерес к окружающему миру. Этому способствует высокий потенциал ег...
Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников
Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...
Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника
Внеурочная деятельность – это важнейшая возможность ведения систематической работы по формированию у школьников универсальных учебных действий, нравственных качеств личности, развитию творческих спосо...
Конференция школа. Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.
Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее. Таким образом п...
Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.
Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....
- Мне нравится (5)