Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника
статья на тему

Ильина Екатерина Сергеевна

Внеурочная деятельность – это важнейшая возможность ведения систематической работы по формированию у школьников универсальных учебных действий, нравственных качеств личности, развитию творческих способностей, воспитанию трудолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_vneurochnoy_deyatelnosti.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника.

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время (внеурочная деятельность направлена на закрепление, развитие и совершенствование УУД).

Универсальное учебное действие – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности. УУД – это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, коллективными творческими делами (КТД), беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями. Внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатыват. (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).    

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.

Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта   были обозначены цели образования, которые определяют новые социальные запросы. Они подразумевают общекультурное, личностное, познавательное, развивающее обучение.

В настоящее время начальная школа призвана решать новые важнейшие задачи, среди которых – успешное «включение» детей в учебную деятельность, развитие учебной самостоятельности, то есть формирование универсальных учебных действий. УУД определены во ФГОС второго поколения. Это, несомненно, новое и чрезвычайно актуальное направление в учебной деятельности школы.

Но, школа неразрывно связана с государством, с обществом, она призвана выполнять социальный заказ. В настоящее время особо востребованными являются рабочие профессии. Высококвалифицированные рабочие – «золотые руки», всегда пользуются глубоким уважением в обществе. Поэтому актуальным, сегодня является более внимательное отношение к воспитанию трудолюбия у детей.

Уроков технологии для этого недостаточно. Многие дети, которые успешно овладевают различными видами творчества на уроках труда, могут развивать свой потенциал во внеурочное время. Для этого в организацию внеурочной деятельности включены кружки прикладного характера.

Внеурочная деятельность – это важнейшая возможность ведения систематической работы по формированию у школьников универсальных учебных действий, нравственных качеств личности, развитию творческих способностей, воспитанию трудолюбия.

Успешность выполненной работы вызывает гордость за свой труд и формирует уверенность в собственных силах. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, оценивать и сравнивать свое творчество с творчеством одноклассников, поэтому каждую неделю обновляем выставку лучших работ в классе. Это стимулирует к дальнейшей деятельности, а стимулирование также является неотъемлемой частью формирования УУД, так как правильные стимулы рождают положительные мотивы. Мотивация ребенка значительно влияет на успешность и становление личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии младших школьников

Рекомендации для учителей начальных классов...

Роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности младших школьников.

Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во в...

Роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности младших школьников.

Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во в...

" Роль внеурочной деятельности в социализации младших школьников"

В статье рассказывается о роли  внеурочной деятельности в социализации младших школьников. Приводятся различные формы проведения занятий по внеурочной деятельности, которые способствуют лучшей ад...

ЭССЕ на тему «Роль учебной деятельности в развитии младших школьников»

ЭССЕ на тему«Роль учебной деятельности в развитии младших школьников»...

Роль внеурочной деятельности в воспитании младших школьников.

В статье дается понятие внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность рассматривается в контексте федерального государственного общеобразовательного стандарта. Согласно примерной программе воспитан...

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника

Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника.Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над ...