Открытое занятие по программе «Школа Этикета» «Вежливые слова и хорошие манеры»
методическая разработка на тему
Открытое занятие по программе «Школа Этикета» «Вежливые слова и хорошие манеры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivye_slova_i_horoshie_manery_1.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Вежливые слова и хорошие манеры»
Цель мероприятия:
Прививать основы нравственного поведения
Задачи:
Образовательная - учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
Развивающая - систематизировать знания воспитанников о правилах вежливого поведения;
Воспитательная- прививать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.
Ход занятия
I. Приветствие
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленькийдубок!
Мы живем в одном краю!
Всех я вас приветствую! (Садятся на свои места)
II.Основная часть
1.Сообщение темы занятия
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу.
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О вежливости, о «волшебных» словах)
- Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)
- Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.
Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.
Вы окончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее и светлее.
2. «Урок вежливости»
- Сейчас мы проведем с вами «Урок вежливости»
- Когда люди произносят вежливые слова? Слайд 2
Все вежливые слова можно поделить на 6 групп
Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники – кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор. Здравствуйте, что это значит? – значит будьте здоровы – так люди встречаясь, желали друг другу здоровья.
Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
-Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу – не забудьте сказать «Спасибо». В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» и эти слова «спаси есть: «Своего спасибо не жалей».
Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. «Будьте здоровы!» Эти слова в старину означали не только доброту, но и силу. Недаром в сказках побеждали «добры молодцы», а одного из русских богатырей звали Добрыня.
Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
- Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомните рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Какое доброе волшебное слово шепнул старик мальчику? (пожалуйста).
- Помните, какие волшебные превращения произошли: и сестра краски дала, и бабушка – пирожок, и брат на рыбалку взял. А всего одно слово!
Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
- Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса – они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе. Вот в чем волшебство этих «волшебных» слов.
- Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (вежливым, спокойным, радостным, уважительным).
- Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас – наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.
Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».
3. Закрепление
Стук в дверь – вылетает сорока и говорит: Здравствуйте! Лесная почта, вам срочная телеграмма!
Сова: Давайте посмотрим, что там пришло нам от наших друзей из леса
Телеграмма «Злой волшебник заколдовал лес, и сундук «вежливых слов». Лес оживет и зазеленеет, когда добрые звери ключи найдут, и много хороших, добрых слов произнесут»
Но, чтобы вам лесным жителям попасть домой, вам придется преодолеть немало препятствий. Вы готовы?
А вот и первое задание:
Вам даны ситуации:
- Попросить друга передать карандаш
- Попросить друга открыть тугую дверь
- Опоздал на день рождения.
- Звонишь другу, ответила мама друга
Вот и первый ключик
Второе задание:
Я вижу, что вы хорошо знаете вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое хорошо, что такое плохо». Посмотрите на экран.
слайд-
Вот и второй ключик
Третье задание:
Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопаем в ладоши, невежливо – топаем ногами.
– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Уходя, сказать «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
Молодцы ! Вот и третий ключик.
На самокате въезжает Мишка-невежа: Нашли ключи, а остальные я вам просто так не отдам
Сова: Давайте не будем ругаться, а лучше станцуем: Танец «Зарядка»
Мишка – невежа: помогите мне отгадать загадки?
Сова: А волшебное слово?
Мишка – невежа: «Пожайлуста»
А начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте:
- Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого …
- Зазеленеет старый пень, когда услыит …
- Ребенок вежливый и развитый говорит, встречаясь …
- Во всех странах на прощанье говорят …
- Если больше мы не в силах, скажем маме мы …
- Когда нас бранят за шалости, говорим мы …
Спасибо большое за помошь!
Вот вам еше один ключ
Выполните еще одну мою просьбу:
Я буду давать вам разные двигательные задания, но выполнять должны только те, которые я скажу вежливо:
- Встаньте, пожайлуста
- Поднимите руки вверх
- Руки вверх, пожайлуста
- Похлопайте, пожайлуста
- Будте добры, опустите ручки
- Шаг вперед и два назад
- Будте любезны, шаг вперед и два назад
- Руки на пояс
- На места садитесь
- Садитесь, пожайлуста.
Молодцы ребятки – вот вам последний ключ! (отдает и плачет)
Сова: Что случилось мишка?
Мишка – невежа: я тоже хочу с вами, я теперь буду воспитанным и вежливым.
Сова: Возьмем, зверята, медведя с собой?
Дети: Да
Итог:
Открываются кулисы, достаем сундук, открываем, достаем волшебные слова и рассказываем стихотворения:
Кузнецов Костя:
Добрый день.
-Добрый день! - тебе сказали.
-Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Смирнова Женя:
Здравствуйте.
-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
-Здравствуй! - улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Смирнов Слава:
Если вы кого-то обидели случайно
Иль наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «Извините».
Попова Руслана:
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить: Спасибо!
Маричева Катя:
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать Пожалуйста
Разуваева Света
Подводит итог.
Затем песня.
Ребята, в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И пусть это солнышко согревает вас своим теплом. Давайте подарим частичку своего солнышка гостям. (Дети дарят маленькие солнышки из бумаги.) И я тоже хочу подарить вам небольшие угощения за вашу работу (Воспитатель раздает угощение.)
Самоанализ
- Название – «Вежливые слова и хорошие манеры»
- дата проведения 09.04.2015г.
- возраст детей 4 - 7 лет. Младшая группа
- 4. организатор мероприятия: Авдошина Н.Ф.
5. время проведения: начало в 10-00
6. место проведения: актовый зал
7. форма проведения: занятие - игра
8. тип –комбинированный.Новый материал с последующим закреплением.
9. оснащение: экран, ноутбук, колонки, музыкальное сопровождение, наглядный материал, мультимедийный проектор.
10. данное мероприятие является частью системной работы, т. к. является вторым занятием в четвертом блоке «Уроки Вежливости» по программе «Школа этикета».
11. Цели мероприятия:
Прививать основы нравственного поведения
12. Задачи:
Образовательная - учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
Развивающая - систематизировать знания воспитанников о правилах вежливого поведения;
Воспитательная- прививать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.
13. Этапы занятия:
1.Подготовительный – подбор материалов для создания презентаций, сценария занятия. Оформление актового зала, разучивание стихотворений, текста песни, изготовление реквизита, разучивание танца
2. Само мероприятие.
На данном занятии сочетаются различные методы: словесный, наглядный, игровой. Приемы: фронтальный опрос, беседа, практическая работа. Работа проводилась как с группой, так и индивидуально.
В начале занятия с помощью физминутки поздоровались с гостями. При помощи стихотворения с вежливыми словами, задала вопрос - о чем бы будем сегодня разговаривать? Дети ответили правильно. Затем перешли к первой части занятия – новому материалу. Здесь дети познакомились с классификацией вежливых слов. Работали хорошо.
После чего перешли к основной части занятия - обобщение и закрепление изученного материала. Эта часть представляла собой прохождение задание, чтобы получить ключи от сундука и расколдовать лес. Первое задание – разбор ситуаций. Использовала дифференцированный подход, работали в группах. Хорошо справились с заданием.
Второе задание – игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Предлагалось, рассмотрев иллюстрации, выбрать правильный ответ. Дети показали хорошие знания.
На дальнейшем этапе - игре «Вежливо - невежливо», ребята правильно делали выбор, на основе уже имеющихся знаний. Игра проводилась с целью развития внимательности у детей.
Следующим этапом и сюрпризным моментом, с учетом возрастных особенностей, было появление Мишки-невежи. Соблюдая валеологические требования к проведению занятий, вместо физминутки, дети танцевали танец-зарядку, что им очень нравится.
Отвечая на загадки Мишки, дети еще раз показали свои знания.
Затем, выполняя просьбы Мишки еще раз закрепили пройденный материал. Третий этап заключительный – открыли сундук, расколдовали лес и прочитали стихи про вежливые слова и спели песню «Вежливые слова».
Занятие закончилось подведением итогов и вручением сувениров детей взрослым.
Перед занятием проведена влажная уборка акт. Зала, выдержаны правила СанПина.
Рассказывая стихи – дети показали подготовительную работу.
В ходе занятия прослеживались межпредметные связи: чтение, музыка, физкультура.
Методика данного занятия позволила проявить ребятам познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Дети отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями. Считаю, что поставленной цели достигла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по математике (школа будущих первоклассников)
Открытое занятие по математике в рамках "Дня открытых дверей"...
Программа курса "Увлекательное путешествие в страну хороших манер"
Программа курса «Увлекательное путешествие в страну хороших манер» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федераль...
Рабочая программа "Школа этикета"
Программа дополнительного образования по внеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Школа этикета»Срок реализации: 3 годаРассчитана на детей от 7 до 11 лет...
Что такое этикет? Вежливые слова. (21 ноября Всемирный день приветствий)
Цель:-познакомить детей с понятием этикет- познакомить с правилами этикета-выработать практические навыки поведенияЗадачи: 1. Работа по усвоению простых правил эт...
Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)
Учебно-методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" представлен из выражений, расположенных по темам: "Приветстви...
Открытое занятие «В гостях у феи Вежливости»
Цели и задачи:1) формирование представлений о вежливости и вежливом поведение у обучающихся первых классов...
План-конспект для занятия в ГПД на тему "Вежливые слова"
Конспект для занятия группы продленного дня в 1 классах .Тема :"Вежливые слова"....