Рабочая программа "Школа этикета"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа дополнительного образования
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Школа этикета»
Срок реализации: 3 года
Рассчитана на детей от 7 до 11 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_etiketa.docx | 68.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
НЕФТЕКУМСКОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета
МКОУ СОШ №6
Протокол №1 от «1» сентября 2014г.
Директор: ___________/Воронкова А.В./
Программа дополнительного образования
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Школа этикета»
Срок реализации: 3 года
Рассчитана на детей от 7 до 11 лет
Автор: Остроухова Галина Викторовна,
учитель начальных классов
п. Затеречный, 2014 г.
Пояснительная записка
В современной педагогике центром внимания становится личность ученика. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа «Школа этикета» реализует духовно-нравственного направление во внеурочной деятельности.
Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает более глубокое изучение этикетных норм, в том числе при общении с разными людьми и в разных ситуациях.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в современных условиях таким понятиям как "этика" и "этикет" уделяется незаслуженно мало внимания. Очевидно, это обусловлено динамичным ритмом жизни людей и неверно расставленными приоритетами.
Если внимательно изучить перечень учебных дисциплин, начиная с детского сада и заканчивая вузом, то мало где встречаются дисциплины, так или иначе связанные с изучением этических норм.
Кроме того, период, с которого начинается ознакомление с этическими нормами (с 1 года до 3 лет), приходится на пребывание ребенка в среде родителей, которые в свою очередь также не получили должного этического образования. Родителям и в дальнейшем не удается заниматься культурным образованием своих детей, так как большую часть своего времени они уделяют рабочим проблемам.
Следствием этого является образование в обществе поколения людей энергичных, предприимчивых, умеющих зарабатывать деньги, но обедненных культурой поведения не только в среде близких, но и в обществе. Культурный уровень общества при этом также понижается.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе.
Данная программа поможет детям выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Цель программы:
- формировать у учащихся потребность соблюдения основных правил этикета в общественных местах, в коллективе, в различных ситуациях общения.
Задачи:
- формирование навыков общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.
Другой отличительной особенностью программы является тесное взаимодействие участников кружка с другими учащимися начальной школы.
Программа адресована учащимся 7-11 лет и рассчитана на 36 часов в год.
Сроки реализации программы 3 года
Форма организации занятий – групповая.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Формы подведения итогов.
Проведение праздников, КВН, викторин, дискуссий.
Ожидаемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате освоения программы «Школа этикета» дети должны:
- усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость;
- иметь четкое представление о том, кто может называться культурным человеком;
- обладать культурой речи;
- соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;
- уметь культурно вести себя в гостях, знать навыки приема гостей;
- уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства;
- в общении быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека, стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.
К концу первого года учащиеся должны знать:
- что такое этикет;
- что такое культура речи;
- понятия: аккуратность, чистоплотность, внешний облик, тональность разговора;
- правила поведения в школе;
- знать элементарные правила поведения в гостях, в общественных местах.
К концу первого года учащиеся должны уметь:
- вежливо вести себя в школе, дома, в гостях, на улице;
- приветствовать и обращаться с людьми.
- использовать речевые формы сочувствия, сопереживания.
К концу второго года учащиеся должны знать:
- понятия добрый, внимательный, отзывчивый человек, отзывчивость, тактичность, равнодушие, щедрость и жадность, зависть, эгоизм и альтруизм и уметь их охарактеризовать;
- этикетные формулы совета, согласия, разрешения, отказа;
-правила поведения за столом.
К концу второго года учащиеся должны уметь:
- вежливо вести себя дома и в гостях за столом;
- пользоваться столовыми приборами;
- организовывать развлечение и угощение для гостей;
- правильно вести дискуссию, спор.
К концу третьего года учащиеся должны знать:
- традиции своего народа;
- понятия: комплемент, мода, приличный и неприличный внешний вид, стиль;
- правила выбора подарка, как дарить подарок и как принимать подарки;
- этикетные формы приглашения, поздравления;
-названия и назначение столовых приборов;
К концу третьего года учащиеся должны уметь:
- вежливо вести себя дома и в гостях за столом;
- пользоваться столовыми приборами;
- сервировать стол к празднику и к чаепитию;
- уметь выбирать одежду, соответствующую погоде и ситуации;
-вежливо формулировать просьбу, отказ, приглашение;
-составлять приглашение;
-выбирать и дарить подарок, принимать подарок.
Способы проверки освоения программы:
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей.
Учебно-тематическое планирование
2 класс (первый год)
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | ||
Теорети-ческих | Практи-ческих | ||||
1-2 | Вводное занятие «Знакомьтесь – этикет». | 2 | 1 | 1 | |
Речевой этикет. | |||||
3-4 | Как здороваться и прощаться | 2 | 1 | 1 | |
5-6 | Знакомим и знакомимся | 2 | 1 | 1 | |
7-8 | Извинения. Как правильно мириться. | 2 | 1 | 1 | |
9-10 | Звонок по телефону | 2 | 1 | 1 | |
11-12 | Просьба. Благодарность | 2 | 1 | 1 | |
13-14 | Подготовка и проведение праздника для учащихся начальной школы «Привет от Этикета» | 2 | 1 | 1 | |
Этикет школьника | |||||
15 | Внешний вид школьника. | 1 | 1 | ||
16 | Гигиена. | 1 | 1 | ||
17-18 | Этикет на уроке и на перемене | 2 | 1 | 1 | |
19 | Как общаться со взрослыми | 1 | 1 | ||
20-21 | Как общаться с одноклассниками. Законы дружбы. | 2 | 1 | 1 | |
22 | Ябеда. | 1 | 1 | ||
23 | Обида. | 1 | 1 | ||
24-25 | Подготовка и проведение праздника «Ты - школьник» для первоклассников | 2 | 1 | 1 | |
Правила этикета дома и в общественных местах. | |||||
26 | Я и моя семья. | 1 | 1 | ||
27-28 | Этикет на улице и в транспорте. | 2 | 1 | 1 | |
29-30 | Этикет в кино, театре. | 2 | 1 | 1 | |
31 | Навещаем больного | 1 | 1 | ||
32-33 | Идем в гости | 2 | 1 | 1 | |
34-35 | Подготовка и проведение праздника «Ежели вы вежливы» для первоклассников | 2 | 1 | 1 | |
36 | Итоговое занятие «Праздник для себя» | 1 | 1 |
Содержание программы первого года.
1-2.Вводное занятие «Знакомьтесь – этикет».
Понятие об этикете как обязательных правилах поведения и речи.
Представление о речевом этикете как системе стереотипных слов и выражений, закрепленных за определенной ситуацией общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность). Правила поведения, отраженные в пословицах и поговорках.
Практическое занятие. Происхождение слова «Этикет». Составление «Этикетки» - правил поведения для участников кружка.
3-4. Как здороваться и прощаться.
Приветствие в адрес родных, взрослого, соседа, учителя; обмен приветствиями между детьми. Сопутствующие этикетные выражения: обращение к знакомому и незнакомому, формулы привлечения внимания.
Речевые формы прощания. Правила поведения в минуты прощания. Этикетные выражения прощания и сопутствующие им формулы благодарности, одобрения, обмена любезностями, приглашения в гости, извинения, пожелания.
Практическое занятие.Разыгрывание сценок на тему «Встреча», «Прощание».
5-6. Знакомим и знакомимся.
Этикетные выражения в ситуации знакомства. Как правильно представить людей друг другу, как представиться самому. Просмотр видеофильма «Правила знакомства»
Практическое занятие. Игровая ситуация: «Познакомьтесь, это…». Дети знакомят друг друга со своей любимой игрушкой. Разыгрывание сценок на тему «Знакомство».
7-8. Извинения. Как правильно мириться.
Представление о ситуациях, когда следует принести извинения. Как извиняться, этикетные выражения при принесении извинений. Как принимать извинения. Видеофильм «Как приносить извинения».
Практическое занятие. Изготовление открытки с извинениями.
9-10. Звонок по телефону.
Некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, информация о чем-либо, просьба. Речевое поведение: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора, выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики.
Не звони без причины. Вежливое общение по телефону.
Этикетные ошибки в телефонных разговорах, шутки и степень их допустимости, умение кратко излагать свои мысли. Сопутствующие сигналы: ровный, вежливый тон, умение найти нужную громкость голоса.
Практическое занятие. Освоение некоторых типичных речевых ситуаций (звонок родителям на работу, разговор с подругой или товарищем, разговор с родителями друзей, разговор со взрослым незнакомым).
11-12. Просьба, благодарность.
Речевые формы выражения просьбы. Вежливая просьба и разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте. Выражение благодарности и ответ на нее.
Практическое занятие. Чтение и сочинение детьми сказок о словах «спасибо», «Пожалуйста»
13-14. Подготовка и проведение праздника для учащихся начальной школы «Привет от этикета»
Выбор материала для праздника, распределение ролей, репетиции. Подготовка оборудования, костюмов и декораций.
15. Внешний вид школьника.
Одежда должна соответствовать обстановке. Современная одежда. Понятие о деловом стиле одежды.
16. Гигиена.
Понятие о гигиене. Важность аккуратности в общении с людьми. Аккуратность и чистоплотность, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Походка, осанка. Прическа, уход за одеждой. Носовой платок.
17-18. Этикет на уроке и перемене.
Правила поведения на уроке: общепринятые нормы. Обращение со школьным имуществом, телефон на уроке. Обращение к учителю. Поведение на перемене: правила безопасности.
Практическое занятие. Игры на перемене. Как интересно и безопасно провести перемену.
19. Как общаться со взрослыми
Обращение на «Вы», что оно обозначает? Ситуация просьбы. Вежливый диалог со взрослыми. Опоздание на урок и поведение в этой ситуации.
20-21. Деловое взаимодействие школьников. Вежливое и доброжелательное отношение к соседу по парте. Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».
Практическое занятие. Составление «Законов дружбы».
22. Ябеда.
Кто такой «ябеда»? Говорить учителю или скрывать? Как нужно вести себя, чтобы не получить обидное прозвище?
23. Обида.
Что такое обида? Стоит ли обижаться и как прощать. Почему не стоить таить обиду.
Разбор ситуаций обиды.
24-25. Подготовка и проведение праздника «Ты - школьник» для первоклассников.
Выбор материала для праздника, распределение ролей, репетиции. Подготовка оборудования, костюмов и декораций.
26. Я и моя семья.
Общение в семье. Культура общения в семье: темы разговоров, тон разговора. Доброта в отношениях между близкими людьми, забота друг о друге. Речевые формулы сопереживания и сочувствия.
27-28. Этикет на улице и в транспорте.
Правила поведения и взаимодействия детей при коллективных выходах. Поведение в общественном транспорте. Разговор в общественном транспорте, допустимая громкость речи. Анализ этикетных ошибок. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Правила общения с другими пассажирами. Речевое поведение: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место). Видеофильм «Как вести себя на улице»
Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций: автобус, троллейбус, (умение войти, выйти, оплатить проезд).
29-30. Этикет в кино, театре.
Правила поведения при посещении кино, театра. Стиль одежды. Предметное освоение ситуации и специальной лексики, поведение в зрительном зале. Вежливая беседа с билетером. Этикетные контакты со зрителями. Разговор с соседом. Этикетные запреты.
Практическое занятие. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
31. Навещаем больного.
Беседа у постели больного. Начало беседы: вопросы о самочувствии. Выбор темы для беседы. Этикетные запреты и этикетные рекомендации (не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни и др.). Этикетные формулы приветствия, дружеского обращения, пожелания здоровья, совета, утешения, сочувствия, подбадривания. Дружеская шутка. Поведение у постели больного. Соблюдение правил гигиены. Гостинцы для больного.
32-33. Идем в гости.
Гостеприимство как национальная черта русских. Правила поведения в гостях. Пословицы о гостях и гостеприимстве. Просмотр видеофильма «В гостях»
34-35. Подготовка и проведение праздника «Если вы вежливы» для первоклассников.
Выбор материала для праздника, распределение ролей, репетиции. Подготовка оборудования, костюмов и декораций.
36. Итоговое занятие «Праздник для себя»
Праздничное чаепитие для участников кружка. Игровая программа.
Учебно-тематическое планирование
3 класс (второй год)
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | |||
Теоретических | Практических | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |||
Этикет в коллективе. | ||||||
2 | Умение нравиться. | 1 | 1 | |||
3 | Доброта и доброжелательность | 1 | 1 | |||
4 | Эгоизм и альтруизм. | 1 | 1 | |||
5-6 | Советуем и советуемся. | 2 | 1 | 1 | ||
7-8 | Совместный труд. | 2 | 1 | 1 | ||
9-10 | О дружбе мальчиков и девочек. | 2 | 1 | 1 | ||
11-12 | Спор или ссора | 2 | 1 | 1 | ||
13 | Зависть | 1 | 1 | |||
14 | Жадность и щедрость. | 1 | 1 | |||
15-16 | Мимика и жесты. | 2 | 1 | 1 | ||
17-18 | Постановка и показ мини-спектакля для учащихся начальной школы «Дружно жить-не тужить» | 2 | 2 | |||
Этикет гостеприимств | ||||||
19 | Кто ходит в гости по утрам? | 1 | 1 | |||
20 | Неожиданный гость. | 1 | 1 | |||
21-22 | Угощаем гостей. | 2 | 1 | 1 | ||
23-24 | Как развлечь гостей. | 2 | 1 | 1 | ||
25-26 | Страны и традиции. | 2 | 1 | 1 | ||
27-28 | Правила поведения за столом. | 2 | 1 | 1 | ||
29-30 | Вилка, ложка, нож, тарелка. | 2 | 1 | 1 | ||
31 | Игра в «Гости» | 1 | 1 | |||
32-33 | Изготовление памяток для учащихся начальной школы «Ты в гостях» и «У тебя гости» | 2 | 2 | |||
34-35 | Постановка и показ мини-спектакля для первоклассников «Незнайка идет в гости» | 2 | 1 | 1 | ||
36 | Итоговое занятие «Праздник для друзей» | 1 | 1 |
Содержание программы второго года.
1. Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год. Вспоминаем, что изучали в прошлом году. Делимся летними впечатлениями.
2. Умение нравиться.
Круглый стол. Желание нравиться – хорошо это или плохо? Можно ли понравиться всем? Какие качества ценят в людях, какие нет? Как работать над собой.
3. Доброта и доброжелательность
Понятия доброта и доброжелательность, добрые поступки. Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.
4. Эгоизм и альтруизм.
Понятие об эгоизме и альтруизме.
5-6. Советуем и советуемся.
Почему люди не любят слушать советов? Как посоветовать, не обидев человека? Как правильно реагировать, когда тебе дают совет. Знакомство с «Вредными советами» Г. Остера
Практическое занятие. Игра-шутка. Составление полезных и вредных советов на различные темы.
7-8. Совместный труд.
Правила этикета во время совместного труда. Разделение обязанностей, как планировать совместную работу.
Практическое занятие. Совместная работа: изготовление стенгазеты на тему « Вместе веселее»
9-10. О дружбе мальчиков и девочек.
Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Открытость и уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам. Стихотворение С.Михалкова «Мальчик с девочкой дружил»
Практическое занятие. Этикетные ситуации: когда стоит пропустить девочку вперед, а когда пройти самому; делаем комплименты друг другу.
11-12. Спор или ссора
Понятия спор и ссора. Почему люди спорят? Как правильно вести спор, чтобы не поссориться. Правила спора. Просмотр мультфильма «Львенок и Черепаха». Обсуждение мультфильма : «Почему герои не поссорились». Понятие «дискуссия»
Практическое занятие.Дискуссия на тему: «Какие мультфильмы лучше: российские или зарубежные» или «Мое любимое время года»
13.Зависть
Обсуждение вопросов: Что такое зависть? Помогает или мешает зависть в жизни и в отношениях с людьми? Как справиться с завистью.
14.Жадность и щедрость.
Понятия жадность и щедрость. Установить разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Сказки о щедрости и жадности.
15-16.Мимика и жесты.
Роль мимики и жестов в общении. Излишнее жестикулирование. Значение некоторых жестов. Национальные особенности некоторых жестов.
Практическое занятие. Разыгрывание сценок -пантомим.
17-18.Постановка и показ мини-спектакля для учащихся начальной школы «Дружно жить-не тужить»
Сценарий разрабатывается руководителем кружка совместно с детьми.
19.Кто ходит в гости по утрам?
Обсуждение вопросов: Когда можно пойти в гости? Можно ли приходить неожиданно? Правила поведения в гостях. Просмотр мультфильма «Винни-Пух в гостях у Кролика». Обсуждение ошибок в поведении героев.
20. Неожиданный гость.
Правила поведения при появлении неожиданного гостя. Обсуждение вопросов: Как поступить, если он нарушает ваши планы? Как не обидеть гостя?
21-22. Угощаем гостей.
Правила этикета при приеме гостей. Угощение для гостей. Напитки.
Практическое занятие. Приготовление бутербродов
23-24.Как развлечь гостей.
Беседа с гостем, совместные занятия (игры, чтение книги, декламация стихов), формулы похвалы. Сопутствующие сигналы: дружелюбный тон, улыбка, общая приветливость, внимание к гостю. Гостеприимство как национальная черта русских.
Практическое занятие. Игры, которые можно предложить гостям.
25-26 Страны и традиции.
Сходство и различие в этикете разных стран.
Практическое занятие.
27-28.Правила поведения за столом.
Общие правила поведения за столом. Правила ведения беседы.
Практическое занятие.
29-30.Вилка, ложка, нож, тарелка.
Формирование навыков поведения за столом: обращение с ножом и вилкой, правильно взять в руки чашку, столовую ложку.
Практическое занятие.
31.Игра в «Гости»
Повторение и закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях. Формирование навыков поведения за столом: обращение с ножом и вилкой, умение передать гостю блюдо, взять порцию из общего блюда, правильно взять в руки чашку, столовую ложку. Умение вести беседу за едой
32-33.Изготовление памяток для первоклассников «Ты в гостях» и «У тебя гости»
Памятки разрабатываются совместно детьми и руководителем кружка. Распечатываются на компьютере, оформляются детьми.
34-35.Постановка и показ мини-спектакля для первоклассников «Незнайка идет в гости»
Сценарий разрабатывается руководителем кружка ,совместно с детьми. После проведения спектакля первоклассникам вручаются памятки.
36.Итоговое занятие «Праздник для друзей»
Праздничное чаепитие для участников кружка с приглашением гостей (родителей). Игровая программа.
Учебно-тематическое планирование
4 класс (третий год)
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | ||
Теоретических | Практи ческих | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
Речевой этикет | |||||
2 | Вежливая просьба, отказ. | 1 | 1 | ||
3-4 | Умение говорить и слушать. | 2 | 1 | 1 | |
5-6 | Комплимент. | 2 | 1 | 1 | |
7-8 | Слова-паразиты. | 2 | 1 | 1 | |
9-10 | Юмор в нашей речи. | 2 | 1 | 1 | |
11 | Конкурс «Мы ищем таланты» | 1 | 1 | ||
Этикет внешнего вида | |||||
12-13 | О чем нам говорит внешний вид. | 2 | 1 | 1 | |
14-15 | Соответствие одежды и ситуации. | 2 | 1 | 1 | |
16 | Мода. Приличный и неприличный вид. | 1 | 1 | ||
17 | Показ мод | 1 | 1 | ||
Праздничный этикет | |||||
18-19 | Приглашение. | 2 | 1 | 1 | |
20-21 | Подарок. Подарок своими руками. | 2 | 1 | 1 | |
22-23 | Поздравления. | 2 | 1 | 1 | |
24-27 | Сервировка праздничного стола. | 4 | 1 | 3 | |
28-29 | Сервировка стола к чаю. | 2 | 1 | 1 | |
30 | Учимся управлять своими эмоциями за столом. | 1 | 1 | ||
31 | Правила поведения за столом. | 1 | 1 | ||
32-33 | Праздник для первоклассников | 2 | 1 | 1 | |
34-35 | КВН. Подготовка и проведение. | 2 | 1 | 1 | |
36. | Итоговое занятие «Прощание со школой этикета» | 1 | 1 |
1.Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год. Вспоминаем , что изучали в прошлом году. Задаем вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Делимся летними впечатлениями.
2.Вежливая просьба, отказ.
Вежливость – необходимое проявление общей культуры. Формируется представление о вежливости как необходимом проявлении общей культуры и об этикете как обязательных правилах поведение и речи.
3.Умение говорить и слушать.
Этикет говорящего: четкость, правильность, грамотность речи. Мимика и жесты. Этикет слушающего: умение слушать и слышать, умение выслушать говорящего. Не перебивай говорящего. Признаки общей культуры человека.
Практическое занятие: Конкурс чтецов.
4-5. Комплимент.
Из истории этикетных выражений и комплиментов. Что такое комплимент. Умение делать и принимать комплименты.
Практическое занятие: «Давайте говорить друг другу комплименты…»
6-7.Слова-паразиты.
Использование «слов-паразитов», происхождение этих слов. Что они говорят о человеке. Как избегать использования слов паразитов.
Практическое занятие. Составление словаря «запрещенных» слов- замена их синонимами. Упражнение в употреблении их. Исправление текста испорченного «словами-паразитами».
8-9. Юмор
Юмор способен создать доброжелательную атмосферу. Каким должен быть юмор? Над чем можно и над чем нельзя шутить.
Практическое занятие. Дети читают или рассказывают заранее подготовленные смешные юмористические рассказы, анекдоты.
10-11. Конкурс «Мы ищем таланты»
12-13. О чем нам говорит внешний вид.
Женственность девочек. Мужественность мальчиков.
Рассматриваются понятия «женственность» и «мужественность», значение мелких деталей в создании имиджа, стильные штучки, их место и время. Знакомство с разнообразием стилей. Свой стиль.
Практическое занятие. Представляют свой стиль одежды.
14-15. Соответствие одежды и ситуации.
Деловой стиль одежды. Одежда для праздника, спорта, домашняя одежда.
Из истории одежды и костюма. Соответствие одежды и погоды. Одежда для работы и дома. Мы идем на праздник
Практическое занятие. Мы - модельеры. Рисование моделей для различных случаев. Ее презентация.
16. Мода. Приличный и неприличный внешний вид.
Рассматриваются понятия «мода», «вкус», «обаяние», формируется мысль, что важнейшая заповедь этикета – уважение к окружающим, а хорошо выглядеть – значит проявлять внимание к тем, кто находится рядом с тобой.
17.«Показ мод».
18-19. Приглашение.
Приглашение на праздник - устное и письменное. Этикетные выражения в приглашении. Согласие и отказ от приглашения.
Практическое занятие. Написание приглашений.
20-21.Подарок. Подарок своими руками.
Выбор подарка, упаковка: вкус и чувство меры. Слова, сопровождающие подарок. Благодарность за подарок.
Практическое занятие. Изготовление подарка своими руками.
22-23. Поздравления.
Этикетные выражения в ситуации поздравления. Этикет общения на празднике. Поздравления с юбилеем и праздником. Разговор с гостями, совместные занятия. Этикет общения на празднике. Место шутки и юмора.
Практическое занятие. Написание поздравления.
24-27.Сервировка праздничного стола.
Еще раз о правилах поведения за столом. Порядок подачи блюд. Особенности сервировки праздничного стола. Салфетки, сопутствующие украшения. Гармония в оформлении праздничного стола.
Практическое занятие. Складываем салфетки.
Практическое занятие. Красиво подаем фрукты.
Практическое занятие. Составление праздничного меню.
28-29.Сервировка стола к чаю.
Правила поведения в гостях. Как принимать угощение. О вкусах не спорят. Сервировка стола к чаю.
Практическое занятие. Чаепитие.
30. Учимся управлять своими эмоциями за столом.
Поведение за столом среди сверстников и взрослых. Оплошности в поведении за столом в гостях и дома. Как их исправить. Уместность мимики и жестов за столом. Слова благодарности.
31. Правила поведения за столом.
Правила пользования столовыми приборами. Умение вежливо попросить, вежливо отказать. Повторение изученного на предыдущих занятиях. Сервировка стола (работа в группах и парах), тренинг по практическому использованию столовых приборов.
32-33. Праздник для первоклассников.
34-35. КВН. Подготовка и проведение.
Подготовка к КВН: разработка вопросов и заданий, сценок, песен.
Практическое занятие. Проведение КВН
36. Итоговое занятие «Прощание со школой этикета»
Праздничное чаепитие.
Методическое обеспечение программы:
Основные способы и формы работы с детьми: групповые, практические и теоретические.
Конкретные формы занятий: игры, беседы, экскурсии, проекты, тренинги, праздники, конкурсы, выставки.
Основные методы организации образовательного процесса.
Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссии, работа с книгой, метод примера)
Наглядные методы: использование презентаций, видеофильмов.
Практические методы: ролевые игры, выполнение рисунков, изготовление презентаций, подготовка и проведение праздников, викторин, КВН
Метод стимулирования: соревнования, ролевые игры, выставки.
Методы контроля: практические задания, тренинг, тестирование, диагностика, анкетирование.
Метод создания положительной мотивации: ситуации успеха, поощрение, свободный выбор задания, решение творческих задач.
Список литературы
Для учителя:
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
- Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Барто А.Л. В театре.
- Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
- Толстой Л.Н. Волк и собака.
- Чуковский К. И. Федорино горе.
- Чуковский К.И. Мойдодыр.
- Чуковский К.И. Телефон.
- Чуковский К.И. Краденое солнце.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Анкетирование родителей
Анкета № 1
1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
2. Какие игры предпочитает?
3. Какие виды развлечений больше любит?
4. С кем чаще играет?
5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
6. Какие обязанности имеет дома?
7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
могу и всегда так поступаю – 3 балла;
могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
2. Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
3. Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
4. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
7. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
8. Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Анкета № 4
1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
2. За что хвалите, за что наказываете?
3. Как поощряете? Как наказываете?
4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
3. Как тебя поощряют, за что?
4. Как тебя наказывают, за что?
5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
2. Стараешься ли контролировать свое поведение?
3. Каких поощрений ждешь от родителей?
4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
5. Хватает ли тебе общения с родителями?
6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Азбука этикета"
Пояснительная записка. Часто дети теряются в жизненных ситуациях: не умеют разговаривать по телефону, не могут правильно подобрать форму приветствия или благодарности. ...
Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи занятия:1. Познакомить детей с правилами этикет...
Рабочая программа " Этикет"
Данная программа представляет собой познавательный и несложный курс этикета для детей, т.к. этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является нормой поведения, и в жизни общества играет ...
Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)
Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"
Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...
Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."
Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей орксэ)...