Родительское собрание "Не позволяй душе лениться!"
материал (3 класс) на тему

Богунова Елена Ивановна

Данное собрание разработано для  класных руководителей началлой школы. Данное сорбрание освещает вопросы трудового воспитания в семье и в школе. Предложены анкеты и разработаны советы по трудовому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobranie_ne_pozvolyay_dushe_lenitsya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: Не позволяй душе лениться!

Цели: - получить информацию об организации труда в семьях учащихся;

- расширить представления родителей о том, как прививать детям привычку трудиться;

- доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей  в семье.

Ход собрания.

  1. Вступление

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли сегодня на собрание. Начать я хочу с игры «Здравствуй – это я!» (все встают в два круга, внешний и внутренний, по команде стоп каждый ищет свою пару по открытке и говорит приятные слова)

  1. Объявление темы собрания

Тема нашего собрания «Не позволяй душе лениться».

- Давайте на листочках вы предположите, о чем сегодня пойдет речь.

- А как вы думаете, зачем мы сегодня затронули эту тему?

Эпиграф «Без учебы и труда не придет на стол еда».

  1. Основная часть

 Ведущая деятельность взрослых - труд.

        Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда - важная задача дошкольных учреждений.

        Трудовая деятельность несёт в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправленном руководстве взрослого у детей формируется трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные качества человека.

        Труд даёт реальный, зримый результат. При этом под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное его воплощение - сделанную поделку, сшитую игрушку, но, что очень важно в воспитательном отношении, своего рода «моральный продукт» - ребёнок видит: его действия приятны другому, помогают, вызывают благодарность, доброжелательность. Такое эмоциональное подкрепление, заключённое в результате труда, составляет главную педагогическую ценность.

        Большое значение имеет содержание детского труда. С этим связаны его доступность, интерес к труду, качество его выполнения. «Жизнь убеждает тысячу раз в том, - писал В. А. Сухомлинский, - что подготовка ребёнка к отрочеству и юности невозможна без труда, но труд должен быть особенным - таким, который материализует тончайшие движения души».

И наконец, для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует давать детям не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно-полезную работу, в которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи с участниками коллективного труда.

        В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.

        В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.

        Важно поощрять проявление детьми инициативы, активности, самостоятельности, привлекать внимание всех к достижениям каждого ребёнка.

        В тесной связи с собственным трудом детей должен идти процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к человеку- труженику.

        В практике при ознакомлении с трудом взрослых уделяется внимание самому процессу труда и его содержанию. Важно формировать у детей представление о коллективном труде и его общественной значимости. В результате у дошкольников зарождается положительное отношение к собственному труду.

        Известно, что дошкольники склонны к подражанию. Эта характерная особенность возраста при правильном её использовании может оказать существенное влияние на нравственное воспитание. Очень важно в самом начале дать ребёнку правильный ориентир, кому подражать, на кого стремиться быть похожим.

        Для того, чтобы ознакомление с человеком - тружеником стало средством нравственного воспитания и влияло на формирование желания трудиться, необходимо сделать этот образ эмоционально близким ребёнку, привлекательным, показать такие черты конкретного человека, как доброта, отзывчивость, жизнерадостность, ответственность, готовность помочь людям, ловкость в работе.

 И сегодня   мы постараемся ответить на вопросы:

  1. Какие же трудовые обязанности могут быть у ребенка в семье?
  2. Как привить детям привычку трудиться?».

Мною было проведено анкетирование детей по проблеме трудового воспитания в семье. И вот результаты, которые получились.

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДОМА Я:

ВСЕГДА

ЧАСТО

ИНОГДА

НИКОГДА

1

Убираю свою постель.

2

Убираю свою комнату.

3

Мою посуду.

4

Хожу в магазин.

5

Стираю мелкие вещи.

6

Помогая в уборке квартиры.

7

Ухаживаю за младенцем.

8

Умею кое-что готовить.

9

Помогаю родителям на даче.

10

Помогаю родителям по их просьбе во всех делах.

- Из данных анкет, сделайте сами вывод, как вы родители приучает детей трудиться?

Знакомство родителей с поручениями детей в классе.

Помимо поручений у нас в классе происходит дежурство. У дежурных имеется ряд обязанностей, с которыми дети познакомлены в начале учебного года.

Обязанности:

 1. Перед уроками проверь чистоту класса;

2. Намочи тряпку перед началом уроков;

3. Следи за чистотой доски на перемене;

4. Смотри за порядком в классе;

5. Перед уроками труда и ИЗО помоги ученикам  приготовить рабочие места.

6. Сбор тетрадей с домашней работой и раздача проверенных тетрадей.

7.Уборка классе после уроков.

  Дети дежурят в парах, что позволяет нам научить детей помогать друг другу, учатся сотрудничать, договариваться и это развивает коммуникабельность.

В начале года ребятам необходимо было всегда напоминать о том, что он дежурный, что необходимо сделать, то уже на сегодняшний день дети каждое утро самостоятельно подходят к графику дежурства, смотрят кто дежурный, самостоятельно принимаются за выполнение своих обязанностей. Бывает так, что я не успеваю выставить оценки за вчерашнее дежурство, так дети мне напоминают, т.к. хотят получить за свои труды оценки.

С начала учебного года мы отражали успехи в дежурстве по классу на экране «График дежурства», затем мы стали эти успехи выносить в дневники учащихся, а сейчас у нас в классе объявлен конкурс на лучшего дежурного, и это поспособствовало тому,  что дети стали стремиться к выполнению обязанностей дежурного с трепетом. Почему мы решили провести конкурс? В декабре месяце у нас прошел школьный конкурс на лучшего дежурного по классу. Некоторым стало обидно, почему выбрали не их, но после объяснения того, что в их дежурстве было не так, и что необходимо делать, чтобы стало лучше, мы решили, провести конкурс в пределах класса. Они все очень стараются, каждый хочет стать лучшим, и это у них неплохо получается. Выбрать одного будет не легко, т.к. почти весь класс идет наравне. Но не все приучены к порядку, не ценят чистоты, ленятся. Стимулом для многих ребят становится поощрение, награда. Дежурство не от души. А ведь это-то и обидно… Лишь немногие руководствуются внутренним чувством, не ради награды, а по-человечески.

Следующим этапом в нашей работе по формированию трудовых навыков будет конкурс на лучшую пару в дежурстве по классу.

Спрашивайте ребёнка. Хвалите не только за учёбу, но и за дежурство. Меня очень порадовало, когда однажды родители поинтересовались отметками.

Стимул для ребенка поощрение и отметка. Дети боятся плохой отметки. Это ужасно. Получил «5». Вы хвалите. Да, конечно, молодец, он потрудился и заработал по заслугам. Но спросите его: «А как дежурила сегодня ваша команда?» Проявите интерес, поддержите ребенка, ведь и в этой области он заслуживает вашего внимания.

Задача состоит в том, чтобы превратить самообслуживание и бытовой труд для них в привычную повседневную обязанность, перерастающую в потребность. Но если она организована с элементами игры, если сравнивать и проверять, кто лучше и быстрее выполняет свое задание, если работу распределять между всеми членами семьи небольшими порциями, тогда всё и всеми будет делаться с удовольствием, быстро и качественно. А главное, у ребят будет развиваться трудолюбие как основная черта их нравственного облика и как основа будущего выбора профессии.

Задача школы не только дать учащимся знания, но самая главная задача - это социализация ребенка. Немаловажную роль в этом играет и дежурство.

Просмотр мультфильма «Нехочуха!»

А теперь вспомните, были ли у вас такие случаи в семье, если можете, то поделитесь.
Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

Давайте вместе подумаем и обсудим, какие домашние поручения могут быть наиболее успешно использованы в практике воспитания детей (составление кластера).

ДОМАШНИЕ ПОРУЧЕНИЯ

Оказание помощи родителям в уборке квартиры                      Заботиться о младших

Наводить порядок в своей комнате                                             Стирать свои мелкие вещи

Мыть чайную посуду              Следить за чистотой обуви                   Выносить мусор

Гулять с собакой, кошкой         Покупать хлеб, молоко     Кормить домашних животных

4. Работа в группах (родители обсуждаю ситуации за круглым столом,  обмениваются  мнениями)

Ситуация 1.

       В субботний день в семье началась генеральная уборка. Каждому из членов семьи был выделен участок работы. Первокласснице Оле поручили вытереть пыль с мебели. Девочка старательно принялась за работу. Закончив ее, она попросила мать проверить, как выполнено поручение. Посмотрев Олину работу, мать возмутилась: «Тебе ничего нельзя поручить, все ты делаешь плохо и небрежно. И в кого ты такая неумеха?» И тут же принялась переделывать работу дочери. Девочка расплакалась от обиды.

1.Правильно ли поступила мать Оли?

2. Каковы последствия подобных воздействий на детей?

Ситуация 2.

Второклассник Дима решил постирать белье до прихода с работы родителей. Вынимая белье из машины, мальчик заметил, что вода в ней стала темной, а белые майки и сорочки приобрели синеватый цвет. Дима не знал, что синий спортивный костюм, который он постирал вместе с белыми пещами, линяет. Мальчик расстроился. Когда родители возвратились домой, он виновато признался в случившемся. «Кто тебя просил это делать, почему ты лезешь не в свои дела?!» — возмутилась мать. Отец, пытался разрядить обстановку и защитить сына. Дима молчал, однако ему было обидно: ведь он хотел порадовать родителей, а получилось наоборот.

 - Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 3.

Второклассник Володя запыхавшись прибежал домой и обратился К отцу: «Папа, сегодня В нашем дворе проводится воскресник. Там уже работают Витя С папой. Мы пойдем?» «Нет,— сухо ответил отец,— видишь, я занят». Тогда пусть мама идет»,— добивался сын. «Маме тоже некогда, пусть пенсионеры работают, у них много свободного времени»,— ответил отец и продолжал чтение газеты. Володя вышел

 из дому подавленный. Бодрость и задор мальчика сменились горечью. Увидев его, одноклассник Витя, работавший с отцом, спросил: «Ну что, придет твой папа?» «Нет,— ответил робким голосом Володя,— ему некогда».

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" - значить приучать его сдерживать вои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
- Вспомните пословицы о труде.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

Терпенье и труд все перетрут.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

Не умел шить золотом, так бей молотом.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.

Кто не работает, тот не ест.

Трудовая копейка до веку живет.

Была б лишь охота - наладится каждая работа.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.

В рабочее время - язык на засов.

Глаза страшатся, а руки делают.

Дело мастера боится.

Белые ручки чужие труды любят.

Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.

Встать раньше - шагнуть дальше.

Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

Работа - с зубами, а лень - с языком.

Плуг от работы блестит.

За все браться - ничего не сделать.

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

Без труда и отдых не сладок.

Всякая земля хороша, если рук не жалеть.

Всякий человек у дела познаётся.

Кто рано встает, тому Бог дает.

В труде рождаются герои.

Умей дело делать, умей и позабавиться.

Всякое уменье трудом дается.

Доход не бывает без хлопот.

Полезные советы для родителей:

1.Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

Не наказывайте ребенка трудом!

Сергей Есенин
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Вся семья вместе и душа на месте»

Классный руководитель: Л.Д. Борисова....

Родительское собрание "Крик детской души: Родители разводятся!"

Родительское собрание из программы родительских встреч с неблагополучными семьями "Семья и школа"....

Конспект родительского собрания в 4 классе "Чтение-праздник души"

Основные задачи данного родительского собрания:— помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития и...

Родительское собрание на тему "Прикоснёмся к природе душой"

             Экологическая тематика родительского собрания выбрана из весьма серьёзных побуждений. Информация, предоставляемая из сухих цифр и рассказыв...

Родительское собрание "Лень"

Презентация "Лень" позволит на собрании выстроить конструктивный разговор с родителями....

Проект разработки родительского собрания по теме «Лень»

Разработка родительского собрания по теме "Лень".- Почему мой ребёнок ленится? Этим вопросом задается практически каждый сознательный родитель, не догадываясь, что часто причина детской лени...

Практикум разработки родительского собрания " Чего боится лень"

Практикум разработан для родительского собрания. Состоит из пяти этапов : Проблемный,теоретический, эмоциональный,практический, рефлексивный, решение проблемы....