Проект «Живи, земля».
проект (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Богатищевская СОШ».
Проект «Живи, земля».
1. Автор проекта.
Крючкова Любовь Ивановна.
Московская область, Каширский район, п. Богатищево,
МБОУ «Богатищевская СОШ».
2. Предмет, класс.
3 класс, внеклассное мероприятие
3. Краткая аннотация проекта.
Учебный проект "Живи, Земля!" знакомит учащихся с многообразием птиц, растений, животных. Тема проекта дает возможность побуждать к более глубокому изучению и познанию животного мира, бережному отношению к окружающему миру, формирует экологическую грамотность ребенка, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности, формирует желание помогать птицам в трудное время. Школьники самостоятельно соберут, проанализируют информацию, сделают выводы, получат навыки работы с ИКТ. По окончанию проекта учащиеся подготовят творческий отчёт в форме презентаций, статей.
4. Основополагающий вопрос.
Возможна ли жизнь на земле без животного и растительного мира?
5. Проблемные вопросы.
Почему нужно охранять животный и растительный мир?
Для чего нужна Красная книга?
6. Учебные вопросы.
Узнать, почему некоторые виды животных вымирают.
Познакомиться с животными, растениями, занесенными в «Красную книгу».
Выяснить, что мы можем сделать для сохранения природы.
Ожидаемые результаты.
После завершения проекта учащиеся смогут:
1.Получат знания о Красной книге.
2. Узнают о животных и растениях Московской области и Каширского района.
3.Распределять обязанности в группе при работе над общей задачей исследования.
3. Результатами деятельности учеников могут быть: создать презентацию в Power Point;
Предметные области.
Окружающий мир, технология, изобразительное искусство, экология.
Подготовительный этап.
1.Актуализация проблемы.
2. Объявление темы проекта, сроков работы над проектом
(3 недели).
3.Определение целей работы над проектом.
4.Предложить перечень вопросов для исследования на выбор учащихся.
5.Обсуждение форм представления результатов учебной деятельности.
6.Представить учащимся список рекомендованной литературы.
7.Проходит во внеурочное время, в форме консультаций.
Основной этап.
1.Обзор собранного учащимися материала для презентации
2.Учащиеся предлагают возможные варианты решения своих проблемных задач.
3.Рекомендации учителя по предоставленному материалу учащихся, индивидуально.
4.Оформление результатов работы, с целью систематизации и структуризации материала.
Этап рефлексии (самооценка деятельности учащихся, дети говорят о своих преимуществах и недостатках, допущенных в работе)
7. Визитная карточка проекта.
Цели исследования:
Научиться работать с разными видами источников;
Формировать навыки работы в группах;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Выяснить, как Красная книга может помочь спасти исчезающие виды растений и животных.
Система действий учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом.
№ | Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. | Ставим цели и задачи. | Обсуждают информацию, задание, формируют группы. | Отбирает темы, объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности. |
2. | Анализ проблемы, определение задач, разработка заданий для групп, отбор литературы. | Вырабатывают план действий, определяют средства реализации, источники информации, распределяют роли в группах. | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу. |
3. | Обсуждение гипотиз, уточнение плана деятельности. | Работают с информацией, выполняют исследования. | Консультирует, координирует деятельность учащихся. |
4. | Выполнение проекта. | Работают над проектом и его оформлением. | Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей. |
5. | Оценка выполнения проекта. Презентация: защита проекта. | Докладывают о результатах совместной работы. | Оценивает работу детей. |
Ведущий.
Береги природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !
Учитель.
Стремительно развивается наше общество и экономика. Природа испытывает на себе очень сильное воздействие человека. Не стоит забывать мы тоже часть этой природы. Как только человек начинает забывать эту простую истину, природа сама ему об этом напоминает. Но напоминает экологическими катастрофами, болезнями людей, гибелью растений и животных. Нет, природа не жестокая, природа - мать, которая всегда будет учить своих детей. Мы привыкли называть и считать природой – поля, леса, травы, реки. На самом деле – это окружающая среда, которая нам дана как дом для жизни, а сама природа – это мощная сила, которая может перечеркнуть всю жизнь на планете и начать ее заново.
22 апреля – это Международный день Земли. Наше мероприятие посвящено этому празднику.
Чтение стихотворения в записи «Я – живая планета»
Я - живая планета Земля
Я - горячее пламя огня,
И белый холодный снег,
Я - маленькая капелька дождя.
И вода всех морей и рек.
Я - взрыв, извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака,
Я - нераскрытая тайна океана,
И живая планета Земля.
Я - невидимая тень луны,
И яркий солнечный свет,
Я - призрак далекой звезды.
Живущий тысячи лет.
Очень часто, не думая о будущем, люди часто наносят природе серьёзные раны.
Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. На загрязнение водоемов пагубно влияют воды различных предприятий. Чистая питьевая вода стала дефицитом.
Загрязнение воды приводит к размножению малярийных комаров, из-за чего ежегодно умирает около двух миллионов человек. Нехватку чистой воды испытывают более миллиарда человек при том, что 80 процентов всех инфекционных заболеваний передается через воду.
Основными загрязнителями водоемов являются нефть и нефтепродукты. Загрязнение воды нефтью происходит в основном из-за халатного отношения к этому вопросу людей. Иногда моют машины и выливают в реки даже отработанное машинное масло.
Попадая в водоемы, вода приобретает токсические свойства и представляет угрозу не только для человека, но и для всего живого.
Поступление дождевых и талых вод с территории города, поселков, деревень, предприятий, дорог, мостов; со стихийных свалок бытовых отходов, расположенных по берегам реки также загрязняют водоёмы.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей,
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет
Фабрик и заводов смог.
В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал,
И становится всё мельче
Море дивное Арал.
2. Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Воду надо расходовать экономно, не оставлять краны
открытыми.
Нельзя выбрасывать в реки, озера, родники мусор,
мыть в них машины.
Загрязнение воздух
Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами вызывают рак, нарушения работы иммунной системы. Это убивает около трех миллионов человек в год.
Каширская ГРЭС
Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит 37 предприятий и организаций района, среди которых первенствует электроэнергетика (ГРЭС), жилищно-коммунальное хозяйство (котельные, очистные сооружения), транспортные организации, предприятия строительной индустрии, агропромышленные и металлургические производства.
Среди источников выбросов в атмосферный воздух первое место занимает Каширская ГРЭС. На второй и третьем МУП «Водоресурс» и ОАО «Агропродукт», выбросы которых хотя и меньше выбросов ГРЭС, но довольно в районе.
Наличие в городах зеленых насаждений является одним из наиболее благоприятных экологических факторов. Зеленые насаждения активно очищают атмосферу, снижают уровень шумов, кроме того, зелень в городах благотворно действует на эмоциональное состояние человека.
Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают различные тяжёлые заболевания. Это убивает около трех миллионов человек в год.
Загрязнение почвы.
Загрязнение и опустошение почвы приводит к тому, что отравляющие вещества поглощаются человеком вместе с пищей и водой. Нарушение пищеварения гарантированно.
Проблема отходов.
Проблема отходов признается учеными одной из самых главных и трудных. Отходы – это все, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали леса и обочины дорог. Где же выход? Ученые считают: чтобы уменьшить образование отходов, нужно изменить образ жизни человека, а производство сделать по возможности безотходным. Разработаны новые технологии изготовления разовой посуды и упаковочных материалов на бумажной основе, которые разлагаются в природе в течение двух лет.
Ожерелье. Полигон ТБО.
Полигон ТБО в Ожерелье должен быть закрыт в ноябре 2014 года
В 2014 году на территории Подмосковья планируют закрыть 20 полигонов твердых бытовых отходов. Как сообщает Министерство экологии Московской области, с начала года уже было закрыто четыре полигона. Всего на начало 2013 года в регионе насчитывалось 39 свалок, из них к концу года должно остаться 13.
Железнодорожные предприятия.
Железнодорожное предприятие, располагающиеся на территории города, наносит намного больше вреда, чем полигон ТБО в целом. Там уровень предельно допустимых вредных веществ, превышен в десятки раз. Однако это не приводит к опасным заболеваниям.
Железнодорожная станция Богатищево.
Лес
Человечество берет, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. В первую очередь - это лес, главное богатство нашей планеты, ведь не зря нашу планету называют зеленой. Ежегодно зеленая оболочка земли сокращается на 1%. Одной из причин этого является – вырубка лесов. На сегодняшний день территория, занятая лесными массивами составляет чуть более 30 %. В ряде районов юга России леса вырублены полностью.
Просмотр видео о пожаре в лесу.
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Вырубка лесов, распашка новых площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами оставляет все меньше и меньше места для жизни животных. Статистика такова: в начале века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий.
Красная книга
Красная книга содержит сведения о тех видах организмов, которые могут исчезнуть и для сохранения которых нужны специальные меры защиты. Она вся состоит из цветных страниц. Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер (морская корова, дронт, сумчатый волк). Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных (снежный барс, тигр, зубр). Желтые страницы – это те животные, количество которых быстро уменьшается (белый медведь, розовая чайка, розовый фламинго, джейран). Белые страницы – это те животные, которых всегда было немного (скопа, северный олень). Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны (гадюка никольского, прибайкальский черношапочный сурок). Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания
(речной бобр, лось). Красная книга – документ временного действия. Люди постепенно узнают новое об исчезающих видах растений и животных, предлагают взять их под охрану, соответственно вносят в Красную книгу.
Какие-то растения или животные могут уже не нуждаться в охране – их переносят на другие страницы книги.
Красная Книга Московской области (1998 г., 2008 г )
Лесной жаворонок, обыкновенный сом, трёхпалый дятел, удод, чехонь, серая утка, журавль, лебедь, аист, пёстрый дятел, лесной жаворонок).
Каширский район
Бабочка махаон
Основной цвет фона крыльев — интенсивно-жёлтый. Передние крылья с чёрными пятнами и жилками, и с широкой чёрной каймой, с жёлтыми лунообразными пятнами у внешнего края крыла. Задние крылья имеют «хвостики» до 10 мм. Она питается зонтичными. Это укроп, морковь, петрушка, борщевик и т.д.
Крапчатые суслики роют для себя довольно сложные норы длинной до 5 метров. впадают в спячку, и пробуждаются в марте-апреле. Очень часто живет на обочинах дорог, склонах балок и на выгонах. В питании крапчатый суслик отдает предпочтение злакам, поедая, ковыль, овсяницу и мятлик. На зиму старается припасти корм, но не в больших количествах (этот факт не точный)
Ящерица прыткая.
Ящерица обитает в сухих, прогреваемых солнцем местах, лесах, горах . Буроватая и зеленовато-бурая окраска хорошо скрывает ее среди камней и травы. Живут в норах, которые роют сами, или используют норы других животных. Активны днем. Во время охоты постоянно находятся недалеко от норы, не отходя от нее более чем на 10-15 м.
В случае нападения спасается бегством, при этом постоянно меняет направление своего движения. Очень шустрое животное, вполне оправдывает своё название: быстро бегает, высоко прыгает и хорошо лазает по веткам. Она мгновенно круто меняет направление, сбивая преследователя, может молниеносно прыгать на жуков и кузнечиков, а мух ловит даже на лету. Основу питания прыткой ящерицы составляют жуки, кузнечики, дождевые черви, гусеницы и пауки. В неволе можно приучить есть кусочки мяса, варёного яйца и т.д., но живая пища в рационе должна быть основной.
На территории Каширского муниципального района гнездятся, и встречается на пролете более 10 видов уток, белолобый гусь - гуменник. Постоянно обитают серая куропатка и тетерев.
Зелёный дятел.
Питание: муравьи и их куколки, гусеницы бражников, личинки дровосеков, дождевые черви, улитки, а также опавшие плоды деревьев. В отличие от других дятлов редко долбит деревья. . Оперение верхней части туловища и крыльев оливково-зелёное, нижней — зеленовато-серое или светло-зелёное с тёмными поперечными пестринами. Под клювом - полоска перьев, напоминающая «усы».
Серые куропатки.
Серая куропатка – миловидная крепкая курочка величиной с рябчика. Пестрое оперение маскирует ее в зарослях травы и кустарника, где она живет и устраивает гнездо в виде небольшой ямки среди густой травы. Своим видом и повадками серая куропатка похожа на домашнюю курицу. Так же квохчет, подзывая птенцов, так же учит их разгребать лапами землю, добывая корм. В теплую зиму, чтобы достать корм, они роют тоннели в снегу. Когда холодно, перебираются ближе к жилью, стогам, озимым посевам. Спят куропатки стайками, прижавшись друг к другу, головами наружу. Если их потревожить, они мигом разлетаются в разные стороны!
Приокско-Террасный заповедник
Расположен вблизи города Пущино Московской области. Организован он был в 1948 году. Только в России заповедник является не только охраняемой территорией, но и научным учреждением.
Здесь встречается около 100 видов южных растений. Перечислим растения, наиболее часто встречающиеся в заповеднике: кустарники - вишня степная, дрок красильный, ракитник русский; травянистые растения - типчак, ковыль Иоанна, мятлик луковичный, перловник пестрый, перловник высокий, рябчик русский, чемерица черная, таволжанка, девясил шершавый, валериана российская.
В заповеднике преобладают лесные и степные животные, большое количество разнообразных птиц, встречаются животные пустынь и полупустынь.
Главной достопримечательностью Приокско-Террасного заповедника является зубр — дикий лесной бык, самое крупное копытное животное Европейского континента, которого по праву считают современником мамонта. Письменные данные о зубре известны еще с III столетия до н.э., а ископаемые останки предков зубров относят к плиоцену (1,5 млн. лет назад).
В настоящее время в питомнике содержится 60 зубров. Живут они в 50-гектарных вольерах, оборудованных подкормочной площадкой, где дважды в день проводится подкормка животных. Кроме естественных подножных кормов, зубры в течение всего года получают комбикорм и древесные корма (стволы и ветви осины и ивы), а в зимний период — еще сено и корнеплоды (морковь, свеклу). В каждом загоне имеется соль-лизунец с минеральными добавками.
Национальный парк ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ.
«Лосиный остров» образован в 1983 г. на территории Москвы и Московской области с целью сохранения природных комплексов, оптимизации природопользования, развития национальной культуры и создания условий для организованного отдыха.
ЛОСЬ - самый крупный современный олень.
Взрослые самцы имеют длину тела до 300 см, высоту в холке до 235 см и массу до 580—600 кг.
Очень большие, широкие и подвижные уши.
Под горлом свешивается вниз мягкий кожистый вырост — «серьга», достигающая 25—40 см.
Окраска лося буровато-черная. Ноги от середины голени и предплечья вниз светло-серые, почти белые.
БАБИРУССА
У нее сравнительно маленькая голова, короткие уши, сильно выгнутая спина, высокие и тонкие ноги. Хвост короткий без кисти на конце. Кожа морщинистая и покрыта такой редкой щетиной, что тело кажется голым.
Верхние клыки, особенно у самцов, очень длинные (до 30 см). Они пронизывают кожу морды и загибаются назад. У очень старых самцов клыки изгибаются так сильно, что образуют полное кольцо и их концы врастают в верхнюю челюсть.
Нижние клыки короче верхних, но также большие, и концы их направлены вверх и назад
ОЛЕНЬ ПЯТНИСТЫЙ
Стройный, легкого телосложения, летний мех во всех возрастах пятнистый. Зимой пятнистость выражена слабо или ее совсем нет. «Зеркало» очень мало и на круп выше корня хвоста не идет. Длина тела взрослых самцов 173— 180 см, самок — 162—174 еж; высота в холке самцов — 109—112 см, самок — 94— 98 см; масса самцов — 117—131 кг, самок — 73—84 кг (в питомниках соответственно до 148 и 86 кг). Длина рогов взрослых 65—79 см (до 93 см).
ВЕЧЕРНИЦА РЫЖАЯ
Один из обычных обитателей лиственных лесов и парков Европы, Кавказа и Средней Азии. Стала важным объектом при изучении сезонных миграций, терморегуляции, питания, эхолокации и других особенностей биологии.
Вид НОРКА ЕВРОПЕЙСКАЯ занесён в международную Красную Книгу
НОРКА ЕВРОПЕЙСКАЯ
По внешнему виду норка напоминает колонка и хорька, но тело ее еще более приземистое, голова уплощенная, уши меньше, шерсть значительно плотнее, с очень густой подпушью. Окраска однотонная, темно-бурая, более рыжеватая у европейского вида. У него же на обеих губах расположено белое пятно.
Длина ее тела равна 32—43 см, хвоста —12—19 см, масса — 550—800 г,
АИСТ ЧЁРНЫЙ
Длина крыла у него в среднем 54 см, вес около 3 кг.
Оперение этой птицы преимущественно черное с зеленоватым и медно-красным металлическим отливом, брюшная сторона тела белая.
Клюв, ноги, горло, неоперенное пятно на уздечке и у глаз ярко-красные.
КОБЧИК
У кобчика клюв короткий и относительно слабый, пальцы короткие.
Общая длина 29-33 см, размах крыльев 70-77 см, длина крыла 23- 25 см.
Самцы кобчика сизо-бурые с черноватой головой и черноватыми рулевыми; задняя часть брюха, подхвостье и оперение голени рыжие.
Человек и природа
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды...
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Запомни!!!
Запрещающие знаки в природе.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей.
В природе о них позаботятся взрослые животные
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц.
По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники.
Не прикасайся к гнёзду,иначе птицы-родители могут совсем покинуть.
Не бери с собой в лес весной и в начале лета собаку.Она может
поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей
Нельзя мыть в водоёмах машины, мотоциклы, мопеды и даже
велосипеды (некоторые их части тоже смазаны машинным маслом).
От этого могут погибнуть мальки.
Никогда не выбрасывай в воду мусора! Не оставляй его и на берегу,
потому что с берега он может легко попасть в воду.
1. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы окажемся одни.
2. Надо природу беречь и лелеять,
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом,
Что нынче посеем, то завтра пожнем.
3. Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица с небом, как поле с лугом,
Как ветер с полем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
4. Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым близким своим друзьям.
5. Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной прекрасней нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
* Надежду хрупкую свою
С землею вместе отдаю,
С надеждой, верой и любовью,
Чтоб стала вновь она такою,
Какой была бы изначально:
Чиста, красива, величава.
Им дальше жить на этом свете,
Им людям быть за все в ответе.
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/ekologiya32.htm
Голованова Т. «Защищай, береги, умножай», Москва, «Молодая гвардия», 1989г.
Лаптев И. «Сохраним родную природу», Москва, изд-во «Плакат», 1989г.
Интернет – источники.
1.Проекты детей по теме
« Красная книга»
2.Материалы интернета по данной теме.
3.Стихи детских писателей.
4.Картинки – фото животных
5.Красная книга России ( взят материал о животных) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной деятельности "Живи, Земля!"
Программа направлена на воспитание экологической культуры младших школьников...
Социальный проект «Живи, родник, живи!»
Родники издавна привлекали к себе внимание людей. Много веков назад их обожествляли язычники. С родниками и колодцами в народе связано множество самых различных поверий. «Чист, как родник»,- говорили ...
Сценарий экологического фильма-спектакля "Живи, Земля!"
Сценарий экологического фильма-спектакля "Живи, Земля!" для младших школьников...
Экологический проект "Живи, Земля"
Данный проект разработан для обучающихся 3,4 классов. Цель проекта: формирование экологического воспитания. основным мероприятием, к которому подходят дети в результате проекта, является заседание "Эк...
Экологический проект "Живи,родник,живи..."
Экологический проект "Живи, родник ,живи!",направленный на обеспечение продуктивной деятельности детско–взрослого сообщества по восстановлению, благоустройству и охране родников, расположенных н...
Проект для младших школьников "Живи Земля"
Экологический проект для школьников...
Проект "Почва - живая земля"
В разных сказках русского народа мы часто встречаем такие слова: «Земля – кормилица». Почему почву издревле называют именно так. Это же не просто земля, которая нах...