Воспитательная программа «Путешествие по стране ЗОЖ»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Состояние здоровья детей является главной задачей, определяющей настоящее и будущее. И просто необходимо сделать все, чтобы сохранение здоровья детей превратилось в одно из приоритетных направлений деятельности школы. Именно образовательная организация призвана вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитательная программа по ЗОЖ | 72.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа
«Путешествие по стране ЗОЖ»
( 1 – 4 классы)
Разработала учитель начальных классов
МБОУ «Уемская СШ»
Катаева Татьяна Васильевна
2017
- Пояснительная записка.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности,
бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
(В.А. Сухомлинский)
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, общественное здоровье на 25% зависит от состояния окружающей среды и на 50% от образа жизни. В начале XXI века социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом, детского.
Школа в определенный период жизни человека является необходимой средой, в которой ребенок должен развиваться полноценно и гармонично, ведь ребенок находится в школе более половины дня. Но, если допускаются нарушения в приспособлении к этой среде, если среда не учитывает особенности организма ребенка, то неминуемы серьезные отклонения в состоянии физического и психического здоровья, нарушения в развитии и срыв социально-психологических адаптаций.
Состояние здоровья детей является главной задачей, определяющей настоящее и будущее. И просто необходимо сделать все, чтобы сохранение здоровья детей превратилось в одно из приоритетных направлений деятельности школы.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательную организацию создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательная организация призвана вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
За основу своей программы я взяла один из разделов Программы воспитания и социализации обучающихся основного общего образования МБОУ «Уемская СШ» - «Дорога к собственному здоровью», где главными ценностями являются: ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, здоровью близких и окружающих людей.
Цель программы:
формирование у младших школьников необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
1)Формировать у детей знания о здоровье и факторах его сохранения.
2) Обучить младших школьников приемам сохранения и укрепления своего здоровья, познакомить с основами правильного питания, правилами личной гигиены, режимом дня.
3) Познакомить с профилактикой некоторых заболеваний.
4) Углубить знания о вредных привычках и формировать отрицательное отношение к ним.
5) Воспитывать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Программа реализуется в течение 4 лет (2014-2018 годы) и рассчитана на учащихся 1 - 4 классов.
Теория (час) | Практика (час) | Всего (час) | |
1 класс | 8 | 4 | 12 |
2 класс | 7 | 5 | 12 |
3 класс | 6 | 6 | 12 |
4 класс | 6 | 6 | 12 |
Всего | 27 | 21 | 48 |
Основными принципами программы являются:
• доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность;
• формирование базисных основ культуры здоровья;
• интеграция знаний из различных наук с целью формирования соответствующего мышления и поведения;
• личностно ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности;
• учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе;
• активное овладение детьми элементарными знаниями о своем здоровье и навыками его сбережения;
формирование деятельностно-практического отношения к полученным знаниям о себе и своем здоровье;
• организация здоровьеразвивающей предметно-игровой среды в начальной школе.
Основные направления работы по реализации программы
Медицинское
- соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований,
- организация питания учащихся.
Просветительское
- профилактика вредных привычек;
- работа по предупреждению роста заболеваемости учащихся школы;
- работа с родителями.
Психолого – педагогическое
- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребенка;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.
Спортивно - оздоровительное
- организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.
Формы работы
Формы работы разнообразны: беседы, аукцион, встречи, конкурсы, проекты, презентации, экскурсии, выставки.
Одна из распространенных и интересных форм работы по формированию здорового образа жизни – это туризм. Туристский поход – это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью. Туристская работа очень многообразна по формам: походы в разных видах (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие прогулки, экскурсии, разные виды туристских соревнований.
Туристические походы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся школьников, учат и здоровому образу жизни, активному отдыху. Анализ практики показывает, что наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения – это пешие и лыжные походы, путешествия. В школе активно используется пешеходный туризм как самый массовый и самый доступный вид туризма. Для школьников такие походы полезны, так как способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры, развивают коллективизм. Пребывание школьников на свежем воздухе, воздействие солнца и дозирование физических нагрузок, а также разнообразие впечатлений во время похода и путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливает силы, повышает работоспособность в познавательной деятельности, развивает познавательный интерес. Поскольку туристические походы включают краеведческую работу, то обучающиеся во время походов активизируют свою познавательную деятельность, изучают историю, природу и культуру родного края – своей малой родины, готовят фото выставки, видеофильмы, рисунки, описания, презентации.
В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные направления:
- оздоровительное
- познавательное;
- спортивное
Цели похода:
- Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможностьсамим понять преимущества регулярных занятий.
- Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
- Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
- Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует ребенка. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
Прогнозируемый результат
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, жизненного стиля, предполагает что, учащиеся должны научиться:
- называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; правила организации учебного труда;
- как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;
- основам здоровьесберегающей учебной культуре;
- здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;
- противостоянию вредным привычкам;
- высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;
- организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.
- Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Месяц | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | |
теор. | практ. | ||||
1 | сентябрь | Мы теперь ученики | 1 | Беседа о режиме дня школьника | |
2 | октябрь | Переменки и урок | 1 | Экскурсия по школе | |
Здравствуй, осень золотая! | 1 | Пешая прогулка | |||
3 | ноябрь | Лесная аптека | 1 | беседа | |
4 | декабрь | Витамины – лучшие друзья | 1 | Презентация | |
Открытие лыжного сезона | 1 | поход | |||
5 | январь | Мою руки чисто-чисто | 1 | Беседа | |
6 | февраль | Настроение в школе | 1 | Беседа, проблемные ситуации | |
7 | март | Правила гигиены | 1 | Беседа | |
8 | апрель | Настроение дома | 1 | Беседа, проблемные ситуации | |
9 | май | Быстрые, смелые, ловкие | 1 | Майская эстафета | |
Ура!Каникулы! | 1 | поход | |||
Итого часов | 8 | 4 |
2 класс
№ | Месяц | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | |
теор. | практ. | ||||
1 | сентябрь | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | 1 | беседа | |
Вот и осень пришла | 1 | Пешая прогулка | |||
2 | октябрь | Рассказ об одежде | 1 | Творческая мастерская | |
Осенний кросс | 1 | кросс | |||
3 | ноябрь | Урок безопасности | 1 | Беседа, презентация | |
4 | декабрь | Открытие лыжного сезона | 1 | поход | |
5 | январь | Рассказ об обуви | 1 | Творческая мастерская | |
6 | февраль | Ела дуб, поломала зуб | 1 | Беседа | |
7 | март | Профилактика вирусных заболеваний | 1 | Беседа с медиком школы | |
8 | апрель | Что я знаю о ЗОЖ | 1 | Выставка рисунков | |
9 | май | «Строители» нашего организма | 1 | Беседа | |
Ура! Каникулы! | 1 | поход | |||
Итого часов | 7 | 5 |
3 класс
№ | Месяц | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | |
теор. | практ. | ||||
1 | сентябрь | Чистота - залог здоровья. | 1 | Встреча с медицинским работником школы | |
Папа, мама, я- дружная семья | 1 | Поход с родителями | |||
2 | октябрь | Если хочешь быть здоров. | 1 | Беседа, дискуссия | |
Осенний кросс | 1 | кросс | |||
3 | ноябрь | Пассивное курение | 1 | просмотр фильма, обсуждение | |
4 | декабрь | Уроки безопасности | 1 | беседа | |
Открытие лыжного сезона | 1 | поход | |||
5 | январь | Физкультура и здоровье. | 1 | Подвижные игры | |
6 | февраль | Когда я ем, я глух и нем | 1 | Беседа | |
7 | март | Питание и здоровье | 1 | Презентация | |
8 | апрель | День здоровья | 1 | Игра по станциям | |
9 | май | Ура! Каникулы! | 1 | поход | |
Итого часов | 6 | 6 |
4 класс
№ | Месяц | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | ||
теор. | практ. | |||||
1 | сентябрь | Вредные привычки и здоровье. | 1 | беседа | ||
Вот и лето прошло. | 1 | Пешая прогулка | ||||
2 | октябрь | «Вкуснятина» | 1 | Аукцион рецептов из овощей | ||
Осенний кросс | 1 | кросс | ||||
3 | ноябрь | Хочу остаться здоровым | 1 | беседа | ||
4 | декабрь | Я в школе и дома | 1 | беседа | ||
Открытие лыжного сезона | 1 | поход | ||||
5 | январь | Что нужно знать о лекарствах | 1 | Беседа с медиком школы | ||
6 | февраль | Травматизм и его профилактика | 1 | Беседа, презентация | ||
7 | март | Турнир эрудитов по ЗОЖ | 1 | игра | ||
8 | апрель | Ядовитая азбука | 1 | Составление плакатов | ||
9 | май | Растения Красной книги в нашем крае | 1 | Экологическая тропа | ||
Итого часов | 6 | 6 |
- Содержание занятий.
1 класс.
- Тема «Мы теперь ученики» (1 час)
Беседа о режиме дня школьника с элементами игры,понятие режим дня.
Деятельность учащихся:рассказ о том, что изменилось в жизни, участвовать в составлении режима дня.
- Тема «Переменка и урок» (1час)
Экскурсия по школе, беседа о правилах безопасного поведения в школе.
Деятельность учащихся: составление памятки о правилах поведения в школе на уроках и переменах.
- Тема «Здравствуй, осень золотая»(1 час)
Форма: пешая прогулка
Цель: прогулка по лесу, наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе.
Содержание: поход 2 – 3 км, сравнение летней и осенней природы: растений, насекомых, погоды, температурных изменениях; сбор природного материала.
Итог: выставка поделок из природного материала; знания закреплены на уроках окружающего мира.
- Тема «Лесная аптека» (1 час)
Беседа, северные ягоды: клюква, брусника, морошка, польза, лекарственные свойства.
Деятельность учащихся:ответы на вопросы, работа в группах.
- Тема «Витамины – лучшие друзья» (1 час)
История происхождения слова «витамины», основные виды витаминов, продукты, богатые определенным видом витаминов.
Деятельность учащихся: слушание информации, ответы на вопросы.
- Тема «Открытие лыжного сезона»(1 час)
Форма: пешая прогулка
Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья.
Содержание: прогулка на лыжах индивидуальных дистанций, катание с гор на лыжах и санках.
Итог: оформление стенда «Мои впечатления» (рисунки, фотографии, стихи, сочинения).
- Тема «Мою руки чисто – чисто» (1 час)
Понятия «кожа», «гигиена рук», правила мытья рук.
Деятельность учащихся:слушание, участие в составлении правил мытья рук.
- Тема «Настроение в школе» (1час)
Занятие общения с элементами психогимнастики, совместная работа с психологом школы
Деятельность учащихся: участие в играх «Передай улыбку по кругу», «Отгадай настроение» и др.
- Тема «Правила гигиены» (1 час)
Понятия «гигиена тела», значение гигиены для человека, основные правила соблюдения гигиены тела.
Деятельность учащихся: слушание, работа в парах, участие в составлении правил личной гигиены.
- Тема «Настроение дома» (1 час)
Тренинг поведения: как избежать наказания? Коррекция агрессивного поведения, занятие с психологом школы.
Деятельность учащихся: участие в тренинге, «Уходи, злость, уходи!», «Любящий сын».
- Тема «Быстрые, смелые, ловкие» (1 час)
Традиционная майская эстафета, соревнования между параллельными классами.
Деятельность учащихся: бег.
- Тема «Ура, каникулы!»(1 час)
Форма проведения: пешая прогулка, поход
Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, сплочение ученического коллектива, выявление лидерских качеств.
Содержание: поход 2 – 5 км, спортивные соревнования, прохождение полосы препятствий разной сложности, подвижные игры.
Итог: выставка рисунков
- класс.
- Тема «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (1час)
Понятия «здоровый образ жизни».
Деятельность учащихся:обмен впечатлениями о летних каникулах, о видах отдыха (игры на свежем воздухе, купание на речке, овощи и фрукты, походы в лес, хорошее настроение и др.),
- Тема «Вот и осень пришла»(1 час)
Форма: пешая прогулка
Цель: прогулка по лесу, знакомство с растениями леса.
Содержание: поход 2 – 3,5 км, наблюдение за растениями леса: этажи леса, деревья и кустарники, хвойные и лиственные, знакомые и незнакомые.
Итог: выставка рисунков «Осенний лес», знания закреплены на уроках окружающего мира.
- Тема «Рассказ об одежде» (1час)
Значении одежды в жизни человека (история возникновения одежды, значение чистой одежды, назначение школьной формы, правила ношения и ухода за школьной формой.
Деятельность учащихся: практическими заданиями – пришивание пуговиц, чистка одежды.
- Тема «Осенний кросс» (1 час)
Традиционная эстафета среди команд начальной школы.
Деятельность учащихся: бег
- Тема «Урок безопасности» (1 час)
Правила безопасного поведения в школе, дома, на улице.
Деятельность учащихся: составление памяток.
- Тема «Рассказ об обуви» (1час)
Беседа о значении обуви в жизни человека, её чистоте.
Деятельность учащихся: практическим заданием – чистка школьной обуви.
- Тема «Открытие лыжного сезона» (1 час)
Форма: пешая прогулка
Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья.
Содержание: прогулка на лыжах индивидуальных дистанций, катание с гор на лыжах и санках.
Итог: оформление стенда «Мои впечатления» (рисунки, фотографии, стихи, сочинения).
- Тема «Ела дуб, поломала зуб» (1час)
Формирование понятия «личная гигиена», беседа о значении зубов в жизни человека, о правилах ухода за зубами.
Деятельность учащихся: тренинг чистки зубов.
- Тема «Вирусные заболевания» (1час)
Беседа о профилактике вирусных заболеваний (прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений, точечный массаж при простуде, витаминные чаи).
Деятельность учащихся: слушание, ответы на вопрсы.
- Тема «Что я знаю о ЗОЖ» (1час)
Выставка рисунков.
Деятельность учащихся: рисование по теме ЗОЖ.
- Тема «Строители нашего организма» (1 час)
Понятия «белки», «жиры», «углеводы», значение их в организме человека.
Деятельность учащихся: слушание, ответы на вопросы.
- Тема «Ура, каникулы» (1 час)
Форма проведения: пешая прогулка, поход
Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, сплочение ученического коллектива, выявление лидерских качеств.
Содержание: поход 2 – 5 км, спортивные соревнования, прохождение полосы препятствий разной сложности, подвижные игры.
Итог: сочинение
3 класс.
- Тема «Чистота – залог здоровья» (1 час)
Чистота окружающей среды, значение в жизни человека.
Деятельность учащихся: слушание, работа в группах.
- Тема «Папа, мама, я дружная семья»(1 час)
Форма проведения: пешая прогулка
Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, сплочение ученического и родительского коллективов, выявление лидерских качеств.
Содержание: поход до 4 км, подвижные игры, командные соревнования между детьми и родителями.
Итог: фотовыставка
- Тема «Если хочешь быть здоров»(1 час)
Значение здоровья в жизни человека, разностороннее физическое развитие, значение физических упражнений.
Деятельность учащихся: слушание, дискуссия о ЗОЖ.
- Тема «Осенний кросс» (1 час)
Традиционная эстафета среди команд начальной школы.
Деятельность учащихся: участие в эстафете.
- Тема «Пассивное курение» (1 час)
Понятия «курение», «пассивное курение», «вредные привычки»; о вреде здоровью пассивного курения.
Деятельность учащихся: просмотр фильма, обсуждение.
- Тема «Урок безопасности» (1 час)
Правила безопасного поведения в школе, дома, на улице.
Деятельность учащихся: составление памяток.
- Тема «Открытие лыжного сезона(1 час))
Форма: пешая прогулка
Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья.
Содержание: прогулка на лыжах индивидуальных дистанций, катание с гор на лыжах и санках.
Итог: оформление стенда «Мои впечатления» (рисунки, фотографии, стихи, сочинения).
- Тема «Физкультура и здоровье» (1 час)
Зависимость состояния здоровья от занятий физкультурой.
Деятельность учащихся: Обсуждение (групповое). Каждая группа составляет несколько правил здорового человека и выносит их на обсуждение всего класса.
- Тема «Когда я ем, я глух и нем» (1 час)
Правила поведения за столом дома и в столовой.
Деятельность учащихся: ролевая игра.
- Тема «Питание и здоровье» (1 час)
Продукты полезные и вредные.
Деятельность учащихся: аукцион продуктов питания, богатых витаминами.
- Тема «День Здоровья» (1 час)
Всемирный День Здоровья, значение ЗОЖ
Деятельность учащихся: игра по станциям.
- Тема «Ура, каникулы»(1 час)
Форма проведения: пешая прогулка, поход
Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, сплочение ученического коллектива, выявление лидерских качеств.
Содержание: поход 2 – 5 км, спортивные соревнования, прохождение полосы препятствий разной сложности, подвижные игры.
Итог: сочинение
- класс.
- Тема «Вредные привычки и здоровье» (1 час)
Ознакомление с понятием вредные привычки, выявление их в своей жизни и жизни близких людей.
Деятельность учащихся: составление портрета здорового человека.
- Тема «Вот и лето прошло»(1 час)
Форма: однодневный поход
Цель: прогулка вдоль реки, обучение техники туризма.
Содержание: поход до 5 км, обучение разжиганию костра, установка палатки и т.д.
Итог: фотовыставка.
- Тема «Вкуснятина» (1 час)
Аукцион рецептов ( полезные, вкусные домашние рецепты),
Деятельность учащихся: составление сборника рецептов.
- Тема «Осенний кросс» (1 час)
Традиционная эстафета среди команд начальной школы.
Деятельность учащихся: участие в эстафете.
- Тема «Хочу остаться здоровым» (1 час)
Встреча с социальным педагогом (беседа о профилактике вредных привычек).
Деятельность учащихся: слушание, участие в беседе.
- Тема «Открытие лыжного сезона»(1 час)
Форма: пешая прогулка
Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья.
Содержание: прогулка на лыжах индивидуальных дистанций, катание с гор на лыжах и санках.
Итог: оформление стенда «Мои впечатления» (рисунки, фотографии, стихи, сочинения).
- Тема «Я в школе и дома» (1 час)
Организация детского досуга – способ профилактики вредных привычек.
Деятельность учащихся :составление банка игра и занятий для школы и дома.
- Тема «Что нужно знать о лекарствах» (1 час)
Занятие с медработником школы, (правила хранения и использования лекарственных средств, профилактика наркомании).
Деятельность учащихся: слушание, участие в беседе, ответы на вопросы.
- Тема «Травматизм и его профилактика» (1 час)
Формирование понятия травматизм.
Деятельность учащихся: составление карты травмоопасных мест в школе, ПМП при ушибах и переломах.
- Тема «Турнир эрудитов по ЗОЖ» (1 час)
Проверка знаний по ЗОЖ, полученных за 4 года.
Деятельность учащихся: участие в игре.
- Тема «Ядовитая азбука» (1 час)
Беседа о ядовитых растениях, ягодах, грибах.
Деятельность учащихся: составление плаката с изображением ядовитых растений.
- Тема «Растения Красной книги нашего края»(час)
Форма: пешая прогулка
Цель: составление маршрута «Экологическая тропа»
Содержание: поход 3- 4 км, нахождение растений, занесенных в Красную книгу Архангельской области, составление маршрута экологической тропы с описанием растений, установка табличек.
Итог: проект «Экологическая тропа»
- Оценка результатов реализации программы. (Приложение)
Класс | Задачи | Форма диагностики |
1класс | Исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья. | Методика «Индекс отношения к здоровью». (С. Дерябо и В. Ясвина) |
2 класс | Наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни. | Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша) |
3 класс | Изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья. | Методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша) |
4 класс | Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях | Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша) |
Проанализировав результаты, классный руководитель вносит коррективы в Программу воспитания на следующий год, что позволит повысить качество воспитания здорового образа жизни.
5. Условия реализации программы.
1. Кабинет (классная комната), спортзал, школьная и районная детские библиотеки.
2. Аудио, видео аппаратура.
3. Спортивный инвентарь.
4. Книги, иллюстративный материал, журналы, статьи по теме ЗОЖ, статьи по выполнению исследовательских проектов.
5. Тесный контакт с родительским комитетом.
6. Помощь медицинского работника школы, социального педагога, психолога, родителей при проведении классных мероприятий.
- Список литературы.
- «Современные образовательные технологии», Селевко Г.К. Москва, Народное образование, 1998.
- «О современных подходах и концепциях воспитания», Степанов Е.Н., М. Лузина, Москва: ТЦ Сфера, 2003.
- «Здоровьесберегающие технологии». Москва. ВАКО. 2007г.
- Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Н.С.Гаркуша «Тенденции воспитания культуры здоровья школьников»
- Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. - Москва: ФЦДЮТиК, 2006
- Куликов В.М. Вестник детско-юношеского туризма в России. 1997. - №3 (23).
- Е. О. Яременко «Родительские собрания». Издательство Экзамен, 2009
- Приложение.
Диагностика учащихся.
1 класс
Методика С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью».
Цель: исследовании ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.
Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого выбирают три наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка:
- хорошие вещи, материальное благополучие;
- общение с природой;
- общение с друзьями и другими окружающими людьми;
- любовь и семейная жизнь;
- здоровье, здоровый образ жизни;
- труд (профессия, учёба, интересная работа);
- духовность (нравственность, саморазвитие)
Наиболее важные для меня: Наименее важные для меня:
1. _________________________ 1. ________________________
2. _________________________ 2. ________________________
3. _________________________ 3. ________________________
Обработка результатов
Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй - второй, третьей - третий. Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй - шестой, третьей - пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг.
Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвёртый или пятый ранг – оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой – ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.
2 класс
Методика «Гармоничность образа жизни школьников»
(Н.С. Гаркуша)
Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.
Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.
Вопросы
- Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) хорошее; б) удовлетворительное;
в) плохое; г) затрудняюсь ответить.
- Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?
а) да, занимаюсь;
б) нет, не занимаюсь.
- Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?
а) чаще всего больше 2 часов;
б) около часа;
в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу.
- Делаете ли утром следующее:
а) физическую зарядку; б) обливание;
в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу.
- Обедаете ли в школьной столовой?
а) да, регулярно;
б) иногда;
в) нет.
- В котором часу ложитесь спать?
а) до 21 часа;
б) между 21 и 22 часами;
в) после 22 часов.
- Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?
а) да, активно;
б) изредка;
в) никогда.
8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?
а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями;
в) читаю книги; г) помогаю по дому;
д) преимущественно смотрю телевизор (видео);
е) играю в компьютерные игры; ж) другое.
Бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Обработка результатов
Ответы оцениваются по десятибалльной шкале
- а – 10, б – 5, в – 0, г -0
- а – 10, б – 0
- а -10, б – 5, в – 0
- а - 10, б - 10, в – 0, г - 0
- а – 10,б - 5, в - 0
- а -10, б – 5, в – 0
- а -0, б – 5, в – 10
- а – 10, б -5, в – 5, г – 5, д- 0, е – 0, ж -0
№ | ФИО | Кол –во баллов | Уровень |
1 | Ботыгин Е. | 75 | средний |
2 | Иванов А. | 95 | высокий |
Интерпретация
Высокий уровень – 110 – 80 баллов – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.
- класс.
Методика «Уровень владения школьниками
культурными нормами в сфере здоровья»
(Н.С. Гаркуша)
Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.
Инструкция. Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений в вопросах 1, 4, 5, 6, в вопросах 2 и 3 отметьте знаком «+» один из предложенных ответов.
- Занимаетесь ли Вы:
а) в школьной спортивной секции;
б) в спортивной секции других учреждений;
в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;
г) просмотром передач на тему здоровья;
д) употреблением витаминов;
е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.
- Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:
а) вообще никогда не участвую;
б) очень нерегулярно;
в) раз или два в неделю;
г) три и более раз в неделю.
- На уроках физической культуры вы занимаетесь:
а) с полной отдачей;
б) без желания;
в) лишь бы не ругали.
- Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):
а) полное взаимопонимание;
б) доверительные;
в) уважительные;
г) отсутствие взаимопонимания.
- Для ведения здорового образа жизни Вы:
а) соблюдаете режим дня;
б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу;
в) занимаетесь спортом;
г) делаете регулярно утреннюю зарядку;
д) не имеете вредных привычек.
- Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) ум, сообразительность;
г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;
д) объём знаний о здоровом образе жизни;
е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
ж) внимание и наблюдательность;
з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);
и) умение организовать свой труд (организованность);
к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
л) чуткость и отзывчивость к людям;
м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д;
п) умение беречь время;
р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.
Обработка результатов
За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.
№ | ФИО | Кол –во баллов | уровень |
1 | Ботыгин Е. | 75 | средний |
2 | Иванов А. | 95 | высокий |
Интерпретация
Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.
Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.
Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.
- класс.
Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша)
Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие:
- в спортивных соревнованиях;
- в спортивных праздниках;
- в туристических походах;
- в проведении дней, недель здоровья;
- в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;
- в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- в различных подвижных , спортивных играх, эстафетах;
- в проведении физкультминуток, физкультпауз;
- в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;
- в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;
- в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;
- в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни;
- в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.
Обработка результатов
Каждый плюс оценивается 10 баллами.
№ | ФИО | Кол –во баллов | уровень |
1 | Ботыгин Е. | ||
2 | Иванов А. |
Интерпретация
Высокий уровень – 130 – 100 баллов – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.
Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.
Низкий уровень – меньше 40 баллов – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.
Определение общего уровня сформированности
культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша)
Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три.
Получаются следующие уровни здоровья:
Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 135 – 100 баллов. Осознание школьниками ценности здоровья, ведение здорового образа жизни, наличие представлений о сущности здоровья; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья; высокая творческая активность; умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию и творческому выражению; готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; нерегулярное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует.
№ | ФИО | баллы | Уровень (сумма / 3) | ||
2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1 | Ботыгин Е. | 75 | 85 | ||
2 | Иванов А. | 95 | 100 | ||
3 | Соловьев В. | 60 | 65 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие "Путешествие в страну Здоровья"
В игровой форме дети путешествуя по станциям, закрепляли представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.Особенностью мероприятия является не только его воспита...
Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год
Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...
Воспитательная программа «Путешествия по Солнечной стране»
Целостный педагогический процесс – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание»....
Мероприятие воспитательного характера «Путешествие в страну дорожных знаков»
Мероприятие воспитательного характера «Путешествие в страну дорожных знаков». Цель - предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся школы....
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Путешествие в страну Доброты"
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Доброты»...
Конспект воспитательного занятия "Путешествие в страну вредных привычек"
Цели:- Пропаганда здорового образа жизни, формирование представлений о полезных и вредных привычках, формирование ответственного отношения к своему здоровью.Задачи:Образовательные: раскрыть причины, в...