Воспитательный час :«Путешествие в страну Толерантности»
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Воспитательный час
Тема: «Путешествие в страну Толерантности»
Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: 1) Карточки –толерантность ,любовь, прощение, терпение.
раздаточный материал (карточки),
2) Ребус.
3) волшебное сердечко
4)мультимедийное оборудование,
5)фонограммы песен "Ты, да я ,да мы с тобой ",песня кота Леопольда «О доброте», «Песня о доброте».
6)отрывок из мультфильма «Гадкий утёнок».
7)плакат «Дерево толерантности»,разноцветные листочки.
8)Простые карандаши, ручки.
9)кружки красного и синего цвета по кол-ву уч-ся.
Ход проведения
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады, что собрались здесь сегодня все вместе. Посмотрите в глаза нашим гостям, друг другу, возьмитесь за руки. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в путешествие в одну интересную страну, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям . А чтобы нам в пути подружиться, давайте познакомимся поближе.
( Упражнение “Кто ты?”)
Воспитатель:
– У меня в руках волшебное сердечко. Передавая его по кругу, вы вполголоса называете своё имя и присущее вам качество.
Н: Елена Алексеевна – открытая и т.д.
– Замечательно! Вот мы и стали ближе.
2. Введение в тему. Выявление проблемы.
Воспитатель: Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья".
(Воспитатель читает притчу)
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, драк . Дошёл слух об этой семье до самого царя. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился царь. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист царю. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
- И всё?
- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:- И мира тоже.
Воспитатель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: Любовь, терпение, прощение.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?
Дети: О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.
Воспитатель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно назвать одним словом
- Вы можете назвать слово, если отгадаете ребус.
У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне. Расположить ответы в порядке возрастания чисел.
"толерантность".
т | о | л | е | р | а | н | т | н | о | с | т | ь |
10-9 | 15-13 | 6-3 | 8-4 | 17-12 | 12-6 | 3+4 | 2+6 | 7+2 | 5+5 | 5+6 | 8+4 | 10+3 |
-Какое слово получилось?
-Прочитайте хором Толерантность. (Слайд 1)
- Ребята, сегодня мы будем говорить о толерантности и попытаемся понять, что обозначает слово «толерантность».
-Отправляемся в «Путешествие в страну Толерантности» (Слайд 2)
Девиз нашего путешествия:
«Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные». (Слайд 3)
(показ видеоклипа) (Слайд 4)
3. Обсуждение понятия толерантность.
(Слайд 5)
-Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)
Воспитатель: -Вам поможет в этом разобраться Лунтик.
Игра «Цветок толерантности» (Слайд 6)
-Ребята, а я вам привез цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать.
-Прочитайте слова на лепестках. (Читают дети )
(Драка, прощение, уважение, сострадание, злость, сотрудничество, милосердие ,грубость .
-Назовите слова, которые подходят к слову толерантность.
Воспитатель: -Прочитайте, что у нас получилось
Толерантность –это ..... ( Слайд 7)
-Давайте прочитаем в словаре значение слова .
(Слайд 8)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: в русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.
4. «Основные черты толерантной личности»
Воспитатель: -Что значит быть толерантным? (Слайд 9)
Воспитатель:
-Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Воспитатель:
-Прочитайте слова, которые вы оставили?
-Почему?
-Что значит быть толерантным человеком?
Вывод :Быть толерантным, значит: (Слайд 10)
уважать другого;
не злиться;
любить ближнего своего;
быть добрым, терпимым;
сострадать.
5. Физминутка «Я, ты, он, она»
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Посмотрите на себя, на соседа слева ,на соседа справа.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Обними соседа слева, обними соседа справа.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.
В этом зале - все друзья!
Я, ты, он, она - вместе дружная семья!
6.Закрепление
1. Решение проблемных ситуаций. Работа к микрогруппах.
Воспитатель: -Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Воспитатель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуации. Как бы вы поступили в том или ином случае?
Расскажите, как можно решить проблему мирным путем.
Ситуации.
1)В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!»
-Ваши действия.
2)Вы играете игрушкой, а сестра (брат, одноклассник) забирают её
у вас, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
3)Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
4)Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
2.Просмотр отрывка из м/ф “Гадкий утёнок” (Слайд 11)
Беседа. Примерные вопросы к обсуждению:
- Почему не любили гадкого утенка? (Ответы детей)
- Гадкий, вызывает отвращение,
- урод,
- хорошо плавает,
- большой и несуразный,
- бедняга,
- слишком велик.
- Какими качествами обладают обитатели птичьего двора?
- Злоба,
- зависть,
- чёрствовсть,
Вывод.
Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все.
3. Игра.
А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, синий – второе.
- Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
- Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
- С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
- Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
- Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1.Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
7. Обобщающая беседа.
Воспитатель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
(Слайд 12)
Золотое правило поможет вам жить в мире.
-Прочитайте его «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
(Слайд 13)
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
-Наше путешествие подошло к концу.
8. Рефлексия.
Воспитатель:
-Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
-Сейчас проведем творческую работу. Украсим «Дерево толерантности».
«Я раздам вам бумажные листочки ,а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными
( царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани).
-Прочитайте, что вы написали на листочках, приклейте их на дерево.
9. Подведение итогов.
Воспитатель:
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Скажите друг другу слова известного героя - терпеливого и добрейшего кота Леопольда
"Ребята, давайте жить дружно!".
- Интересно вам было на классном часу?
Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.
Классный час окончен. Надеюсь, что он не прошёл для вас даром. Будьте добры друг другу. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий мероприятия "Путешествие по Стране Толерантности"
Мероприятие для учащихся 7-12 лет в рамках недели толерантности...
Путешествие по Стране Толерантности
16 ноября отмечается Международный день толепантности. О том, что такое толерантность рассказывается в презентации. Части презентации нужно соединить....
Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Толерантности"
Мероприятие для классного часа, увлекательные занятия, интересные игры....
"Путешествие по стране толерантности"
(14.11.2013г) Конспект внеклассного занятия: «Путешествие по стране толерантности». Цель: познакомить воспитанников с понятием толерантность, выявить основные черты толерантности у детей, сформир...
"Путешествие в Страну Толерантности"
Мы разные, но вместе....
презентация "Путешествие в Страну Толерантности"
Мы разные, но мы вместе...
Игровая программа "Путешествие в страну Толерантности"
Цель программы: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.Задачи:1....