внеурочная деятельность - литературная гостиная "В мире книг"
рабочая программа (3 класс) на тему
предлагаю рабочую программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "В мире книг" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_knig_3_klass.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для 3 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности Л.А. Ефросининой «В мире книг», регионального учебного плана и учебного плана школы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения внеурочной деятельности, которые определены стандартом.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» представляет собой целостный документ, включающий такие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковые занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание работы кружка создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях кружка предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Цели обучения.
Изучение внеурочной деятельности «В мире книг» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующей цели: — создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Место внеурочной деятельности «В мире книг»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение внеурочной деятельности «В мире книг» в 3 классе 1 раз в неделю, то есть 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания. Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы-кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- проекты
- уроки-спектакли.
- Формы и средства контроля
- Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
- 1. Проверка техники чтения.
- 2. Проверка читательского кругозора.
- 3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 3-го класса)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 3 КЛАССА.
Универсальные учебные действия:
- работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
- сравнивать басни по структуре и сюжету;
- выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
- собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- составлять таблицу жанров произведений писателя;
- выполнять поисковую работу по проекту;
- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- находить по каталогу нужную книгу;
- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
- писать отзыв о книге или героях книги;
- пользоваться библиографическим справочником;
- рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
- собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
- готовить материал для классной и школьной газеты;
- пользоваться электронными газетами и журналами.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | История книги. Библиотеки | 4 | 2 | 2 |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | 2 | 1 |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | 2 | 1 |
4 | Книги о родной природе | 3 | 2 | 1 |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | 2 | 1 |
6 | Животные — герои детской литературы | 4 | 2 | 2 |
7 | Дети — герои книг | 3 | 2 | 1 |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | 1 | 1 |
9 | Книги о детях войны | 3 | 2 | 1 |
10 | Газеты и журналы для детей | 4 | 2 | 2 |
11 | «Книги, книги, книги…» | 4 | 2 | 2 |
Итого | 36ч | 21ч | 15ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
Тема 2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Тема 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Тема 4. Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Тема 5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Тема 6. Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-
дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Тема 7. Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Тема 8. Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Тема 9. Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Тема 10. Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Тема 11. «Книги, книги, книги…» (3 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ»
№ п/п | Тема | Кол-во час | Дата | Корректировка |
1 | Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики | 1 | 4.09 | |
2 | Библия. Детская библия (разные издания). | 1 | 11.09 | |
3 | Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | 18.09 | |
4 | Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. | 1 | 25.09 | |
5 | Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». | 1 | 2.10 | |
6 | Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. | 1 | 9.10 | |
7 | Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 | 16.10 | |
8 | Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. | 1 | 23.10 | |
9 | Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. | 1 | 30.10 | |
10 | Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Инсценирование басен (работа в группах). | 1 | 6.11 | |
11 | Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. | 1 | 13.11 | |
12 | Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). | 1 | 20.11 | |
13 | Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. | 1 | 27.11 | |
14 | Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. | 1 | 4.12 | |
15 | Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | 1 | 11.12 | |
16 | Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». | 1 | 18.12 | |
17 | Книги-сборники о животных. | 1 | 25.12 | |
18 | Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». | 1 | 15.01 | |
19 | Художники-оформители книг о животных. | 1 | 22.01 | |
20 | Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк» | 1 | 29.01 | |
21 | Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). | 1 | 5.02 | |
22 | Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | 1 | 12.02 | |
23 | По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». | 1 | 19.02 | |
24 | Проект «Расскажи о любимом писателе». | 1 | 26.02 | |
25 | Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди). | 1 | 5.03 | |
26 | Переводчики книг. | 1 | 12.03 | |
27 | Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). | 1 | 19.03 | |
28 | Книга В. Железникова «Девушка в военном». | 1 | 26.03 | |
29 | Творческая работа «Дети войны с тобой рядом» | 1 | 2.04 | |
30 | Что такое периодика. Детские газеты и журналы. | 1 | 9.04 | |
31 | История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». | 1 | 16.04 | |
32 | Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». | 1 | 23.04 | |
33 | Книги, их типы и виды. Справочная литература. Энциклопедии для детей. | 1 | 30.04 | |
34 | Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. | 1 | 7.05 | |
35 | Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». | 1 | 14.05 | |
36 | Создание классной газеты или журнала | 1 | 21.05 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы. Начальная школа 21 века./ под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф 2012г.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / авторы: Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ автор В.А.Горский. М.: Просвещение, 2011г
- Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
- Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997
- Сборник сказок зарубежных авторов
- Сборник русских народных сказок – М.:ПРАВДА, 1990
- Литературная сказка пушкинского времени – М.: ПРАВДА, 1988
- DVDс мультфильмами и художественными фильмами по литературным произведениям.
- Кассеты с записью литературных произведений
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
магнитофон
диски с записью литературных произведений,
диски с музыкой (классической и детской),
портреты писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность по теме "Красная книга Курской области"
Разработка внеурочного занятия по теме: «Красная книга Курской области» ориентирована на возрастную категорию 2 -3 класса. На занятии используются разнообразные формы, методы и приемы обуч...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класс" В мире книг"
Общая характеристика факультатива. Факультатив «В мире книг»,(«Сборник программ внеурочной деятельности», под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Москва Издательский центр»Вентана-граф»2011г,Начальная школа 2...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " В мире книг" 4 класс.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «В мире книг» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефрос...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Юные экологи" "Красная книга-важная книга!" 1 класс
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности социального направления развития личности "Юные экологи" "Красная книга-важная книга!" для 1-го класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «В мире книг » для 1 класса
Рабочая программа курса «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся....