Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «В мире книг » для 1 класса
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа курса «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_v_mire_knig_1_klass.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласована Утверждена
Зам. директора по ВР Директор школы
-------------Л.Л. Шорохова ------------------И.Н.Кухаренкова
27 августа 2020г. 28 августа 2020 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курса «В мире книг »
для 1 класса
Рабочую программу составила
Мартынова О.В.
учитель начальных классов
Шумячи
2020 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «В мире книг» разработана в соответствии с: Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования « (с изменениями и дополнениями);
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. Алешина»
Рабочая программа курса «В мире книг» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи программы:
- Создание возможности для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
- создание условий для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
- развивитие памяти, внимания, воображения.
- создание условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Формы и методы организации работы:
литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.
Характеристика учебного предмета
Актуальность программы состоит в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика – читателя.
Занятия курса помогут решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка,
а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение
для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие,
и самовоспитание.
На занятиях курса предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» рассчитана на 33 часа в год с проведением одного занятия в неделю продолжительностью 35 минут.
Планируемые результаты
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание учебного предмета
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».
Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (2 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Учебно-тематический план
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Экскурсии | Проекты |
1. | Здравствуй, книга | 2 | ||
2. | Книги о Родине и родной природе | 2 | 1 | |
3. | Писатели детям | 3 | ||
4. | Народная мудрость. Книги-сборники | 2 | ||
5. | По страницам книг В.Сутеева | 3 | ||
6. | Сказки народов мира | 3 | 1 | 1 |
7. | Книги русских писателей-сказочников | 3 | 1 | |
8. | Детские писатели | 3 | 1 | |
9. | Сказки зарубежных писателей | 3 | ||
10. | Книги-сборники стихотворений для детей | 2 | 1 | |
11. | Дети – герои книг | 3 | ||
12. | Книги о животных | 2 | 1 | |
Итого | 32 | 4 | 3 |
Методы реализации программы:
- методы организации познавательной деятельности:
– словесные, наглядные, практические;
– репродуктивные, проблемно-поисковые;
– методы самостоятельной работы и работы под руководством;
- методы стимулирования и мотивации:
- интерактивные методы обучения
Формы работы
- индивидуальная
- групповая
- парная
- коллективная
Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Виды деятельности
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Работа с научно-популярной литературой.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
Формы представления результатов учащихся по курсу «В мире книг» представление участие в школьных , муниципальных , региональных конкурсах
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия |
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | |
Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | |
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | |
Книги о Родине и природе. | |
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | |
Книги-сборники писателей-классиков о детях. | |
Книги современных писателей о детях. | |
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | |
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | |
Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | |
По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). | |
В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | |
Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | |
Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | |
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением | |
Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | |
Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | |
По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | |
Книги С. Маршака. Выставка книг | |
Книги-сборники произведений К. Чуковского. | |
Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг | |
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | |
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | |
В гостях у сказки. | |
Стихотворения для детей. Книги-сборники. | |
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | |
Дети — герои книг детских писателей. | |
Литературная игра «Вопросы и ответы». | |
Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | |
Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | |
По страницам любимых книг. Выставка книг. | |
По страницам любимых книг. Выставка книг. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Авторская программа курса «В мире книг» 1 класс Л.А.Ефросинина (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой) – М.:Вентана- Граф, 2014
Интернет-ресурмы:
1. Сайт ru.wikipedia.org
2.Сайт www.kidsbook.ru
3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru9шцйй
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " В мире книг" 4 класс.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «В мире книг» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефрос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "В мире книг" . 1 класс
Программа по внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "В мире книг "1 класс
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "В мире книг" 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса. В помощь учителям...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире книг» для 2 класса...
Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "В мире книг" 2 класс
Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "В мире книг" 2 класс...