Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности «Путешествие в мир книги»
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Пуштаева Татьяна Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b_016.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности «Путешествие в мир книги»

Кол-во часов

Тема урока

Сроки (план\факт)

Наглядные пособия, технологические средства, оборудование

Планируемые результаты

Формы контроля

1-2.

2 ч

Малые фольклорные жанры. «На ярмарке».

Класс разделить на секторы. В каждом секторе — на прилавке работает подготовленный учителем ученик из класса. У каждого прилавка вывеска — плакат. Для игр приготовить карточки с заданиями, для поощрения — жетоны. Организовать ярмарку поделок.

Умеют:

- планировать свою деятельность (составлять план урока под руководс-твом учителя);

- осмысленно воспринимать текст на слух;

- самостоятельно работать с текстом, находить в тексте ключевые слова;

- самостоятельно составлять высказывание по теме произведения.

Выполнить иллюстрацию к любимому произведению.

3-4.

2 ч

Русские народные сказки.

Выставка книг со сборниками русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами, видеокассета или диафильм с русской народной сказкой; на доске — названия русских народных сказок.

Умеют:

- классифицировать книги по различным основаниям;

- рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций.

Сравнить сказки с другими русскими народными сказками.

5-6.

2 ч

Сказки А.С.Пушкина.

Выставка книг со сказками А.С. Пушкина, портрет поэта, фоторепродукция памятника А.С. Пушкину в Москве, карточки для литературной игры с отрывками из сказок, с литературными кроссвордами.

Умеют:

- давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;

- выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Сравнить главных героев русской народной сказки и сказки А.С.Пушкина.

7-8.

2 ч

Сказки русских писателей.

На доске написаны пословицы, названия сказок; полосками бумаги закрыты фамилии писателей и названия сказок.

(Например: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Ленивому и лениться лень. Не давши слова — держись, а давши — крепись. Не ищи красоты — ищи доброты. Добра хочешь — добро и делай. Какова работа, такова и награда. Много желать — добра не видать. Жадность всякому горю начало. В ком честь, в том и правда. Где работают — там густо, а в ленивом доме пусто. Друг познается в беде. Неизведанный друг не хорош для услуг.)

Умеют:

- выделять главную мысль в тексте;

- характеризовать героев на основе текста и иллюстраций;

- составлять план текста и подробно пересказывать по плану;

- сравнивать и обобщать;

-работать в группе.

Выразительное чтение по ролям.

9-10.

2 ч

Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого и Д.К.Ушинского.

Портреты Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского; выставка учебных книг: «Детский мир» К.Д. Ушинского; «Новая азбука», «Русские книги для чтения» Л.Н. Толстого; фоторепродукция усадьбы Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.

Умеют:

- работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал;

- позитивно общаться друг с другом.

Пересказ по плану.

11-12.

2 ч

Стихи русских поэтов об осени.

Детские рисунки об осени, портреты русских! поэтов, аудиозапись «Времена года. Осень» Вивальди.

Умеют:

- осмысленно читать учебный текст;

- обобщать пройденный материал;

- находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени.

Определение в тексте эпитетов и сравнений

13-14

2 ч

Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкого, Е.Чарушина.

Выставка книг писателей-анималистов, портреты писателей, жетоны для игры «Тир».                                             

Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину.

Умение участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы.

Рассказ о любимой книге В.Бианки.

15-16

«Всё наоборот». Весёлые стихи Д.Хармса, А.Введенского, Ю.Владимирова и других поэтов.

На доске портреты поэтов - обериутов (Если нет возможности — список фамилий). Выставка книг с поэзией для детей. Карточки для литературной игры. Видео и аудиокассеты с записью стихов, песен.

Умеют:

- определять главную мысль стихотворения

- создавать текст с опорой на художественный текст;

- работать с библиотечными каталогами и находить нужную книгу в библиотеке.

Рассказать о стихотворении, которое понравилось больше всего.

17-18.

2 ч

Стихи о детях и для детей С.Маршака, А. Барто, С.Михалкова.

Портреты детских поэтов; выставка книг; пословицы о дружбе, труде, правде и лжи (на доске). Таблички со словами «юмор», «сатира».

Умение:

- оставлять отзыв о прочитанном произведении;

- находить в тексте средства художественной выразительности;

- самостоятельно составлять рассказ.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

19-20.

2 ч

Сказки и стихи К.Чуковского.

Выставка книг К.И. Чуковского, видеокассета с мультфильмом «Путаница» или диафильм, карточки с заданиями к викторине, портрет писателя.

Умеют:

- самостоятельно читать произведения и осмысливать их;

- определять глав-ную мысль произве-дения; -сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.

Рассказать, какое чудо произошло в сказке.

21-22.

Рассказы и сказки Н.Носова.

Портрет писателя; выставка книг; пословицы, записанные на доске или на карточках, если есть возможность — видеозаписи фильмов и мультфильмов.

Знакомство с произведениями Н.Носоваа.

Умение находить в тексте слова, характеризующие героев.

Умение самостоятельно составлять  рассказ по рисункам.  

Выразительное чтение.

23-24.

2 ч

Стихи русских поэтов о зиме.

Для коллективной работы распечатать два стихотворения: С. Есенин — «Поет зима, аукает...» и И. Никитин — «Встреча зимы»; выставка книг; аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года»; листки с кроссвордами для зрителей.

Умеют:

- работать с различными источниками информации;

-  находить средства художественной выразительности;

- читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста.

Работа в паре: создание своего стихотворения о зиме (синквейна).

25-26.

2 ч

Современные детские журналы.

Подборка различных детских современных журналов; несколько журналов прошлого века — «Пионер», «Костер», «Чиж» и т.д.; если есть возможность, лучше организовать этот урок в библиотеке.

Осмысленно принимают ценность дружбы.

Умеют сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров.

Выполнение задания по группам: «Мурзилка», «Розовый слон», «Непоседа».

27-28.

2 ч

«Что? Где? Когда?»:энциклопедии и справочники.

Различные виды энциклопедических изданий — алфавитные, систематические; энциклопедии разных издательств — «Росмэн», «Аванта», «Русич».

Умеют:

- классифицировать книги по различным основаниям.

- коллективно обсуждать прочитанное, высказывать своё суждение в группе или паре.

Выразительное чтение любимых статей из энциклопедии..

29-30

2 ч

Комиксы.

Выставка комиксов по мультфильмам отечественных и зарубежных литературных сказок: А. Курляндский - «Ну, погоди!», Т. Янссон — «Шляпа волшебника», по мультфильмам У. Диснея; мультфильм «Ну, погоди»» - 11 серия.

- определять характер героев, события, картины, представленные в произведении;

- выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли;

- создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Рассказать о самом смешном или самом грустном эпизоде из рассказа.

Сделать картинный план.

31-32.

2 ч

Все-все-все Алана Милна.

видеозапись с мультфильмом про Винни-Пуха. Вставка книг. Карточки для закрепления.

Умеют соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста.

Умеют участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность  в самостоятельном чтении.

Выполнение задания по группам.

33-34

2 ч

Творчество Э. Успенского.

Выставка книг, портрет писателя, видеокассеты с мультфильмами по сказкам Успенского, аудиозаписи с песнями из мультфильмов, карточки для литературной игры.

Умеют:

- осмысливать содержание произведения;

- определять характер героев, события, картины, представленные в произведении;

- выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли;

- создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Сделать иллюстрацию к произведениям Э.Успенского.

35-36

2 ч

Творчество Г.Остера.

Выставка книг, карточки для игры, видеозаписи мультфильмов по сказкам Г. Остера.

Умеют:

-находить главную мысль в произведении;

- выразительно читать,

 -правильно говорить,

Сочинить фантастический рассказ или придумать «Вредный совет».

37-38

Рассказы В.Драгунского.

Выставка книг, видеокассета с фильмом «Веселые истории», схема на доске.

Осмысленное чтение произведений, определение главной мысли произведения.

Умение подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Опрос: как автор относится к своим героям

39-40.

2 ч

Твои защитники.

Выставка книг о войне, аудиозапись песни «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача; фоторепродукции памятников Неизвестному солдату (в Берлине), монументов и памятников в Москве, городах России.

Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину.

Умение участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы.

Опрос: почему эти произведения оказались в одном разделе?

41-42.

2 ч

Богатырские сказки. Былины.

Выставка книге былинами, богатырскими сказ ками. Иллюстрации с внешним видом, одеянием, оружием богатырей. На доске — слова, относящиеся к былинам, богатырям; аудиозапись былины.

Умеют:

- сравнивать различ-ные виды текстов;

- выбирать книгу по различным основа-ниям, представлять выбранную книгу;

- участвовать в кол-лективной беседе;

Опрос: почему эти произведения оказались в одном разделе?

43-44

Мама-главное слово.

Выставка книг; выставка детских рисунков «Моя ^ама»; на доске — пословицы о маме; аудиозапись песни «Мама»

из музыкального фильма «Мама» (по сказке «Волк и коза»); кино. фильм или диафильм по сказке О. Уайльда «Звездный мальчик». *

Создание поздравительной открытки для мамы и текста поздравительной открытки.

Умение работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг.

Представление своих работ.

45-46.

2 ч

Сказки разных народов.

Выставка со сказками разных народов (украинскими, белорусскими, сказками прибалтийских народов, восточными сказками); физическая карта Евразии; альбом с иллюстрациями одежды народов мира.

Умеют:

- классифицировать книги по различным основаниям;

- рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций.

Пересказ по плану

47-48.

2 ч

Зарубежный фольклор.

Выставка книг английских песенок в переводе [ С. Маршака и К. Чуковского, чешских и латышских песенок в переводе С. Маршака; аудиозапись песен «О мальчиках и девочках» по английской песенке, «Скрюченная песня», по английской песенке; видеозапись мультфильмов «В гостях у королевы», «Шалтай-болтай» из серии «Веселая карусель».

Умеют:

- распознавать особенности фольклорных форм;

- осмысленно воспринимать произведения живописи;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Нарисовать иллюстрацию

49-50.

2 ч

Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш.Перро.

Выставка книг. На доске написаны пословицы. Для литературной игры приготовить карточки, иллюстрации предметов из сказок.

Умеют:

- делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст;

- определять главную мысль произведения;

- составлять план прочитанного произведения.

Работа в группе: найти опорные слова и составить план рассказа.

51-52

2 ч

Сказки Г.Х.Андерсена.

Выставка книг со сказками Андерсена; карточки для литературной игры; иллюстрации для литературной игры; портрет Г.Х. Андерсена.

Умеют:

- делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст;

- определять главную мысль произведения;

- составлять план прочитанного произведения.

Опрос: как автор относится к своим героям.

53-54

Сказки братьев Гримм.

Выставка книг; на доске — пословицы; кроссворд; ребус; видеозапись с мультфильмом «По следам бременских музыкантов».

Умеют:

- делить текст на диалоги и текст автора;

- выразительно читать диалоги персонажей  сказки;

- голосом передавать характер героя.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

55-56.

2 ч

Д. Р. Толкиен «Хоббит, или туда и обратно».

Выставка книг; карточки для литературной игры; видеокассета с мультфильмом «Властелин колец»; иллюстрация карты Средиземья в увеличенном виде.

Умеют:

- выделять главную мысль в тексте;

- характеризовать героев на основе текста и иллюстраций;

- составлять план текста и подробно пересказывать по плану;

- сравнивать и обобщать;

-работать в группе.

Выразительное чтение.

57-58

2 ч

Д. Родари «Приключения Чипполино».

Выставка книг со сказками и стихами Д. Родари; кроссворд; видеокассета с мультфильмом «Приключения Чипполино».

Умеют:

-находить в сказках отражение быта, традиций народов;

- самостоятельно определять мотивы действий героев;

- строить собственные суждения;

- выбирать подходящую интонацию;

Рассказать, какое чудо произошло в сказке.

59-60

2 ч

А.Линдгрен « Малыш и Карлсон».

Выставка книг со сказками А. Линдгрен; видеозапись с мультфильмом «Карлсон, который живет на крыше»; карточки с планом устного рассказа.

Уметь:

- классифицировать по разным основа-ниям (различие сказок по видам);

- работать с различ-ными видами текста;

-самостоятельно составлять текст.

Основная мысль произведения.

61-62

2 ч

Обобщающий урок по литературным сказкам. Игра «Умники и умницы».

Знаки отличия для игры «шелковых умников»; иллюстрации к сказкам; парты выставить полукругом или буквой «П» — это места для теоретиков; в центре класса начертить цветным мелом или выложить три дорожки — красную, желтую, зеленую; приготовить аудиозаписи песен из кинофильмов и мультфильмов по сказкам (например: А. Рыбников — «Буратино», «Песен-ки-шумелки Винни-Пуха», песня из мультфильма «По следам бременских музыкантов» и т.д.).

Осмысление главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно.

Чтение с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста.

Формирование потребности в самостоятельном чтении.

Нарисовать своё настроение.

63-64

2 ч

Стихи о весне.

С борники стихов поэтов; пословицы о весне, на. писанные на доске; два эскиза с контурами женских фигур; аудид.. запись Вивальди «Времена года. Весна».

Умеют:

- находить слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;

- высказывать своё суждение;

- передавать свои чувства при чтении.

Сделать цветопись слов-ассоциаций.

65-66

2 ч

Сочинение «Моя любимая книга».

На доску выписать пословицы о книге, учении; на партах — корточки со структурой сочинений, тематикой.

Создание различных текстов под руководством учителя по заданному алгоритму.

Умение находить средства художественной выразительности (олицетворение).

Представление своих работ.

67-68

2 ч

Обобщающий урок. Читательская конференция.

На доске - высказывания о книгах; столы расставлены полукругом или буквой «О»; в центре класса — трибуна; участникам конференции раздают программу выступлений; видеозапись или аудиозапись интервью.

Осмысление главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно.

Чтение с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста.

Формирование потребности в самостоятельном чтении.

Рассказ о любимой книге

Литература: 1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.

2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.

3. Былины/ Сост.Ю.Г.Круглов.-М:Просвещение.1985.

4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.

5.Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.

6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.

7. Всё наоборот.Небылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г.Кружков.-М: просвещение, 1992.

8. Незнайка, Хоттабыч,Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.

9. Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность 2 класс русский язык

"Занимательная грамматика" календарно-тематическое планирование. Внеурочная деятельность 2 класс...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1-2 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "ОчУмелые ручки"  для 1-2 классов. В планирование  представлены  теоретические  и практические занятия; включены разделы: р...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)- занимательная математика...

Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности 3 класс

КТП  Кружок  «Интеллектуальные  игры»КТП  Кружок  «Поиграй со мной»КТП  Кружок  «Театральный»КТП  Кружок  «Уроки здоровья»КТП  Кружок  «Я и мои д...

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности 2 класс

КТП  Кружок  «Интеллектуальные  игры»КТП  Кружок  «Мы и окружающий мир»КТП  Кружок  «Поиграй со мной»КТП  Кружок  «Театральный»КТП  Кружок  «Урок...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс.

В этой папке содержится календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс....