Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности «Путешествие в мир книги»
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности «Путешествие в мир книги»
№ | Кол-во часов | Тема урока | Сроки (план\факт) | Наглядные пособия, технологические средства, оборудование | Планируемые результаты | Формы контроля |
1-2. | 2 ч | Малые фольклорные жанры. «На ярмарке». | Класс разделить на секторы. В каждом секторе — на прилавке работает подготовленный учителем ученик из класса. У каждого прилавка вывеска — плакат. Для игр приготовить карточки с заданиями, для поощрения — жетоны. Организовать ярмарку поделок. | Умеют: - планировать свою деятельность (составлять план урока под руководс-твом учителя); - осмысленно воспринимать текст на слух; - самостоятельно работать с текстом, находить в тексте ключевые слова; - самостоятельно составлять высказывание по теме произведения. | Выполнить иллюстрацию к любимому произведению. | |
3-4. | 2 ч | Русские народные сказки. | Выставка книг со сборниками русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами, видеокассета или диафильм с русской народной сказкой; на доске — названия русских народных сказок. | Умеют: - классифицировать книги по различным основаниям; - рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций. | Сравнить сказки с другими русскими народными сказками. | |
5-6. | 2 ч | Сказки А.С.Пушкина. | Выставка книг со сказками А.С. Пушкина, портрет поэта, фоторепродукция памятника А.С. Пушкину в Москве, карточки для литературной игры с отрывками из сказок, с литературными кроссвордами. | Умеют: - давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями; - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. | Сравнить главных героев русской народной сказки и сказки А.С.Пушкина. | |
7-8. | 2 ч | Сказки русских писателей. | На доске написаны пословицы, названия сказок; полосками бумаги закрыты фамилии писателей и названия сказок. (Например: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Ленивому и лениться лень. Не давши слова — держись, а давши — крепись. Не ищи красоты — ищи доброты. Добра хочешь — добро и делай. Какова работа, такова и награда. Много желать — добра не видать. Жадность всякому горю начало. В ком честь, в том и правда. Где работают — там густо, а в ленивом доме пусто. Друг познается в беде. Неизведанный друг не хорош для услуг.) | Умеют: - выделять главную мысль в тексте; - характеризовать героев на основе текста и иллюстраций; - составлять план текста и подробно пересказывать по плану; - сравнивать и обобщать; -работать в группе. | Выразительное чтение по ролям. | |
9-10. | 2 ч | Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого и Д.К.Ушинского. | Портреты Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского; выставка учебных книг: «Детский мир» К.Д. Ушинского; «Новая азбука», «Русские книги для чтения» Л.Н. Толстого; фоторепродукция усадьбы Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. | Умеют: - работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал; - позитивно общаться друг с другом. | Пересказ по плану. | |
11-12. | 2 ч | Стихи русских поэтов об осени. | Детские рисунки об осени, портреты русских! поэтов, аудиозапись «Времена года. Осень» Вивальди. | Умеют: - осмысленно читать учебный текст; - обобщать пройденный материал; - находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени. | Определение в тексте эпитетов и сравнений | |
13-14 | 2 ч | Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкого, Е.Чарушина. | Выставка книг писателей-анималистов, портреты писателей, жетоны для игры «Тир». | Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину. Умение участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы. | Рассказ о любимой книге В.Бианки. | |
15-16 | 2ч | «Всё наоборот». Весёлые стихи Д.Хармса, А.Введенского, Ю.Владимирова и других поэтов. | На доске портреты поэтов - обериутов (Если нет возможности — список фамилий). Выставка книг с поэзией для детей. Карточки для литературной игры. Видео и аудиокассеты с записью стихов, песен. | Умеют: - определять главную мысль стихотворения - создавать текст с опорой на художественный текст; - работать с библиотечными каталогами и находить нужную книгу в библиотеке. | Рассказать о стихотворении, которое понравилось больше всего. | |
17-18. | 2 ч | Стихи о детях и для детей С.Маршака, А. Барто, С.Михалкова. | Портреты детских поэтов; выставка книг; пословицы о дружбе, труде, правде и лжи (на доске). Таблички со словами «юмор», «сатира». | Умение: - оставлять отзыв о прочитанном произведении; - находить в тексте средства художественной выразительности; - самостоятельно составлять рассказ. | Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. | |
19-20. | 2 ч | Сказки и стихи К.Чуковского. | Выставка книг К.И. Чуковского, видеокассета с мультфильмом «Путаница» или диафильм, карточки с заданиями к викторине, портрет писателя. | Умеют: - самостоятельно читать произведения и осмысливать их; - определять глав-ную мысль произве-дения; -сравнивать героев и их поступки в разных произведениях. | Рассказать, какое чудо произошло в сказке. | |
21-22. | 2ч | Рассказы и сказки Н.Носова. | Портрет писателя; выставка книг; пословицы, записанные на доске или на карточках, если есть возможность — видеозаписи фильмов и мультфильмов. | Знакомство с произведениями Н.Носоваа. Умение находить в тексте слова, характеризующие героев. Умение самостоятельно составлять рассказ по рисункам. | Выразительное чтение. | |
23-24. | 2 ч | Стихи русских поэтов о зиме. | Для коллективной работы распечатать два стихотворения: С. Есенин — «Поет зима, аукает...» и И. Никитин — «Встреча зимы»; выставка книг; аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года»; листки с кроссвордами для зрителей. | Умеют: - работать с различными источниками информации; - находить средства художественной выразительности; - читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста. | Работа в паре: создание своего стихотворения о зиме (синквейна). | |
25-26. | 2 ч | Современные детские журналы. | Подборка различных детских современных журналов; несколько журналов прошлого века — «Пионер», «Костер», «Чиж» и т.д.; если есть возможность, лучше организовать этот урок в библиотеке. | Осмысленно принимают ценность дружбы. Умеют сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров. | Выполнение задания по группам: «Мурзилка», «Розовый слон», «Непоседа». | |
27-28. | 2 ч | «Что? Где? Когда?»:энциклопедии и справочники. | Различные виды энциклопедических изданий — алфавитные, систематические; энциклопедии разных издательств — «Росмэн», «Аванта», «Русич». | Умеют: - классифицировать книги по различным основаниям. - коллективно обсуждать прочитанное, высказывать своё суждение в группе или паре. | Выразительное чтение любимых статей из энциклопедии.. | |
29-30 | 2 ч | Комиксы. | Выставка комиксов по мультфильмам отечественных и зарубежных литературных сказок: А. Курляндский - «Ну, погоди!», Т. Янссон — «Шляпа волшебника», по мультфильмам У. Диснея; мультфильм «Ну, погоди»» - 11 серия. | - определять характер героев, события, картины, представленные в произведении; - выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли; - создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. | Рассказать о самом смешном или самом грустном эпизоде из рассказа. Сделать картинный план. | |
31-32. | 2 ч | Все-все-все Алана Милна. | видеозапись с мультфильмом про Винни-Пуха. Вставка книг. Карточки для закрепления. | Умеют соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста. Умеют участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность в самостоятельном чтении. | Выполнение задания по группам. | |
33-34 | 2 ч | Творчество Э. Успенского. | Выставка книг, портрет писателя, видеокассеты с мультфильмами по сказкам Успенского, аудиозаписи с песнями из мультфильмов, карточки для литературной игры. | Умеют: - осмысливать содержание произведения; - определять характер героев, события, картины, представленные в произведении; - выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли; - создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. | Сделать иллюстрацию к произведениям Э.Успенского. | |
35-36 | 2 ч | Творчество Г.Остера. | Выставка книг, карточки для игры, видеозаписи мультфильмов по сказкам Г. Остера. | Умеют: -находить главную мысль в произведении; - выразительно читать, -правильно говорить, | Сочинить фантастический рассказ или придумать «Вредный совет». | |
37-38 | 2ч | Рассказы В.Драгунского. | Выставка книг, видеокассета с фильмом «Веселые истории», схема на доске. | Осмысленное чтение произведений, определение главной мысли произведения. Умение подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. | Опрос: как автор относится к своим героям | |
39-40. | 2 ч | Твои защитники. | Выставка книг о войне, аудиозапись песни «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача; фоторепродукции памятников Неизвестному солдату (в Берлине), монументов и памятников в Москве, городах России. | Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину. Умение участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы. | Опрос: почему эти произведения оказались в одном разделе? | |
41-42. | 2 ч | Богатырские сказки. Былины. | Выставка книге былинами, богатырскими сказ ками. Иллюстрации с внешним видом, одеянием, оружием богатырей. На доске — слова, относящиеся к былинам, богатырям; аудиозапись былины. | Умеют: - сравнивать различ-ные виды текстов; - выбирать книгу по различным основа-ниям, представлять выбранную книгу; - участвовать в кол-лективной беседе; | Опрос: почему эти произведения оказались в одном разделе? | |
43-44 | 2ч | Мама-главное слово. | Выставка книг; выставка детских рисунков «Моя ^ама»; на доске — пословицы о маме; аудиозапись песни «Мама» из музыкального фильма «Мама» (по сказке «Волк и коза»); кино. фильм или диафильм по сказке О. Уайльда «Звездный мальчик». * | Создание поздравительной открытки для мамы и текста поздравительной открытки. Умение работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг. | Представление своих работ. | |
45-46. | 2 ч | Сказки разных народов. | Выставка со сказками разных народов (украинскими, белорусскими, сказками прибалтийских народов, восточными сказками); физическая карта Евразии; альбом с иллюстрациями одежды народов мира. | Умеют: - классифицировать книги по различным основаниям; - рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций. | Пересказ по плану | |
47-48. | 2 ч | Зарубежный фольклор. | Выставка книг английских песенок в переводе [ С. Маршака и К. Чуковского, чешских и латышских песенок в переводе С. Маршака; аудиозапись песен «О мальчиках и девочках» по английской песенке, «Скрюченная песня», по английской песенке; видеозапись мультфильмов «В гостях у королевы», «Шалтай-болтай» из серии «Веселая карусель». | Умеют: - распознавать особенности фольклорных форм; - осмысленно воспринимать произведения живописи; - участвовать в коллективном обсуждении. | Нарисовать иллюстрацию | |
49-50. | 2 ч | Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш.Перро. | Выставка книг. На доске написаны пословицы. Для литературной игры приготовить карточки, иллюстрации предметов из сказок. | Умеют: - делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст; - определять главную мысль произведения; - составлять план прочитанного произведения. | Работа в группе: найти опорные слова и составить план рассказа. | |
51-52 | 2 ч | Сказки Г.Х.Андерсена. | Выставка книг со сказками Андерсена; карточки для литературной игры; иллюстрации для литературной игры; портрет Г.Х. Андерсена. | Умеют: - делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст; - определять главную мысль произведения; - составлять план прочитанного произведения. | Опрос: как автор относится к своим героям. | |
53-54 | 2ч | Сказки братьев Гримм. | Выставка книг; на доске — пословицы; кроссворд; ребус; видеозапись с мультфильмом «По следам бременских музыкантов». | Умеют: - делить текст на диалоги и текст автора; - выразительно читать диалоги персонажей сказки; - голосом передавать характер героя. | Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. | |
55-56. | 2 ч | Д. Р. Толкиен «Хоббит, или туда и обратно». | Выставка книг; карточки для литературной игры; видеокассета с мультфильмом «Властелин колец»; иллюстрация карты Средиземья в увеличенном виде. | Умеют: - выделять главную мысль в тексте; - характеризовать героев на основе текста и иллюстраций; - составлять план текста и подробно пересказывать по плану; - сравнивать и обобщать; -работать в группе. | Выразительное чтение. | |
57-58 | 2 ч | Д. Родари «Приключения Чипполино». | Выставка книг со сказками и стихами Д. Родари; кроссворд; видеокассета с мультфильмом «Приключения Чипполино». | Умеют: -находить в сказках отражение быта, традиций народов; - самостоятельно определять мотивы действий героев; - строить собственные суждения; - выбирать подходящую интонацию; | Рассказать, какое чудо произошло в сказке. | |
59-60 | 2 ч | А.Линдгрен « Малыш и Карлсон». | Выставка книг со сказками А. Линдгрен; видеозапись с мультфильмом «Карлсон, который живет на крыше»; карточки с планом устного рассказа. | Уметь: - классифицировать по разным основа-ниям (различие сказок по видам); - работать с различ-ными видами текста; -самостоятельно составлять текст. | Основная мысль произведения. | |
61-62 | 2 ч | Обобщающий урок по литературным сказкам. Игра «Умники и умницы». | Знаки отличия для игры «шелковых умников»; иллюстрации к сказкам; парты выставить полукругом или буквой «П» — это места для теоретиков; в центре класса начертить цветным мелом или выложить три дорожки — красную, желтую, зеленую; приготовить аудиозаписи песен из кинофильмов и мультфильмов по сказкам (например: А. Рыбников — «Буратино», «Песен-ки-шумелки Винни-Пуха», песня из мультфильма «По следам бременских музыкантов» и т.д.). | Осмысление главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно. Чтение с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста. Формирование потребности в самостоятельном чтении. | Нарисовать своё настроение. | |
63-64 | 2 ч | Стихи о весне. | С борники стихов поэтов; пословицы о весне, на. писанные на доске; два эскиза с контурами женских фигур; аудид.. запись Вивальди «Времена года. Весна». | Умеют: - находить слова, которые помогают представить картины, изображённые автором; - высказывать своё суждение; - передавать свои чувства при чтении. | Сделать цветопись слов-ассоциаций. | |
65-66 | 2 ч | Сочинение «Моя любимая книга». | На доску выписать пословицы о книге, учении; на партах — корточки со структурой сочинений, тематикой. | Создание различных текстов под руководством учителя по заданному алгоритму. Умение находить средства художественной выразительности (олицетворение). | Представление своих работ. | |
67-68 | 2 ч | Обобщающий урок. Читательская конференция. | На доске - высказывания о книгах; столы расставлены полукругом или буквой «О»; в центре класса — трибуна; участникам конференции раздают программу выступлений; видеозапись или аудиозапись интервью. | Осмысление главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно. Чтение с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста. Формирование потребности в самостоятельном чтении. | Рассказ о любимой книге |
Литература: 1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Былины/ Сост.Ю.Г.Круглов.-М:Просвещение.1985.
4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.
5.Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
7. Всё наоборот.Небылицы и нелепицы в стихах./ Сост.Г.Кружков.-М: просвещение, 1992.
8. Незнайка, Хоттабыч,Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
9. Т.В.Городкова, Н.В.Ёлкина Детские кроссворды.-Ярославль, Академия развития, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность 2 класс русский язык
"Занимательная грамматика" календарно-тематическое планирование. Внеурочная деятельность 2 класс...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку для 4 класса.
Занимательная лексика для младших школьников....
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1-2 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "ОчУмелые ручки" для 1-2 классов. В планирование представлены теоретические и практические занятия; включены разделы: р...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)- занимательная математика...
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности 3 класс
КТП Кружок «Интеллектуальные игры»КТП Кружок «Поиграй со мной»КТП Кружок «Театральный»КТП Кружок «Уроки здоровья»КТП Кружок «Я и мои д...
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности 2 класс
КТП Кружок «Интеллектуальные игры»КТП Кружок «Мы и окружающий мир»КТП Кружок «Поиграй со мной»КТП Кружок «Театральный»КТП Кружок «Урок...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс.
В этой папке содержится календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс....