Программа внеурочной деятельности «Мир семьи»
рабочая программа (2 класс) на тему

Кузьмина Ирина Яковлевна

Программа составлена  на  основе  комплексной образовательной программы "Мир  семьи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Мир семьи"58.26 КБ

Предварительный просмотр:

 «Утверждаю»                                                            «Согласовано»

Директор школы:_________/Лисичкина С.Н.              Зам.директора по ВР:__________/Курганова  Л. М.

  Приказ № 35   от  31  августа 2017г.                                          Протокол №  7   от 30  августа 2017г.

                                                                                                           

Муниципальное   общеобразовательное   учреждение

Большекошинская   средняя   общеобразовательная   школа

Программа   внеурочной   деятельности

«Мир семьи»

(  2 класс )

                                                                           Составитель :  учитель  начальных  классов

                                                                            Кузьмина  И.Я.

Большая  Коша

2017 год

Комплексная образовательная программа «Мир семьи»

по формированию семейных ценностей для детей дошкольного и школьного возраста.

Основания для разработки программы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  •  «Декларация о правах ребенка»;
  • «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»;
  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
  • «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации».

  1. Пояснительная записка

           Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их развития и воспитания. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка. Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».  Указом Президента Российской Федерации  «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.

           Федеральный государственный образовательный стандарт  нового поколения направлен на развитие личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных  ценностей. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, к другим людям, к обществу, природе. В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума» (Г.Н. Филонов). Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, российского общества и государства. Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на формирование семейных духовно-нравственных ценностей. Анализ научной литературы, образовательной практики, опыта семейного воспитания показал, что данная проблема носит многоаспектный характер – философский, социологический, психологический, педагогический, методический.     Теоретико-методологической основной программы являются: философские концепции русских философов (И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского и др.), ученых-педагогов (К.Д. Ушинского, А.А. Ухтомского, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Волкова, И.Ф. Гончарова и др.), психологов (В. Зеньковского, Л.С. Выготского и др.).

      Сегодняшние  реалии,  данные социологических и психологических исследований подтверждают, что назрела необходимость подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, воспитания у учащихся ценностного отношения к семье.   Важным инструментом, посредством которого ученые разных стран стремятся решить данную проблему, является формирование семейных ценностей.

Цель программы:         

формирование семейных ценностей  детей в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного, общего и дополнительного образования,  как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.

Задачи программы:         

  • совершенствование системы воспитания по формированию семейных ценностей для обеспечения эффективности образовательной деятельности  образовательных учреждений Тверского региона, реализующих программы дошкольного, начального, общего, среднего и дополнительного образования детей, в соответствии со стратегией развития российского образования;
  • развития личности, органически сочетающей в себе стремление к формированию семейных ценностей, к самореализации и уважение к правам и интересам членов общества; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества;
  • создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника на основе семейных, традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;
  • снижение уровня асоциальных проявлений среди детей и школьников.

Направления работы по программе сформулированы исходя из идей личностно-ориентированного подхода, с определением субъектов образовательного процесса (ребенок, школьник, педагог, семья) как самостоятельной ценности.

                 Учебные модули   программы:

Модуль первый: «Радость жизни в семье».

Старшая группа ДОУ и/или группа предшкольного образования.

Модуль второй: «Опыт родительской семьи».

Младший школьный возраст (учащиеся младших классов).

Модуль  третий: «Мир чувств и отношений: товарищество, дружба, любовь».

Младший и средний подростковый возраст (учащиеся основной школы).

Модуль четвертый: «Семья и общество. Эстафета поколений».

Старший подростковый и младший юношеский возраст
(старшеклассники).

   Исходя  из  условий  реализации  проекта, учитывая возрастные особенности, данная  программа  составлена  для  учащихся  2 класса  на  основе  второго модуля «Опыт родительской семьи». Количество часов по программе – 34часа, 1 час в неделю.

         

Ожидаемые практические результаты:

  • содействие семье в реализации воспитательной функции, повышение воспитательного потенциала современной семьи и семейной политики, укрепление авторитета института семьи и его базовых ценностей;
  • расширение знаний детей об истории, традициях  семьи, рода;
  • создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий;
  • формирование   способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;
  • развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
  • психологическое  благополучие ребёнка в семье;
  • оптимизация   отношений между детьми  и родителями.

Основные принципы организации воспитания по формированию

  семейных ценностей.

     Процесс формирования семейных ценностей  основывается на следующих основных принципах:

  • демократизм, суть которого в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
  • гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания;
  • духовность, проявляющаяся в формировании у школьников жизненных духовных ориентаций, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;
  • толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
  • вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;
  • природоспособность - учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
  • эффективность - как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
  • воспитывающее обучение - как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
  • системность - как установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
  • социальность - как ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
  • социальное закаливание - как включение школьников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

II. Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Мир  семьи» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Мир семьи» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства .
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях .
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

                                                    III. Содержание программы

  Характеристика  предмета

 Модуль : «Опыт родительской семьи». Младший школьный возраст (учащиеся 2 класса).

Дидактические задачи: Развитие представлений о семье как специфической части (группе) общества, и её взаимосвязи с обществом. Дифференциация опыта семейных отношений и исполнения семейных ролей. Формирование опыта заботы о семье и её членах.

Базовые составляющие возрастного психического развития. 

Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах. Это последний период детства. Учебная деятельность становится в этот период ведущей деятельностью, определяющей и развитие мышления, развитие мотивации и самосознания ребенка. 

Младший школьник – еще ребенок, зависящий от взрослого, значимого для него, и необыкновенно привязанный к близким. Папа, мама и первая школьная учительница являются в его глазах самыми значимыми людьми, обладают высшим авторитетом. Их мнение определяет почти все в жизни ребенка, хотя ребенок включен в систему значимых для него отношений как с детьми, так и со взрослыми. Отношения между детьми и родителями строятся на привязанности ребенка и ответных чувствах взрослых. 

Младшему школьнику присуща эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все необычное и яркое. Но эмоции уже не так легко сменяют друг друга и не так явно проявляются, как в дошкольном детстве. К тому же наряду с ситуативными эмоциями нередко возникают аффективные комплексы. (Сложные чувства унижения, оскорбленного самолюбия, неполноценности. Или, наоборот, чувства собственной значимости, исключительности). Ребенок постепенно утрачивает детскую непосредственность. Он еще достаточно открыт для взрослых, но уже не всегда проявляет свои истинные чувства и желания, иногда пытается замаскировать причины своих поступков.

В младшем школьном возрасте многое зависит от школьного обучения – от степени его успешности (успеваемости), особенностей отношений с учительницей, внимания к учебе, проявляемого в семье, системы поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами и т.п.

У младшего школьника появляются широкие социальные мотивы - желание стать образованным, хорошо окончить школу, чувства долга, ответственности перед учителем, родителями и классом, и т.п. Сильными для большинства учеников в этом возрасте являются такие социальные мотивы учения, как отметка, похвала и награда. Похвала для младшего школьника так же важна, как для дошкольника. Используя в семье награды за успехи в учебе, родители подчеркивают значимость для них учебных дел сына или дочери, проводят время и переживают радость вместе с ребенком. 

Самооценка детей в этом возрасте становится более адекватной, чем была раньше, соответствующей реальным успехам и оценкам значимых взрослых. Младший школьный возраст – время развития произвольности. Младший школьник уже может и должен делать то, что не хочется, но надо. 

Кроме эмоциональной основы детско-родительских отношений важны степень опеки (заботы, внимания, уделяемого ребенку), мера удовлетворения его потребностей, количество и специфика требований и запретов, особенности контроля и санкций при нарушении принятых правил – все то, что определяет стиль семейного воспитания. При демократическом стиле воспитания в семье достигается баланс между помощью ребенку и требованием самостоятельной сосредоточенной работы. 

Формы и методы работы: Продолжение бесед по ситуации на темы семейной жизни. Чтение детской литературы с последующим обсуждением. Методы театральной педагогики. Участие детей в составлении родословной семьи. (Генеалогического дерева). Тренинги. Встречи с интересными родителями.                

Примерные темы для бесед. Зачем человеку нужна семья. Для чего семье нужны дети. Семья и общество (государство). Зачем дети нужны государству. Как государство защищает семью и ребенка. Кто за что отвечает в семье. Права и обязанности членов семьи. Откуда деньги в семье. Кто и о ком заботится в семье. Чем можно отвечать на любовь и заботу. Степени родства и их обозначения. (Дети родные, сводные, приемные. Братья (сестры) кровные, двоюрдные, сводные. Родители кровные, сводные, приемные, крёстные,   т.д. Как жить, не ссорясь.

Освоение семейных ролей и отношений. Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам. Участие в расходовании хозяйственных денег. Забота о животных и растениях дома и около дома. Участие в работе  на даче, земельном участке семьи. Участие в семейных праздниках. Забота о малышах. Режим труда и отдыха. Согласование режимов между всеми членами семьи. Участие в семейном совете (лучше: в семейном совете). Самообслуживание. Организация домашней учебной работы. Телевизор и компьютер в семье.

Распределение часов по темам:    1. Беседы, тренинги – 10  ч.

                                                            2. Ролевое моделирование  «Освоение семейных ролей и отношений» – 24 ч.    

                                                                                   

IV. Тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Форма занятия. Характеристика деятельности  учащихся

1

Зачем человеку нужна семья.

1

Ситуативная беседа. Отвечает на поставленные вопросы, учится вести диалог в рамках предложенной ситуации.

2

Для чего семье нужны дети.

1

Тренинг. Моделируют ситуацию, обыгрывают ситуацию, обсуждают, делятся впечатлениями.

3

Семья и общество (государство).

1

Ситуативная беседа. Отвечает на поставленные вопросы, учится вести диалог в рамках предложенной ситуации.

4

Зачем дети нужны государству.

1

Тренинг. Моделируют ситуацию, обыгрывают ситуацию, обсуждают, делятся впечатлениями.

5

Как государство защищает семью и ребенка.

1

Ситуативная беседа. Отвечает на поставленные вопросы, учится вести диалог в рамках предложенной ситуации.

6

Права и обязанности членов семьи.

1

Тренинг Моделируют ситуацию, обыгрывают ситуацию, обсуждают, делятся впечатлениями..

7

Откуда деньги в семье.

1

Ситуативная беседа. Отвечает на поставленные вопросы, учится вести диалог в рамках предложенной ситуации.

8

Кто и о ком заботится в семье.

1

Тренинг. Моделируют ситуацию, обыгрывают ситуацию, обсуждают, делятся впечатлениями.

9

Чем можно отвечать на любовь и заботу

1

Ситуативная беседа. Отвечает на поставленные вопросы, учится вести диалог в рамках предложенной ситуации.

10

Степени родства и их обозначения.

1

Ситуативная беседа. Отвечает на поставленные вопросы, учится вести диалог в рамках предложенной ситуации.

11

Как жить, не ссорясь.

1

Ситуативная беседа. Отвечает на поставленные вопросы, учится вести диалог в рамках предложенной ситуации.

12

Постоянные обязанности ребенка в семье.

1

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

13

Помощь родственникам.

1

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

14

Участие в расходовании хозяйственных денег.

1

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

15

Забота о животных и растениях дома и около дома.

1

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

16

Участие в работе на даче, земельном участке семьи.

1

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

17

Участие в семейных праздниках.

1

Ролевое моделирование.  Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

18

Забота о малышах.

1

Ролевое моделирование.  Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

19

Режим труда и отдыха.

1

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

20

Согласование режимов между всеми членами семьи.

1

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

21

Участие в семейном совете.

1

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями..

22

Самообслуживание.

1

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

23

Организация домашней учебной работы.

1

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

24

Телевизор и компьютер в семье.

1

Составляет памятку. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

25

Семейные праздники.

2

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

26

Театрализация сказок.

4

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр, делится впечатлениями, эмоциями.

27

Утренники. Конкурс рисунков:

«Моя семья»

4

Ролевое моделирование. Примеряет на себя роли, играет в разные роли, оценивает себя и других участников игр. Готовит номера худ.самодеятельности, делится впечатлениями, эмоциями.

ИТОГО:

34

                                                    V.   Список  литературы.

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в  РФ;
  •  «Декларация о правах ребенка»;
  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
  • «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».
  1. Верб Л. Я. Под одним кровом. П. , 2013.
  2. Курьянски Д. Как сохранить любовь. М. , 2013.
  3. Зацепин В., Цимбалюк В. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. – М. ,2013.
  4. Журналы    «Семья и школа» №№1,7,10/2008; 3,6/20011;
  5.  Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М. , 2013.
  6.  Корнелиус Х. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М. , 2013.
  7.  Сибли Л. Чувства разные нужны – чувства разные важны. М. , 2013.
  8.  Кипнис М. Тренинг семейных отношений (в 2-х частях). М. , 2012.
  9.  Кроль Л. М. , Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М. , 2013.
  10.  Семейные ценности. Сайт //http://semcennosti.info/
  11. Классный час "Наша дружная семья" //http://festival.1september.ru/articles/526603/
  12. Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей,  //http://www.koiro.edu.ru/files/act/ /dno/classtime_metod_2011.pdf.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»

Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства:

предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца;

репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей;

социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией);

прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

Типы семьи и ее организации 

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.

В зависимости от форм брака:

моногамная семья — состоящая из двух партнёров

полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров

В зависимости от числа поколений в семье:

сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников

простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.

Также выделяются:

полная семья — семья с обоими супругами;

неполная — если отсутствует один из супругов.

Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.

Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов

Авторитарная семья — базируется на экономическом, психологическом и другом господстве одного из партнёров.

Социальные функции семьи:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

д) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Классный час- круг общения  

«Всему  начало - общий дом.»

Цель: воспитание от ношения к семье, как к базовой ценности общества.

Задачи:

1.Формирование нравственного долга детей перед родителями.

2.определить роль де5тсекого участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений.

3.Развивать способности коммуникативного общения.

4.Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

 Подготовительный этап:

1.Запись на диск песен «Родительский дом», »Погода в доме».

2.Оформительская работа.

Оборудование( все размещено на доске)

1. Плакат с высказыванием;

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

2.Плакат-рисунок «7 Я- моя радость»

3.»Дом»: фасад и камин ( фасад прикреплен сверху камина).

4.Тучи (5 шт) и «солнце»

5.»Поленья дров» (20 шт)

6.Пламя.

План проведения:

Ученики садятся на расставленные по кругу стулья.

1.Вступительное слово.

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения - круг. Как вы думаете – почему? Да, круг-это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука в руке. Круг- это гарантия вашей защищенности. Я напомню вам несколько неотложных правил, которые при этом нужно выполнять:

1.В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.

2.Говорит один, все слушают не перебивая.

3.Можно  не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.

Тренинг «Как вы себя чувствуете?»

Чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас. ( Все по очереди высказываются) Мы сегодня будем говорить по теме «Всему начало- отчий дом»,чтобы настроиться на этот разговор, прослушаем небольшой фрагмент песни ( Звучит фрагмент песни «Родительский дом»)

Всему начало - отчий жом. У каждого человека есть свой дом. Что  же такое дом? ( Отвечают по кругу.)

Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Семья- это великий дар. Когда-то Л.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя  дома»

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

-Из чего складывается семейное счастье?

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место- твоя семья, дом. ( Показываю  плакат «7 Я- моя радость»

Как вы думаете, почему слово семья состоит из  7 Я?

Поднимите, пожалуйста, руки, у кого такая семья?

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос, подруга моя?

-«Я,я,я…»- Ева молвила- «Я»

Сказала она знаменитых семь «Я»

И так на земле появилась семья.

А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить.

Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…

Откройте глаза.

         Вам понравился этот дом? ( Показываю рисунок дома,прикрепленный на доску)

Теперь разведем очаг и согреем наш дом. ( Снимаю «фасад дома», под ним виден «камин»). У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь.

( Сейчас вы будете поочередно выходить сюда, читать надпись на дровах и отвечать на вопрос: Кто эту обязанность выполняет дома?»

Надписи на «поленьях дров» (с обратной стороны);

1.Стирать.

2.Приготовить обед.

3.Вымыть обувь.

4.Ухаживать за домашними животными.

5.Готовить ужин.

6.Пылесосить в доме.

7.Готовить завтрак.

8.Поливать комнатные растения.

9.Позаниматься с младшими братьями и сестрами.

10.Вынести мусор.

11.Сходить в магазин.

12.Прополоть грядки.

13.Отнести бабушке продукты.

14.Вымыть посуду.

15.Вымыть полы.

16.Сделать уборку в доме.

17. Постирать белье.

18.Проверить домашнее задание.

 В камин положены все « поленья», прикрепляю «пламя»

И вот весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом.

Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: боль шую часть забот домашних забот выполняет…. И все-таки пример современных семей опровергает отчасти стихотворение о Еве.

Если каждый член семьи имеет свой участок работы и несет за него ответственность, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.

Там, где заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.

Мы сейчас определим, какие бывают семьи. ( Разделим участников на 4 команды по принципу: зима, весна, лето, осень.  ( Пересаживаемся! )

Командам необходимо придумать прилагательные к слову «семья»:

1.»С» - счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная…

2.»Е» - единая, единственная, единомыслящая

3.»М» - маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная….

4.»Я» - ясная, языковедческая, яркая….

В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны будете их закончить:

В гостях хорошо, а  дома лучше.

Дом вести, не бородой трясти.

Без хозяина дом сирота.

Дом невелик, да лежать не велит.

Дом построить - не шапку на голову надеть.

Домой придешь - хлеб-соль найдешь.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

( Тихо начинает звучать начало песни «Погода в доме»

В семье разлад, так и дому не рад.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Согласную семью и горе не берет.

Не нужен клад, когда в семье лад.

(Продолжает звучать песня «Погода в доме»

Обратите внимание на слова этой песни.

Не всегда все благополучно в семье. Порой набегают тучи. (Прикрепляю  на доску  «тучи»)

Что является причиной непогоды в доме. Как вы думаете?

Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?

А теперь разгоним тучи над домом. ( Участники снимают «тучи», читаю на них надписи и откладывают в сторону) Надписи на тучах: лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость.

Вот засияло солнышко. (Прикрепляю «солнце» над домом).

Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит  во многом и от вас самих и вашего поведения…

Опыт человечества подсказывает, что каждый родитель желает своему ребенку только хорошего, но и вы , ребята, должны любить и уважать своих родителей. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это и будет пример нравственного долга.

Сейчас  для вас  будет задание творческого характера. Вы получите листочки, в которых вы запишите в 3-4 предложениях пожелания для своих родителей, для своей семьи. Какими бы вы хотели видеть отношения в вашей семье. Чего, по вашему мнению, не хватает в вашей семье, чтобы в  ней был мир и лад.( Вслух зачитывается 1-2 пожелания)

А теперь еще  последнее  задание. Сейчас я вам раздам памятки «Дети советуют родителям»  и карандаши (зачитываю содержание памятки), вам нужно пометить карандашом те пункты, которые вы хотели бы посоветовать вашим родителям.

Я надеюсь, что последний пункт пометили все присутствующие. У вас есть уникальная возможность, придя домой, дать свой совет родителям.

Памятка

Дети советуют родителям.

  • Не балуйте меня, вы этим меня портите.
  • Не бойтесь быть твердым со мной.
  • Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит  мою веру в вас.
  • Иногда я говорю или делаю что-то только  затем, чтобы просто позлить вас - не поддавайтесь провокации.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого. Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
  • Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.
  • Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.
  • Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.
  • Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.

(Зачитываются по желанию  1-2 ответы ребят).

Подведение итога.

Повторим  упражнение, с которого начали встречу. Кратко, с помощью описания погоды сообщите: как изменилось у вас настроение? Как вы себя чувствуете? Что  у вас на душе? ( Ответы участников, рефлексия ведущего)

И еще прошу вас высказать мнение о сегодняшней встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось? ( Ответы ребят)

Я в свою очередь хочу выразить  вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным, чтобы в нем всегда царили мир и согласие.

Всего вам доброго!

Список литературы

1.     Г. П. Попова «Классные часы 1-4 классы». Издательство «Учитель». Волгоград 2010г.

2.     Г. Т. Дьячкова, Е. в. Волкова «Родительские собрания в начальной школе». Разработки. Лекции. Беседы. Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г.

3.     В. Н. Максиочкина «Родительские собрания 1-4 класс». Проверяй сердцем. Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г.

4.     И. В. Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы». Издательство «Учитель». Волгоград 2009

5.     В. Н. Макимочкина «Родительские собрания 2 класс». Шаги к мудрости. Издательство «Учитель». Волгоград 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...