инновационный опыт работы
методическая разработка (3 класс) на тему

Старцева Людмила Николаевна

В материале размещен педагогический опыт работы по теме "Формирование здорового образа жизни младших школьников путем гибкости, разнообразия методов и приемов воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

Представление опыта работы Л.Н. Старцевой по теме:

 Формирование здорового образа младших школьников путём гибкости и разнообразия методов и приёмов воспитания.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав гражданина, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровьесбережение нации является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства. В числе оздоровительных мероприятий особое значение придаётся системе здравоохранительного образования. Образовательные учреждения, работающие  с детьми младшего школьного возраста, должны формировать уровень здоровья будущего гражданина. Это очень важная и актуальная для нашего времени задача.

   Не секрет, что в последние годы возрос процент детей с отклонениями в здоровье. Дети, поступающие в первый класс , уже имеют хронические заболевания, всё больше детей имеют проблемы логопедического характера.  В выпускных классах  нет абсолютно здоровых учащихся.Растёт уровень учебных перегрузок ,наблюдается нервно- эмоциональное напряжение детей в связи с несоответствием требований, предъявляемых учителями , возможностям учащихся, недостаточно внимания уделяется состоянию психологического климата на уроках, недостаточная двигательная активность учащихся и, как следствие –снижение работоспособности на уроках, которое ведёт к росту хронической усталости и заболеваниям.

   Ухудшение здоровья школьников обусловлено различными факторами. Это и плохая экологическая обстановка, и низкий социально- экономический уровень жизни многих семей, что отрицательно сказывается на качестве питания детей, их отдыхе и физическом развитии, и кризис семьи, отражающийся на психологическом здоровье. Также рост  заболеваемости детей напрямую связан и с неправильным образом жизни взрослых, который они повседневно наблюдают (дома, на улице, в телепередачах) и перенимают. Поэтому самое актуальное в настоящее время –формирование позиции признания ребёнком ценности здоровья, чувства  ответственности за его сохранение и укрепление.

    В период младшего школьного возраста у ребёнка закладывается основные навыки  по формированию здорового образа жизни. Главное для воспитателя- это личность ученика, его убеждения и способности, готовность к саморазвитию. Следовательно инновационная деятельность имеет цель :укрепление здоровья школьников путём применения комплексного подхода к обучению здоровья. В своей работе я ставлю следующие задачи:

1.Образовательные ( направленные на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам, распространение информации по профилактике вредных привычек).

2.Воспитательные  (направленные на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное  развитие личности).

3. Оздоровительные (направленные на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).

4.Прикладные задачи (направленные на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).

       Теоретической базой  при представлении инновационного педагогического опыта явились труды Захаровой Т.Н , Обухова Л.А, Апаносенко Т.А., а также  авторская программа по внеурочной деятельности «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

     Здоровье в широком смысле этого слова выступает  и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и как  индикатор правильности выбора жизненного пути. ГПД  как структурное звено базовой школы, должна содействовать не только созданию условий психофизической безопасности, но и максимально эффективному развитию здоровья ребёнка, его самореализации и саморазвитию. Это и предопределило выбор ведущей педагогической идеи   «Формирование  здорового образа младших школьников путём гибкости и разнообразия методов и приёмов воспитания».

     В своей работе  я эффективно использую средства, методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе и активно вовлекаю учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Владея современными педагогическими знаниями, планирую свою работу в тесном  взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

    Моя работа как воспитателя в направлении сохранения и укрепления здоровья детей начинается задолго до того, как они придут в группу 1 сентября. Я анализирую медицинские карты учащихся ,беседую с классным руководителем, родителями, медицинским работником школы, на основе полученной информации делаю выводы о характере общих проблем группы и индивидуальных особенностей детей, намечаю план работы на год. Составляю календарно-тематическое  планирование, вместе с учителем  готовим кабинет к предстоящему году. Учитывая санитарно- гигиенические нормы.

    Важную роль в развитии ребёнка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Поэтому занятия всегда чередую с динамическими паузами, проведением физкульминуток. В группе предоставляю детям большую свободу движения, обеспечивая динамику поз : разрешаю встать. Пройтись по кабинету, подойти к одноклассникам, воспитателю, постоять за партой, полежать на ковре.  Я часто провожу занятия соревновательного, командного характера, когда ребёнок должен выбегать к доске, приседать, поворачиваться, чтобы выполнить задание учебного характера.

    Отдых школьника должен быть активным. Активный отдых в группе продлённого дня разнообразен. Особенно любят дети подвижные игры, экскурсии, прогулки, изобразительную деятельность, ознакомление с окружающим миром. Нравятся детям и спортивные часы,  дни здоровья, соревнования и  спортивные праздники, занятия с использованием ИКТ.  Выделяются дети, обладающие высокими физическими возможностями. Но к конкурсам и праздникам привлекаю и учащихся с ослабленным здоровьем, обеспечивая им равные шансы на победу.

    Создание комфортной атмосферы  в школе и классном коллективе, толерантных отношений всех участников образовательного процесса также способствует сохранению их здоровья.

     Одним из показателей результативности опыта работы может служить то, что с каждым годом всё больше моих воспитанников посещают спортивные секции и кружки; участвуют  в спортивных соревнованиях на разных уровнях, занимая призовые места. Как положительный результат считаю, что снижается количество детей с вредными привычками, укрепляется здоровье школьников, улучшается эмоциональное состояние участников образовательного процесса, растёт физическая активность учащихся, повышается уровень знаний по вопросам здоровья, здорового образа жизни, уменьшаются сроки адаптации.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы учителя начальных классов

По теме " Формирование здорового образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС"...