Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудиты» (3-й класс)
методическая разработка (3 класс) по теме

Маташкова Наталья Леонидовна

Интеллектуальная  игра «Эрудиты»

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маташкова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов , МБОУ СОШ №2,г.Советский ХМАО

Описание методической разработки 

Название: интеллектуальная  игра «Эрудиты»

Возраст: 8-9  лет (3- класс)

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся начальной школы.

Учебные предметы: окружающий мир, математика, чтение, история.

Уровень образования школьников. Для участия в игре не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.

Форма учебной работы: внеклассная. 

Полное описание разработки

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета  на другой. Повышается эрудиция игроков.

Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников команд. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Битва эрудитов», карточки с числами 100 - 500 для подсчета баллов, «смайлики» разных цветов, изготовленные из картона для игроков, вопросы игры с ответами для ведущего, грамоты и призы.

Организация работы

Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить по 5 вопросов по категориям «Литература», «Природа», «Смекалка», «История», «Калейдоскоп». Вопросы разделить на три уровня сложности: стоимостью 100 – 500 баллов. Внести составленные вопросы в  компьютерную презентацию. Участники игры являются все учащиеся класса, которые делятся на 2 группы.  Для проведения игры необходим ведущий, который управляет компьютерной презентацией и  задает вопросы, жюри -  два человека для подсчета баллов игроков.

Цели игры: 

  • Способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала.
  • Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.
  • Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

Ход игры

       Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас на игре «Битва эрудитов»!

                                                    (выступление детей)

1-ый ученик (мальчик)

Здесь собрались великие умы,
Они, наверное, все учат, изучают,
Сидят за книжками, читают все подряд,
И в «Битве эрудитов» выступают!

   

    2-ой ученик (девочка)

Сегодня здесь начнутся состязанья.
Потребуют они упорства и вниманья.
Покажут знания все умные ребята,

А остальным у них учиться надо.

Учитель:

 

Мы вам желаем творческих успехов.

 Заданья трудные не будут пусть помехой.

 Ну что ж, желаем всем «Ни пуха - ни пера!»

 Ведь «Битва эрудитов» сложная игра!

Начинаем игру.  Суть игры заключается в том, что  участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из одного тура. Тур содержит 25 вопросов — 5 тем по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — она варьируется от 100 до 500 очков. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Основная цель игроков — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Представление команд (название команды, девиз). Проводится жеребьёвка ( загадка).

   Я желаю вам в подарок получить

   Огромный торт, шоколад и печенье,

   Мармелад и варенье,

   Становиться толще, выше,

   Жду от вас ответ на крыше.   (Карлсон)

Право выбирать категорию и вопрос принадлежит    …. команде.

Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и любой из игроков может дать ответ на него. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды игрока, а игрок получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта команды отвечавшего. В этом случае игрок другой команды имеет право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает другой игрок, т.е. происходит переход хода.

Тур продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы.

Победителем является та команда, которая набрала большее количество очков. В каждой команде выделяется лучший игрок.

 

                                     Вопросы для проведения игры.

1 тур

Литература

Природа

Смекалка

История

Калейдоскоп

100

100

100

100

100

200

200

200

200

200

300

300

300

300

300

400

400

400

400

400

500

500

500

500

500

Литература

      100     Кто из персонажей стихотворения А.Барто вздыхал:

                «Ох, доска кончается…»?  (бычок)

  1. Кто автор сказки «Кот в сапогах»? (Ш.Перро)
  1. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (северного оленя)
  1. За что Чиполлино  посадили в тюрьму? (Наступил на мозоль принцу Лимону)

500     Сколько желаний старика  исполнила золотая рыбка? (три)

Природа

  1.   У какого растения никогда не бывает цветов? ( у папоротника)
  1.   Сколько планет  в Солнечной системе? ( 9)
  1. Как называется подземная часть растения? (корень)

400        Самая маленькая птичка  на Земле. (колибри)

500       Какие птицы не умеют летать? Назови несколько птиц. (пингвин, курица, страус)

Смекалка

  1. Лесной «телеграфист» (дятел)
  1. Что получится, если высушить виноград? (изюм)
  1. Без чего не бывает дыма? (без огня)
  1. Двое играли 2 часа в шахматы. Сколько часов играл каждый? (2 часа)

500        Что тяжелее: килограмм ваты  или килограмм железа? (одинаково)

История

  1. Кто изображён на гербе Российской Федерации? (двуглавый орёл)

200        Кто основал город  Санкт – Петербург? (Пётр I )

300        В каком веке мы живём? ( в 21 веке)

400       Назовите дату начала Великой Отечественной войны. ( 22 июня 1941 года)

500        Как звали первых двух людей, которых сотворил Господь? (Адам и Ева)

Калейдоскоп

  1. Не имей 100 рублей, а имей …(100 друзей)
  1. Из чего получают сахар? ( из сахарной свёклы или сахарного тростника)
  1. Сколько цветов в спектре радуги? (7)
  1. Назовите детский юмористический  киножурнал. («Ералаш»)

500        Назовите место проведения  зимней олимпиады 2014 года. (Сочи, Россия)

                                     Вопросы для проведения игры.

2 тур   «Мой край –Югра»

...Будто в стране северного ветра

Живут счастливые люди.

Им нипочем ни полгода темной ночи,

Ни снег, ни вьюга, ни мороз.

И одежды у них из звериных шкур,

И едят звериное мясо,

Но дух их не звериный, а человеческий.

Особенно летом, когда круглые сутки

Стоит солнце,

Тогда нипочем людям в оленьих шкурах

Ни комариный рай,

Ни гнус, ни болота, ни великая вода,

Ни дремучий бор...

ИСТОРИЧЕКАЯ СПРАВКА

МАНСИ – небольшой народ, около 7 тысяч человек, живущий в основном в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области. Манси объединяются с ханты под названием обские угры. Манси и их ближайшие родственники ханты являются коренным населением западно-сибирской тайги. Еще несколько столетий назад территория манси распространялась гораздо дальше к западу, но н более сильные и воинственные племена коми-зырян оттеснили их в Зауралье. В XVI веке манси были данниками сибирского хана Кучума, воевавшего с Ермаком. После поражения Кучума земли манси вошли в состав Российского государства. Прежнее название манси – вогулы.

Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие о контактах с ненцами, коми, татарами, башкирами и др. Особенно тесными были контакты между северными группами ханты и манси.

Основные традиционные занятия – охота и рыболовство, у части манси – оленеводство.

НЕНЦЫ - коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири.

Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры. Говорят на ненецком языке, имеющем 2 диалекта, которые распадаются на говоры.

Традиционной отраслью хозяйства ненцев на всей территории их проживания является охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.

ХАНТЫ – коренное население Западной Сибири, сосредоточенное в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Общая численность 22,5 тыс. человек.

Среди ханты выделяется 3 этнографические группы – северная, южная, восточная. Они отличаются диалектами, особенностями в хозяйстве и культуре. До начала XX века русские называли ханты остяками. Говорят на хантыйском языке, письменность на основе русской графики, верующие ханты – православные.

Основные занятия – охота и рыболовство.

Растения

Полезные ископаемые

Быт народов ханты и манси

Моя Родина -Югра

100

100

100

100

100

200

200

200

200

200

300

300

300

Животные

300

400

400

400

400

400

500

500

500

500

500

Животные

100. Речная хищница (щука)

200. Какого зверя народы ханты и манси называют  хозяином тайги?(медведя)

300. Чей это след? (зайца)

400. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев, рябчик, куропатка)

500. Как называется птица, которая прячет  кедровые орехи?(кедровка)

Растения

100. Как отличить съедобный гриб от  ядовитого?( по цвету,по ножке)

200.    Из каких ягод делают морс? (клюква,брусника)

300. Каким растением  питается олень? (ягель)

400.    Он мягкий, но не пух, зеленый, но не трава.(мох)

500. Какую ягоду называют «Северным гранатом»? (костяника)

Полезные ископаемые

100. Какими полезными ископаемыми богат наш край? (торф,нефть,газ)

200. Какое полезное ископаемое добывают на болоте? (торф)

300. На кухне у мамы –

помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички. (газ)

400. Без неё не побежит

Ни автобус, ни таксирун

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это?(нефть)

500. По трубе течет,

пироги печёт. (газ)

Быт народов ханты и манси

100.Как называется жилище северных народов?(чум)

200.Как называется обувь  коренных народов севера из оленьих шкур для мужчин?(унты)

300. Из чего шили  раньше одежду  коренные народы ханты и манси?( из оленьих  и рыбьих шкур)

400. Как называется одежда  ханты и манси из оленьего меха? (малица)

500. Как называется обувь  коренных народов севера из оленьих шкур для женщин?(кисы)

Моя Родина –Югра

100. Как с хантыйского языка переводится  слово «радость», «улыбка»(Нягань)

200. Что изображено на флаге ХМАО? (оленьи рога)

300. Сколько лет  Ханты -Мансийскому округу?(80 лет)

400. Назовите фамилию губернатора ХМАО. (Комарова)

500. Главный праздник народов  манси и ханты (медвежий, вороний, проводы лебедя)

По тайге летают сказки,

По тайге легенды бродят,

Как охотники медведя,

Встретив, хитростью «низводят».

В деревнях расскажут манси,

Как медведя «опускают».

Но никто сказать не смеет,

Что медведя — убивают...

«Низведен» медведь, «опущен»,—

Он поддался ненароком,—

Голова его большая

На столе лежит широком.

И тогда его мужчины

Как героя восхваляют,

Духом леса называют,

Куньей песней развлекают,

Птичьей пляской провожают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (методическая разработка интеллектуальной игры для обучающихся 4 классов)

Цели:       1. Формирование интереса учащихся к предмету;       2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприя...

Методическая разработка интеллектуальной игры для младших школьников на тему "Моя малая Родина"

Интелектуальная игра краеведению для начальной школы "Моя малая родина"...

Методическая разработка «Интеллектуальная игра «Самый, самый, самый…»

Описание методической разработкиХод игрыВопросы для проведения игры....

Методическая разработка интеллектуальной игры "Знаю! Умею! Смогу!" для 3 класса.

Описание методической разработкиОрганизация подготовки к игреХод игрыВопросы для проведения игры...

Методическая разработка : интеллектуальная игра на уроке английского языка.

Данный  материал представляет собой методическую разработку интеллектуальной игры, которая проводилась в 3 классах школы с углубленным изучением английского языка. Материал был разработан 2 учите...

Методическая разработка "Интеллектуальная игра "Мой родной край"

Методическая разработка предназначена для проведения одного из итоговых занятий объединения "Юный краевед" в средней общеобразовательной школе. Она учитывает состав места проживания школьник...