Сценарий воспитательского часа "Народные промыслы"
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОКОУ Клюквинская школа – интернат Открытый воспитательский час «Народные промыслы» Воспитатель: Зубкова Е.В. 4А класс декабрь 2017 – 2018 уч. год |
Цели:
- Формирование нравственных ценностных ориентиров, личностное самоопределение обучающихся. Обеспечение индивидуального развития каждого ребенка. Формирование сознательных граждан современного общества.
- Формирование ответственности за состояние культурного окружения, воспитание у учащихся нравственно-эстетических качеств.
- Разностороннее, интеллектуальное нравственное развитие личности.
- Содействие в формировании патриотического сознания учащегося.
Оборудование: Мультимедийная презентация «Народные промыслы», мультимедийный проектор, экран, компьютер, толковый словарь Ожегова, выставка предметов народного промысла.
Предварительная работа: сбор литературы и изделий, экскурсия в школьный музей «Бабушкин уголок».
Ход мероприятия.
- Вступительное слово воспитателя о целях мероприятия, о его особенностях:
Слайд 1 Каждый народ должен знать историю своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить свое национальное достоинство.
Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти мебель, платки, матрешки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира.
Самостоятельная работа учащихся – работа со словарем.
Обучающиеся самостоятельно ищут в словаре значение слова «промысел».
- Выступления обучающихся:
Слайд 2 Художественные изделия из бересты
Береста (наружная часть коры берёзы) как легкодоступный и простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. Они украшались росписью, резьбой, тиснением.
Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились до нынешнего времени
Слайд 3-4 Богородская резная игрушка
Промысел резной деревянной игрушки возник в XVl-XVll веках. Уже к XVlll веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки.
Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки.
Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки
Слайд 5-6 Резьба по дереву
Умелые мастера жили в русских селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина, Абрамцева, Хотькова и Ахтырки.
Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо.
А секрет этого чуда – красота окружающей природы.
Слайд 7-8 Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине XlX века в старинном волжском городе Городец, который славился резчиками по дереву, умелыми корабелами.
Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.
Особенности городецкой росписи – чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи.
Слайд 9-10 Русская матрёшка
Матрёшка – один из самых популярных русских сувениров – появилась лишь в конце XlX века в имении Абрамцево. В Московской области массовое производство матрёшек началось с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.
В наши дни традиционное искусство матрёшки переживает своё второе рождение. Вот только изменилась внешность куколки.
Слайд 11 Золотая Хохлома
Уже в XVll веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой.
Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым.
Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент
Слайд 12-13 Лаковая живопись
Лаковая живопись возникла на основе традиций иконописи в Палехе, Федоскино, Мстёры
В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии картин известных художников, портреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, фольклорные мотивы и исторические события.
Красочная нарядная живопись украшает шкатулки, броши, пудреницы и всевозможные коробочки, в которых так удобно хранить разные мелочи.
Слайд 14-15 Гжельская керамика
Гжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень.
Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором с росписью синим кобальтом по белому фону.
Разнообразные изделия с «фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции
Слайд 16-17 Дымковская игрушка
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 см. Роспись производится по обожжённому в печи изделию темперными красками, применяется позолота.
Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, самыми весёлыми красками.
Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки.
Слайд 18-19 Кожлянская глиняная игрушка – «курский соловей»
Родина кожлянской игрушки – село Кожля Курской области Курчатовского района.
С конца XIX века в селе Кожля устраивались ярмарки, на которых и продавали глиняные игрушки . Многие мастера знали секреты создания чистого звука в глиняной игрушке, вот и доходили свистульки в ХIХ веке до базаров Персии и Афганистана, и по всей России-матушке разнесли славу о «курском соловье».
Кожлянская игрушка — обязательно свистулька. Сюжеты игрушек разнообразны. Тут творят и «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц.
Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия. Это конечно не могло не отразиться на образе игрушек, они получились с особым тонким, добрым юмором.
Интересно, что роспись, по старинке, наносится чаще всего гусиным пёрышком. Линии получаются тонкие и ровные.
Угасание и возрождение промысла
В 1930-е годы промысел стали забывать. Возрождаться она начала только в начале 1980-х. Директор школы соседнего с Кожлей села, Дроняева, Светлана Гасникова, стала расказывать детям о том, чем жили их предки, в школе стали преподавать лепку и гончарство.
Учить детей взялась Валентина Венедиктовна Ковкина. Она, уже не молодая, была одной из трёх оставшихся на тот момент мастериц, в совершенстве владевших знанием основ промысла. В школе так же, общими усилиями, создан собственный музей народного промысла.
Благодаря тому, что на момент начала возрождения кожлянской игрушки в Дроняевской школе, ещё оставались мастерицы, владеющие знаниями по промыслу, игрушку удалось возродить такой, как она была.
Кроме В.В. Ковкиной, делились знаниями с молодёжью сёстры Ольга Ивановна Дериглазова и Ульяна Ивановна. К сожалению, тогда они были уже совсем пожилыми (за 80). В скором времени осталась только Валентина Венедиктовна, которая была немногим помоложе своих подруг. Так же известны Строева Пелагея Андреевна и Валентина Алексеевна Руденко. Все умелицы носят звания Народного мастера России.
Слайд 20 Жостовские подносы
Любили на Руси почаёвничать – с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии – вещь незаменимая. Должен он быть красивым, взор радовать.
Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.
Слайд 21-22 Ростовская финифть
Искусство финифти, или живописной эмали, росписи огнеупорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов было хорошо известно ещё в древней Руси.
Ростовские мастера украшали финифтью иконы, кресты, церковную утварь. В XlX веке появляются копии картин художников, портреты, пейзажи, ювелирные украшения.
В наши дни изделия ростовской финифти украшают коллекции лучших музеев мира и пользуются неизменным успехом у всех ценителей прекрасного
Слайд 23-24 Камнерезное искусство.
Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров.
В них отразилась красота русской земли, зелень её лесов и полей, синее раздолье озёр, глубина неба, яркая красочность закатных часов, чарующая нежность весеннего утра.
Слайд 25
Платки из Павловского Посада.
Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.
Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры – и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше.
Всем павловские платки и шали к лицу!
Слайд 26 Вологодское кружево.
Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Под названием «вологодское кружево» часто подразумевалось русское кружево вообще.
Начало изготовления кружева здесь, как и во многих других местах России, связано с крепостными мастерскими.
Напоминает морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ
- Итоги воспитательского часа.
Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров, образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди на земле могли сделать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой родной город.
Как итог нашего мероприятия посмотрите видео «Народные промыслы России» и ответьте на вопрос – Какие народные промыслы мы на нашем занятии не затронули?
Слайд 27 Итоговое видео
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий итогового занятия по теме: "Народные промыслы"
Данный материал в яркой красочной форме позволит вызвать уважение и интерес к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам России....
Сценарий воспитательского часа "Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!"
Мероприятие расчитанно для воспитанников среднего звена, оно проводится в игровой форме. Цель занятия - привитие элементарных норм поведения в обществе. ...
Сценарий воспитательского часа «Школа вежливости
Формирование навыков культурного поведения у детей одна из важных задач в наше время. У детей необходимо воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям. Воспит...
Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"
В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....
Тематическое занятие (воспитательский час) «Игрушка из лыка. История народного промысла.» Занятие для обучающихся 4 класса.
Цель: познакомить детей с истоками русской культуры, бытом и традициями русского народа, с помощью создания игрушки из мочала воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к предметам народного твор...
Сценарий воспитательского часа "Всемирный день защиты животных"
Данный материал будет полезен воспитателям и учителям коррекционных школ....
Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...