Тематический классный час "Мой город - Санкт-Петербург" (4 класс)
методическая разработка (4 класс) на тему

Волосянкина Наталья Васильевна

Материал поможет учителям начальных классов в подготовке тематического урока, классного часа о Санкт-Петербурге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gorod-spb.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический урок по теме «Мой город – Санкт-Петербург»

Ход урока.

I. Организационный этап.

Поздравление детей с началом нового учебного года.

II.Создание эмоционального настроя.

-Сегодня наш урок посвящен красивому удивительному городу.  

Послушайте подсказки и назовите.

Учитель читает стихотворение:

«Есть удивительный город, а в нем
Жители ходят ночами, как днем.
Белые ночи! Светлые очень.
Кто пропустить это чудо захочет.»

•Звучит музыка (мр3  «Песня о Санкт-Петербурге» 1 куплет)

-В каком городе побываем сегодня? (Ответы детей)

-Какие слова помогли догадаться?

III.Самоопределение к деятельности. 

-Назовите тему урока.

-Сегодня мы отправимся в путешествие в удивительный город на Неве.  

-Как вы думаете, почему сегодня, 1 сентября, первый урок посвящен  городу СПб? (версии детей) 

-Правительство СПб подготовилось к новому учебному году.(новые учебники, школы…)

-Что для вас означает Санкт-Петербург?

(Проводится игра «Ассоциация» к слову «Санкт-Петербург. Дети  по очереди передают картинку города и называют слово – ассоциацию)

IV.Актуализация знаний.  

Экскурсия в историю основания Санкт-Петербурга 

▪Петр 1 – основатель города.

- Кто является основателем нашего города?

-Петра 1 называют Великим. Почему? (Петр был великим флотоводцем, талантливым, высокообразованным, трудолюбивым человеком)

▪Расшифруем название города

-Почему Петр так назвал город?

- Что в переводе с немецкого обозначает слово «санкт»? (святой) А в честь назван город? (в честь святого апостола Петра, небесного покровителя императора)

-Что означает слово бург? («бург» (немецкий) обозначает крепость, замок)  
- Как же можно перевести название города Санкт-Петербург? (город Святого Петра)

-Наш  город имел несколько названий? Назовите их. (Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград).

▪Когда и где был заложен город

-На каком острове был заложен город? Почему так назван?  

-У каждого из нас есть день рождения и у нашего города он тоже есть. Скажите, какого числа мы празднуем день города?  (27 мая)

▪Главная река

-Как называется главная река нашего города? У платья два рукава, а у Невы?   Кто может их назвать?

Символы города

- Расскажите, что общего на гербе и флаге С-Петербурга. (скипетр –символ столицы и императорской власти, морской якорь – символ морского порта, речной якорь – символ речного порта)

V. Физминутка «Отдохнем!»

Вспомним игру из Болгарии «Да - нет». В этой стране, когда говорят «да», то качают головой слева направо, а когда говорят «нет», то качают головой вверх-вниз. Поиграем в эту игру. На вопросы отвечайте жестами.

- Вы сегодня пришли в школу? {Да.)

- Сегодня 1 августа? (Нет.)

- Вы отдыхали в каникулы? (Да.)

- Вы грязнули? (Нет.)

- Вы ученики 4 класса? (Да.)

- Вы учитесь в школе № 462? (Да.)

- Сегодня идет дождь? (Нет /Да.)

- Вы устали? (Нет.)

-Вы соскучились по классу?

VI. Викторина «Достопримечательности СПб»

-Чем, кроме белых ночей, удивителен СПб?  (версии детей: один из красивейших городов мира; восхищают его дворцы, соборы, старинные здания, каналы и мосты;  это город-музей под открытым небом)

-Как хорошо вам знакомы достопримечательности СПб?

Вопросы викторины:

1.О каком памятнике идет речь

«Памятник из бронзы: 
Честь царю, хвала! 
Мчится, словно ветер, 
Конь, Тянет удила. 
На коне сидит герой, 
Он красивый, молодой. 
Это – память в честь Петра, 
Много сделал он добра. 
Скачет воин в будни, в праздник, 
А зовётся
… (Медный всадник.)»

2. Крепость – сердце Петербурга. (Петропавловская крепость)

-Что украшает шпиль Петропавловского собора? (крест с 3 метровым ангелом)

3.Главная улица нашего города    (Невский проспект)

4.Самый первый музей С-Петербурга?

«Царь диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей
(Кунсткамера)

5.Залы какого музея вы видите?  (Эрмитаж)

6. С-Петербург называют Северной Венецией. Почему? Сколько мостов в городе? (342) Назовите мосты. (Аничков, Синий, Дворцовый)  

7.А ещё СПб является центром проведения различных культурных мероприятий: фестивалей, выставок, концертов.

VII.Просмотр видеофильма «Самые красивые места СПб»

 -Создано много фильмов о Санкт-Петербурге.

 -Побываем в наиболее известных и красивых вам местах  СПБ

 видеофильмы: «Город для детей». Санкт-Петербург.  Выпуск 1.

Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=l2MVlfG9UiU 

Самые красивые места Санкт-Петербурга – YuTube

www.youtube.com/watch?v=hSMgDi5ea5U

VIII.Творческая работа в группах

-Можем ли сказать, что Санкт-Петербург город будущего?

Рисунок. Детям в группах предлагается изобразить, каким они видят город в будущем.

IX.Рефлексия.

-Вам понравилось наше путешествие?

-О чем задумались?

-Послушаем песню о Санкт-Петербурге. Каждая строчка нам о многом говорит.

-Что запомнили?

-Что мы можем сделать, чтобы наш город был еще красивее?

«И – майской ночью в белом дыме,

И – в завываньи зимних пург-

Ты – всех прекрасней, несравнимый

Блистательный Санкт-Петербург!»     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

Тематический урок 1 сентября 2014 г. "Мой город - Санкт-Петербург. Путешествие в будущее"

Цель: актуализировать краеведческие знания и умения обучающихся о Санкт-Петербурге, ощутить меру своей ответственности за будущее малой Родины, понять важность формирования активной гражданской позици...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Тематический урок "Мой город Санкт-Петербург"

Данный урок поможет ребятам познакомиться с историей своего города, культурным наследием.Учащиеся не только узнают много нового и интересного, но  будут учиться работать в группе, расширят с...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...