классный час "Родительский дом - основа основ"
классный час (2 класс) по теме

Колесникова Елена Михайловна

Классный час прошел в рамках Рождественских чтений "Нраственные ценности христианской семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_semya.odt24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Семья и семейные ценности».

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи: 

1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Ход мероприятия

 Учитель читает сказку, вывешивая картинки на доску

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?

Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой»!

«А в какие ночи твой свет становится ярким?»– спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников?» – спросила Луна.

«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?»

И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих звёздочек, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

Учитель: Как уже отжившее, но еще красивые осенние листья с легким шелестом уходят из нашей жизни слова : честь, верность, целомудрие, достоинство… Сберечь эти понятия мы можем только сохранив наши православные корни, традиции. И первое место в традициях русской православной культуры занимала семья. Сегодня расскажем о том, как же православие учит относиться к семье и ее устраивать?

Словом «Семья» называют отца, мать и их детей. Это слово происходит от слова «семя». Мы – семя наших родителей. Бог так сотворил человека, чтобы у мужа и жены были дети, и люди могли продолжать свой род.

Семью еще называют «Малая церковь», потому что главное в семье – любовь. Любовь к Богу – а значит, любовь к другому человеку, который живет рядом.

Наши предки учили, что новую семью создать невозможно без помощи старших и без воли Божией. Вот почему жених и невеста от родителей получали благословение, а от Бога – венчание. Во время венчания над головами жениха и невесты держат тяжелые красивые венцы. Это значит, что муж и жена все страдания и радости жизни будут нести вместе.

Православная семья невозможна без почитания родителей.

Особое место в семье отводится отцу. Все самое важное в доме делается с его разрешения. Отца называют главой семьи. Глава – это тот, кто думает обо всей семье, заботится о каждом. Отец должен трудиться, чтобы в доме был достаток. Отец – это кормилец. Отец должен быть строгим. «Не тот отец , кто вскормил, а тот, что уму – разуму научил»,- говорили в народе. Отца слушаются, побаиваются, но любят и уважают. Отец – это заступник. Он должен защищать свою семью. Отца раньше называли по-разному: тятя, тятенька, батя, батюшка, папа, папаша. Но дети всегда относились к отцу с почтением.

 Если отец – глава семьи, то мать – ее душа. (на доске картинка с изображением мамы) К маме мы бежим в минуты огорчения и душевного волнения. Для детей она утешительница во все годы жизни. Мать – это первая молитвенница за своих детей. «Материнская молитва – со дна моря достанет». Обидеть мать считается большим грехом. Маму мы называем по разному: мама, мамочка, матушка, мамушка, матуличка. Но самое главное – относится к матери с послушанием и любовью.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что семья – самое уютное и нужное для человека место на земле. В семье накормят, обогреют, пожалеют, если огорчён, защитят, если обижен. В семье человек приобретает первые знания о мире и людях, его населяющих. По праву можно сказать, что всё начинается с семьи!

Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.

У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

(Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.)

Давайте поиграем в игру – “Распределение обязанностей в семье”.

Дети делятся на группы:

1 группа - мамы

2 группа - папы

3 группа - дети

Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-я группа и т.д.

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Заботиться друг о друге.

Давайте построим дом, в котором будет жить семья.

(Учитель прикрепляет на доску табличку со словом «Семья»)

Раньше дом называли «избой». В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Значит, в доме должно быть… (тепло)

(Учитель прикрепляет на доску крышу дома со словом «тепло»)

Чтобы всем в доме было тепло, давайте подумаем, что нам для этого необходимо. Выберите строительный материал - «кирпичики» со словами для нашего дома.

(Дети прикрепляют на дом «кирпичики» со словами: понимание, уважение, доброта, помощь, любовь, доверие, забота, дружба, традиции)

Вот мы построили ДОМ, в котором тепло. 

Но не всегда все бывает благополучно в семье. Порой набегают и тучи.

(Учитель прикрепляет на доску «тучи»)

Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме? (Ответы детей)

А теперь разгоним тучи над домом. 

(Дети снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону. Надписи на тучах: лень, грубость, ложь, упрямство, вспыльчивость)

Что же нужно делать, как себя вести, чтобы над домом не было таких туч? Давайте определим правила поведения в семье.

(После обсуждения учитель прикрепляет лучики с надписями: уважать старших, помогать по дому, делать работу вместе, понимать друг друга, заботиться о ближних, делать приятное)

Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом от вас самих и вашего поведения. Вот уже засияло солнышко.

(Учитель прикрепляет «солнце» над домом.) 

Учитель рассказывает притчу

ПРИТЧА

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: «Любовь», «Терпение» и «Прощение». (слова вывешиваются на доску) «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

Учитель  Закончить наш классный час хочется стихотворением

В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Основа основ - родительский дом"

В настоящее время наблюдается деградация семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. По свидетельствам статистик...

Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...

Конспект внеклассного мероприятия "В семейном кругу мы с вами растем, основа основ родительский дом!

В данном конспекте  описаны  понятия значения дома и семьи в жизни человека; значения школы и коллектива класса для ребенка.Помощь детям в  формированию положительных качеств, обеспечив...

Классный час "На чём основано взаимопонимание".

Классный час "На чём основано взаимопонимание"....

«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей»

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей.     «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родител...

Проектная работа «Методика проведения и сценарии классных часов по формированию основ здорового образа жизни школьников»

В работе представлены методические рекомендации по формирования здорового образа жизни младших школьников, разработки классных часов для 2 класса ("Советы доктора Воды") и для 4 класса (&quo...

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей.

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей....