Классный час "Основа основ - родительский дом"
классный час (3 класс) по теме
В настоящее время наблюдается деградация семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. По свидетельствам статистики 50% российских детей находятся в зоне риска. Разнообразные формы работы ( беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание учащихся. Вашему вниманию предлагается творческая мастерская, на которой присутствовали родители детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnova_osnov_-_roditelskiy_dom.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие «Дом и семья».
Цель: воспитание отношения к семье как к общенациональной ценности, основе духовности и единства народа;
Задачи:
-содействовать расширению знаний школьников и семье, о нравственных и моральных нормах;
-формировать ценностное отношения к семье;
- воспитывать уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения;
- способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения, обогащению нравственного опыта;
-развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.
Идея: Создать образ «Дом моей мечты».
Оборудование:
1. Макеты «кирпичей» со словами: «любовь», «уважение», «труд», «понимание», «здоровье», «чистота», «красота», «дружба», «уют», «теплота», «доброжелательность», «спокойствие»,
2. «Тучи» и «солнце».
3. Презентация.
Музыкальное оформление: в течение классного часа звучат песни:«Родительский дом», «Погода в доме», «Отчий дом» и др.
Актуальность: в настоящее время наблюдается деградация семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. По свидетельствам статистики, 50% российских детей находятся в зоне риска. Разнообразные формы работы ( беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание учащихся.
Форма проведения: час общения, творческая мастерская.
Ведущий. Тему занятия не буду называть. Вы сами догадаетесь. Слово предоставляется детям.
(Дети читают сказку о первой семье)
Звучит медленная музыка.
1-й ученик
Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один,никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
2-й ученик
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
3 -ученик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью. а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
4-й ученик
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
Ведущий:
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём
Основа основ – родительский дом.
Учитель:
У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?
- ( Мама, папа, бабушка, дедушка)
- Назовите их одним словом (Семья)
Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Родной дом – это место, где тебя всегда поймут, тебя простят и когда бы ты не пришёл тебе всегда будут рады. Это место навсегда останется в сердце каждого человека.
- Как вы понимаете слово семья? (ответы детей)
Когда появилось слово “семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь “Я”.
Вот так на земле появилась семья.
У: Семья- это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Тому есть много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить…
Пословицы:
- В гостях хорошо … (а дома лучше)
- Не нужен клад … (когда в семье лад)
- Когда семья вместе … (так и душа на месте)
- Один в поле… (не воин)
У: Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.
А вот интересно, какой семье легче прожить на свете! (Ответы детей)
У: Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.
Л. Суслов . Дом.
А дом, заставленный добром, - ещё не дом.
И даже с люстрой над столом - ещё не дом.
И на окне с живым цветком - ещё не дом.
И даже с чайника баском - ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом, твоим теплом.
Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (высказывания детей)
СЧАСТЬЕ УЮТ ЛЮБОВЬ ДЕТИ ЗАБОТА
ЧИСТОТА СЕМЬЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ДОМ ТЕРПЕНИЕ ДОМ УВАЖЕНЬЕ
При соблюдении всех этих правил, семья будет крепкая. А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет крепким, надёжным.
У: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость?” (ответы детей)
У: Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.
Почему после уроков вы так спешите домой?
Дети: Потому что мы любим свой дом, свою семью.
У: Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нём, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?
Д: Дом строят, когда надо где-то жить.
Дом строят, когда создаётся семья.
У: Назовите слова, которые помогают нам представить слово ДОМ.
Д: Дом – изба – квартира – жилище.
У: А изначально дом – жилище, изба. ИЗБА – деревянный крестьянский дом;
В жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реки, реки в море добра. И только добрые сердца способны создать что-то особенное, способны построить «дом счастья».
Давайте построим дом счастья. Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома)
Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.
Для окон вам предлагается 4 цвета: желтый, зеленый, синий и красный. Определяем, что пройдет в наш дом через эти открытые окна:
Зеленый цвет- принесет в дом спокойствие; (слайд 13)
Желтый цвет- принесет в дом тепло; (слайд 14)
Синий цвет- принесет в дом мир и покой; (слайд 15)
Красный цвет- принесет в дом благополучие. (слайд 16)
У: Мы построили дом- «дом счастья», где всегда нам будет тепло и уютно, где нас любят, понимают, всегда придут на помощь.
А теперь разгоним тучи над домом. (Участники снимают «тучи», читают
надписи на них и откладывают в сторону.)
Надписи на тучах:
- лень,
- грубость,
- упрямство,
- несдержанность;
- вспыльчивость;
- неуважение.
А теперь этот дом согреем теплом лучей солнца. Солнце- это символ тепла и доброты. (слайд 17)
(открывается макет солнца с лучиками)
У: Вот мы построили ДОМ, в котором тепло.
Дети читают стихи:
Семья- это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку, и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья- это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены, родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нем!
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле!
У: К слову ДОМ придумайте прилагательные.
Д: (слайд) Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.
У: А теперь придумайте глаголы.
Д: (слайд) Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.
У: В доме уютно, а это самое главное.
Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от нас, от того, как мы научимся дарить частичку своего сердца близким нам людям.
А сейчас я прочитаю вам одну известную, восточную притчу.
« Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумал такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони- бабочка улетит, а если скажет- живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её меж ладоней, отправился к мудрецу и спросил его:
-Какая у меня бабочка- живая или мертвая?
А мудрец ответил: Все в твоих руках…»
Действительно, все в наших руках. И дом, который мы сегодня построили, можем развалить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал нас своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нем жили и любили друг друга. Любите и почитайте своих родителей, дарите им радость и заботу.
Опыт человечества, отраженный в христианской нравственности, гласит:
«Почитай отца своего и мать». Это первая заповедь с обетованием (то есть
обещанием). «Да будет тебе благо и будет долголетие на земле»… В послании апостола Павла сказано: «Почитай», не сказано «люби». Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно и безотчетно. Долг же требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это будет и примером нравственного долга.
Игра «Закончи предложение».
- Больше всего я люблю в своей семье…
- Больше всего я огорчаюсь когда…
- Мои родители счастливы когда…
- Моя мама любит, когда я…
Появляется Домовой.
ДОМОВОЙ (оглядывает класс). Неужели про меня забыли? Ай-яй-яй! Все хорошо знают, что домовой любит семьи, которые живут в полном согласии, и охраняет от бед тех хозяев, которые бережно относятся к своему добру, в порядке и чистоте содержат свой дом.
В.1. Милый домовой! Проходи! Мы знаем, что ты очень добрый и рады тебя видеть!
ДОМОВОЙ. Спасибо! Вы не пожалеете! Есть у меня сундучок - это сундучок еще моей прабабушки. Я часто нахожу в нем удивительные вещи. Ой! Сколько здесь сюрпризов! (Раздает содержимое сундучка детям.)
В. 2. Сдается мне, что это атрибуты сказочных персонажей. Но каких?
(Дети отгадывают, кому принадлежат эти вещи).
В.1. Что скажешь, Домовой, смышленые дети?
ДОМОВОЙ. Детки в семьях умные да шустрые растут. Но ведь у них есть родители, всеми уважаемые папы и любимые мамы. Надо мне и их испытать.
В.2. Так испытайте!
ДОМОВОЙ. В волшебном сундучке появились новые предметы. Да не простые! Думаю, что наши мамы знают секреты народной медицины и скажут сейчас, как используются эти растения. (Мамы по очереди получают от домового лук, чеснок, картофель, морковь, свеклу, укроп, петрушку, липу, эвкалипт, ромашку, календулу, мяту, зверобой, подорожник, яблоко, лимон).
В.1. Какие молодцы наши мамы! Ну а теперь очередь за папами.
ДОМОВОЙ. Согласен! Пора и их испытать! Утешьте, пожалуйста, старичка!
Задание для пап
Куда смотрит волк, сколько его не корми? (на волчицу, на козлят, в лес, в миску).
Кто должен свистнуть, чтобы что-то несбыточное произошло? (соловей-разбойник, рак, милиционер, щука).
Какая птица должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность? (жар-птица, жареный петух, гадкий утёнок, цыплёнок табака).
Что делает с рублём копейка? (стережёт, бережёт, питает, воспитывает).
Кто платит дважды? (рассеянный, забывчивый, скупой, крутой).
Кого, согласно поговорке, подкладывают неприятелю? (змею, ежа, свинью, медведя).
ДОМОВОЙ. Верно говорят: "Веселье - от всех бед спасенье!" Вы справились со всеми испытаниями и допускаетесь к празднованию всех семейных праздников!
Ведущий. А вот еще одна старинная притча о Счастье.
В одном древнем селении жили-поживали три молодые семьи. Как-то в это селение забрело счастье и объявило, что поселится в той семье, чей дом будет наполнен светом и теплом. Первая семья наполнила свой дом серебром. В доме стало светло, но лунный свет серебра не согревал жилище. Вторая семья всё в доме устлала золотом. Хотя в этом доме и стало намного светлее, но теплее-то не стало. А третья семья зажгла в своём очаге огонь, отчего жилище сразу озарилось ярким светом и наполнилось теплом. И счастье, конечно же, навечно поселилось в этом доме, чтобы встречать вместе хозяевами новорожденных детей, праздновать дни рождения домочадцев и наполнять любовью и радостью сердца.
Ведущий.Но у нас, ребята, есть ещё один дом и ещё одна семья. Это наша школа
Живем мы в этом школьном доме с дружной семьей нашего класса вот уже третий год.
Школьный дом для нас- не только место, где мы получаем знания, но и место, где всегда тепло и уютно, где есть добрые учителя и воспитатели, готовые всегда прийти на помощь в любую минуту. В этом доме нет дефицита в добрых словах и моральной поддержке. Можем мы назвать нашу школу «домом счастья»? (ответы детей)
Школьный дом- как и родительский, в нем хорошо учиться и уютно каждому, как в семье, каждого любят, уважают, ценят независимо от учебных успехов, за то, что он - человек.
Школьный дом- это содружество детей и взрослых: учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Школьный дом- это святилище, где учатся быть счастливыми.
Мы, ребята, можем считать себя счастливыми, потому что у нас есть два дома, где нам тепло, хорошо. Это- родительский дом и школьный дом. Давайте, ребята, постараемся, чтобы сохранить наши Дома счастья, чтобы самим быть в нем счастливыми.
- А теперь я хочу нашим родителям предсказать судьбу.
Шуточное предсказание судьбы.:
пуговка – купите себе что-то новое из одежды
конфета – ожидает сладкая-пресладкая жизнь;
копейка – будете очень денежным человеком;
лавровый лист – большие успехи в работе;
нитка – дальняя дорога в дальние края;
улыбка – предстоит вглядеться в зеркало и оно вам подскажет, что улыбка вам очень идёт;
бабочка – в этом году вам повезёт, Вы будете порхать на крыльях успеха по жизни;
сердце – любовь;
ключ – новая квартира;
- Вот такие прогнозы ваших родителей ожидают в ближайшем будущем. А что ожидает вас - узнаете из конфет.
Звучит песня «Маленькая страна»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
Выступление на ШМО классных руководителей....
Советы классному руководителю. Проведение родительского собрания.
Мы -педагоги каждый раз, независимо от опыта, волнуемся перед каждым родительским собранием....
«Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе».
Хотите ли Вы, не хотите ли.Но дело товарищи, в том,Что прежде всего мы – родители,А всё остальное потом.Р. Рождественский. School8.centerstart.ru...
Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе
Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе.Статья - «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели: Формирование положительной мотивац...
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....
Конспект внеклассного мероприятия "В семейном кругу мы с вами растем, основа основ родительский дом!
В данном конспекте описаны понятия значения дома и семьи в жизни человека; значения школы и коллектива класса для ребенка.Помощь детям в формированию положительных качеств, обеспечив...
классный час "Родительский дом - основа основ"
Классный час прошел в рамках Рождественских чтений "Нраственные ценности христианской семьи"...