Внеклассное мероприятие "Знаем азбуку движения как таблицу умножения"
классный час на тему
Внеклассное мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_zanyatie.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
«У войны недетское лицо»
Тема занятия: «У войны недетское лицо»
Цель занятия: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы Великой Отечественной войны.
Задачи занятия:
1. Изучение нового материала.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3. Формирование духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся.
4. Воспитание личностных качеств.
Тип занятия: изучение нового материала.
План занятия:
1. Знакомство учащихся с темой занятия.
2. «Хлеб войны» (На основе аудиозаписей с воспоминаниями людей о жизни во время ВОВ дать информацию о продуктах питания детей во время ВОВ, испечь хлеб войны)
3. Жизнь и занятия детей ВОВ в г.Елабуга (На основе аудиозаписей с воспоминаниями людей о жизни во время ВОВ дать информацию о жизни и занятии детей во время ВОВ, просмотр презентации, кроссворд)
4. Все для фронта, все для победы! (На основе аудиозаписей с воспоминаниями людей о жизни во время ВОВ дать информацию о жизни и занятии детей во время ВОВ, просмотр презентации).
5. Закрепление изученного материала. Выводы учащихся. Свеча памяти.
Оборудование занятия:
- Перечень для музейного занятия:
Манекен, военный инвентарь (военная форма, пилотка, плащ палатка, каски, фляга, губная гармошка, походный котелок, гильза от артиллерийского снаряда калибра 115 мм.), весы для взвешивания хлеба, документы, продовольственные карточки (ксерокопии), мультимедийная презентация, свеча, перьевые ручки, старые газеты, буханка черного хлеба (на каждое занятие), продукты для «Хлеба войны»(овес, ржаная мука, хвоя, древесные опилки).
Форма работы: работа в группах, индивидуальная работа
И скажут, честь, воздав сполна,
Дивясь, ушедшей были:
Какие были времена! Какие люди были!
А. Твардовский
Знакомство учащихся с темой занятия «У войны недетское лицо»
аудиозапись: Фания Хабибулловна Иушева
Просыпаемся с чувством тревоги. Что-то необычное происходит за окнами нашего дома. На улице многолюдно, шумно. Мужчины запрягают лошадей, стоят подводы, готовые к отъезду, а молодые парни поют под гармошку прощальную песню: «Покидаем деревню, родные дома! Вернемся ли? Увидимся ли еще? До свиданья родные!»
Дочки вставайте, - говорит мама, - война. Мы еще до конца не понимаем значения этого слова, но по заплаканным лицам женщин, испуганным глазам детей, грустным словам песни чувствуем, что в деревню пришла беда.
(слайд 1)
Война – это хаос. Война – это ад. Война – это не место для детей. Однако во время Великой Отечественной войны дети, к сожалению, не только видели все ее ужасы изнутри, но даже принимали в них непосредственное участие. Юноши-повстанцы, 5-летки, оставшиеся без дома и родителей, испуганные детские лица, не понимающие, чем они заслужили такой ужас…У войны нет лица, но на этих фотографиях она оставила отпечаток на самых юных и красивых лицах. (слайд 2,3)
(показать одновременно с текстом фото детей ВОВ)
Эти дети могут вам рассказать, что такое страх и голод, как они умирали от страха и голода. Как в десять лет, маленькие росточком, только встав на ящики, могли достать до станка, до инструмента, чтобы работать на заводах по 12 часов, заменяя ушедших на фронт мужчин. (слайд 4,5,6)
Часть 1. «Хлеб войны» (При сытости помни голод)
Звучит аудиозапись с воспоминаниями детей о ВОВ
аудиозапись: Вильям Петрович Барабанов
Каждый из “детей войны” в своих воспоминаниях говорит о голоде. Его в разной степени испыали и деревенские подростки, и городские школьники, и пережившие блокаду ленинградцы. С первых дней войны были введены карточки на получение необходимых продуктов хлеба. Но паек был скудным , хлеб не всегда хорошего качества, да и его не хватало. Отсутствие полноценной пищи сказывалось на растущих детских организмах. Особенно трудно было перенести голод психологически – до сих пор помню, как просыпался среди ночи и начинал считать: 1,2,3,4...минута пршла. И опять 1,2,3...Еще минута прошла. Лежишь и считаешь сколько времени осталось, когда принесут хлеб и его можно будет съесть. (слайд 7,8)
14 октября 1941 года была введена в г.Елабуга карточная система на хлебобулочные изделия и сахар. Было распространено 12524 карточки среди взрослого населения и 7576 карточек для детей и престарелых. По этим продуктовым карточкам можно было получить 450 гр.хлеба на взрослого и 250 гр. хлеба на ребенка и престарелого в сутки. (слайд 9,10,11)
Причем хлеб пекли не из пшеничной муки высшего сорта как это делают сейчас, рецептура хлеба была такой: 10-12% это ржаная мука, остальное это - древесные опилки, целлюлоза, хвоя, жмых. Кроме хлеба питались столярным клеем, делали из него что-то наподобие кисельного супа, пили «морковный чай». Морковь терли на терке, сушили, после чего заливали кипятком. От моркови напиток получался сладковатым и имел приятный темный цвет.
Практическое задание: Перед вами продукты , которые использовались в пищу во время ВОВ. Давайте с вами представим себя в то военное тяжелое время, попытаемся замесить тесто для «Хлеба войны».
А сейчас перед нами уже испеченный хлеб, точно такой же как во времена ВОВ. Перед нами весы, давайте с вами взвесим хлеб на этих весах и наглядно увидим, что из себя представляла норма хлеба на человека.
Ребята, а что вы знаете о городе герое – Ленинграде? Перед нами кусочек хлеба, он весит всего 125 грамм. Такова была норма хлеба в этом блокадном городе. (показать дневную норму хлеба в блокадном Ленинграде). (слайд 12)
аудиозапись: Нам выдали карточки. Сначала на хлеб. Рабочим по – 800, служащим по 500, детям по 400 граммов. Потом и на другие продукты. На керосин, на картофель. На всех карточках грозное предупреждение: “При утере не возобновляется”. Потеряешь – останешься голодным...Таким образом, если семья теряла хлебную карточку, то фактически обрекала себя на голод. (слайд 13)
Все мысли детей были о еде
аудиозапись: Детские игры были отражением нашей голодной жизни. Мы часто играли в “гости”, где нас понарошку угощали картошкой с котлетой. О большем и мечтать не могли, потому что даже такое меню казалось запредельным.
Любимой темой для разговоров тоже была еда. Рассказывали, как кто-то перебирал старые елочные игрушки и нашел среди них пусть старый, но все же съедобный, выкрашенный золотой краской, грецкий орех, пряник, конфету. Как мы завидовали счастливчику! (показать золотой грецкий орех)
Питались кто чем мог. Особенно тяжким были зимние месяцы. Летом было легче, в пищу употребляли траву, кору деревьев, овощи. Особенно тяжким были зимние месяцы. Но и в ту голодную пору умудрялись выживать.(показать траву, молодую кору, картофельные очистки)
аудиозапись:Анна Андреевна Емелина
К весне сельские ребятишки превращались в дистрофиков с ячменями и фурункулами. Однако весна была и нашим лекарем. Мы переходили на подножий корм. Собирали щавель, дикий лук, крапиву, сныть, молодые белые корни осоки, просвирник. Из свекольных листьев варили суп с небольшим количеством крупы или картофеля, который называли «пятиминуткой», потому что через пять минут хотелось есть с новой силой. (слайд 14)
аудиозапись: Галина Михайловна Мелихова
Моя бабушка варила суп из маленьких мучных шариков, добавляя немного лука. Пекла блины из крови крупного рогатого скота, которую выдавали сотрудникам ветеринарной лаборатории, где она работала. (слайд 15)
аудиозапись: Лидия Михайловна Никитина
Вкуснее не было на свете лепешек, которые привозила нам бабушка. Она пекла их из отрубей и смолотых в муку зерен лебеды. Сдобренных нутряным салом, они, как нам казалось, таяли во рту.
Часть 2. Жизнь и занятия детей ВОВ в г.Елабуга
В нашем городе Елабуга организуют несколько детских домов интернатов для приема эвакуированных детей. В елабужские детские дома прибывают эвакуированные дети из разных уголков страны: Минска, Витебска, Калинина, Москвы, Ленинграда. (Слайд 16,17,18)
Так, в здании библиотечного техникума (Спасская 11) было размещено 325 детей.
В Елабужском доме интернате №2 (ул.Казанская 76) – 99 детей.
В Елабужском доме интернате № 3 (ул.Стахеева 7) – 77 детей.
Село Первомайское –( ныне это Горинка) – 127 детей.
Село Лекарево – 85 детей.
Село Мальцево – 93 ребенка
Село Морты – 163 ребенка
Село Мурзиха – 60 детей
(Показать на интерактивной карте эти места) (слайд 19,20,21)
В детских домах и интернатах условия пребывания детей были тяжелыми. Зачастую не хватало кроватей, детям приходилось спать по двое, не хватало постельного белья, одежды, одну пару обуви носили несколько детей. Не хватало посуды, приходилось обедать по очереди, не работал водопровод, катастрофически нахватало дров и горючего для отопления помещений.
аудиозапись: Некоторым не в чем выйти на улицу. Мы, дети донашиваем старые фуфайки и тулупы. А на ногах зимой и летом – лапти. Кирзовые сапоги мне впервые достались в 16 лет.(слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27)
Вот меню одного елабужского интерната на 2 июля 1942 года: аудиозапись: на обед гороховый суп (жидкий, вместо мясного бульона – масло), пресные блины (норма для ребенка 2 блина, для взрослого 3 блина). На завтрак давали кашу. Иногда колхозные хозяйства выделяли для интернатов коровье молоко.(слайд 28)
аудиозапись: В интернате нам на обед дают болтушку: берут две ложки муки, заваривают ее в горячей воде, взбалтывают и наливают каждому. Нас это здорово поддерживает.
Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Зимой урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
аудиозапись: Я теперь ученица второго класса. В школе холодно, печи не согревают кабинеты, мы сидим в пальто. Я ношу его несколько лет, рукава стали короткими, но другого нет. Перед уроками согреваем замершие чернильницы. Бумаги тоже нет, пишем на старых газетах, между печатных строк. Я очень внимательно слушаю учительницу. Она нам объясняет новую тему и идет к старшеклассникам – одна на всех. После занятий – домой. Вдруг мама испечет картошку!(слайд 29,30)
Задание: Перед учениками разложены перьевые ручки и чернильницы 40-50-х гг. ХХ в. Учащиеся делятся на две команды, каждой команде раздается кроссворд, причем вписывать слова в кроссворд необходимо перьевыми ручками с чернилами. Чья команда быстрее отгадает, получает награду. Награда грамота, в грамоту вписывается чернилами № школы, класс и название команды).
Часть 3. Все для фронта – все для победы!
Елабужские дети и эвакуированные дети, которые были размещены в интернатах, работали в Елабужских колхозах, помогали убирать урожай. Ранняя дождливая осень 1941 года не позволила убрать хлеб с полей в срок, поэтому решением военного исполнительного комитета г. Елабуги все работоспособное население города и района, включая и эвакуированных детей было привлечено на уборку хлеба.
Связи с привлечением детей на уборку урожая занятия в школах Елабуги были перенесены на 1 октября, а в сельских школах Елабужского района на 10 октября.
Елабужане вспоминали о военном лихолетье, как о неимоверно тяжком времени. Пахать приходилось в основном на упрямых быках, падавших от усталости и недокорма. Поднять их было трудно. Лошадей оставалось очень мало, да и те от изнурительной работы падали среди пашни. Поднимали лошадей, подсунув под них оглобли. Были случаи, когда женщины пахали на себе, впрягаясь в плуг по 3–4 человека. Жили впроголодь, спасали коровы и огороды, на трудодень колхозникам хлеба не давали.
аудиозапись: Рассвело, но солнце еще не взошло, на улице послышался голос бригадира. Он едет от избы к избе, стучит в окна, наряжает на работу. Лежишь в кровати, спать уже не можешь, с замиранием сердца ждешь стука в окно. Если не проедет мимо, значит, признает тебя за работника, и ты гордый и важный, быстро натягиваешь штаны, завязываешь лапти, надеваешь рубаху и как взрослый отправляешься на другой конец села в бригаду. Нет ничего хуже, чем работать на быках. Они не слушаются, норовят уйти в сторону, куда им вздуется. А мы на них возим с лугов сено. Вечером уводим их в конюшню…(слайд 31,32,33)
В Елабуге и Елабужском районе работа народного хозяйства шла под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!». (слайд 34)
Военные заказы досрочно выполняли Бондюжский и арматурный заводы, промысловые артели. (Бондюжский завод – ныне это город Менделеевск). Хотя было много трудностей с транспортом, сырьем, топливом, электричеством, кадрами. Почти все мужчины ушли на фронт, в тылу остались старики, женщины и дети. (слайд 35)
В нашем городе Елабуга функционировал арматурный завод. На этом заводе выпускали продукцию для нужд фронта: корпуса гранат, головки минных взрывателей, шестерни, компрессорные кольца для двигателей внутреннего сгорания, трудились подростки с 14 лет.(показать настоящую гранату)
аудиозапись: Равиль Сулейманович Гильфанов
В 14 лет я пошел работать на эвакуированный из Ленинграда военный завод. Наставник у меня был токарь высокой квалификации Андрей Спирягин. Так как я был маленького роста, Спирягин подобрал ящик, чтобы я доставал до патрона и резцедержателя. Токарей в цехе не хватало, и я, как взрослый, работал по 12 часов. Правда, Спирягин разрешал мне немного поспать у стенки за станком.(слайд 36,37)
Так же, в Елабужском районе действовал вареньеварочный завод. С поспеванием ягод приступил к работе Сентяковский вареньеварочный завод.
Воспитанники детских домов в Елабужском районе привлекались на с/х работы, а воспитанники в г.Елабуга привлекались на работы в хлебоприемный пункт и на текстильный комбинат, на общественные работы в городе. Так, воспитанниками детских домов-интернатов работали по озеленению Елабуги, высаживали деревья на ул.Казанской и на ул.Шишкина в 1944 году. (показать слайды с улицами, где были высажены деревья.) (слайд 38,39,40)
Последние эвакуированные дети были вывезены из Елабуги только 15 июля 1945 года.
5. Закрепление изученного материала
Мальчишки и девчонки ВОВ недаром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. В каждом городе, в каждом поселке нашей необъятной страны зажжен Вечный Огонь в память о тех, кто сражался за нашу Родину, за мирное небо над головой. Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания (Минута молчания).
Зажигается свеча памяти ( учащиеся молча передают друг другу эту свечу, на мониторе слайды с фото детей ВОВ) (презентация №2)
Всем спасибо:-)!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Знай правила движения, как таблицу умножения"
Закрепить знания по правилам дорожного движения, повторить правила перехода улиц и дорого....
Внеклассное мероприятие: "Знай правила движенья, как таблицу умноженья".
Внеклассное мероприятие...
Внеклассное мероприятие "Знайте правила движения как таблицу умножения!"
Внеклассное мероприятие по ПДД для начальной школы участием отряда ЮИД...
Сценарий внеклассного мероприятия по пдд "Знай правила движения, как таблицу умножения"с презентацией
Внеклассное мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
Внеклассное мероприятие в начальной школе по правилам дорожного движения «Знай правила движения, как таблицу умножения»
Цель.Закрепление знания младших школьников о правилах дорожного движения.Под музыку «Наша служба и опасна и трудна» выходят Свистулькин и Петя Светофоров – юные помощники дорожно-патрульной службы....
Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения «Знай правила движения как таблицу умножения!» 2 класс
Мероприятие проводиться в увлекательной форме игры.Конкурсы, песни, сказочные герои помогут вспомнить правила дорожного движения....
внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения на тему: "Знай правила движения как таблицу умножения"
Изучение правил дорожного движения в игровой форме....