Рабочая программа "Якутские настольные игры"
методическая разработка на тему

Прокопьева Мария Михайловна

Рабочая программа "Якутские настольные игры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Маягасская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Протодьяконова-Кулантая »

Муниципальный район «Усть-Алданский улус(район)» Республики Саха (Якутия)

 Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО_________/Самсонова Н.А./

 «     » ________2017г.

Утверждено

Заместитель директора по УВР

  _______________/ Пухова О.Д./

     «     »____________2017г.

        

«Утверждаю»

Директор школы

_______________________ Бурцев В.П.

 «____ » _________2017г.

Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности

«Якутские   настольные  игры»

2017-2018 учебный год.

Учитель: Прокопьева Мария Михайловна

                   

Класс: 1 класс.

Общее количество часов по плану:33 ч.

Количество часов в неделю: 1 час

                                                                                                                    

                                                                          Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности

«Национальные  настольные  игры  хабылык  и  хаамыска»

Учитель: Прокопьева Мария Михайловна

Всего: 33 ч. (в неделю 1 час)

                                                                                      Пояснительная  записка

       Программа  по  традиционным  настольным  играм  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах предназначена для  проведения  внеурочной  формы  занятий  физического  воспитания.

        Данная  программа  способствует  углублению,  расширению  знания  традиционной  игровой  культуры  якутского  народа  и  направлена  на  воспитание  уважения  к  традициям  предков.  Стимулирует  интерес  к  занятиям  физической  культурой.

        Проблема  здоровья  детей  сегодня  как  никогда  актуальна.  Только  здоровый  ребёнок  может  успешно  учиться.  Игра  в  хабылык  и  хаамыска – гуманная  и  демократичная  народная  игра:  «Игра  принимает  всех»,  не  отвергая  ослабленных  детей.

        В  программе  даны  конкретные  методические  рекомендации    по  организации  и  планированию  учебно-тренировочной  работы  с  учащимися   1-2   и   3-4  классов  по  отдельности  в  игре  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах.  Уважение  к  традициям  своего  народа,  понимание  характера  и  техники  игры  легче  развивать  с  младшего  школьного  возраста. Настольные игры   призваны  способствовать  формированию  здорового  образа  жизни,  развитию  физических,  интеллектуальных  и  нравственных  способностей,  достижению  уровня  спортивных  успехов  сообразно  способностям.

Цель  программы – углубленное  изучение  традиционных  якутских  настольных  игр  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах

Задачи:

  • содействие  правильному  физическому  и  психическому  развитию;
  • воспитание  воли,  настойчивости,  трудолюбия  и  дисциплинированности;
  • обучение  основной  технике  настольной  игры  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах;

Содержание  программы

Материал  программы  включает:

- основы  знаний;

- общую  и специальную  физическую   подготовку;

- техническую  подготовку

    «Основы  знаний»  предусматривает  материал  по  истории  развития  игр  предков,  правила  соревнований.

    «Общая  и  специальная  физическая  подготовка» - даны  упражнения,  направленные  на  развитие  ловкости,  точности,  координации,  синхронности  движений  пальцев  рук,  подготавливают  организм  к  физической  деятельности,  развивают  определённые  двигательные  качества.

    «Техническая  подготовка» -  представлен  материал,  способствующий  обучению  техническим  приёмам  игры.  В  конце  изучения  программы  учащиеся  должны  знать  правила  игры  и  принимать  участие  в  соревнованиях.

Методы  и  формы  обучения

    Для  повышения  интереса  занимающихся  к  занятиям  традиционными  якутскими  настольными  играми  и  более  успешного  решения  образовательных,  воспитательных  и  оздоровительных  задач  рекомендуется  применять  разнообразные  формы  и  методы  проведения  этих  занятий.  

С   целью  создания  представления  об  играх  используются  такие  словесные  методы: 

- рассказ;

- беседа;

- объяснение.

Наглядные  методы:  применяются  в  виде  показа  упражнения,  показ  мультимедийных  презентаций,  видеофильмов.  Можно  к  занятиям  приглашать  ветеранов,  мастеров  настольных  игр  хабылык  и  хаамыска.  Эти  методы  помогут  создать  у  учеников  конкретные  представления  об  изучаемых  действиях.

Практические  методы: предусматривают  метод  упражнений,  игровой, КТД, пробы  социального  опыта, открытого занятия  и  соревновательный.  Основным  из  них  является  метод  упражнений,  который  предусматривает  многократные  повторения  движений.  Игровой  метод  даёт  наибольший  эффект  при  сочетании  игры  и  обучения. Пробы  социального  опыта и открытые занятия  дают возможность  показать и реализовать детям свои знания  и умения, т.е  тому, чему  научились. Участие в организации и проведении КТД.   Игры  и  упражнения,  составляющие  основу  занятий,  способствуют  снятию  эмоционального  напряжения,  снижению  импульсивности,  тревоги  и  агрессии,  совершенствованию  коммуникативных,  игровых  и  двигательных  навыков,  развитию  познавательных  процессов.

Формы  обучения:  индивидуальная,  фронтальная,  групповая.

Режим  работы

Продолжительность  одного  занятия – 40-45  минут

Количество  учебных  недель – для 1  классов – 33 (в первом классе)

                                                     для 2, 3,4  классов – по 34

Количество  детей  в  группе – Количество  детей  может  меняться  в  зависимости   от  желания  учащихся.

Условия  реализации  программы

      Для  успешной  реализации  программы  необходимо  соответствующее  материально-техническое  обеспечение:

- специально  отведённое  место  с  соответствующей  мебелью (столы, скамейки  и  стулья) по виду  деятельности и

  возрастным    особенностям  учащихся;

- для  занятий  необходим  следующий  игровой  материал:

  • хабылык  по  30  штук  -  5-6 комплектов (по  количеству  детей  в  группе)
  • хаамыска  по  5  штук  -  5-6 комплектов  (по  количеству  детей  в  группе)
  • тырыынка по 60 шт – 2-3 комплекта
  • тыксаан по 30 шт – 2-3 комплекта
  • часы – 1 шт
  • мячи  резиновые (маленькие) – по  количеству  детей  в  группе

Учебно-тематический  план  занятий

1 класс

Содержание  

Количество  часов

1 классы

2-4 классы

1

Основы  знаний

5

4

2

Общая  и  специальная  физическая  подготовка

на  каждом занятии

на  каждом занятии

3

Техническая  подготовка

28

30

Итого:

33

34

Общая  и  специальная  физическая  подготовка

Виды   подготовки

Содержание   подготовки

1 – 2 классы

3 – 4 классы

1

Упражнения  мышц кистей рук и пальцев

Легкий  массаж  пальцев. Сгибание  и  разгибание  пальцев. Упражнения  с  предметами:

- перебирание круп, зёрен;

- шнуровка  на  специальных рамках;

- Мять мячик для большого тенниса.;

- плетение  косичек

Все  виды  подготовки  в сочетании проводятся  в  начале, т.е  в подготовительной части  каждого занятия  с целью  разогрева  мышц  для полноценной подготовки организма  к занятию и развития тех или иных качеств, необходимые для игры

Все  виды  подготовки  в сочетании проводятся  в  начале, т.е  в подготовительной части  каждого занятия  с целью  разогрева мышц для полноценной подготовки организма  к занятию  и развития тех или иных качеств, необходимые для игры

2

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

Упражнения с предметами:

- перебрасывание мяча с одной руки на другую перед собой;

 - подбрасывание  мяча верх и ловля;

- упражнения  мячами  с  напарником;

- перебрасывание  палочки  с одной руки на другую перед собой;

- подбрасывание палочки и ловля

3

Упражнения   для  мышц  туловища  и  шеи

Индивидуальные  упражнения  без предметов и с предметами:

- наклоны  вперёд, назад, вправо, влево без предмета;

- наклоны  вперёд, назад, вправо, влево с  предметом;

- наклоны  и  повороты  головы

4

Упражнения  для  мышц  ног  и  таза

- приседания  в  различных  исходных  положениях;

- подскоки;

- ходьба;

- бег

5

Подвижные  игры  и  забавы

- различные  игры  народа  саха  и  других  народов;

- комбинированные   эстафеты

Тема

Содержание

Ожидаемый результат

Кол

часов

Сроки реализации

1-2

Якутские  национальные настольные игры «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка», «Тыксаан»

Введение. История развития  настольных  игр  предков. Этимология  слова «хабылык». Пропагандисты, энтузиасты  и мастера  настольных игр.  Федерация  национальных настольных  игр предков Республики Саха (Якутия)

Знать историю игр.

2

3

Игра «Тырыынка». Правила игры.

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции.

Знать правилу игры. Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тырыынка»

1

4-5

Игра «Тырыынка» Технические приемы игры «Тырыынка»

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции. Объяснение и показ технических приемов игры.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тырыынка»

2

6-7

Учебная игра в Тырыынка

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в тырыынка.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тырыынка

2

8

Контрольные игры «Тырыынка»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в тырыынка.

Знать правилу соревнований.

1

9

Игра «Хабылык». Правила игры.

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции.

Знать правилу игры. Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Хабылык»

1

10-13

Техника подбрасывания и ловли палочек

Стойка  игрока. Основные  положения  при  подбрасывании  и ловли палочек.  Имитация  подбрасывания и ловли. Подбрасывание и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подкидывание и ловля одной палочки. Способы ловли палочек.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли палочек.

4

14-16

Учебная  игра Хабылык

Отработка способа игры. Правила игры.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли палочек.

3

17-18

Техника подбрасывания  и способы  ловли палочек. Ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами.

Способы  ловли  палочек. Подбрасывание 5 палочек и ловля палочек  тыльной  стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля 5 или 3 палочек. Подбрасывание и ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Имитация подбрасывания и ловли на скорости.

Овладение техникой подбрасывания  и способами  ловли палочек

2

19-20

 Учебная  игра  в хабылык

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хабылык. Подбрасывание 30 палочек и ловля по одной палочке тыльной стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля. Тренировка подбрасывания и ловли одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Подбрасывание и ловля  на скорости.

 Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек

2

 21

Контрольные игры «Хабылык»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хабылык.

Знать правилу соревнований.

1

22

Обучение правилам игры «Хаамыска»

Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка.  Подбрасывание и ловля  по одному камешку.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли одного камешка.

1

23-25

Техника подбрасывания  и способы  ловли камешек

Тренировка подбрасывания и ловли камешек. Игра пятью камешками. Отработка способа ловли и подбора камешек со стола:

-по одному в первый раз;

-по два - во второй раз;

-вначале один, затем – остальные три или наоборот;

-подкидывание одного и во время его полёта остальные положить на стол, снова подкидывание одного и во время его полёта успеть подобрать и ловить камешек;

-подкидывание одного вверх, во время его полёта положить на стол 4 камешка, снова подкидывая камешек, подбирать в ладонь остальные по одному;

-все камешки на ладони, подбрасывание и ловля тыльной стороной ладони, снова подбрасывание и ловля всех камешек с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли одного камешка. Овладение техникой шести этапов игры «Хаамыска»

3

4

26-27

Учебная игра «Хаамыска»

Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка.  Подбрасывание и ловля  по одному камешку.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Хаамыска»

2

28

Контрольные игры «Хаамыска»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хаамыска.

Знать правилу соревнований.

1

29

Обучение правилам игры «Куерчэх»

Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  

1

30

Игра «Тыксаан»

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе. Выбор  позиции.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тыксаан»

1

31-32

Учебная игра «Тыксаан»

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе. Выбор  позиции.

Знать правилу соревнований.

2

33

Контрольные игры «Тыксаан», «куерчэх», «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка».

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в Тыксаан.

Знать правилу соревнований.

1

МБОУ «Маягасская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Протодьяконова-Кулантая »

Муниципальный район «Усть-Алданский улус(район)» Республики Саха (Якутия)

 Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО_________/Стручкова Е.Г./

 «     » ________2017г.

Утверждено

Заместитель директора по УВР

  _______________/ Пухова О.Д./

     «     »____________2017г.

        

«Утверждаю»

Директор школы

_______________________ Бурцев В.П.

 «____ » _________2017г.

Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности

«Якутские  настольные  игры»

2017-2018 учебный год.

Учитель: Прокопьева Мария Михайловна

Класс: 2 класс.

Общее количество часов по плану:34 ч.

Количество часов в неделю: 1 час

                                                                                                                    

                                                                          Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности

«Национальные  настольные  игры  хабылык  и  хаамыска»

Учитель: Прокопьева Мария Михайловна

Всего: 34 ч. (в неделю 1 час)

                                                                                      Пояснительная  записка

       Программа  по  традиционным  настольным  играм  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах предназначена для  проведения  внеурочной  формы  занятий  физического  воспитания.

        Данная  программа  способствует  углублению,  расширению  знания  традиционной  игровой  культуры  якутского  народа  и  направлена  на  воспитание  уважения  к  традициям  предков.  Стимулирует  интерес  к  занятиям  физической  культурой.

        Проблема  здоровья  детей  сегодня  как  никогда  актуальна.  Только  здоровый  ребёнок  может  успешно  учиться.  Игра  в  хабылык  и  хаамыска – гуманная  и  демократичная  народная  игра:  «Игра  принимает  всех»,  не  отвергая  ослабленных  детей.

        В  программе  даны  конкретные  методические  рекомендации    по  организации  и  планированию  учебно-тренировочной  работы  с  учащимися   1-2   и   3-4  классов  по  отдельности  в  игре  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах.  Уважение  к  традициям  своего  народа,  понимание  характера  и  техники  игры  легче  развивать  с  младшего  школьного  возраста. Настольные игры   призваны  способствовать  формированию  здорового  образа  жизни,  развитию  физических,  интеллектуальных  и  нравственных  способностей,  достижению  уровня  спортивных  успехов  сообразно  способностям.

Цель  программы – углубленное  изучение  традиционных  якутских  настольных  игр  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах

Задачи:

  • содействие  правильному  физическому  и  психическому  развитию;
  • воспитание  воли,  настойчивости,  трудолюбия  и  дисциплинированности;
  • обучение  основной  технике  настольной  игры  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах;

Содержание  программы

Материал  программы  включает:

- основы  знаний;

- общую  и специальную  физическую   подготовку;

- техническую  подготовку

    «Основы  знаний»  предусматривает  материал  по  истории  развития  игр  предков,  правила  соревнований.

    «Общая  и  специальная  физическая  подготовка» - даны  упражнения,  направленные  на  развитие  ловкости,  точности,  координации,  синхронности  движений  пальцев  рук,  подготавливают  организм  к  физической  деятельности,  развивают  определённые  двигательные  качества.

    «Техническая  подготовка» -  представлен  материал,  способствующий  обучению  техническим  приёмам  игры.  В  конце  изучения  программы  учащиеся  должны  знать  правила  игры  и  принимать  участие  в  соревнованиях.

Методы  и  формы  обучения

    Для  повышения  интереса  занимающихся  к  занятиям  традиционными  якутскими  настольными  играми  и  более  успешного  решения  образовательных,  воспитательных  и  оздоровительных  задач  рекомендуется  применять  разнообразные  формы  и  методы  проведения  этих  занятий.  

С   целью  создания  представления  об  играх  используются  такие  словесные  методы: 

- рассказ;

- беседа;

- объяснение.

Наглядные  методы:  применяются  в  виде  показа  упражнения,  показ  мультимедийных  презентаций,  видеофильмов.  Можно  к  занятиям  приглашать  ветеранов,  мастеров  настольных  игр  хабылык  и  хаамыска.  Эти  методы  помогут  создать  у  учеников  конкретные  представления  об  изучаемых  действиях.

Практические  методы: предусматривают  метод  упражнений,  игровой, КТД, пробы  социального  опыта, открытого занятия  и  соревновательный.  Основным  из  них  является  метод  упражнений,  который  предусматривает  многократные  повторения  движений.  Игровой  метод  даёт  наибольший  эффект  при  сочетании  игры  и  обучения. Пробы  социального  опыта и открытые занятия  дают возможность  показать и реализовать детям свои знания  и умения, т.е  тому, чему  научились. Участие в организации и проведении КТД.   Игры  и  упражнения,  составляющие  основу  занятий,  способствуют  снятию  эмоционального  напряжения,  снижению  импульсивности,  тревоги  и  агрессии,  совершенствованию  коммуникативных,  игровых  и  двигательных  навыков,  развитию  познавательных  процессов.

Формы  обучения:  индивидуальная,  фронтальная,  групповая.

Режим  работы

Продолжительность  одного  занятия – 40-45  минут

Количество  учебных  недель – для 1  классов – 33 (в первом классе)

                                                     для 2, 3,4  классов – по 34

Количество  детей  в  группе – Количество  детей  может  меняться  в  зависимости   от  желания  учащихся.

Условия  реализации  программы

      Для  успешной  реализации  программы  необходимо  соответствующее  материально-техническое  обеспечение:

- специально  отведённое  место  с  соответствующей  мебелью (столы, скамейки  и  стулья) по виду  деятельности и

  возрастным    особенностям  учащихся;

- для  занятий  необходим  следующий  игровой  материал:

  • хабылык  по  30  штук  -  5-6 комплектов (по  количеству  детей  в  группе)
  • хаамыска  по  5  штук  -  5-6 комплектов  (по  количеству  детей  в  группе)
  • тырыынка по 60 шт – 2-3 комплекта
  • тыксаан по 30 шт – 2-3 комплекта
  • часы – 1 шт
  • мячи  резиновые (маленькие) – по  количеству  детей  в  группе

Учебно-тематический  план  занятий

2 класс

Содержание  

Количество  часов

1 классы

2-4 классы

1

Основы  знаний

5

4

2

Общая  и  специальная  физическая  подготовка

на  каждом занятии

на  каждом занятии

3

Техническая  подготовка

28

30

Итого:

33

34

Общая  и  специальная  физическая  подготовка

Виды   подготовки

Содержание   подготовки

1 – 2 классы

3 – 4 классы

1

Упражнения  мышц кистей рук и пальцев

Легкий  массаж  пальцев. Сгибание  и  разгибание  пальцев. Упражнения  с  предметами:

- перебирание круп, зёрен;

- шнуровка  на  специальных рамках;

- Мять мячик для большого тенниса.;

- плетение  косичек

Все  виды  подготовки  в сочетании проводятся  в  начале, т.е  в подготовительной части  каждого занятия  с целью  разогрева  мышц  для полноценной подготовки организма  к занятию и развития тех или иных качеств, необходимые для игры

Все  виды  подготовки  в сочетании проводятся  в  начале, т.е  в подготовительной части  каждого занятия  с целью  разогрева мышц для полноценной подготовки организма  к занятию  и развития тех или иных качеств, необходимые для игры

2

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

Упражнения с предметами:

- перебрасывание мяча с одной руки на другую перед собой;

 - подбрасывание  мяча верх и ловля;

- упражнения  мячами  с  напарником;

- перебрасывание  палочки  с одной руки на другую перед собой;

- подбрасывание палочки и ловля

3

Упражнения   для  мышц  туловища  и  шеи

Индивидуальные  упражнения  без предметов и с предметами:

- наклоны  вперёд, назад, вправо, влево без предмета;

- наклоны  вперёд, назад, вправо, влево с  предметом;

- наклоны  и  повороты  головы

4

Упражнения  для  мышц  ног  и  таза

- приседания  в  различных  исходных  положениях;

- подскоки;

- ходьба;

- бег

5

Подвижные  игры  и  забавы

- различные  игры  народа  саха  и  других  народов;

- комбинированные   эстафеты

Тема

Содержание

Ожидаемый результат

Кол

часов

Сроки реализации

1 четв

(9ур)

1-2

Якутские  национальные настольные игры «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка», «Тыксаан»

Введение. История развития  настольных  игр  предков. Этимология  слова «хабылык». Пропагандисты, энтузиасты  и мастера  настольных игр.  Федерация  национальных настольных  игр предков Республики Саха (Якутия)

Знать историю игр.

2

3

Игра «Тырыынка». Правила игры.

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции.

Знать правилу игры. Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тырыынка»

1

4-5

Игра «Тырыынка» Технические приемы игры «Тырыынка»

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции. Объяснение и показ технических приемов игры.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тырыынка»

2

6-7

Учебная игра в Тырыынка

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в тырыынка.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тырыынка

2

8

Контрольные игры «Тырыынка»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в тырыынка.

Знать правилу соревнований.

1

9

Игра «Хабылык». Правила игры.

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции.

Знать правилу игры. Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Хабылык»

1

2 четв

(7ур 

10-13

Техника подбрасывания и ловли палочек

Стойка  игрока. Основные  положения  при  подбрасывании  и ловли палочек.  Имитация  подбрасывания и ловли. Подбрасывание и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подкидывание и ловля одной палочки. Способы ловли палочек.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли палочек.

4

14-16

Учебная  игра Хабылык

Отработка способа игры. Правила игры.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли палочек.

3

3 четв

(10ур 

17-18

Техника подбрасывания  и способы  ловли палочек. Ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами.

Способы  ловли  палочек. Подбрасывание 5 палочек и ловля палочек  тыльной  стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля 5 или 3 палочек. Подбрасывание и ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Имитация подбрасывания и ловли на скорости.

Овладение техникой подбрасывания  и способами  ловли палочек

2

19-20

 Учебная  игра  в хабылык

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хабылык. Подбрасывание 30 палочек и ловля по одной палочке тыльной стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля. Тренировка подбрасывания и ловли одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Подбрасывание и ловля  на скорости.

 Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек

2

 21

Контрольные игры «Хабылык»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хабылык.

Знать правилу соревнований.

1

22

Обучение правилам игры «Хаамыска»

Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка.  Подбрасывание и ловля  по одному камешку.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли одного камешка.

1

23-25

Техника подбрасывания  и способы  ловли камешек

Тренировка подбрасывания и ловли камешек. Игра пятью камешками. Отработка способа ловли и подбора камешек со стола:

-по одному в первый раз;

-по два - во второй раз;

-вначале один, затем – остальные три или наоборот;

-подкидывание одного и во время его полёта остальные положить на стол, снова подкидывание одного и во время его полёта успеть подобрать и ловить камешек;

-подкидывание одного вверх, во время его полёта положить на стол 4 камешка, снова подкидывая камешек, подбирать в ладонь остальные по одному;

-все камешки на ладони, подбрасывание и ловля тыльной стороной ладони, снова подбрасывание и ловля всех камешек с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли одного камешка. Овладение техникой шести этапов игры «Хаамыска»

3

4 четв

(8ур 26-27

Учебная игра «Хаамыска»

Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка.  Подбрасывание и ловля  по одному камешку.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Хаамыска»

2

28

Контрольные игры «Хаамыска»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хаамыска.

Знать правилу соревнований.

1

29

Обучение правилам игры «Куерчэх»

Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  

1

30

Игра «Тыксаан»

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе. Выбор  позиции.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тыксаан»

1

31-32

Учебная игра «Тыксаан»

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе. Выбор  позиции.

Знать правилу соревнований.

2

33-34

Контрольные игры «Тыксаан», «куерчэх», «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка».

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в Тыксаан.

Знать правилу соревнований.

2

МБОУ «Маягасская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Протодьяконова-Кулантая »

Муниципальный район «Усть-Алданский улус(район)» Республики Саха (Якутия)

 Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО_________/Стручкова Е.Г./

 «     » ________2017г.

Утверждено

Заместитель директора по УВР

  _______________/ Пухова О.Д./

     «     »____________2017г.

        

«Утверждаю»

Директор школы

_______________________ Бурцев В.П.

 «____ » _________2017г.

Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности

«Якутские  настольные  игры»

2017-2018 учебный год.

Учитель: Прокопьева Мария Михайловна

Класс: 3 класс.

Общее количество часов по плану:34 ч.

Количество часов в неделю: 1 час

                                                                                                                    

                                                                          Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности

«Национальные  настольные  игры  хабылык  и  хаамыска»

Учитель: Прокопьева Мария Михайловна

Всего: 34 ч. (в неделю 1 час)

                                                                                      Пояснительная  записка

       Программа  по  традиционным  настольным  играм  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах предназначена для  проведения  внеурочной  формы  занятий  физического  воспитания.

        Данная  программа  способствует  углублению,  расширению  знания  традиционной  игровой  культуры  якутского  народа  и  направлена  на  воспитание  уважения  к  традициям  предков.  Стимулирует  интерес  к  занятиям  физической  культурой.

        Проблема  здоровья  детей  сегодня  как  никогда  актуальна.  Только  здоровый  ребёнок  может  успешно  учиться.  Игра  в  хабылык  и  хаамыска – гуманная  и  демократичная  народная  игра:  «Игра  принимает  всех»,  не  отвергая  ослабленных  детей.

        В  программе  даны  конкретные  методические  рекомендации    по  организации  и  планированию  учебно-тренировочной  работы  с  учащимися   1-2   и   3-4  классов  по  отдельности  в  игре  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах.  Уважение  к  традициям  своего  народа,  понимание  характера  и  техники  игры  легче  развивать  с  младшего  школьного  возраста. Настольные игры   призваны  способствовать  формированию  здорового  образа  жизни,  развитию  физических,  интеллектуальных  и  нравственных  способностей,  достижению  уровня  спортивных  успехов  сообразно  способностям.

Цель  программы – углубленное  изучение  традиционных  якутских  настольных  игр  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах

Задачи:

  • содействие  правильному  физическому  и  психическому  развитию;
  • воспитание  воли,  настойчивости,  трудолюбия  и  дисциплинированности;
  • обучение  основной  технике  настольной  игры  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах;

Содержание  программы

Материал  программы  включает:

- основы  знаний;

- общую  и специальную  физическую   подготовку;

- техническую  подготовку

    «Основы  знаний»  предусматривает  материал  по  истории  развития  игр  предков,  правила  соревнований.

    «Общая  и  специальная  физическая  подготовка» - даны  упражнения,  направленные  на  развитие  ловкости,  точности,  координации,  синхронности  движений  пальцев  рук,  подготавливают  организм  к  физической  деятельности,  развивают  определённые  двигательные  качества.

    «Техническая  подготовка» -  представлен  материал,  способствующий  обучению  техническим  приёмам  игры.  В  конце  изучения  программы  учащиеся  должны  знать  правила  игры  и  принимать  участие  в  соревнованиях.

Методы  и  формы  обучения

    Для  повышения  интереса  занимающихся  к  занятиям  традиционными  якутскими  настольными  играми  и  более  успешного  решения  образовательных,  воспитательных  и  оздоровительных  задач  рекомендуется  применять  разнообразные  формы  и  методы  проведения  этих  занятий.  

С   целью  создания  представления  об  играх  используются  такие  словесные  методы: 

- рассказ;

- беседа;

- объяснение.

Наглядные  методы:  применяются  в  виде  показа  упражнения,  показ  мультимедийных  презентаций,  видеофильмов.  Можно  к  занятиям  приглашать  ветеранов,  мастеров  настольных  игр  хабылык  и  хаамыска.  Эти  методы  помогут  создать  у  учеников  конкретные  представления  об  изучаемых  действиях.

Практические  методы: предусматривают  метод  упражнений,  игровой, КТД, пробы  социального  опыта, открытого занятия  и  соревновательный.  Основным  из  них  является  метод  упражнений,  который  предусматривает  многократные  повторения  движений.  Игровой  метод  даёт  наибольший  эффект  при  сочетании  игры  и  обучения. Пробы  социального  опыта и открытые занятия  дают возможность  показать и реализовать детям свои знания  и умения, т.е  тому, чему  научились. Участие в организации и проведении КТД.   Игры  и  упражнения,  составляющие  основу  занятий,  способствуют  снятию  эмоционального  напряжения,  снижению  импульсивности,  тревоги  и  агрессии,  совершенствованию  коммуникативных,  игровых  и  двигательных  навыков,  развитию  познавательных  процессов.

Формы  обучения:  индивидуальная,  фронтальная,  групповая.

Режим  работы

Продолжительность  одного  занятия – 40-45  минут

Количество  учебных  недель – для 1  классов – 33 (в первом классе)

                                                     для 2, 3,4  классов – по 34

Количество  детей  в  группе – Количество  детей  может  меняться  в  зависимости   от  желания  учащихся.

Условия  реализации  программы

      Для  успешной  реализации  программы  необходимо  соответствующее  материально-техническое  обеспечение:

- специально  отведённое  место  с  соответствующей  мебелью (столы, скамейки  и  стулья) по виду  деятельности и

  возрастным    особенностям  учащихся;

- для  занятий  необходим  следующий  игровой  материал:

  • хабылык  по  30  штук  -  5-6 комплектов (по  количеству  детей  в  группе)
  • хаамыска  по  5  штук  -  5-6 комплектов  (по  количеству  детей  в  группе)
  • тырыынка по 60 шт – 2-3 комплекта
  • тыксаан по 30 шт – 2-3 комплекта
  • часы – 1 шт
  • мячи  резиновые (маленькие) – по  количеству  детей  в  группе

Учебно-тематический  план  занятий

3 класс

Содержание  

Количество  часов

1-2 классы

3-4 классы

1

Основы  знаний

5

4

2

Общая  и  специальная  физическая  подготовка

на  каждом занятии

на  каждом занятии

3

Техническая  подготовка

28

30

Итого:

33

34

Общая  и  специальная  физическая  подготовка

Виды   подготовки

Содержание   подготовки

1 – 2 классы

3 – 4 классы

1

Упражнения  мышц кистей рук и пальцев

Легкий  массаж  пальцев. Сгибание  и  разгибание  пальцев. Упражнения  с  предметами:

- перебирание круп, зёрен;

- шнуровка  на  специальных рамках;

- застёгивание и расстегивание пуговиц;

- плетение  косичек

Все  виды  подготовки  в сочетании проводятся  в  начале, т.е  в подготовительной части  каждого занятия  с целью  разогрева  мышц  для полноценной подготовки организма  к занятию и развития тех или иных качеств, необходимые для игры

Все  виды  подготовки  в сочетании проводятся  в  начале, т.е  в подготовительной части  каждого занятия  с целью  разогрева мышц для полноценной подготовки организма  к занятию  и развития тех или иных качеств, необходимые для игры

2

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

Упражнения с предметами:

- перебрасывание мяча с одной руки на другую перед собой;

 - подбрасывание  мяча верх и ловля;

- упражнения  мячами  с  напарником;

- перебрасывание  палочки  с одной руки на другую перед собой;

- подбрасывание палочки и ловля

3

Упражнения   для  мышц  туловища  и  шеи

Индивидуальные  упражнения  без предметов и с предметами:

- наклоны  вперёд, назад, вправо, влево без предмета;

- наклоны  вперёд, назад, вправо, влево с  предметом;

- наклоны  и  повороты  головы

4

Упражнения  для  мышц  ног  и  таза

- приседания  в  различных  исходных  положениях;

- подскоки;

- ходьба;

- бег

5

Подвижные  игры  и  забавы

- различные  игры  народа  саха  и  других  народов;

- комбинированные   эстафеты

Тема

Содержание

Ожидаемый результат

Кол

часов

Сроки реализации

1-2

Якутские  национальные настольные игры «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка», «Тыксаан»

«Куерчэх», «Умсаах»

Введение. История развития  настольных  игр  предков. Этимология  слова «хабылык». Пропагандисты, энтузиасты  и мастера  настольных игр.  Федерация  национальных настольных  игр предков Республики Саха (Якутия)

Знать историю игр.

2

3

Игра «Тырыынка». «Куерчэх». Правила игры.

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции.

Знать правилу игры. Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тырыынка», «Куерчэх»

1

4-5

Учебная игра «Тырыынка» , «Куерчэх». Технические приемы игры «Тырыынка»,»Куерчэх».

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции. Объяснение и показ технических приемов игры. Стойка  игрока. Отработка способа игры в тырыынка.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тырыынка»,»Куерчэх»

2

8

Контрольные игры «Тырыынка», «Куерчэх»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в тырыынка.

Знать правилу соревнований.

1

9

Игра «Хабылык». Правила игры.

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции.

Знать правилу игры. Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Хабылык»

1

10-13

Техника подбрасывания и ловли палочек

Стойка  игрока. Основные  положения  при  подбрасывании  и ловли палочек.  Имитация  подбрасывания и ловли. Подбрасывание и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подкидывание и ловля одной палочки. Способы ловли палочек.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли палочек.

4

14-15

Учебная  игра Хабылык

Отработка способа игры. Правила игры.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли палочек.

2

16-17

Техника подбрасывания  и способы  ловли палочек. Ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами.

Способы  ловли  палочек. Подбрасывание 5 палочек и ловля палочек  тыльной  стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля 5 или 3 палочек. Подбрасывание и ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Имитация подбрасывания и ловли на скорости.

Овладение техникой подбрасывания  и способами  ловли палочек

2

18-19

 Учебная  игра  в хабылык

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хабылык. Подбрасывание 30 палочек и ловля по одной палочке тыльной стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля. Тренировка подбрасывания и ловли одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Подбрасывание и ловля  на скорости.

 Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек

2

 20

Контрольные игры «Хабылык»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хабылык.

Знать правилу соревнований.

1

21

 Правила игры «Хаамыска»

Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка.  Подбрасывание и ловля  по одному камешку.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли одного камешка.

1

22-23

Техника подбрасывания  и способы  ловли камешек

Тренировка подбрасывания и ловли камешек. Игра пятью камешками. Отработка способа ловли и подбора камешек со стола:

-по одному в первый раз;

-по два - во второй раз;

-вначале один, затем – остальные три или наоборот;

-подкидывание одного и во время его полёта остальные положить на стол, снова подкидывание одного и во время его полёта успеть подобрать и ловить камешек;

-подкидывание одного вверх, во время его полёта положить на стол 4 камешка, снова подкидывая камешек, подбирать в ладонь остальные по одному;

-все камешки на ладони, подбрасывание и ловля тыльной стороной ладони, снова подбрасывание и ловля всех камешек с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли одного камешка. Овладение техникой шести этапов игры «Хаамыска»

2

24

Учебная игра «Хаамыска»

Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка.  Подбрасывание и ловля  по одному камешку.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Хаамыска»

1

25

Контрольные игры «Хаамыска»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хаамыска.

Знать правилу соревнований.

1

26-27

Обучение правилам игры «Умсаах»

Правила игры. Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола.

Знать правилу. Уметь  выполнять технические  приёмы игры  

2

28-30

Техника подбрасывания  и способы  ловли камешек игры «Умсаах»

????

3

31

Контрольные игры «Умсаах»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры.

Знать правилу соревнований.

1

32

Игра «Тыксаан»

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе. Выбор  позиции.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тыксаан»

1

33

Учебная игра «Тыксаан»

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе. Выбор  позиции.

Знать правилу соревнований.

1

34

Контрольные игры «Тыксаан»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в Тыксаан.

Знать правилу соревнований.

1

МБОУ «Маягасская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Протодьяконова-Кулантая »

Муниципальный район «Усть-Алданский улус(район)» Республики Саха (Якутия)

 Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО_________/Стручкова Е.Г./

 «     » ________2017г.

Утверждено

Заместитель директора по УВР

  _______________/ Пухова О.Д./

     «     »____________2017г.

        

«Утверждаю»

Директор школы

_______________________ Бурцев В.П.

 «____ » _________2017г.

Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности

«Якутские  настольные  игры»

2017-2018 учебный год.

Учитель: Прокопьева Мария Михайловна

Класс: 4 класс.

Общее количество часов по плану:34 ч.

Количество часов в неделю: 1 час

                                                                                                                    

                                                                          Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности

«Национальные  настольные  игры  хабылык  и  хаамыска»

Учитель: Прокопьева Мария Михайловна

Всего: 34 ч. (в неделю 1 час)

                                                                                      Пояснительная  записка

       Программа  по  традиционным  настольным  играм  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах предназначена для  проведения  внеурочной  формы  занятий  физического  воспитания.

        Данная  программа  способствует  углублению,  расширению  знания  традиционной  игровой  культуры  якутского  народа  и  направлена  на  воспитание  уважения  к  традициям  предков.  Стимулирует  интерес  к  занятиям  физической  культурой.

        Проблема  здоровья  детей  сегодня  как  никогда  актуальна.  Только  здоровый  ребёнок  может  успешно  учиться.  Игра  в  хабылык  и  хаамыска – гуманная  и  демократичная  народная  игра:  «Игра  принимает  всех»,  не  отвергая  ослабленных  детей.

        В  программе  даны  конкретные  методические  рекомендации    по  организации  и  планированию  учебно-тренировочной  работы  с  учащимися   1-2   и   3-4  классов  по  отдельности  в  игре  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах.  Уважение  к  традициям  своего  народа,  понимание  характера  и  техники  игры  легче  развивать  с  младшего  школьного  возраста. Настольные игры   призваны  способствовать  формированию  здорового  образа  жизни,  развитию  физических,  интеллектуальных  и  нравственных  способностей,  достижению  уровня  спортивных  успехов  сообразно  способностям.

Цель  программы – углубленное  изучение  традиционных  якутских  настольных  игр  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах

Задачи:

  • содействие  правильному  физическому  и  психическому  развитию;
  • воспитание  воли,  настойчивости,  трудолюбия  и  дисциплинированности;
  • обучение  основной  технике  настольной  игры  хабылык ,  хаамыска, тыксаан, тырыынка, куерчэх, умсаах;

Содержание  программы

Материал  программы  включает:

- основы  знаний;

- общую  и специальную  физическую   подготовку;

- техническую  подготовку

    «Основы  знаний»  предусматривает  материал  по  истории  развития  игр  предков,  правила  соревнований.

    «Общая  и  специальная  физическая  подготовка» - даны  упражнения,  направленные  на  развитие  ловкости,  точности,  координации,  синхронности  движений  пальцев  рук,  подготавливают  организм  к  физической  деятельности,  развивают  определённые  двигательные  качества.

    «Техническая  подготовка» -  представлен  материал,  способствующий  обучению  техническим  приёмам  игры.  В  конце  изучения  программы  учащиеся  должны  знать  правила  игры  и  принимать  участие  в  соревнованиях.

Методы  и  формы  обучения

    Для  повышения  интереса  занимающихся  к  занятиям  традиционными  якутскими  настольными  играми  и  более  успешного  решения  образовательных,  воспитательных  и  оздоровительных  задач  рекомендуется  применять  разнообразные  формы  и  методы  проведения  этих  занятий.  

С   целью  создания  представления  об  играх  используются  такие  словесные  методы: 

- рассказ;

- беседа;

- объяснение.

Наглядные  методы:  применяются  в  виде  показа  упражнения,  показ  мультимедийных  презентаций,  видеофильмов.  Можно  к  занятиям  приглашать  ветеранов,  мастеров  настольных  игр  хабылык  и  хаамыска.  Эти  методы  помогут  создать  у  учеников  конкретные  представления  об  изучаемых  действиях.

Практические  методы: предусматривают  метод  упражнений,  игровой, КТД, пробы  социального  опыта, открытого занятия  и  соревновательный.  Основным  из  них  является  метод  упражнений,  который  предусматривает  многократные  повторения  движений.  Игровой  метод  даёт  наибольший  эффект  при  сочетании  игры  и  обучения. Пробы  социального  опыта и открытые занятия  дают возможность  показать и реализовать детям свои знания  и умения, т.е  тому, чему  научились. Участие в организации и проведении КТД.   Игры  и  упражнения,  составляющие  основу  занятий,  способствуют  снятию  эмоционального  напряжения,  снижению  импульсивности,  тревоги  и  агрессии,  совершенствованию  коммуникативных,  игровых  и  двигательных  навыков,  развитию  познавательных  процессов.

Формы  обучения:  индивидуальная,  фронтальная,  групповая.

Режим  работы

Продолжительность  одного  занятия – 40-45  минут

Количество  учебных  недель – для 1  классов – 33 (в первом классе)

                                                     для 2, 3,4  классов – по 34

Количество  детей  в  группе – Количество  детей  может  меняться  в  зависимости   от  желания  учащихся.

Условия  реализации  программы

      Для  успешной  реализации  программы  необходимо  соответствующее  материально-техническое  обеспечение:

- специально  отведённое  место  с  соответствующей  мебелью (столы, скамейки  и  стулья) по виду  деятельности и

  возрастным    особенностям  учащихся;

- для  занятий  необходим  следующий  игровой  материал:

  • хабылык  по  30  штук  -  5-6 комплектов (по  количеству  детей  в  группе)
  • хаамыска  по  5  штук  -  5-6 комплектов  (по  количеству  детей  в  группе)
  • тырыынка по 60 шт – 2-3 комплекта
  • тыксаан по 30 шт – 2-3 комплекта
  • часы – 1 шт
  • мячи  резиновые (маленькие) – по  количеству  детей  в  группе

Учебно-тематический  план  занятий

4 класс

Содержание  

Количество  часов

1-2 классы

3-4 классы

1

Основы  знаний

5

4

2

Общая  и  специальная  физическая  подготовка

на  каждом занятии

на  каждом занятии

3

Техническая  подготовка

28

30

Итого:

33

34

Общая  и  специальная  физическая  подготовка

Виды   подготовки

Содержание   подготовки

1 – 2 классы

3 – 4 классы

1

Упражнения  мышц кистей рук и пальцев

Легкий  массаж  пальцев. Сгибание  и  разгибание  пальцев. Упражнения  с  предметами:

- перебирание круп, зёрен;

- шнуровка  на  специальных рамках;

- застёгивание и расстегивание пуговиц;

- плетение  косичек

Все  виды  подготовки  в сочетании проводятся  в  начале, т.е  в подготовительной части  каждого занятия  с целью  разогрева  мышц  для полноценной подготовки организма  к занятию и развития тех или иных качеств, необходимые для игры

Все  виды  подготовки  в сочетании проводятся  в  начале, т.е  в подготовительной части  каждого занятия  с целью  разогрева мышц для полноценной подготовки организма  к занятию  и развития тех или иных качеств, необходимые для игры

2

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

Упражнения с предметами:

- перебрасывание мяча с одной руки на другую перед собой;

 - подбрасывание  мяча верх и ловля;

- упражнения  мячами  с  напарником;

- перебрасывание  палочки  с одной руки на другую перед собой;

- подбрасывание палочки и ловля

3

Упражнения   для  мышц  туловища  и  шеи

Индивидуальные  упражнения  без предметов и с предметами:

- наклоны  вперёд, назад, вправо, влево без предмета;

- наклоны  вперёд, назад, вправо, влево с  предметом;

- наклоны  и  повороты  головы

4

Упражнения  для  мышц  ног  и  таза

- приседания  в  различных  исходных  положениях;

- подскоки;

- ходьба;

- бег

5

Подвижные  игры  и  забавы

- различные  игры  народа  саха  и  других  народов;

- комбинированные   эстафеты

Тема

Содержание

Ожидаемый результат

Кол

часов

Сроки реализации

1-2

Якутские  национальные настольные игры «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка», «Тыксаан»

«Куерчэх», «Умсаах»

Введение. История развития  настольных  игр  предков. Этимология  слова «хабылык». Пропагандисты, энтузиасты  и мастера  настольных игр.  Федерация  национальных настольных  игр предков Республики Саха (Якутия)

Знать историю игр.

2

3

Игра «Тырыынка». «Куерчэх». Правила игры.

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции.

Знать правилу игры. Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тырыынка», «Куерчэх»

1

4-5

Учебная игра «Тырыынка» , «Куерчэх». Технические приемы игры «Тырыынка»,»Куерчэх».

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции. Объяснение и показ технических приемов игры. Стойка  игрока. Отработка способа игры в тырыынка.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тырыынка»,»Куерчэх»

2

8

Контрольные игры «Тырыынка», «Куерчэх»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в тырыынка.

Знать правилу соревнований.

1

9

Игра «Хабылык». Правила игры.

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе.  Выбор  позиции.

Знать правилу игры. Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Хабылык»

1

10-13

Техника подбрасывания и ловли палочек

Стойка  игрока. Основные  положения  при  подбрасывании  и ловли палочек.  Имитация  подбрасывания и ловли. Подбрасывание и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подкидывание и ловля одной палочки. Способы ловли палочек.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли палочек.

4

14-15

Учебная  игра Хабылык

Отработка способа игры. Правила игры.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли палочек.

2

16-17

Техника подбрасывания  и способы  ловли палочек. Ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами.

Способы  ловли  палочек. Подбрасывание 5 палочек и ловля палочек  тыльной  стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля 5 или 3 палочек. Подбрасывание и ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Имитация подбрасывания и ловли на скорости.

Овладение техникой подбрасывания  и способами  ловли палочек

2

18-19

 Учебная  игра  в хабылык

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хабылык. Подбрасывание 30 палочек и ловля по одной палочке тыльной стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля. Тренировка подбрасывания и ловли одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Подбрасывание и ловля  на скорости.

 Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек

2

 20

Контрольные игры «Хабылык»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хабылык.

Знать правилу соревнований.

1

21

 Правила игры «Хаамыска»

Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка.  Подбрасывание и ловля  по одному камешку.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли одного камешка.

1

22-23

Техника подбрасывания  и способы  ловли камешек

Тренировка подбрасывания и ловли камешек. Игра пятью камешками. Отработка способа ловли и подбора камешек со стола:

-по одному в первый раз;

-по два - во второй раз;

-вначале один, затем – остальные три или наоборот;

-подкидывание одного и во время его полёта остальные положить на стол, снова подкидывание одного и во время его полёта успеть подобрать и ловить камешек;

-подкидывание одного вверх, во время его полёта положить на стол 4 камешка, снова подкидывая камешек, подбирать в ладонь остальные по одному;

-все камешки на ладони, подбрасывание и ловля тыльной стороной ладони, снова подбрасывание и ловля всех камешек с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.

Овладение  техникой подбрасывания и ловли одного камешка. Овладение техникой шести этапов игры «Хаамыска»

2

24

Учебная игра «Хаамыска»

Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка.  Подбрасывание и ловля  по одному камешку.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Хаамыска»

1

25

Контрольные игры «Хаамыска»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в хаамыска.

Знать правилу соревнований.

1

26-27

Обучение правилам игры «Умсаах»

Правила игры. Стойка  игрока. Основные  положения  при  выполнении основных приёмов игры. Техника перемещений близко у стола.

Знать правилу. Уметь  выполнять технические  приёмы игры  

2

28-30

Техника подбрасывания  и способы  ловли камешек игры «Умсаах»

????

3

31

Контрольные игры «Умсаах»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры.

Знать правилу соревнований.

1

32

Игра «Тыксаан»

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе. Выбор  позиции.

Уметь  выполнять технические  приёмы игры  «Тыксаан»

1

33

Учебная игра «Тыксаан»

Правила  игры. Свободная  групповая  игра  на  столе. Выбор  позиции.

Знать правилу соревнований.

1

34

Контрольные игры «Тыксаан»

Правила игры.  Стойка  игрока. Отработка способа игры в Тыксаан.

Знать правилу соревнований.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме: "Настольные игры"

Цели:1) Познакомить детей с разнообразием настольных игр2) Интеллектуальное развитие3) Эмоциональное развитие4) Развитие коммуникативных навыковЗадачи:1) Расширение знаний и умений детей о богатстве и...

ПРОГРАММА «ОФП. Подвижные и настольные игры» (начальная школа)

В программе представлены пояснительная записка и тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Якутские настольные игры»

Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности«Якутские   настольные  игры»...

Научно-исследовательская работа .Окружающий мир «Игра – дело серьёзное. Настольные игры -это наука, обучающая жизни в социуме"

Иногда во дворе и на переменах я наблюдал, что дети ссорятся, не умеют общаться друг с другом. А почему? Да потому, что играть в общие игры разучились. Теперь даже для взрослых придуманы деловые игры....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Якутские настольные игры"

Рабочая программа создана для детей 1-2 классов. Якутские настольные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, находчивость, и умственные способности. Детям очень интересно играть в игры, ...

Игры - тренажёры для быстрого счёта. Математические настольные игры для первоклассников

Настольные игры – тренажеры для быстрого счёта. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математик...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Настольные игры" 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Настольные игры" 4 класс...