Рабочая программа внеурочной деятельности "Настольные игры" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Настольные игры" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastolnye_igry_4_klass.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»
им. В.И. Малышкина
(с углубленным изучением отдельных предметов)
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»
Рассмотрено на заседании МО __________________________ (подпись) Руководитель МО
«_____» ____________20___ г. |
| Утверждено на заседании НМС __________________________ (подпись) Зам.директора НМР «_____» __________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»
4 классы
2021 /2022 учебный год
Составлен: Варламовой М.В
г. Якутск
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя в 4 классе по внеурочной деятельности «Настольные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования, Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на основе «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение» Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова; «Просвещение».
Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повышает уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.
Настольная игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревнование с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.
Цель программы: - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Основные задачи программы:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Отличительные особенности программы: практическая игровая направленность, проектные технологии.
Организационные принципы: занятия предполагают групповые формы работы. Программа предназначена для учащихся 4 классов, рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа
Особенности организации учебного процесса.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данная программа состоит из системы дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания игры-ассоциации, логические и развивающие игры, пазлы, лото и домино различной тематики, шашки, что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются игры разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются игры, в которые они могут играть успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения данной программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с определённой игрой.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в правилах конкретной игры.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы, таблицы, правила игр и другие источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и объекты по классам, видам, предназначениям.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Курс «Настольные игры» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 11 лет.
Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 34 занятия: одно занятие в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Система занятий по курсу «Настольные игры» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект:
- воспитание системы межличностных отношений.
Формы подведения итогов реализации программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме итоговой большой игры-соревнования «Настольные игры».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Содержание программы.
- Игры- ассоциации, игры в дорогу- 6 часов
- Логические игры - 5 часов
- Развивающие настольные игры – 19 часов
- Экономические настольные игры – 4 часа
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Настольные игры» 4 класс
№ П/П | Тема занятия | Кол-во часов |
Введение. Инструктаж по ТБ. Ассоциации. Вас приглашает страна игр. Какие бывают игры? Представление игр и их происхождение. Игры на сплочение коллектива. Правила игры-ассоциации «Крокодил». | 1 | |
Игры-ассоциации Игра «Кто я?», «Имаджинариум» | 1 | |
3 | Игры-ассоциации «Народные промыслы», «Профессии». | 1 |
4 | Игры в дорогу. Кроссворды, чайнворд, найди отличие, морской бой, судоку. Правила игры. | 3 |
5 | Словесные игры «Слова», «города». «Игры-ассоциации». Логические игры. | 5 |
6 | Игра «Падающая башня» | 2 |
7 | Игра Продолжение логического ряда. Игры «Танграмм» | 3 |
8 | Пазлы «Любимые герои мультфильмов», «Животные». | 1 |
9 | Игра «Крестики-нолики». | 1 |
10 | Игры:«Котосовы», «Турбосчет». | 1 |
11 | Игры: «Делиссимо», «Много-Много», «Цветариум», «7 на 9». | 2 |
12 | Игра «Сходство, различие». | 1 |
13 | Игра «Эрудит» | 1 |
14 | Игры на обогащение словарного запаса. Алиас. | 2 |
15 | Игры: «Таймлайн», «Хронолет» | 1 |
16 | Игры: «Викторина чемпионов» «Сундучок знаний. Вокруг света». | 1 |
17 | Комбинаторика. Размещение, сочетание. Игра « Мемо» | 2 |
18 | Экономические игры. Игры: «Колонизаторы», «Монополия», «Рынок». | 4 |
19 | Резерв. Подведение итогов. Игра-соревнование по настольным играм. | 1 |
Учебно-методическая литература для учителя
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. –
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Интернет – ресурсы :https://mel.fm/blog/zhenya-kats/64273-15-klassnykh-igr-kotoryye-ni-za-chto-ne-dadut-skuchat-v-doroge-smartfon-ne-prigoditsya
Материально – техническое обеспечение программы:
.Настольные игры:
« Крокодил», «Имаджинариум», «народные промыслы», «Профессии», «Падающая башня», «Котосовы», «Турбосчет», «Делиссимо», «Много-Много», «Цветариум», «7 на 9», «Геометрика», «Спасти безударную», «Мы с тобой одного корня», «Викторина чемпионов» «Сундучок знаний. Вокруг света», «Колонизаторы», «Монополия», «Рынок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...