" Мой край"
методическая разработка (1 класс) на тему

Программа по внеурочной деятельности " Мой край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_g_moy_kray.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

   «Рассмотрено»

   Руководитель МО

 классных руководителей

   ________/  Суарметовой С.С.

   Протокол №________  от

   «___»___________2017 г.

     «Согласовано»

     Заместитель директора  по ВР

     МБОУ   «СОШ №31»

     ________/   Бочкарева С.В.

     «___»___________2017 г.

     «Утверждаю»

      Директор МБОУ  «СОШ №31»

      ________/   И.А. Габдуллахатов

      Приказ № _________ от

      «___»___________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Загадки природы»

Основиной Ларисы Юрьевны,

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

 

МБОУ «СОШ №31» НМР РТ

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходные нормативные документы, на основании которых разработана программа:

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Загадки природы» для 1Б класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 31».
  3. Программа внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №31» на 2017-2018 учебный год.
  4. Положение о рабочей программе педагога

Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «СОШ № 31» и «Положению о внеурочной деятельности обучающихся».

Цели  программы

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наша Республика Татарстан, наш город, наш регион.  

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

        Новизна программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Основные методы и технологии:

познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия

Программа курса рассчитана на 4 года обучения:

в 1 классе-33 часа, во 2-4 классах по 34 часа в год.

Периодичность занятий 1 раз в неделю.

«Планируемые результаты освоения предмета курса внеурочной деятельности»

 («Требования к уровню подготовки обучающихся»).

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

 Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования. Содержание программы внеурочной деятельности формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся, презентации экологических проектов на микроучастке школы.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I. Введение в экологию – 3 часа

Понятие о природе, красоте природы.

Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.

Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Экскурсия в природу.

II. Молчаливые соседи – 3 часа

Наблюдения за домашними питомцами.

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Экскурсия в живой уголок.

Фотовыставка «Наши любимцы».

III. Пернатые друзья - 3 часа

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

IV. О чем шепчут деревья - 3 часа

Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. Деревья моего края.

V. Загадки животного мира – 3 часа

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду.

Экскурсия в краеведческий музей.

Заочное путешествие «Загадки животного мира».

VI. Секреты неживой природы – 3 часа

Наблюдение за состоянием воды в природе.

Интересное в неживой природе.

Игра «Тайны вокруг нас».

VII. Оранжерея на окне – 3 часа

Наблюдение за комнатными растениями.

Ухаживание и выращивание растений.

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

VIII. Человек  - часть живой природы – 4 часа

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях.

Правила ухода.

XI. Охрана природы – 6 часов

Знакомство с понятием «Красная книга».

Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

Посещение живого уголка центра.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

Проведено по плану

факт

1

Введение в экологию

3

2

Молчаливые соседи

3

3

 Пернатые друзья

3

4

 О чем шепчут деревья

3

5

Загадки животного мира

3

6

Секреты неживой природы

4

7

Оранжерея на окне

4

8

Человек  - часть живой природа

4

9

Охрана природы

6

Перечень учебно-методического обеспечения

1.  Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М.:2010.

 2.  Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.:Просвещение, 2010, 119с.

3.  Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

4.  Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

9.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 2010, 52с.

10. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 2009, 42с.

11.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2013.- 448с.

12. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

13.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

14.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 2010, №10.

15.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 2007.-240 с.

16.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 2007.-192 с.  

17.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.

18.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.- 64 с.

Печатные пособия:

Таблицы к основным разделам  материала, содержащегося в стандарте начального образования.

Репродукции картин.

Технические средства обучения:

1.Классная доска с набором  приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.Компьютер( по возможности).

    3. Мультимедиа

ЭОРы:  

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu/ru
  2. Сайт «Я иду на урок окружающего мира» и электронная версия газеты «Окружающий мир»: http://rus.1september.ru
  3. Коллекция «Мировая художественная культура»: http://art.1september.ru
  4. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://music.edu.ru
  5. Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
  6. Газета «1 сентября»: www.1september.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Проведено по

плану

факт

I. Введение в экологию – 3 часа

1

Понятие о природе, красоте природы.

1

05.09

2

Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.

1

12.09

3

Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

1

19.09

II. Молчаливые соседи – 3 часа

4

Наблюдения за домашними питомцами.

1

26.09

5

Установление природных закономерностей

1

03.10

6

Установление природных взаимосвязей

1

10.10

III. Пернатые друзья - 3 часа

7

Работа с иллюстрациями с изображением птиц,

1

17.10

8

Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

1

24.10

9

Наблюдение за поведением птиц на улице.

1

07.11

IV. О чем шепчут деревья - 3 часа

10

Деревья моего края

1

14.11

11

Сезонные изменения деревьев в природе.

1

21.11

12

Особенности роста и развития деревьев.

1

28.11

V. Загадки животного мира – 3 часа

13

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к летнему периоду.

1

05.12

14

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду.

1

12.12

15

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных моего края в лесах.

1

19.12

VI. Секреты неживой природы – 4 часа

16

Наблюдение за состоянием воды в природе.

1

09.01

17

Горы и их значение

1

16.01

18

Наблюдение за солнцем

1

23.01

19

Интересное в неживой природе.

1

30.01

VII. Оранжерея на окне – 4 часа

20

Наблюдение за комнатными растениями.

1

06.02

21

Ухаживание и выращивание за комнатными растениями

1

20.02

22

«Моя оранжерея»

1

27.02

23

Вопросы и ответы

1

06.03

VIII. Человек  - часть живой природы – 4 часа

24

Значение трудовой деятельности в жизни человека и в обществе

1

13.03

25

Правила ухода.

1

20.03

26

Изучение элементарных правил безопасной работы.

1

27.03

27

«Посадка лука»

1

03.04

XI. Охрана природы – 6 часов

28

Знакомство с понятием «Красная книга».

1

10.04

29

Знакомство с редкими видами водного мира

1

17.04

30

Знакомство с редкими видами растительного мира.

1

21.04

31

Знакомство с редкими видами животного мира.

1

08.05

32

Окружающий мир

1

15.05

33

Живой уголок

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...