" Мой край"
методическая разработка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО классных руководителей ________/ Суарметовой С.С. Протокол №________ от «___»___________2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №31» ________/ Бочкарева С.В. «___»___________2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №31» ________/ И.А. Габдуллахатов Приказ № _________ от «___»___________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Загадки природы»
Основиной Ларисы Юрьевны,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №31» НМР РТ
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходные нормативные документы, на основании которых разработана программа:
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Загадки природы» для 1Б класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 31».
- Программа внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №31» на 2017-2018 учебный год.
- Положение о рабочей программе педагога
Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «СОШ № 31» и «Положению о внеурочной деятельности обучающихся».
Цели программы
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наша Республика Татарстан, наш город, наш регион.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Новизна программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Основные методы и технологии:
познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия
Программа курса рассчитана на 4 года обучения:
в 1 классе-33 часа, во 2-4 классах по 34 часа в год.
Периодичность занятий 1 раз в неделю.
«Планируемые результаты освоения предмета курса внеурочной деятельности»
(«Требования к уровню подготовки обучающихся»).
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования. Содержание программы внеурочной деятельности формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся, презентации экологических проектов на микроучастке школы.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Введение в экологию – 3 часа
Понятие о природе, красоте природы.
Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.
Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Экскурсия в природу.
II. Молчаливые соседи – 3 часа
Наблюдения за домашними питомцами.
Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Экскурсия в живой уголок.
Фотовыставка «Наши любимцы».
III. Пернатые друзья - 3 часа
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».
IV. О чем шепчут деревья - 3 часа
Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. Деревья моего края.
V. Загадки животного мира – 3 часа
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду.
Экскурсия в краеведческий музей.
Заочное путешествие «Загадки животного мира».
VI. Секреты неживой природы – 3 часа
Наблюдение за состоянием воды в природе.
Интересное в неживой природе.
Игра «Тайны вокруг нас».
VII. Оранжерея на окне – 3 часа
Наблюдение за комнатными растениями.
Ухаживание и выращивание растений.
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
VIII. Человек - часть живой природы – 4 часа
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях.
Правила ухода.
XI. Охрана природы – 6 часов
Знакомство с понятием «Красная книга».
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.
Посещение живого уголка центра.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | ||
Проведено по плану | факт | ||||
1 | Введение в экологию | 3 | |||
2 | Молчаливые соседи | 3 | |||
3 | Пернатые друзья | 3 | |||
4 | О чем шепчут деревья | 3 | |||
5 | Загадки животного мира | 3 | |||
6 | Секреты неживой природы | 4 | |||
7 | Оранжерея на окне | 4 | |||
8 | Человек - часть живой природа | 4 | |||
9 | Охрана природы | 6 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
9.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 2010, 52с.
10. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 2009, 42с.
11.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2013.- 448с.
12. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
13.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
14.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 2010, №10.
16.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 2007.-192 с.
17.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
18.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.- 64 с.
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
Технические средства обучения:
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Компьютер( по возможности).
3. Мультимедиа
ЭОРы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu/ru
- Сайт «Я иду на урок окружающего мира» и электронная версия газеты «Окружающий мир»: http://rus.1september.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура»: http://art.1september.ru
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://music.edu.ru
- Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
- Газета «1 сентября»: www.1september.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
Проведено по плану | факт | |||
I. Введение в экологию – 3 часа | ||||
1 | Понятие о природе, красоте природы. | 1 | 05.09 | |
2 | Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. | 1 | 12.09 | |
3 | Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | 1 | 19.09 | |
II. Молчаливые соседи – 3 часа | ||||
4 | Наблюдения за домашними питомцами. | 1 | 26.09 | |
5 | Установление природных закономерностей | 1 | 03.10 | |
6 | Установление природных взаимосвязей | 1 | 10.10 | |
III. Пернатые друзья - 3 часа | ||||
7 | Работа с иллюстрациями с изображением птиц, | 1 | 17.10 | |
8 | Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. | 1 | 24.10 | |
9 | Наблюдение за поведением птиц на улице. | 1 | 07.11 | |
IV. О чем шепчут деревья - 3 часа | ||||
10 | Деревья моего края | 1 | 14.11 | |
11 | Сезонные изменения деревьев в природе. | 1 | 21.11 | |
12 | Особенности роста и развития деревьев. | 1 | 28.11 | |
V. Загадки животного мира – 3 часа | ||||
13 | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к летнему периоду. | 1 | 05.12 | |
14 | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. | 1 | 12.12 | |
15 | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных моего края в лесах. | 1 | 19.12 | |
VI. Секреты неживой природы – 4 часа | ||||
16 | Наблюдение за состоянием воды в природе. | 1 | 09.01 | |
17 | Горы и их значение | 1 | 16.01 | |
18 | Наблюдение за солнцем | 1 | 23.01 | |
19 | Интересное в неживой природе. | 1 | 30.01 | |
VII. Оранжерея на окне – 4 часа | ||||
20 | Наблюдение за комнатными растениями. | 1 | 06.02 | |
21 | Ухаживание и выращивание за комнатными растениями | 1 | 20.02 | |
22 | «Моя оранжерея» | 1 | 27.02 | |
23 | Вопросы и ответы | 1 | 06.03 | |
VIII. Человек - часть живой природы – 4 часа | ||||
24 | Значение трудовой деятельности в жизни человека и в обществе | 1 | 13.03 | |
25 | Правила ухода. | 1 | 20.03 | |
26 | Изучение элементарных правил безопасной работы. | 1 | 27.03 | |
27 | «Посадка лука» | 1 | 03.04 | |
XI. Охрана природы – 6 часов | ||||
28 | Знакомство с понятием «Красная книга». | 1 | 10.04 | |
29 | Знакомство с редкими видами водного мира | 1 | 17.04 | |
30 | Знакомство с редкими видами растительного мира. | 1 | 21.04 | |
31 | Знакомство с редкими видами животного мира. | 1 | 08.05 | |
32 | Окружающий мир | 1 | 15.05 | |
33 | Живой уголок | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Классный час "Край ты мой, родимый край!"
Воспитание любви к малой Родине....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...
- Мне нравится (1)