Классный час 3-4 класс "Я и мои друзья!"
классный час (3, 4 класс) на тему

Щекотихина Елена Юрьевна

Формирование у ребёнка представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx37.69 КБ
Файл druzhba.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Я и мои друзья" 3-4 класс

Автор: Щекотихина Е.Ю.– учитель начальных классов МКОУ «СОШ №2»
Цель урока: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
– формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
– развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;
– воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
– способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;
– воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
– способствовать развитию эмоциональной сферы личности.
Оборудование: презентация, цветные карандаши, ножницы, клей, заготовки заданий, диск с записями Игоря Крутого, песни “Если с другом вышел в путь”.
                                                     Ход занятия
1.Орг. момент
-Посмотрите какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг-другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас «сердечки». На одной стороне сердечка написаны пожелания друзьям, классу. На другой – свои пожелания, т.е. себе пожелания.
Мы запаяем их и откроем через 8 лет, когда вы будете в 11 классе.
2. Введение в тему
- Интересно, о чём мы сегодня будем говорить? Кому знакома песня, можете подпевать. (Песня «Если с другом вышел в путь» Муз.В. Шаинского, сл. М. Танича) (слайд 1)
- Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях)
- Тема нашего занятия
«Я и мои друзья». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу. (слайд 3)
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
III. Постановка проблемы.
Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей)
– Какое решение он принял? (Ответы детей.)
– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей)
– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.
Экспресс-диагностика (слайд 4 )
- Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают). 
В конце занятия мы вернёмся к этим записям.
IV. Погружение в тему. 
Работать мы с вами будем в командах. На команды вы разделились по собственному желанию. (слайд 5)

Команд у нас три:
1 команда. 
Исследователи!
2 команда. 
Эксперты!
3 команда. 
Законодатели!
Учитель. Начнем мы наш разговор с размышления о том, что же такое дружба и нужна ли она.
Учащиеся читают стихотворение «Дружба» - по ролям в масках.
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
Вывод: - Легко ли жить человеку без друзей?
Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?
Дети. С улыбки.
Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется.(звучит припев песни, можно пропеть вместе с детьми.) 
А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему? Слайд 6)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок-
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка 
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
(Ответы детей.)
Вывод: Героя стихотворения нельзя назвать другом, т. к. настоящий друг ничего не требует взамен.
V. Организация деятельности:
Задание №1 ( слайд 7)
Учитель. В самом начале я предлагаю вам всем составить ассоциограмму к слову ДРУГ.
(На доске на цветной бумаге написано слово – ДРУГ)
VI. Осуществление деятельности.
От каждой команды выходит к доске один ученик и прикрепляет слова, с которыми у них ассоциируется слово “друг” и объяснят свой выбор.
На доске: ДРУГ – добрый, надёжный, преданный, заботливый, верный, умный
Учитель. Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать – тогда и начинается дружба.

Физминутка «Улыбка»

А теперь все вместе встали
Руки дружно вверх подняли
Руки в стороны, вперед
А теперь наоборот
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись
Тихо сели и опять будем
Дело продолжать 


Чтобы стать хорошим другом, иметь верных и преданных друзей, человек должен знать историю слова, его лексическое значение.
Задание №2 ( слайд 8)
1 команда – наши исследователи. Задание, которое они получат, называется: энциклопедия одного слова
Исследователи представляют своё задание по плану: 
1.Лексическое значение слова “ДРУГ” (в толковом словаре).
2.Слова-родственники (однокоренные).
3.Слова-друзья (в словаре синонимов).
4.Слова-враги (в словаре антонимов).
5.Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
Дети находят начало пословицы. Присоединяют окончание, объясняют смысл пословицы) ( слайд9)
1. Маленькая дружба, (лучше большой ссоры) 
2. Дружба как стекло:(разобьёшь, не сложишь) 
3. Одежда хороша новая, (а друг старый) 
4. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей) 
5. Гору разрушает ветер, людскую дружбу -(слово) 
6. Сила птицы в крыльях, сила человека … (в дружбе) 
7. Стол богат – тело полнеет, друзей много - (душа полнеет) 
8. Человек без друга, что земля (без воды) 
9. Жить без друзей, что есть пищу (без соли) 
10. Человек без друзей, что дерево (без корней)

2 команда – наши эксперты. ( слайд 10)
Вашей команде нужно разобрать две ситуации и ответить на вопрос: 
– Как поступили бы мы на месте героев и сделать выводы. 
Наташа и Лена играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
Вопросы:
1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?
2. Что можете посоветовать им?
Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.
Вопросы:
1.Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?
2.Что можно посоветовать Даше?
Вывод: 
- Просто или сложно сохранить крепкие дружеские отношения? 
- А что значит «настоящий друг»? 
3 команда – “законодатели”
Ребятам этой команды надо было разработать свод законов о дружбе.
Законы дружбы (на экране) ( слайд 11)
1.Помогай другу (баловаться; кричать; в беде)
2.Умей с другом разделить (лень; радость; жадность)
3.Останови друга, если он (помогает старшим; делает что-то плохое; ухаживает за животными)
4.(обижай; не обманывай; обзывай) друга.
5.Относись к другу как (к игрушке; к себе; к шкафу)
Вывод:
Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! Теперь самое главное, чтобы они вами соблюдались.
(после работы в группах и выступления каждой из групп)
Учитель. Оцените работу “исследователей”.
Одноклассники оценивают работы показывая карточки:
Зелёная – было интересно, понравилось;
Жёлтая – не заинтересовало, не понравилось.
Учитель. Все человеческие отношения строятся на дружбе. Дружба – это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.
Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.
Это не просто слова. Сейчас наши эксперты докажут это на примере двух ситуаций.
Эксперты представляют свою точку зрения и делают выводы.
1. Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
2. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
Учитель.Оцените работу “экспертов”.
Учитель.Оцените работу “законодателей”.
Вывод:
Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! Теперь самое главное, чтобы они вами соблюдались.
– А сейчас, ребята, я предлагаю вам в группах обсудить ситуации: “Как бы вы поступили? (ситуации предлагаются по очереди каждой команде) ( слайд 12 - 13)
- Настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем разрешить несколько житейских проблем и поразмыслим, как бы поступил в этих случаях настоящий друг. 
1.Твой друг не смог решить домашнее задание и просит у тебя списать. 
2.Во время «Весёлых стартов» твой друг упал на бегу и подвёл команду. 
3.Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, то он с тобой дружить не будет. 
4.Родители узнали, что твой друг плохо учится, и запрещают тебе дружить с ним. 
5.Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 
6.Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. 
7.Ты идёшь по улице. Два твоих друга забрали у твоей одноклассницы шапку. 
8.Ты спешишь к подруге (другу) поиграть на компьютере, а навстречу тебе идёт группа одноклассников делать генеральную уборку в классе. Как ты поступишь
Обсуждение и решение проблемных ситуаций
Учитель. Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого. Но не всякий умеет быть другом. Не может быть другом тот, кто хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга. .
Звучит музыка Игоря Крутого “Друг”
- Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.
План.
1. Как зовут друга?
2. В каком классе учится?
3. Почему ты считаешь его другом?
(по желанию детей, 3 – 4 человека)

Учитель. Хочется верить, что этот урок заставил вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья. 
Дети и учитель читают стихотворение: ( слайд 16)
Учитель.
Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей!
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней – 
Ближе друга на свете нету.
1 ученик.
Никогда не теряйте друзей, 
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.
2 ученик.
И не стоит друзей обижать:
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.
3 ученик.
Дружбу надо беречь всегда, 
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!!!
- А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика). 
- Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом? 
- Что вы хотите пожелать своим друзьям?
Рефлексия: « Солнце дружбы» Передавая солнышко по кругу говорить пожелания, добрые слова рядом стоящему однокласснику.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор Щекотихина Елена Юрьевна МКОУ «СОШ №2»

Слайд 2

Цель: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной Задачи: -формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях; -развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление; -воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства. -способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе; - воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу; - способствовать развитию эмоциональной сферы личности.

Слайд 3

Притча Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое. – Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух. – Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам! Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Слайд 4

Экспресс – диагностика. Я хороший друг. Я часто ссорюсь Со своими друзьями. У меня нет друзей.

Слайд 5

Наши команды 1команда. Исследователи! 2команда. Эксперты! 3команда. Законодатели!

Слайд 6

Что такое дружба? Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал) В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок- Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт.

Слайд 7

Задание №1 Ассоциограмма ДРУГ добрый надёжный заботливый преданный верный умный

Слайд 8

Задание №2 Энциклопедия одного слова Лексическое значение слова «ДРУГ» (в толковом словаре). Слова-родственники (однокоренные). Слова-друзья (в словаре синонимов). Слова-враги (в словаре антонимов). Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).

Слайд 9

Соедини пословицы А .Маленькая дружба, Б .Дружба , как стекло: В .Одежда хороша новая, Г .Не имей сто рублей, Д.Сила птицы в крыльях, сила человека… Е. Человек без друга, что земля без воды. лучше большой ссоры. разобьёшь, не сложишь. в дружбе. а имей сто друзей. а друг старый.

Слайд 10

Наташа и Лена играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала. Задание №3 Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

Слайд 11

Законы дружбы Помогай другу (баловаться; кричать; в беде) Умей с другом разделить (лень; радость; жадность) Останови друга, если он (помогает старшим; делает что-то плохое; ухаживает за животными) (обижай; не обманывай; обзывай) друга. Относись к другу как (к игрушке; к себе; к шкафу)

Слайд 12

Как бы вы поступили? Твой друг не смог решить домашнее задание и просит у тебя списать. Во время «Весёлых стартов» твой друг упал на бегу и подвёл команду. Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, то он с тобой дружить не будет. Родители узнали, что твой друг плохо учится, и запрещают тебе дружить с ним.

Слайд 13

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. Ты идёшь по улице. Два твоих друга забрали у твоей одноклассницы шапку. Ты спешишь к подруге (другу) поиграть на компьютере, а навстречу тебе идёт группа одноклассников делать генеральную уборку в классе. Как ты поступишь

Слайд 15

Я хочу пожелать вам: Никогда не меняйте друзей! Их нельзя разменять как монету. Вы поймете это поздней – Ближе друга на свете нету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» 3 класс

Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» 3 класс...

Классный час для 1 класа "Правила поведения в школе"

Классный час для 1 класса.Тема: Правила поведения в школе.Цели: 1. Привить правила культурного поведения в школе.2. Познакомить с простейшими правилами вежливости, научить тактичному обращению друг с ...

Классный час для учеников начальной школы "Наши друзья - птицы"

Классный час по ознакомлению с окружающим миром "Наши друзья - птицы". Может быть проведен в любом классе начальной школы. Проводится во втором полугодии. Содержит материал Календаря птиц....

Классный час для 1 класса "Книги - наши друзья"

Аннотация к классному часу "Книги – мои друзья"Разработка классного часа предназначена для учащихся начальных классов. Целью проведения является знакомство детей с книгой, как источником знаний и...

Конспект классного часа в форме ролевой игры "Планета друзей"

Цели:1.      Определить  принципы (правила)  жизнедеятельности  в  классном  сообществе.2.      Создать  кодекс  кл...

Классный час "Дерево держится корнями, а человек - друзьями"

Классный час направлен на развитие у учащихся коммуникативных ууд, умения сотрудничать, относиться терпеливее к окружающим....