Работа с текстом на уроке в начальной школе - одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии коммуникативных умений младших школьников
статья по русскому языку (4 класс) на тему
В статье описывается опыт работы автора с текстом на уроках русского языка в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроке в начальной школе - одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии коммуникативных умений младших школьников
Ковтун Н.П.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований.
Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров, овладение младшими школьниками умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Читательская компетентность, или грамотность чтения, которая предполагает способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей по праву считается фундаментом всего образования и необходима для успешного решения социальных, профессиональных, личностных проблем.
Подсистемы обучения родному языку (языковое образование, литературное развитие, речевое развитее) взаимосвязаны, особенно на практическом уровне. Одним из связующих компонентов может выступать работа с текстом. Изучение роли речевой среды и способов ее формирования на уроках русского языка положили начало работы Л. П. Федоренко. В исследованиях по методике преподавания русского языка отмечается, что речевая (языковая) среда- это «речь, которую воспринимает человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей, знакомых, язык радио, телевидения, язык читаемых книг и т.п. Качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. -М,1988). Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды является текст.
В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык действий», именно это качество и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной. Являясь сферой функционирования языковых единиц разных уровней, текст служит подтверждением, что языковая система исполнена красоты и гармонии, что в речи (в тексте) все единицы языковой системы взаимодействуют.
Систематическая работа с текстом-образцом на уроке развивает у ребенка чувство языка, интуитивное ощущение языковой системы, обретает способность совершенствовать свои коммуникативные способности, не только опираясь на подражание образцам, но и в результате «самонаучения». По мнению психолога Н.Н.Жинкина, самонаучение «есть ни что иное, как формирование языка в естественных условиях речевой коммуникации, вызываемой насущными потребностями ребенка». Языковое чутье будет развиваться успешнее, если то, что постигается неосознанно, на основе интуиции, находит подкрепление, подтверждение при изучении теории. Но теория текста становится основой развития чувства языка в том случае, если отбор теоретических сведений сориентирован на практическую деятельность учащихся. Теоретические сведения, предлагаемые учащимся для усвоения, будут закрепляться в памяти прочнее, если они предлагаются в виде различных схем-обобщений, памяток-подсказок .
Обучающий комплексный анализ текста
Выполни задание, используя справочный материал.
1. Определите, что перед вами: слова, предложения, текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
4. Определите стиль текста. Докажите.
5. Определите тему и главную мысль текста.
6. На что указывает заглавие текста?
Материал для справок:
1. Слово - единица речи.
2. Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически.
3. Текст - группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
4. Основная мысль (идея) текста - это то, к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст.
5. Текст - целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.
6. Стихотворение, рассказ, научная статья, заметка в газету, школьное сочинение, обсуждение с приятелем планов на воскресенье - все это виды текстов.
7. Признаки текста: состоит из группы предложений, предложения связаны по смыслу и с помощью различных грамматических средств (повторением одних и тех же слов, интонацией); имеет заголовок, предложения связаны общей темой, единой мыслью (идеей).
8. Тема - то, о чем или о ком говорится в тексте. Часто тема отражена в заглавии.
Изучение теории должно сопровождать ежеурочную работу с текстом. Первый, самый главный этап анализа текста - это чтение (озвучивание), потому что «письменный текст сам по себе - это не речь в собственном смысле этого слова, а всего лишь зрительная графическая схема»
(Б.Т. Панов).
Первый показатель проникновения в смысл читаемого текста - выразительное чтение.
1. Чтение текста учителем.
Задание детям: попытайтесь увидеть на своем мысленном экране то, что слышите.
2. Чтение текста детьми с целью лексической разведки:
найти главные(ключевые) слова, выделить в тексте, выписать слова, значение которых требует толкования (лексический анализ).
3. Выразительное чтение текста детьми.
4. Пересказ (расскажите то, что увидели на своем мысленном экране)
5. Сделай вывод по алгоритму:
а) я предполагаю, что автор создал этот текст, потому что его волновали следующие проблемы...
б) следовательно, я думаю основная мысль текста ...
в) я утверждаю,что тема текста...
Практическая работа с текстом
Гроза
Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскаленной мгле. Сумерки настали быстро. Было совсем темно — ни одной звезды.
И вот в мертвой тишине глухо и важно зашумели ветлы, долетели испуганные крики грачей. Шум становился все крепче, торжественнее. Налетевший ветер засвистел, завыл в трубах и углах дома. Где-то бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины.
И вот бело-синим ослепительным светом раскрылась ночь. На мгновенье черными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья. И - снова тьма. И грохнуло, обрушилось все небо. Хлынул дождь - сильный, обильный, потоком.
А.Н.Толстой
Прочитай выразительно текст: выбери нужный тон, определи место коротких и длинных пауз, отметь слова, на которые падает логическое ударение.
Заполни схему:
I микротема | Ключевые слова |
Тревожное томление в природе | Томление, зной, тишина, темнота |
Составь вопросы к первому абзацу-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примерные вопросы
1. Какой из данных признаков состояния природы наиболее точно предсказывает приближение грозы?
2. Какие из описываемых признаков, предвещающих грозу, тебе были известны?
II микротема | Ключевые слова |
Приближение грозы | Зашумели ветлы, ветер засвистел, завыл в трубах, бухнуло, зазвенели разбитые стекла, скрипели стволы |
Составь вопросы ко второму абзацу----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примерные вопросы
1. Как показано в этой части нарастание признаков грозы?
2. Какие изменения произошли в природе?
III микротема | Ключевые слова |
Торжество грозы | «светом раскрылась ночь», «и снова -тьма», грохнуло, хлынул, потоком |
Составь вопросы к третьему абзацу-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примерные вопросы
1. Как описано состояние разбушевавшейся природы?
2. Какие три состояния бушующей грозы сменяют друг друга?
Поработав с такой схемой, дети задают друг другу вопросы, а затем можно приступить к комплексному анализу текста по вопросам учителя.
1. Определите тему (приближение грозы) и главную мысль текста (передача состояния разбушевавшейся природы).
2. Назовите ключевые слова, отражающие тему текста (выбирают в схеме).
3. Определите стиль текста (художественный, так как этот текст представляет собой художественное описание природы).
4. Докажите, что это текст (это текст, так как предложения объединены общей темой).
5. Какова роль глаголов в тексте? (Признаки показаны в изменении, использованы глаголы совершенного вида).
6. Подчеркните антонимы, определите их роль (помогают показать борьбу сил в природе: свет-тьма и т.д.).
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка включает элементы лингвостилистического, литературного анализа, а также речеведческий разбор, объяснение орфограмм, знаков препинания, выполнение на материале текста фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического разборов.
Учитель сам определяет характер заданий к текстам и последовательность их выполнения, однако при этом нужно учитывать, что текст - это сложный организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы.
Ребенок, у которого развивается чувство языка, интуитивное ощущение языковой системы, обретает способность совершенствовать свои коммуникативные способности, не только опираясь на подражание образцам, но и в результате «самонаучения».
Языковое чутье будет развиваться успешнее, если то, что постигается неосознанно, на основе интуиции, находит подкрепление, подтверждение при изучении теории. Но теория текста становится основой развития чувства языка в том случае, если отбор теоретических сведений сориентирован на практическую деятельность учащихся.
Литература
1. Антонова B.C. «Тайна текста» и секреты методики \\ Русский язык. - № 2, 2002.С. 3-11
2. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников \\ Русский язык. - № 4, 2005. -С. 3-11
3. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. Книга для учителя. - М: Просвещение, 1988. -175 е.
4. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития (5-7 классы). Пособие для учителей-словесников. -СПб.: Паритет, 2005.-272 с.
5.Ю.Пленкин П.А. Уроки развития речи: 5-9 класс. Книга для учителя: из
опыта работы. - М.: Просвещение, 1995. - 224 с.
6. Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов/Под ред.Т.А.Ладыженской. - М: Просвещение, 1994. - 160 с.
7.Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс \\ Русский язык. - № 6, 2001. - С. 3-9
8.Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. Пособие дляучителей. - М.: Просвещение, 1973
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы с информационными текстами на уроках в начальной школе.
Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....
Формирование умений работать с информационными текстами на уроках в начальной школе
Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....
«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».
laquo;Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся»....
Работа в парах на уроках в начальной школе как средство формирования УУД
Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге. М.М.Бахтин...
Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.
Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой...
Статья. Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности
Аннотация: функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С кажды...
Работа с текстом на уроках в начальной школе
Актуальность проблемы детского чтения в России являлось и является одной из наиболее важных. Как отмечается в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, «...
Комментарии
Данный материал переработан в