Программа кружка "Наш край"
рабочая программа
Данный курс предназначен для изучения детьми истории, месторасположения и достопримечательностей своей Малой родины- Кабанского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Наш край" | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
курса « Я и моя малая Родина »
в начальной школе
Пояснительная записка
В рамках проекта по гражданскому воспитанию в лицее разработана программа для учащихся начальных классов « Гражданское становление младшего школьника».
В теоретической и методической литературе гражданственность определяется как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции. Среди них: патриотическая преданность родине, защита ее интересов, осознанная законопослушность, ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности, активное участие в делах общества и государства, осознанное и умелое пользование своими правами и свободами, добросовестное выполнение своих обязанностей. Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.
Данный курс разработан с целью воспитания ценностного отношения к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской идентичности младшего школьника, профилактики национализма.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Формирование мировоззрения учащихся и гражданских качеств личности: чувства патриотизма, любви к своей малой родине;
2. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»;
3. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
4. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся.
5. Формирование метапредметных результатов и универсальных учебных действий.
6. Обогащение жизненного опыта учащихся: знакомство с топонимикой географических объектов района, природным богатством района.
Младший школьный возраст на практике, да и в педагогической теории, часто недооценивается, а между тем младшие школьники способны на более активное участие во всех процессах социально-экономической жизни, что подтверждают многочисленные исследования в области педагогики начальной школы. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, развивается ее интеллект, познавательные способности, наступает пик желания эффективно трудиться в домашнем хозяйстве, на пользу общества. Для того, чтобы сохранить эти желания и стремления ребенка, необходимо обогащать учебно-воспитательный процесс дополнительным содержанием, обеспечивающим освоение учащимися ценностных понятий, закономерностей, идей, знания которых способствует формированию гражданственности. Поэтому создание данной программы для младших школьников является весьма актуальным и своевременным явлением.
Согласно ФГОС программа реализуется через внеучебную деятельность, такую как кружок, включающую в себя следующие формы занятий: урок – экскурсия, конференция, круглый стол, уроки мастерства, урок – встреча, интеллектуальная игра, фотовыставка, посещение музеев, экспедиция, сюжетно-ролевая игра, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники.
Важная роль отводится организации исследовательской работы учащихся.
Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, обращение к истории и современности Кабанского района, позволяющее младшим школьникам более внимательно относится к своей малой родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.
Содержание кружка «Наш край»
4 год обучения (34 часа)
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Район и посёлок сегодня. Развитие промышленности, транспорта, спорта. Культура и образование района. Развитие туризма. Родной посёлок, название, основные достопримечательности. Заповедные места района, посёлка. Особенности труда людей родного края, их профессии. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Основная цель: сформировать гражданскую компетенцию младшего школьника; основы толерантного поведения.
Предметные задачи:
- познакомить с заповедными местами Кабанского района;
- познакомить с видами спорта, значимыми для района;
- вовлекать учащихся в культурную, спортивную жизнь района, посёлка;
- познакомить с учреждениями культуры, образования района, посёлка;
- познакомить с предприятиями Кабанского района, посёлка;
- познакомить с религиозными культовыми местами района (Посольский Спасо – Преображенский мужской монастырь, Байкало – Кударинская Благовещенская церковь; статуя шаманского божества Усан - Лопсон; «обо» - культовые места бурят;
Педагогические задачи:
- продолжить работу с рабочей тетрадью « Я – житель Кабанского района»;
- координировать действия с предметом «Окружающий мир»; « Литературное чтение», « Устное слово», « Физическая культура», « Технология», « Изобразительное искусство»
- формировать информационную, коммуникативную компетенции младших школьников;
- формировать навыки организации самостоятельной работы школьников;
- обеспечить освоение учащимися различных форм работы на уроке, в том числе взаимодействия между учащимися (парная, групповая работа).
- организовать исследовательскую, проектную деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Детские действия:
- написание исследовательской работы под руководством учителя;
- интервьюирование с помощью учителя респондентов;
- выполнение творческих заданий по созданию презентаций,
- составление рассказа по плану;
- написание заметки в школьную газету;
- наблюдение за явлениями окружающего мира (экскурсия);
- составление устного рассказа о промышленности, культурной, спортивной жизни Кабанского района;
- работа со схемами;
- поиск информации об истории создания храмов района, памятников культуры ;
- работа в рамках классного, школьного проекта;
- создание фотоработы или рисунка «Флора и фауна Кабанского района», « Профессии моей семьи»
- написание обращения от имени главы района ( в рамках ролевой игры);
- сбор своих достижений для их представления в конце года своим родителям.
Педагогические действия:
- отслеживание хода освоения материала с целью выявления динамики продвижения каждого учащегося;
- координация действий с предметами «Окружающий мир», « Литературное чтение», «Устное слово», «Физическая культура», «Технология», « Изобразительное искусство» при решении учебно-предметных задач;
- подбор заданий для организации учебной деятельности над проектом, исследовательской работой.
- организация домашней самостоятельной работы учащихся;
- организация работы учащихся в медиацентре библиотеки лицея по поиску информации;
- организация фотовыставки « Флора и фауна Кабанского района»
- организация конкурса рисунков « Профессии моей семьи»
- организация встреч с почётными жителями района, посёлка;
- организация экскурсий в музеи, по достопримечательностям посёлка, района;
подбор разноуровневых заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся.
Планируемые результаты обучения и система оценивания
В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования образовательные результаты описываются по трем основаниям:
Личностными результатами изучения программы являются:
- внутренняя позиция обучающегося,
- ориентация на моральные нормы и их выполнение,
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
Метапредметными результатами изучения программы являются:
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- способность строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- способность осуществлять информационный поиск;
- способность осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- способность формулировать собственное мнение и позицию;
- способность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметными результатами изучения программы являются:
- исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
- обретение чувства гордости за свою Родину,
- приобретение опыта эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру родной природы и культуры;
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
1. .А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Москва Просвещение» 2009.
2. Н.Г.Дорохова, Н.А.Мохосоева, В.И.Поломошин. Популярная краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской» Кабанск, 2009
3. Н.Г.Дорохова, Н.А.Мохосоева, В.И.Поломошин.
Популярная краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской» Кабанск, 2009
4.В.Г.Котов, В.И.Поломошин. Кабанский район на рубеже веков. Улан-Удэ, 2002
5.С.В.Гразион, М.А.Бурлаков. Юбилейный буклет Кабанского района Республики Бурятия.
6.Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья. Путешествие по Кабанскому району. Кабанск, 2008
7. Интернет-сайт «Хронос»-http://www.hrono.ru/biograf/avvakum,html
8.В.М.Краснопевцева. Байкальский государственный природный биосферный заповедник: буклет. Иркутск, 2006 .
9.А.Д.Карнышев. Байкал таинственный, многоликий…
10. Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья: путешествие по Кабанскому району: туристский путеводитель. Кабанск, 2007.
11. Е.В.Кислов. Памятники природы. Улан-Удэ, 1999.
12.Е.Болонев Чайный путь: прошлое и настоящее// Бурятия. 1991.
13. М.А.Лукьянов. Край наш Кабанский, у Байкала. Улан-Удэ, 1986.
14. А.Б. Имитхенов. Памятники природы Байкала. Новосибирск. 1991.
15.И.Старков, Г.Залуцкая. Животный мир Бурятии, Улан-Удэ, 1969.
16. В.М.Краснопевцева, А.С.Краснопевцева, Е.Г.Мартусова. Дикорастущие полезные растения Кабанского района Республики Бурятия. Иркутск 2007.
17. Е.А.Петров. Всё о байкальской нерпе. Издательство «Бэлиг» 2008.
18. Научно-популярный журнал Мир Байкала № 3 .Улан-Удэ 2009.
19.Историко-культурный атлас Бурятии. Москва 2001.
20.Д.Элдертон. Всемирная энциклопедия птиц. Москва 2007
Учебно – тематический план занятия кружка.
№ урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Количество часов | Материал рабочей тетради | Примечание |
1 | Вводный урок. « Мы – патриоты Кабанского района »! | участие в беседе, выполнение стартовой контрольной работы. Участие в выставке творческих работ, посвящённой празднованию юбилея района. | 1 | - | |
2-3 | «Большереченс-кий рыбоводный завод » | участие в экскурсии на Большереченский рыбоводный завод | 2 | Стр. 24 - 25 | |
4 - 5 | « Заповедные места нашего района » | поиск информации об экспонатах Байкальского государственного природного биосферного заповедника, подготовка фотоработы, презентации, рисунка по теме « Флора и фауна района», « Профессии моей семьи», участие в экскурсии в Байкальский государственный природный биосферный заповедник | 3 | Стр. 26 - 28 | |
6 – 8 | « Спорт в нашем районе » | поиск информации о земляках – лучших спортсменах Республики, России, участие в районных, поселковых соревнованиях, пробегах на приз П.А. Попова, памяти К.А. Белоусова. | 3 | Стр. 29 - 30 | |
9-11 | « Культура и образование нашего района» | участие в экскурсии в Селенгинский Дворец Культуры, Каменский Детский Дом творчества. подготовка фотоработы, презентации, рисунка по теме « Моя школа», « Событие, которое мне запомнилось» | 3 | Стр. 31 - 33 | |
12-13 | Народная музыка. | Гимн нашего района. Песни о нашем крае. Песни народов нашего района. | 2 | ||
14-15 | Произведения поэтов и писателей нашего района | Поэты Кабанского района: изучение творчества. Посещение библиотек посёлка. Конкурс стихов о родном крае. «Я пробую сочинять. Мои первые строки о родном крае.» | 2 | ||
16-17 | Красота рукотворная. В гостях у народных умельцев. | Экскурсия в районный краеведческий музей музей. Посещение ДДТ , творческих кружков бисероплетения, лоскутной мозаики и др. | 2 | ||
18-20 | « Промышлен-ность Кабанского района » | составление устного рассказа о предприятиях Кабанского района, п. Каменск. Участие в экскурсии на Тимлюйский завод. | 3 | Стр. 34 - 35 | |
21-22 | «Сельское хозяйство в нашем районе» | Сбор материала о больших хозяйствах нашего района | 2 | ||
23-25 | « Развитие туризма Кабанском районе » | участие в экскурсии в Посольский Спасо – Преображенский мужской монастырь, Байкало – Кударинскую Благовещенскую церковь, с. Дулан (место нахождения статуи шаманского божества Усан – Лопсон) | 3 | Стр. 36 | |
26-28 | «Традиции русского и бурятских народов Кабанского района» | Сбор информации о праздновании национальных праздников жителей Кабанского района, посещение музея школы. | 3 | ||
29 | Национальный костюм. | Национальная одежда, украшения. «Откроем бабушкин сундук» - викторина. | 1 | ||
30-31 | «Наши земляки- герои Великой отечественной войны» | Оформление исследовательских работ о ветеранах В.О.В. | 2 | ||
32-33 | «Дневник путешественника» | Оформление дневника путешественника, составление презентаций о значимых событиях района, о достопримечательностях. Составление обращения к главе района. | 2 | ||
34 | Итоговое занятие | Игра «Что? Где? Когда?» Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные составляют вопросы по изученным темам | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа " Мой край родной"
Каждому человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире природы, других людей и других народов, а это невозможно без знания истори...
программа Мой край родной
Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение» и на внеурочной деятельности. Данной программой могут воспользо...
Сценарий праздника "Наш край" (на основе региональной образовательной программы "Наш край", авт. - Харчевникова Е.Л.)
Сценарий итогового мероприятия для четвероклассников в рамках факультативного курса "Наш край" (Владимирская область). Структура мероприятия позволяет адаптировать материал для проведения викторин, пр...
Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)
Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...
Программа кружка "Край родной"
Программа кружка краеведения "Край родной" для 2 класса....
Рабочая программа "Ставрополье- край родной!"
Рабочая программапо внеурочной деятельности« Ставрополье - край родной!» Программу составила учитель начальных классов:Прокудина Ольга Леонидовнас. КОЧУБЕЕВСКОЕ...
Рабочая программа. Наш край
Рабочая программа. Наш край...