Ход занятия:
1.Орг. начало. 2.Вступительная беседа. -На уроках литературы вы читаете народные сказки. Нам предстоит совершить удивительное путешествие по сказкам. – Их на свете очень много. Среди них, конечно, есть для вас и самые дорогие, самые любимые. Назовите их. – Почему все эти произведения относятся к сказкам? (Вымышленный сюжет, сказочные герои, борьба добра и зла, хороший конец...) – Как вы думаете, когда появились сказки и зачем их придумывали, рассказывали люди? (Сказки появились очень давно, они создавались самим народом. Конечно, сказка в своей основе придумывалась сначала каким-нибудь рассказчиком. Если это сочинение автора было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста, а имя автора забывалось, терялось. Так сказка становилась произведением устного народного творчества. При этом каждый новый сказитель вносил в сказку что-то своё. Так появились народные сказки.) - Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба). - Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки) - Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели.
- Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.) - Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»). Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Айога», «Заработанный рубль», «Три сестры»). Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки («Белый медведь и Бурый медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»). В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.
3. Правила игры - Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру «Брейн-ринг» и выясним, хорошо ли вы знаете сказки. Класс делится на несколько команд по 4-6 человек в каждой. Капитаны команд по жребию вытаскивают игровой номер своей команды. После удара в бубен я задаю вопрос команде. Кто знает ответ, поднимает руку. Капитан команды решает, кто будет отвечать. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются.
4. Вопросы игры
• Героиня, какой сказки, так говорит о себе: «Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5см. Как меня зовут?» (Дюймовочка) Кто автор этой сказки? (Г.Х.Андерсен)
• Внимание - «Волшебный сундучок»! С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла)
• Внимание - Объявление! Под праздник новогодний Издали мы приказ: Пускай цветут сегодня Подснежники у нас. Нарвите до рассвета Подснежников простых И вам дадут за это Корзину золотых! В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? Кто автор этой сказки? (Сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»)
• Внимание – «Волшебная папка»! Узнайте сказку по иллюстрациям. Назовите ее полное название и автора. К иллюстрациям можно дать подсказки в стихах:
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
| Князь у синя моря ходит С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет.
|
(А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
• Назвать автора и сказку, отрывок из которой вы услышите: «Появился на птичьем дворе маленький птенец, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью» (Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)
• Из какой сказки эти слова: Ночь настала, Месяц всходит, Поле все Иван обходит, Озираючись кругом, И садится под кустом. Звезды на небе считает И краюшку уплетает. Кто ее автор? (П.Ершов. «Конек-горбунок»)
• Внимание – реклама! Вот вам дети по стреле: И стреляйте на заре. Где стрела-то упадет Там и счастье ваше ждет. По какой сказке сделана эта реклама? (В сказке «Царевна-лягушка» братья пускали стрелы, чтобы найти себе жен. Стрела младшего - Ивана попала в болото, где ее подобрала заколдованная царевна-лягушка.)
• Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал по печке в сказке «По щучьему велению»)
• Внимание – «Волшебная шкатулка»! Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Что это за вещь? Из какой сказки? Кто ее автор? (Крокодил проглотил мочалку в сказке К.Чуковского «Мойдодыр»)
• Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я все стал видеть злым и безобразным». (Кай, герой сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)
• Внимание – «Черный ящик»! Здесь находится игрушка – это главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола? (Игрушка Чебурашка. Сказка Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)
• О ком идет речь в этих стихах? Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляя сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла. Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая - героиня одноименной сказки)
• Внимание – «Волшебная корзинка»! В какой сказке эти овощи и фрукты (луковица, помидор, лимон, апельсин) действуют как живые существа? Кто написал эту сказку? (Д.Родари «Приключения Чипполино»)
• Какие слова надо было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил все желания? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему… вели.) Кто автор сказки «Цветик-семицветик»? (В.Катаев)
5. Завершение игры Подведение итогов игры. Награждение победителей и участников игры. Общий танец под музыку песни из кинофильма «Приключения Буратино»
|