Формирование интереса к народным традициям как элемент нравственного воспитания
статья (2 класс) на тему

Воронова Людмила Евгеньевна

О формировании интереса к народным традициям младших школьников.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование интереса к народным традициям как элемент нравственного воспитания 

 

Интерес форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не взывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности 

Оценка широты или узости интереса в конечном счёте определяется его содержательностью и значимостью для личности. 

Интересы детей очень разнообразны, что позволяет исследователям данной проблемы разделить их на несколько видов. 

В частности, А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация: 

1. По содержанию (направленности): 

материальный (с подвидами); 

общественно-политический; 

профессионально-трудовой; 

познавательный: учебный, специально научный; 

эстетический; 

читательский; 

спортивный и другие. 

2. Непосредственный, опосредствованный: 

непосредственный интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе овладению знаниями, процессу труда, творчеству. Я.Л.Коломинский связывает его с какой-либо потребностью. 

опосредствованный интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам. Я.Л.Коломинский связывает его с осознанием жизненной значимости. 

3. По уровню действенности: 

пассивный созерцание; 

активный действие. 

4. По объему: (характеризует структуру интересов личности) 

широкий многим интересуется, глубоко разбирается; 

узкий любознательность, нет постоянного увлечения. 

5. По глубине: 

глубокий стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией; 

поверхностный легкомысленность в практике, верхоглядство в познании. 

6. По устойчивости: 

устойчивый развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания; 

неустойчивый антипод первого, характерен взрослым и детям. 

В реальной жизни все эти виды переплетены между собой.  

В школьной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит реализация потенциала национальных традиций, обычаев в процессе воспитания у младших школьников интереса к родной культуре.  

Одно из условий формирования интереса детей младшего школьного  возраста с культурными традициями это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. 

 Сделать пребывание ребенка в школе эмоционально благополучным, радостным, педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. 

«Народная традиция – это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев». Народная традиция принадлежит определенному народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные ему. 

«Воспитание на народных традициях способствует развитию культуры поведения, взаимопонимания, формированию веротерпимости, межнациональной толерантности» . 

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. «Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений». 

В работе А. Б. Измайлова представлены «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания младших школьников, в исследовании М. Б. Кожановой раскрыт педагогический процесс в школьном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания. Он рассматривается как «специально организованное взаимодействие (в виде содействия) педагогов и учениколв по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и своим ребёнком, своих интересов и потребностей, способствующих развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина». 

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный воспитательный процесс школьного образовательного учреждения, является использование народных традиций. «Народные традиции являются эффективным средством нравственного развития школьников».  

Задачи воспитателя, который стремится к использованию в своей деятельности народных традиций – раскрыть духовный и нравственный потенциал народной культуры, довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения. 

Методическая сторона воспитания с использованием народных традиций предполагает:  

  • создание и обогащение развивающей среды в классе и школьном учреждении; 
  • предметно-информационная обогащенность (предметы народного быта, костюмы народа, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции);  
  • образцы творческой деятельности русского народа (книги, картины, изделия декоративно-прикладного искусства);  
  • эмоционально-ценностная культурная значимость (народные игрушки, предметы, обладающие исторической, духовной, эстетической ценностью);  
  • знаково-символическая насыщенность (портреты исторических личностей, фотографии, герб, флаг РФ, дореволюционной России, родного города) 
  • создание мини-музеев «Народные игрушки», «Русская изба», «Из истории вещей», «Народная кукла», «Народные музыкальные инструменты»,  
  • создание галерей народного творчества «Русские народные праздники», «Гончарное искусство», «Декоративная роспись».  

В результате этого предметно-развивающая среда школьного учреждения функционирует в разных измерениях: как источник познавательного развития, как поле самореализации личности и как воспитательное пространство, обеспечивающее нравственное развитие младших школьников. 

Знакомство с русскими народными традициями в воспитании школьников можно разделить на несколько приоритетных направлений: 

  • Создание атмосферы национального быта. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям понять, что они – часть великого русского народа. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, способствуют нравственному, умственному, эстетическому развитию ребенка.   
  • Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии.  
  • Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда. Русский народный фольклор – это сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки, былины и так далее. Знакомясь с фольклором, ребенок приобщается к нравственным ценностям. 
  • Русское народное искусство. «Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально». Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. 
  • Русские народные игры, игрушки. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.  

Известно, что игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря играм дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, т. е. приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни, вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. «Народные игры способствуют формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство, способствуют умственному, нравственному развитию». 

Традиционные народные праздники и обряды воздействуют на эмоциональную сферу детей и оставляют в их памяти глубокий след. Все праздники на Руси были приурочены к событиям в народном календаре, что помогает детям также лучше, ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события: Осенины, Рождество, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха, Иван-Купала и другие. В целом можно выделить следующие функции народных праздников: информационно-просветительную, культурно-творческую, нравственно развивающую, оздоровительную. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается «педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, умений, получение необходимой информации». 

Обязательным составляющим праздников были хороводы, пляски, песни, игры. Готовясь к празднику, все доставали свои самые лучшие наряды, которые изготовлялись своими руками. 

Например, праздник «Рождество». Дети наряжаются в костюмы, которые готовятся в детском саду вместе с родителями. Это не просто слепое следование традиции. Такие костюмы любимы детьми, ведь они сами, вместе с мамами или бабушками принимали участие в их создании, и создают настоящее праздничное настроение. Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды, и начинается интересное действо – игра-колядование, когда дети по классам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для нравственного воспитания. При этом дети младшего школьного возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения. Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника. После праздника – чаепитие. Потому что дети знают, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Но самое главное, что усвоили дети – это правила гостеприимства, которыми славен русский народ. 

Есть праздники не только традиционные народные, но и социальные, которые тоже стали традиционными: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день.  

Например, День защитника Отечества – эта традиция выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи, то есть реализует задачи нравственного воспитания.  

Знакомя детей с праздниками, мы расширяем их кругозор, даем знания об окружающем мире, т. е. русские народные праздники и обряды помогают умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей. 

Огромное значение для нравственного развития школьников играет народный фольклор. «Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. С первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки. Традиционно мама или няня пела ребенку колыбельные песни, пестушки, потешки, которые настраивают его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружаются в мир народных песен, сказок и былин. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.  

Широко и многогранно отражена народная жизнь в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. Весело и интересно проходит знакомство с пословицами и поговорками в игре, используя метод «динамических картинок». Игра дает возможность ребенку стать не только наблюдателем, но и живым участником событий прошлых лет, прикоснуться к старине: ухватом достать из печки горшок, поднять ведро воды из колодца, покачать колыбельку. Переодевая кукол в сарафаны, рубахи, душегреи, передники дети знакомятся с особенностями одежды тех времён. В процессе игры, школьники лучше понимают  смысл фольклорных произведений. 

Знакомя ребенка с народным фольклором, педагог развивает не только речевую активность, но и познавательную сферу, нравственные качества, эстетическое восприятие. 

В процессе воспитания и обучения школьников народная педагогика всегда большое значение придавала использованию различных видов искусства. Изделия народных мастеров очень красочны и нарядны. Они через века пронесли умение создавать разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, передавая свое мастерство из поколения в поколение, щедро внося в них узорное решение, удивительную красочность, нарядность. 

Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в художественной деятельности человек старался привить ему любовь к прекрасному, развить у него художественный вкус. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей, так как оно не только прививает любовь к прекрасному, развивает чувство цвета, творчество, но в целом способствует эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию школьников. 

Знания и представления о прикладном искусстве – это народная память сохранения духовного наследия, связывающая настоящее, прошлое и будущее. 

Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. «Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества». 

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. 

«Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа».  

К русским народным играм можно отнести: «Раздувайся пузырь»,  «Карусели», «Лапта», «Жмурки», «Хвост и голова» и др. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, помогающие «честно» определить водящего в игре.   

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки» – для младшего школьного возраста. Для школьного возраста – «Барыня», «Краски», «Фанты» и многие другие. В таких играх заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находит выражение присущая школьникам потребность в движении, в общении со сверстниками, в них заключается обильная пища для работы ума, воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер – отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, развивает память, гибкость мышления, ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку. 

Специфика ознакомления с родной культурой детей младшего школьного возраста проявляется в подходах к организации образовательного процесса. 

Методы и приемы педагогической технологии в значительной степени детерминированы методологическими подходами гуманистически ориентированной образовательной модели. 

Так антропологический подход реализуется через систему частных положений и принципов: 

принцип природосообразности (педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни; строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников; опирается на зону ближайшего развития); обеспечивает внутренние условия (установки, потребности, способности) для развития «самости», для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, физической и психологической защиты); 

принцип доступности и нарастающей трудности (педагогический процесс обеспечивает системную реализацию формирования функциональной, операциональной и мотивационных структур личности; переход от близкого к далекому; от легкого к более трудному; от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями); 

принцип наглядности (педагогический процесс включает прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности; руководство познавательной деятельностью воспитанников в процессе использования наглядных средств; рационального сочетания слова и наглядности; применения разнообразных иллюстраций, демонстраций, наглядных пособий, ТСО (технических средств обучения); использование наглядности не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации; предметная наглядность в зависимости от возраста воспитанников по необходимости и возможности заменяется символической); 

принцип формирования ориентировочной основы деятельности (педагогический процесс включает проектирование условий действия в качестве средства для его преобразования, предполагающее раскрытие связи между различными действиями с объектом и соответствующими свойствами его структуры); 

принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступную для него величину «ступеней» (уровней трудности в усвоении материала, так и построение совместно с каждым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что обеспечивает максимальную эффективность процесса самовоспитания; 

принцип субъектности, предполагающий, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметка, поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации его жизнедеятельности в образовательном учреждении. 

Культурологический подход опирается на: 

принцип культуросообразности (полагающего понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее; максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры; обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании; формирование творческих способностей и установки воспитанников на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей; на формирование культуры взаимоотношений. у всех участников педагогического взаимодействия, основанного на открытости и толерантности по отношению друг к другу: на организацию полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного воспитанника, а также детского и педагогического коллективов); на продуктивную социализацию, содействующую реализации демократических норм в социальной деятельности детей; 

принцип научности (включает отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники; применение методов изучения учебного материала, адекватных соответствующим наукам; вооружение воспитанников умениями и опытом научного поиска, способами научной организации познавательной деятельности; формирование умений наблюдать, анализировать, осуществлять синтез, обобщения, использовать индукцию и дедукцию); 

личностно ориентированный принцип предполагает полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опору на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии; индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса; организацию педагогического процесса с учетом национальных особенностей воспитанников; создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса; взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников; развитие у каждого воспитанника способности осознавать и принимать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром; учить воспитанников оценивать свои действия и предвидеть их последствия; формировать способность отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию; учить противодействовать негативному внешнему влиянию; создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей. 

Из всего выше сказанного мною определены следующие приоритеты в работе с детьми младшего школьного возраста: 

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 

3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью. 

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость). 

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми. 

6. Использовать устное народное творчество для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух ребенка. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли. 

В своем исследовании мы придерживаемся позиции Концепции дошкольного воспитания, в которой основной путь воспитания представлен как продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре. Психологические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в школьном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. В связи с этим школьный возраст справедливо рассматривается как период складывания личности, "период ее социализации" и приобщения личности к культуре. 

Таким образом, анализ специфики воспитания детей младшего школьного возраста в контексте освоения родной культуры позволяет сделать следующие выводы. 

Полноценное развитие личности ребенка возможно только через включение его в культуру собственного народа. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит реализация потенциала национальных традиций, обычаев в процессе воспитания у школьников интереса к родной культуре. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в школьном возрасте предполагает изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-школьнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции, как фактор нравственного воспитания.

Сценарий родительского собрания в ОУ на тему: Семейные традиции, как фактор нравственного воспитания....

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Воспитание интереса к народным традициям и обычаям .Воспитание экологической культуры.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры....

Доклад "Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках мокшанского языка"

В докладе говорится о том ,что на уроках мокшанскогоязыка должны воспитывать любовь к родине,культуре,традициям. Использовать в работе разнообразные доступные и интересные детям формы и методы работы...

Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста

Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным  воспитанием, один из важнейших – вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста. Трудно переоценить ту польз...

Доклад на тему Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках эрзянского языка.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто...