СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
план-конспект урока (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semey._tsenn.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ – ОСНОВА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В настоящее время всем очевидно, что возникла острая необходимость в объединении семьи, школы, учреждений дополнительного образования и создании единого воспитательно-образовательного пространства для развития и воспитания ребёнка. Мы считаем, что школа играет главную и связующую роль в этом пространстве.
Ключевые слова
Общественно-духовные и нравственные идеалы, нравственные устои семьи, семейные реликвии, социализация ребенка.
В последние десятилетия проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стала одной из самых актуальных в мире, поскольку всплеск общественного интереса к этой проблеме напрямую связан с культурой мирового сообщества
В настоящее время Российское общество переживает глубокий кризис в духовной сфере. Сложившееся положение является отражением перемен, которые произошли в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов.
По-нашему мнению, одной из главных причин и одновременно следствием этого кризиса является разрушение традиционных устоев семьи. В течение многих веков жизнь русского народа была проникнута традициями Православия, ценности которого определяли и деятельность государства, и социальные отношения, и жизнь семьи, и поступки каждого человека в отдельности. Высшим смыслом жизни русского общества было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера.
Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывала с окружающим миром. Христианскую семью объединяет любовь к Богу. По православным понятиям её называют Церковью, только малой, домашней. Родители были священными для детей. Они всегда благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.
Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно – нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.
Самыми верными и надёжными воспитателями в семье были бабушки и дедушки. Они и сказку расскажут, и лакомство припасут, и игрушку смастерят. Дедушка и бабушка помогали внукам осознать важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать, что они не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя требовать от родителей то, что они дать не могут. Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков, безусловным исполнением их заветов, обычаев, традиций: «Как родители наши жили, так и нам велели» Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими.
Перемены, произошедшие в современной России, коснулись и семейных традиций. Многие семейные традиции были потеряны. Теперешние семьи больше напоминают людей, живущих под одной крышей, и при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь только полноценная семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.
Первые уроки добра и любви дети получали в родном доме, в кругу своей семьи. Современный порядок жизни совсем другой, он чаще всего, провоцирует разрушение традиционных семейных связей. Для молодых пап и мам всё большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной деятельности, стремление к достатку. У большинства из них не остаётся ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях наших учеников сохранились какие-то (чаще всего нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, правила.
Традиция общесемейных обедов, ужинов помогает восполнять недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают её цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Она является своего рода символом семейственности. В современных семьях появился интерес к своим корням. Молодые семьи собирают и хранят семейные реликвии, создают фотоальбомы «Моя родословная», «Фамильные реликвии» и т.д.
Разнообразнее становятся традиции проведения совместного досуга: путешествия, поездки по святым местам, посещение мест, памятных для предков, экскурсии в музеи, спортивные развлечения и др. Сейчас очень модно составлять генеалогическое древо. Последовательность выполнения этой работы – важная семейная традиция. Каждый член семьи вносит свою лепту и старается дополнить семейную историю необходимыми данными для того, чтобы дальше рассказывать своим детям о том, кем были их далёкие предки. Ученики нашей школы при выполнении проектов на уроках окружающего мира, географии, истории используют семейное генеалогическое древо.
Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придётся не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Они должны учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребёнка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Традиции и обычаи два действенных источника социализации ребёнка. В них отражаются этнические, культурные и религиозные особенности семьи.
В настоящее время всем очевидно, что возникла острая необходимость в объединении семьи, школы, учреждений дополнительного образования и создании единого воспитательно-образовательного пространства для развития и воспитания ребёнка.
Мы считаем, что школа играет главную и связующую роль в этом пространстве. Педагоги нашей школы активно привлекают родителей в совместную деятельность (обсуждение, беседы, разъяснение, посещение Храмов, экскурсии т.д.). Например, при подготовке к классным часам, мы просим учеников выполнить такие задания: посоветуйтесь с родителями и назовите несколько культурных традиций вашей семьи; попросите родителей рассказать вам о православии; расскажите, какие православные традиции есть в вашей семье..
В рамках празднования православных праздников Рождества Христова, Масленицы, Светлой Пасхи, Покрова Пресвятой Богородицы в нашей школе традиционно проводятся совместные с родителями мероприятия: «Рождественские посиделки» , «Рождественский сюрприз», на которых ребята вместе с родителями читают стихи о Рождестве, поют колядки, изготавливают сувениры.
Перед праздником Светлой Пасхи, дети и родители изготовили поделки и рисунки для выставки детских творческих работ «Пасхальный сувенир». Перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы проводилась «Покровская ярмарка». Школьники продавали домашнюю выпечку и напитки, которые им помогли приготовить родители, а вырученные деньги добровольно пожертвовали для приютов, где содержатся бездомные животные.
Ученики нашей школы активно участвовали в муниципальных, областных и Всероссийских конкурсах «Мой Бог», «Красота Божьего мира», «Святые заступники Руси», «Моё святое Белогорье», «Пасхальный благовест», где заняли призовые места. Взаимодействие нашего образовательного учреждения и семьи реализуется как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в иных формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества.
В заключении своей статьи хочется сказать, что в настоящее время мы находимся в начале долгого и кропотливого труда, направленного на возрождение нашего Отечества..
Список литературы:
- Бородина А. В. Основы православной культуры. – М. 2002.
- Протоирей Евгений Шестун, Наталья Огудина. Православная семья. – Самара. 2001.
- Религиозно-нравственное воспитание детей в школе (Е.Ф. Сосунцов. Из бесед с учащимися на земских педагогических курсах 1912 года в гг. Симбирске и Оханске. Казань. Центральная типография. 1914 г.)
- Г.Ф. Халикова Семейные ценности и традиции- основа нравственного воспитания детей .
- Школа и церковь. Новые отношения. // Педагогика -1991. №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...
"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...
«Деятельность классного руководителя, направленная на развитие семейных традиций на основе духовно- нравственных ценностей»
"Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский) ...
Роль славянской культуры в формировании основы духовно-нравственного развития младшего школьника
Из опыта воспитательгной работы......
Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников
Программа духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...
Выступление на педагогическом совете "Воспитание в семье, как основа духовно-нравственного развития личности школьника"
материал по основным направлениям воспитательной работы с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания...