Духовно-нравственный смысл юмористических сказок.
классный час (4 класс) на тему
Классный час на духовно-нравственноме воспитание детей с групповой работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока Автор концепции | Духовно-нравственный смысл юмористических сказок. Литюшкина Алевтина Исильбаевна |
Класс | 4 |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Цель: | -формирование умения понимать и объяснять духовно-нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - показать на примерах литературных героев, как человеческие пороки мешают людям жить, делают их смешными, беспомощными, больными; |
Задачи урока | - активизировать познавательную деятельность в процессе восприятия и анализа художественного произведения; - совершенствование умения воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; - формировать творческие способностей детей, развивать умение работы с учебником, книгами и с художественным текстом; - способствовать формированию личного отношения к прочитанному, привитию положительных качеств личности на примере героев сказок, воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к произведениям устного народного творчества. |
Используемые ресурсы | Интерактивная доска, ноутбук, плакаты «Виды сказок», презентация «Сказки» |
Региональный компонент | Башкирские народные сказки «Сирота Калмаккул», «На воре шапка горит». |
Организационные формы работы | Урок, групповая форма работы |
Методы и приёмы, используемые на уроке | Объяснение, рассказ, демонстрация, работа со словарём, групповая работа, применение технических средств, проблемное обучение |
Планируемые результаты: | Личностные. 1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения. 2.Развивать навык выразительного чтения по ролям, навык пересказа. 3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах. 4. Научить учащихся мыслить критически, дать возможность каждому ученику самому избавляться от вредных привычек. 5. Развивать у детей память, словарный запас, речь. Метапредметные. РУУД:
ПУУД:
КУУД:
Предметные:
|
Оборудование | 1.Книги «Башкирское народное творчество», том 5 «Бытовые сказки», Уфа, Башкирское книжное издательство, 1992 2.Книга «Башкирское народное творчество», том 6 «Шуточные сказки и кулямасы», Уфа, Башкирское книжное издательство, 1992 3. Книга «Башкирские сказки и легенды», Уфа «Китап». 1996 4.Карточки для работы в группах. 5.Выставка книг со сборниками юмористических сказок русских и зарубежных писателей. 6. Толковый словарь Ожегова. |
2. Технологическая карта
4 класс
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного предмета | Методы и приёмы работы | Форма организации работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент | 1-2 | Включение учащихся в деятель-ность на личностно-значимом уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. -Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Пусть этот урок наполнит наши сердца добрыми чувствами. | Приветствие учителя. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | ||
Актуа-лизация знаний Вхождение в урок | 4-5 | Повторе-ние изученного материала, необходи-мого для «открытия нового знания», и выявления затрудне-ний. | - Ребята, кто мне скажет, когда людей называют смешными? В каких ситуациях ? А вы когда-нибудь были смешными? Хотите ли, чтобы над вами смеялись? Что надо, чтобы над вами не смеялись? Мы с вами продолжим изучение самого любимого фольклорного жанра детей и многих взрослых. Это сказки. Волшебные, смешные, страшные и увлекательные, сказки переносят нас в чудесный край, где всегда добро побеждает зло. Сегодня мы окажемся в этом краю и раскроем духовно-нравственный смысл юмористических сказок. Помогут нам эти книги, которые стоят на выставке, наш учебник, даже свои собственные сказки, которые вы сочинили по теме нашего урока, наш классный театр: девочки покажут представление сказки. Но сначала вспомним: 1.Что такое сказка? 2 Виды и группы народных сказок. 3.Какие сказки можно назвать юмористическими? Слушаем сообщения одноклассников. | Фронтальная работа. Рассказ. С примене-нием технических средств: интерактивная доска, ноутбок, флешка, плакаты. | Индивидуальная | Проверяет выполнение домашнего задания: выступления детей с применением ТСО и плакатов по темам | Сообщение 3-х подготовленных учеников. (Определение, названия сказок, этимология). 2. Виды русских - народных сказок (Волшебные, бытовые, о животных). Примеры. Сказки делятся на 2 большие группы (Русские-народные и литературные). Примеры. 3.Юмористические сказки. Примеры. |
Поста-новка пробле-мы | 3 | Формулирование темы, задач урока, обсужде-ние затрудне-ний | -Что такое юмор? Посмотрим словарь Ожегова. (1.Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. 3. Насмешливая и шутливая речь). - Для чего нужен юмор? - Какие сказки отнесём к юмористическим? Почему? -Прочтём пословицы, записанные на доске и подумаем почему так говорят: «Сказка – хранительница народной мудрости», «Сказка –ложь, да в ней намёк». -В чём заключается духовно-нравственный смысл юмористических сказок? Обсуждение ответов, затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. -На этот вопрос мы сегодня ответим в конце урока. | Работа со словарём Ожегова С.И. Проблем-ное обучение. | Беседа. | Смотрит за выполнением задания. Ставит проблему. Записывает тему урока на доске. | Ищут в словарях значение слова «юмор» Ответы детей. Запись темы урока. Обсуждение ответов, затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. |
Открытие нового знания | 15 | Углубить и системати-зировать свои знания по теме. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет и чему нужно научиться. | Сегодня работаем в 4 группах. 1-я группа работает над русской народной сказкой «Поп и работник» 2-я – над башкирской народной сказкой «Сирота Калмаккул» 3-я: «Три дочери», татарская сказка 4-я: над русской народной сказкой «У страха глаза велики» Работаем по плану. План записан на карточках. Карточка: 1.Внимательно прочитайте текст данного произведения. 2. Можно ли данную сказку назвать юмористической? Почему? 3. Приготовьте пересказ или чтение по ролям с показом юмора. 4.Чему учит сказка? | Группо-вая работа, работа с книгой. | Групповая работа. Чтение книг. |
Управляет процессом деления на 5 групп и раздаёт карточки с заданиями | Деление на 5 групп. Чтение, анализ и обсуждение в группах, заполнение карточки. |
Закреп-ление | 6 | Формирло-вание умения слушать, анализиро-вать, оценивать | -Какая группа готова? (Выбор ведущего в группах). Выступайте. | Выступление по выполнен-ной карточке. | Групповая работа | Выслушивает выступления. | Выступления групп. |
Физми-нутка | 2 | Формирование ценностно-го отношения к своему здоровью | Цапля весело гуляла, Всех лягушек разогнала, Покачалась, покачалась, Тину с лапок обобрала, Шейкой длинной повертела, Всю округу осмотрела, К солнцу сладко потянулась, потянулась, Вся встряхнулась, вся встряхнулась, И, укрывшись в камышах, Затаилась, улыбнулась. | Коллективное выполне-ние. | Наблюдает за выполнением физминутки. | Выполняют физминутку. | |
Закреп-ление | 5 | Формирло-вание умения слушать, анализиро-вать, оценивать | -Лиля Логинова сочинила юмористическую сказку про школьницу и ворону. Послушаем её выступление и проанализируем. -Чему учит сказка Лили? | Выступление Лили. | Выслушивает выступления | Выступление Лили Логиновой, остальные ученики слушают, анализируют. | |
Рефлек-сия | 5 | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результа-тов деятельности своей и всего класса. Углубить и системати-зировать знания по теме. | -В чём заключается духовно-нравственный смысл юмористических сказок? -строить семейные отношения, любить свою семью -ценить настоящую дружбу, -не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших, -бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью -решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда -побеждать зло добром. -Девочки группы «Наш театр» приготовили представление башкирской юмористической сказки «Бабушка и внучка». Смотрите и запишите духовно-нравственный смысл этой сказки на карточку. | Проблем-ное обучение. Инсцени-ровка сказки с костюма-ми | Творческая работа. | Задаёт проблемный вопрос: -В чём заключается духовно-нравственный смысл юмористических сказок? Наблюдает инсценировку. | Обобщают выступления групп. Отвечают на вопрос. Смотрят, письменно отвечают. |
Домаш-няя работа | 1 | Подобрать юмористические сказки, где высмеиваются человеческие пороки. 1-я группа- лень, 2-я: жадность; 3-я: скупость: 4-я: глупость; 5-я: ложь. | Задание по группам. | Задаёт задание. | Записывают в дневник. | ||
Оценивание | 2 | Формирование умений оценивать | Оценим работу каждой группы и выступление девочек. | Выслушивает | Оценивают. |
Представление сказки «Бабушка и внучка» с костюмами, сочинение сказки на тему «Юмористическая сказка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».
Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: «Счастье и смысл жизни»
Конспект урока, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)...
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Счастье и смысл жизни .4 класс
Урок по модулю "Основы светской этики" раскрывает понятия "счастье" и "смысл жизни". Знакомит с новыми понятиями, создаёт условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счаст...
Презентация к уроку "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»
Презентация "Счастье и смысл жизни"....
Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»
Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о поня...
Духовно-нравственный смысл юмористических сказок.
Классный час на духовно-нравственноме воспитание детей с групповой работой....
"Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС путем применения авторских сказок"
Сказки - это отличный способ воздействия на ребёнка. Они представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы. Любая с...