Духовно-нравственный смысл юмористических сказок.
классный час (4 класс) на тему

Классный час на духовно-нравственноме воспитание детей с групповой работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Автор концепции

Духовно-нравственный смысл юмористических сказок.

Литюшкина Алевтина Исильбаевна

Класс

4

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель:

   -формирование умения понимать и объяснять духовно-нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

 - показать на примерах литературных героев, как человеческие пороки мешают людям жить, делают их смешными, беспомощными, больными;

Задачи урока

 - активизировать познавательную деятельность в процессе восприятия и анализа художественного произведения;

- совершенствование умения воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

 -  формировать творческие способностей детей, развивать умение работы с учебником, книгами и с художественным текстом;

 - способствовать формированию личного отношения к прочитанному, привитию положительных качеств личности на примере героев  сказок, воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к произведениям устного народного творчества. 

Используемые ресурсы

Интерактивная доска, ноутбук, плакаты «Виды сказок», презентация «Сказки»

Региональный компонент

Башкирские народные сказки «Сирота Калмаккул», «На воре шапка горит».

Организационные формы работы

Урок, групповая форма работы

Методы и приёмы, используемые на уроке

Объяснение, рассказ, демонстрация, работа со словарём, групповая работа, применение технических средств, проблемное обучение

Планируемые результаты:

    Личностные.

1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения. 

2.Развивать навык выразительного чтения по ролям, навык пересказа.

3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

4. Научить учащихся мыслить критически, дать возможность каждому ученику самому избавляться от вредных привычек.

5. Развивать у детей память, словарный запас, речь.

    Метапредметные.

РУУД:

  • Умение выявлять проблему;
  • Умение определять и сохранять цель;
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умения использовать научные методы познания.
  • Умения сравнивать, делать выводы.

КУУД:

  • Умение соблюдения позиции «понимающего»
  • Умение работать в группах

   Предметные:

  • 1.Раскрыть духовно-нравственный смысл произведений.
  • 2. Умения понимания духовно-нравственного смысла сказок;

Оборудование

     1.Книги «Башкирское народное творчество», том 5 «Бытовые сказки», Уфа, Башкирское книжное издательство, 1992

2.Книга «Башкирское народное творчество»,  том 6 «Шуточные сказки и кулямасы», Уфа, Башкирское книжное издательство, 1992

3. Книга «Башкирские сказки и легенды», Уфа «Китап». 1996

4.Карточки для работы в группах.

5.Выставка книг со сборниками юмористических сказок русских и зарубежных писателей.

6. Толковый словарь Ожегова.

2. Технологическая карта

                                                                                                                      4 класс

Этап урока

Время,

мин

Цель

Содержание

учебного

 предмета

Методы и

приёмы

 работы

Форма

организации

работы

Деятельность

 учителя

Деятельность

ученика

Орг. момент

1-2

Включение учащихся в деятель-ность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Пусть этот урок наполнит наши сердца добрыми чувствами.

Приветствие учителя.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Актуа-лизация знаний

Вхождение в урок

4-5

Повторе-ние изученного материала, необходи-мого для «открытия нового знания», и выявления затрудне-ний.

- Ребята, кто мне скажет, когда людей называют смешными? В каких ситуациях ? А вы когда-нибудь были смешными? Хотите ли, чтобы над вами смеялись? Что надо, чтобы над вами не смеялись?

Мы с вами продолжим изучение самого любимого фольклорного жанра детей и многих взрослых. Это сказки. Волшебные, смешные, страшные и увлекательные, сказки переносят нас в чудесный край, где всегда добро побеждает зло. Сегодня  мы окажемся в этом краю и раскроем духовно-нравственный смысл юмористических сказок. Помогут нам эти книги, которые стоят на выставке, наш учебник, даже  свои собственные сказки, которые вы сочинили по теме нашего урока, наш классный театр: девочки покажут представление сказки.

Но сначала вспомним:

1.Что такое сказка?

2 Виды и группы  народных сказок.

 3.Какие сказки можно назвать юмористическими?

Слушаем сообщения одноклассников.

Фронтальная работа. Рассказ.

С примене-нием технических средств: интерактивная доска, ноутбок, флешка, плакаты.

Индивидуальная

Проверяет выполнение домашнего задания: выступления детей с применением ТСО и плакатов по темам

Сообщение 3-х подготовленных учеников. (Определение, названия сказок, этимология).

2. Виды русских - народных сказок  (Волшебные, бытовые, о животных). Примеры.

 Сказки делятся на 2 большие группы (Русские-народные и литературные). Примеры.

3.Юмористические сказки. Примеры.

Поста-новка пробле-мы

3

Формулирование темы, задач урока, обсужде-ние затрудне-ний

-Что такое юмор? Посмотрим словарь Ожегова. (1.Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде.  3. Насмешливая и шутливая речь).

- Для чего нужен юмор?

- Какие сказки отнесём к юмористическим? Почему?

-Прочтём пословицы, записанные на доске и подумаем почему так говорят: «Сказка – хранительница народной мудрости», «Сказка –ложь, да в ней намёк».

-В чём заключается духовно-нравственный смысл

юмористических сказок? Обсуждение ответов, затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

-На этот вопрос мы сегодня ответим в конце урока.

Работа со словарём Ожегова С.И.

Проблем-ное обучение.

Беседа.

Смотрит за выполнением задания.

Ставит проблему. Записывает тему урока на доске.

Ищут в словарях значение слова «юмор»

Ответы детей.

Запись темы урока.

Обсуждение ответов, затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

Открытие нового знания

15

Углубить и системати-зировать свои знания по теме. 

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет и чему нужно научиться.

Сегодня работаем в 4 группах.

1-я группа работает над русской народной сказкой «Поп и работник»

2-я – над башкирской народной сказкой «Сирота Калмаккул»

3-я: «Три дочери», татарская сказка

4-я: над русской народной сказкой «У страха глаза велики»

 Работаем по плану. План записан на карточках.

Карточка:

1.Внимательно прочитайте текст данного произведения.

2. Можно ли данную сказку назвать юмористической? Почему?

3. Приготовьте пересказ или чтение по ролям с показом юмора.

4.Чему учит сказка?

Группо-вая работа, работа с книгой.

 Групповая работа.

Чтение книг.

 

Управляет процессом деления на 5 групп и раздаёт карточки с заданиями

Деление на 5 групп.

Чтение, анализ и обсуждение в группах, заполнение карточки.

Закреп-ление

6

Формирло-вание умения слушать, анализиро-вать, оценивать

-Какая группа готова? (Выбор ведущего в группах). Выступайте.

Выступление по выполнен-ной карточке.

Групповая работа

Выслушивает выступления.

Выступления групп.

Физми-нутка

2

Формирование ценностно-го отношения к своему здоровью

Цапля весело гуляла,

Всех лягушек разогнала,

Покачалась, покачалась,

Тину с лапок обобрала,

Шейкой длинной повертела,

Всю округу осмотрела,

К солнцу сладко потянулась, потянулась,

Вся встряхнулась, вся встряхнулась,

И, укрывшись в камышах,

Затаилась, улыбнулась.

Коллективное выполне-ние.

Наблюдает за выполнением физминутки.

Выполняют физминутку.

Закреп-ление

5

Формирло-вание умения слушать, анализиро-вать, оценивать

-Лиля Логинова сочинила юмористическую сказку про школьницу и ворону. Послушаем её выступление и проанализируем.

-Чему учит сказка Лили?

Выступление Лили.

Выслушивает выступления

Выступление Лили Логиновой, остальные ученики слушают, анализируют.

Рефлек-сия

5

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результа-тов деятельности своей и всего класса.

Углубить и системати-зировать знания по теме.

-В чём заключается духовно-нравственный смысл

юмористических сказок?

-строить семейные отношения, любить свою семью

 -ценить настоящую дружбу,

-не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших,

-бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью

-решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда

-побеждать зло добром.

-Девочки группы «Наш театр» приготовили представление башкирской юмористической сказки «Бабушка и внучка». Смотрите и запишите духовно-нравственный смысл этой сказки на карточку.

Проблем-ное обучение.

Инсцени-ровка сказки с костюма-ми

  Творческая работа.

Задаёт проблемный вопрос:

 -В чём заключается духовно-нравственный смысл

юмористических сказок?

Наблюдает инсценировку.

Обобщают выступления групп.

Отвечают на вопрос.

Смотрят, письменно отвечают.

Домаш-няя работа

1

Подобрать юмористические сказки, где высмеиваются человеческие пороки. 1-я группа- лень, 2-я: жадность; 3-я: скупость: 4-я: глупость; 5-я: ложь.

Задание по группам.

Задаёт задание.

Записывают в дневник.

Оценивание

2

Формирование умений оценивать

Оценим работу каждой группы и выступление девочек.

Выслушивает

Оценивают.

Представление сказки «Бабушка и внучка» с костюмами, сочинение сказки на тему «Юмористическая сказка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».

Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: «Счастье и смысл жизни»

Конспект урока, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Счастье и смысл жизни .4 класс

Урок по модулю "Основы светской этики" раскрывает понятия "счастье" и "смысл жизни". Знакомит с новыми понятиями, создаёт условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счаст...

Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»

Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок  является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о поня...

Духовно-нравственный смысл юмористических сказок.

Классный час на духовно-нравственноме воспитание детей с групповой работой....

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС путем применения авторских сказок"

Сказки - это отличный способ воздействия на ребёнка. Они представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы. Любая с...