Внеклассное занятие "Война и музыка "
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс) на тему

Соколова Елена Валентиновна

Материал может быть использован как на уроках музыки, так и во внеклассной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_i_muzyka.docx53.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ВОЙНА И МУЗЫКА

/классный час/

Цели: Воспитывать чувство прекрасного на произведениях Ф. Шопена, Д. Шостаковича;

           гордость за нашу Родину, Армию.

           Рассказать о роли музыки в жизни людей, находящихся на войне.

Материалы:

Аудиозаписи:- Д. Шостакович «Романс» из к/ф «Овод»

                - Ф. Шопен «Вальс си минор»

                - А. Александров «Священная война»

                - В. А. Моцарт «Лакримоза»

                - «Книга Памяти» Юрьев- Польского района 1941- 1945

Доска: - РККА (23 февраля 1918 года)

        - 22 июня 1941 год – начало ВОв

        - 9 мая 1945 –9 мая 2010 ( 65 лет Великой Победы)

Бобков Николай Ефимович с. Ратислово (улица города)

Перфильев Анатолий Александрович д. Кузьмадино (улица города)

Шибанков Василий Иванович с. Беляницино (улица города)

Фомин Николай Сергеевич г. Юрьев- Польский

/Всего в «Книгу Памяти» внесено 14 фамилий героев- земляков/

Ход занятия

-1-

РККА

- Что обозначают эти буквы?

23 февраля

- О чём говорит дата? (День Защитников Отечества)

- Как связать между собой 23 февраля и РККА? (В 1918 году 23 февраля был принят Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. РККА- в 7 км к югу от нашего города расположено хозяйство, раньше совхоз им. РККА)

В рядах этой армии отважно сражались вместе русские,  украинцы, белорусы, казахи, грузины…- представители разных народностей.

За долгие годы существования наша армия стала сильной, могучей, имела хорошее вооружение и технику. Такая Армия была способна защитить Родину от любых врагов.

-2-

А потом началась война.

Артобстрел…

Легли снаряды

Прямиком в один квадрат.

Рай кладбищенской ограды

Превратился в сущий ад.

Всё как есть:

Могилы взрыты,

Камни, плиты - всё вверх дном.

Снова были те убиты,

Кто почил здесь вечным сном…

-Что это была за война? (ВОв)

- Когда она началась? (22 июня 1941 год)

-  Как началась? ( в 4 часа утра началась бомбёжка мирного спящего города)

Ни одна Армия не смогла устоять против фашистов. А мы- выстояли и победили. Конечно, без техники (танков, машин, самолётов, артиллерии) не победишь врага. Но, главной силой Армии, были воины. Много трудностей и лишений пришлось испытать нашим солдатам. (Они жили в окопах, спали  на голой земле, голодали. Знали, что могут умереть. Но всё равно шли в бой.)

Огромную помощь в преодолении этих лишений сыграли композиторы, певцы, артисты, музыканты.

Нужна была песня, которая бы поднимала боевой дух солдат- её создавали.

Были созданы сотни концертных бригад, даны десятки тысяч концертов в воинских частях, землянках, окопах, в тылу врага, в госпиталях и на передовой.

Люди разных профессий хотели встать на защиту Родины. От добровольцев, желающих попасть на фронт, не было отбоя. Среди них были профессиональные артисты, певцы, музыканты. Уходя на фронт, они брали с собой гитару, гармошку, скрипку. И в редкие минуты отдыха своим искусством помогали бойцам встретить с новыми силами бой, вспомнить дом, родных и близких.

Но бывали случаи, когда музыка приостанавливала сражения…

«В Сталинграде шли уличные бои. Одну сторону улицы занимали наши бойцы, а другую- фашисты. Окна домов на той и другой стороне были постоянно под огнём пулемётов и автоматов. Огонь не прекращался ни днём, ни ночью.

Но вот однажды к вечеру из дверей дома, который находился в наших руках, вышел на улицу сержант и направился на середину перекрёстка, где среди развалин виднелся засыпанный кирпичной пылью, но каким-то чудом сохранившийся рояль.

В недоумении и с тревогой смотрели на сержанта наши солдаты. Ведь в любую секунду всё могло кончиться… С недоумением, видимо, смотрели и с другой стороны. Сержант пробрался к роялю, придвинул к нему какой- то ящик, поднял крышку и заиграл…

(Во время звучания)

Наступила полная тишина. Ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны. Всё это казалось каким-то неправдоподобным волшебством.

Сперва, словно из давней мирной жизни, я узнал вальс Шопена… Потом что-то ещё незнакомое…

Мы слушали как зачарованные. Можно лишь догадываться, как слушали те, по другую сторону.  (Дослушать в тишине)

И только когда сержант закрыл крышку рояля и вернулся в дом, в расположение своего подразделения, бой возобновился.

Я не знаю, что побудило этого музыканта в военной форме под огнём врага выйти к роялю, рискуя быть застреленным уже при выходе на улицу. Но  какой же силой должна обладать хорошая музыка, чтобы заставить замолчать оружие и даже хоть на время остановить сражение!» (из воспоминаний Бабанова Тимофея Васильевича

г. Куйбышев)

Бои продолжались. Бойцы теряли своих фронтовых друзей. Вот и сержант Чёрный потерял лучшего друга…

«Сержант Чёрный до войны- скрипач, играл в оркестре московского театра. Будто наперекор своей фамилии был он седым, и только брови- густые, лохматые, чёрные. Немолод, худой, с измождённым лицом и всегда печальными глазами. Свою старую скрипку в потёртом и замызганном футляре Чёрный сумел пронести по всем фронтам, где ему довелось воевать. Между боями, в минуты солдатского отдыха он играл, и бойцы любили слушать его скрипку. В полку все старались её сберечь. Поэтому, наверное, она в этом пекле и сохранилась. Играл Мирон Чёрный замечательно, был настоящим артистом. Только трудно представить его не в шинели, а в смокинге, в белой рубашке… Не раз пытались его забрать во фронтовой ансамбль. Чёрный категорически отказывался.

И воевал артист всю войну на танке, командуя отделением автоматчиков. Солдаты любили его. Ценили за смелость и мудрость. И скрипку берегли и, как могли, берегли своего командира.

Теперь Чёрный стоял у края братской могилы, среди других погибших лежало там тело его лучшего друга. Рядом стояли автоматчики. Чуть поодаль была и братская могила для немцев.

(Во время звучания)

Прижав скрипку к подбородку, Чёрный играл… В нескольких десятках метров отсюда гремели выстрелы. А тут, в этом сквере, возле развалин, звучала печальная и красивая мелодия… Молча стояли солдаты. Сняли каски наши автоматчики и пехотинцы, обнажили головы танкисты. Сняв свои каски, настороженно застыли пленные немцы. Я бросил первую горсть  земли… Строго лежали убитые. Они отдали всё. И кому-то ещё предстояло… Война не окончилась! А над развалинами Берлина неслись щемящие звуки музыки»... (отрывок из повести- воспоминания В. А. Миндлина)

Теперь бои шли и в Берлине. Улицу за улицей, дом за домом брали наши солдаты. Сколько бойцов погибло в те последние дни войны. И вот над Рёйхстагом взвилось наше знамя. Победа! Это значит Победа!

Вечная память воинам. Погибшим во время ВОв. Почтим их минутой молчания.

Слушайте!

Это мы говорим.

Мёртвые.

Слушайте!..

Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы говорим.

Мёртвые.

Стучимся в ваши сердца!..

Не пугайтесь!

Однажды мы вас

Потревожим во сне.

Над полями

Свои голоса пронесём в тишине.

Мы забыли, как пахнут цветы,

Как шумят тополя.

Мы и землю забыли.

Какой она стала, земля?

Как там птицы?

Поют на земле без нас?

Как черешни?

Цветут на земле  без нас?

Нам шагать  по земле не дано.

Никогда не дано!

Никого не разбудит

Оркестров печальная медь…

-3-

В этой страшной войне участвовали и наши земляки. Всего в «Книгу Памяти»  внесено 14 фамилий. Вот некоторые из них: …

-4-

Закончилась война. Для людей наступила мирная жизнь, а для воинов Армии война продолжается  и в наши дни.

Часто в печати  можно прочесть о воинах- сапёрах, спасших жизнь тысячам людей, разминирующих склады боеприпасов, оставшихся после войны.

- 4 –

ВОв давно закончилась. А может вы знаете, где ещё воевали наши ребята, служащие в Армии?

Афганистан.10 лет шла эта война./ 1979- 1989/. Очень трудно было на этой войне, но и там музыка помогала ребятам выжить, поднимала настроение. С гастролями туда приезжали Иосиф Кобзон, Лев Лещенко. А сами ребята, служащие в Афганистане, создали свой ансамбль- «Голубые береты».

Чечня.  И опять артисты, певцы, музыканты помогали ребятам пережить все ужасы этой войны. Туда приезжали: М. Боярский,

 А. Розенбаум, Д. Маликов, ДДТ Ю. Шевчук и др.

- 5 –

Мы должны гордиться нашей Армией. А вы, ребята, должны готовить себя к службе.

Возможно и вы попадёте в такую ситуацию, где музыка поможет вам.

аудиозапись

«Священная война» Александр Александров

Василий Лебедев- Кумач

слайд Фото концертных бригад

аудиозапись

Ф.Шопен

«Вальс си минор»

аудиозапись

Д.Д.Шостакович «Романс» из к/ф «Овод»

слайд фото скрипача

слайд

аудиозапись

В. А. Моцарт «Лакримоза»

Стихотворение Р. Рождественского

 Портреты

9 мая 1945 –

9 мая 2010

 ( 65 лет Великой Победы)

слайд

слайд

ПРИЛОЖЕНИЕ

В Великой Отечественной войне погибло:

- 520.000 французов

- 400.000 итальянцев

- 320.000 англичан

- 325.000 американцев

- 364.000  словаков

- 1.600.000 югославов

- 6.028.000 чехов

- 9.700.000 немцев

- 20.000.000 советских

__________39.257.000 человек

Георгиевская лента:

Данный орден (орден Славы) был учреждён императрицей Екатериной II в 1769 году для отличия офицеров за заслуги на поле боя.

Чёрный и оранжевый (жёлтый) означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою

                                                        

принципах  гуманизма и любви, единства и милосердия, а главное – убеждённости в том, что кроме нашей собственной жизни есть ценности, которые делают этот мир миром людей и сохраняют человеку то, что делает его человеком даже в кошмарной атмосфере войны.

        Именно эта мысль стала главной в разговоре, когда мы вспоминали о том, как жили в окопах солдаты, как голодали и ночевали на земле и, зная, что могут умереть, всё равно шли в бой. Несмотря на весь ужас происходящего, люди разных профессий хотели встать на защиту Родины. От добровольцев, желающих попасть на фронт, не было отбоя. Среди них были профессиональные артисты, певцы, музыканты. Уходя на фронт, они брали с собой гитару, гармошку, скрипку. И в редкие минуты отдыха своим искусством помогали бойцам встретить с новыми силами бой, вспомнить дом, родных и близких. Бывали случаи, когда музыка приостанавливала сражения. Проникнуть в суть происходящего нам помогла музыка Александрова, Шостаковича, Шопена, Моцарта. И когда в момент её звучания я видела глаза ребят, то понимала, что мне, учителю, очень важно донести до моих учеников мысль: мы, нынешние, зависим от прошлого, но не от общих фраз о нём, а от человеческих решений, страданий, дел, судеб и выборов.

        Обидно и больно становится от мысли о том, что несмотря на постоянное стремление человека к миру и гармонии, у каждого поколения в жизни была и есть своя война. У наших дедов – Великая Отечественная, для отцов и братьев – Афганистан, Чечня, для нас и наших детей – негласная война террора.

        Не смирились ли мы с тем, что слово «смерть» стало слишком обыденным, не производящим на большинство людей никакого впечатления, если оно относится к кому-то, а не к нашим близким. Иногда, задумываясь об этом, хочется закричать словами Роберта Рождественского:

Слушайте!

Это мы говорим.

Мёртвые.

Слушайте!..

Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы говорим.

Мёртвые.

Стучимся в ваши сердца!..

Не пугайтесь!

Однажды мы вас

Потревожим во сне.

Над полями

Свои голоса пронесём в тишине.

Мы забыли, как пахнут цветы,

Как шумят тополя.

Мы и землю забыли.

Какой она стала, земля?

Как там птицы?

Поют на земле без нас?

Как черешни?

Цветут на земле  без нас?

Нам шагать  по земле не дано.

Никогда не дано!

Никого не разбудит

Оркестров печальная медь…

        Моя задача, как педагога, в том, чтобы через события Великой Отечественной войны, Афганистана, современной Чечни помочь осмыслить то, что происходит вокруг нас сейчас. Взрывы в метро, самолётах, театрах, гостиницах, жилых домах, захват заложников. Всех потрясла трагедия в Беслане.

        Кем станут мои ученики? Сторонними равнодушными наблюдателями или людьми, способными пережить чужое горе как своё?

        Очень важно для меня, чтобы увидели они то великое испытание, которому подвергается душа человека всегда, и в военное и в мирное время: испытание нравственностью, честностью, способностью не просто рассуждать о добре и зле издалека, а сделать свой собственный правильный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по музыке "День птиц"

Внеклассное мероприятие по музыке «День птиц» 1-4 классы Разработала учитель музыки МОУ СОШ № 3 Третьякова Е.В. Цели: Обучающая: знакомство со старинными традициями русского народного...

План-конспект внеклассного занятия по музыке 2 класс

Внеклассное занятие потеме "Русская народная песня-зеркало жизни русского народа". Основное содержание посвящено жизни  девочки, девушки.женщины на Руси....

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца"

Это мероприятие направлено на дальнейшее формирование эстетического вкуса младших школьников,привитие любви к музыке,исполнителям,расширение кругозора детей в области искусства....

Внеклассное мероприятие по музыке "Игра"Угадай мелодию"

Эта игра состоит из трёх туров. Перед каждым из туров проводится отбор участников из числа присутствующих. Победители 1, 2, 3 туров принима...

Конспект внеклассного занятия по музыке. История возникновения музыкальных инструментов.

Данный конспект занятия по музыке формирует у детей представление о возникновении музыкальных инструментов, знакомит с произведениями Ж. Бизе "Кармен", П. Чайковского "Щелкунчик" , Ф. Шуберт "Аве Мари...

Внеклассное мероприятие по музыке "Веселые нотки"

Цель мероприятия: формирование музыкальной культуры, интереса к предмету «Музыка».Задачи мероприятия:- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, умения вести се...