План-конспект внеклассного занятия по музыке 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме
Внеклассное занятие потеме "Русская народная песня-зеркало жизни русского народа". Основное содержание посвящено жизни девочки, девушки.женщины на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок музыки 2 класс | 20.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
(Внеклассного занятия)
Русская народная песня-зеркало жизни русского народа
( образ судьбы русской женщины)
_________________________________________
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Барахтенко Сергей Григорьевич |
Место работы | МБОУ СОШ с.Моисеевка Заларинского района Иркутской области |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Музыка |
Класс | 2 |
Тема и номер урока в теме | Обобщающий урок за 1 четверть 9 |
Базовый учебник | Критская «Музыка 2 класс» |
Цель урока: обобщить изученный материал в форме внеклассного занятия
9. Задачи:
- обучающие: учить слушать музыку и понимать её;
-развивающие: развивать музыкальный слух, вокальные данные, память, речь, мышление;
-воспитательные: воспитание любви к своему народу, его культуре; пропаганда русской народной песни ;
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая;
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, экран, диапроектор, муз. центр,(CD диски).
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный | Демонстрация (презентация) | Просмотр репродукции картины (просмотр презентации) | 2 |
2 | Вводная беседа | 2. «Крестьянская семья до революции» | Демонстрация репродукции картины | Просмотр репродукции картины |
3. Русская народная песня «На улице дождик» | Воспроизведение аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи | 6 |
3 | Обобщение изученного | 4. Русская народная песня «Тонкая рябина» | Воспроизведение аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи | 5 |
Демонстрация репродукции картины, | Просмотр репродукции картины | 4 |
6. Русская народная песня «У церкви стояла карета» | воспроизведение аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи |
Приложение к плану-конспекту урока
Русская народная песня-зеркало жизни русского народа
(образ судьбы русской женщины)
__________________________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тп, вид иресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
информационный | презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d857815-d0ed-48ad-af0f-e34039844265/view/ |
2 | «Крестьянская семья до революции» | информационный | иллюстрация |
3 | Русская народная песня « На улице дождик» | информационный | аудиозапись |
4 | Русская народная песня «Тонкая рябина» | Информационный | аудиозапись | http://b-track.ru/song/23429/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F/%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0/ |
5 | информационный | иллюстрация |
6 | Русская народная песня «У церкви стояла карета» | информационный | аудиозапись | Н. Кадышева - "У церкви стояла карета". - Видео@Mail.Ru на Video.mail.ru |
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организа-ционный. Сообщение темы и целеполагание. | . ( Реконструкция крестьянской избы с помощью старинных вещей: кровать (ручной работы), стол, лавка, кухонная утварь (горшок, чугунок, ухват, бадья), столовые принадлежности и посуда( чашка, ложка, кувшин, солонка), икона в красном углу, домотканые дорожки, лавка с прялкой, веретено, макет или рисунок русской печки. Учащиеся в народных костюмах.) Приветствие к собравшимся. Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – Уронили дудки. Пролетели гуси – Уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну а песня? С песней На Руси родились. | Демонстрация слайда «Крестьянская изба» | Рассматрива-ние слайда |
2 | Вступи-тельная беседа | Сегодня мы с вами постараемся оглянуться на прошлое нашего народа: его жизнь, думы, чувства. И поможет нам в этом «волшебное зеркало». Что это за зеркало, мы узнаем попозже. |
3 | Основной. Обобще-ние изученного | Итак. Давайте мы с вами заглянем в него. Вопрос: что же мы с вами увидели? Ответ: крестьянскую избу, за окном льющийся дождь, мальчика, качающего свою маленькую сестрёнку в колыбели и напевающего песню. Вопрос: о чём он думает, напевая ей песню? Ответ: о том, как сложится её судьба, её жизнь. Вопрос: Какой характер у этой песни? Ответ: печальный, тихий, задумчивый. Вопрос: Какие чувства вызвала у вас эта песня? Ответ: жалость, переживание за судьбу девочки. Вопрос: что помогло нам увидеть эту картину? Ответ: песня. Вопрос: какая песня? Ответ: русская народная. Вот мы с вами и узнали, что за «волшебное зеркало», которое помогло нам увидеть эту картину. Это русская народная песня. Вопрос: Почему песня, которую мы прослушали (исполнили), называется народной песней? Учитель: многие народные песни сочинялись (слагались) ещё в то далёкое время, когда музыке никого не учили. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах. Они были очень талантливыми людьми- это видно по множеству дошедших до нас прекрасных старинных песен. Самые давние народные песни сочинялись в деревнях, потом в городах. Мелодия и слова, почти всегда, сочинялись одновременно, часто одним и тем же человеком. Народные песни не записывались, а пелись по слуху, передавая от одного исполнителя к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Вопрос: какой бывает народная песня? Вопрос: значит что выражает народная песня? Ответ: настроение, чувства, мысли и характеры людей. Учитель: давайте с вами прослушаем (исполним) ещё одну русскую народную песню. Вопрос: что мы увидели теперь, заглянув в наше «волшебное зеркало»? Ответ: печальную девушку, которая жалуется о своей горькой судьбе одинокой рябине. Увидели грусть рябины, одиноко качающейся у тына и раздумывающей, как перебраться к дубу. Вопрос: отчего печалится девушка? Ответ: не может быть рядом с милым ей человеком. Вопрос: Отчего печалится рябина? Ответ: Не может перебраться к своему милому дубу. Вопрос: кого мы видим в рябине? Ответ: мы видим печальную девушку. Вопрос: Почему они не могут быть со своими любимыми ? Ответ: Рябине мешает дорога. Вопрос: А что же мешает девушке? Ответ: (…) Учитель: А девушке мешает то, что может быть родители её любимого против. Ведь раньше бедной девушке было трудно выйти замуж за парня из более обеспеченной семьи. Учитель: Итак, мы видим, что рябина- это бедная девушка, дуб- её милый, а дорога- родители её юноши, или её бедность. Мы с вами уже говорили о том, что народная песня вышла из деревни, а позже появилась и в городе. Кроме деревенских песен появился новый вид- городские баллады. Давайте ещё раз заглянем в наше «волшебное зеркало». Вопросы: - Какой характер этой песни? - Какое настроение (чувство) вызвало у ребят прослушивание песни? Почему? - Что увидели при прослушивании? Вопросы: - Можем ли мы сказать, что в балладе говорится о том, что изображено на картине? - Мог ли автор баллады быть героем данной картины? (Да. Стоит среди гостей). -Что появилось раньше, баллада или картина? Во всех трёх песнях красной линией прослеживается одна и та же мысль. Мысль о том, что на Руси женщины не всегда имели права. В данном случае право свободно выбирать себе любимого человека, свободно выходить замуж - по любви. | Показ слайда «Крестьянская семья до революции» ( репродукции картины) Рассказ (объяснение) С помощью наводящих вопросов помогает определить жанры народной песни Показ слайдов «Прядение», воспроизведение аудиозаписи (фонограммы мелодии) (исполнение) песни «Тонкая рябина» Делает вывод Показ слайда с репродукцией картины В.Пукирева «Неравный брак» Произведение аудиозаписи «У церкви стояла карета» Работа над содержанием баллады и картины | Рассматрива-ние слайда (репродукции картины), прослушива-ние аудиозаписи колыбельной песни«На улице дождик» занятие рукоделием: вязание прядение- (девочки), заня-тие резьбой, плетением (мальчики) ответы на вопросы учителя Определение жанров народной песни ( бытовая, трудовая, плясовая, хороводная, лирическая, обрядовая, застольная, маршевая, колыбельная) Объяснение лексического значения слова Просмотр слайда и прослушива-ние аудиозаписи Ответы на вопросы решение творческих задач |
3 | Заключительный этап | Учитель: песня- это не конец народного искусства, а начало в новый, большой мир музыки. Часто народные песни становились неотъемлемой частью композиторских больших произведений. Из них рождались более сложные произведения: оперы, балеты, симфонии |
Подведе-ние итогов | А сейчас мы с вами давайте ещё раз вспомним, что изображает народная песня? Ответ: народная песня изображает жизнь народа. Значит народная песня-это «зеркало» народной жизни. И мы с вами сегодня сами убедились в этом, заглянув в это самое «волшебное зеркало» Я благодарю вас всех за участие в этом занятии, за большую работу. |
4 | Д/З | Слушать музыку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро»
План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро».Урок-игра по творчеству Шарля ПерроЦель: ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателе...
План –конспект открытого внеклассного занятия: «Как хорошо быть вежливым».
Конспект воспитательского занятия для развития умения употреблять различные формы словесной вежливости, усваивать нормы и правила поведения в жизни и в обществе....
План-конспект коррекционно-развивающего занятия в 1 классе
План-конспект коррекционно-развивающего занятия в 1 классе...
План-конспект коррекционно-развивающего занятия для 3 класса детей с ОВЗ на тему: "Обучение рациональной организации запоминания".
Цель занятия: Тренировка памяти.Методы и формы работы: развивающие упражнения, релаксационная разминка.1. Приветствие. Время: 1-2 мин Цель: Создание положительного эмоционального фона.- Преж...
План конспект коррекционно-развивающего занятия детей 4 класса с ОВЗ на тему: "Развитие и закрепление компонентов наглядно-образного мышления".
4 КЛАСС. Занятие 20. Тема: «Развитие и закрепление компонентов наглядно-образного мышления». ...
План-конспект открытого внеклассного мероприятия, проведённого в 1 «б» классе. Тема занятия: «В здоровом теле – здоровый дух».
Внеклассное мероприятие по теме "В здоровом теле - здоровый дух!" в 1 классе....
Внеклассное занятие по музыке "Музыкальная викторина" 1 класс
Музыка – это язык чувств: она помогает нам оказаться далеко -далеко, в мире звуков. А умеете ли вы, ребята, наслаждаться красотой и богатством музыки? Сможете ли узнать произведение по небо...