План-конспект внеклассного занятия по музыке 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

Барахтенко Сергей Григорьевич

Внеклассное занятие потеме "Русская народная песня-зеркало жизни русского народа". Основное содержание посвящено жизни  девочки, девушки.женщины на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок музыки 2 класс20.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

(Внеклассного занятия)

Русская народная песня-зеркало жизни русского народа

( образ судьбы русской женщины)
_________________________________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Барахтенко Сергей Григорьевич

Место работы

МБОУ СОШ с.Моисеевка Заларинского района Иркутской области

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Музыка

Класс

2

Тема и номер урока в теме

Обобщающий урок за 1 четверть 9

Базовый учебник

Критская «Музыка 2 класс»

Цель  урока: обобщить изученный материал в форме внеклассного занятия

9. Задачи:

- обучающие:  учить слушать музыку и понимать её;

-развивающие: развивать музыкальный слух, вокальные данные, память, речь, мышление;

-воспитательные: воспитание любви к своему народу, его культуре; пропаганда русской народной песни ;

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая;

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, экран, диапроектор, муз. центр,(CD диски).

Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

1. Убранство избы

Демонстрация

(презентация)

Просмотр репродукции картины

(просмотр презентации)

2

2

Вводная беседа

2. «Крестьянская семья до революции»

Демонстрация репродукции картины

Просмотр репродукции картины

3. Русская народная песня «На улице дождик»

Воспроизведение аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи

6

3

Обобщение изученного

4. Русская народная песня «Тонкая рябина»


Воспроизведение аудиозаписи

Прослушивание

аудиозаписи

5

5. Неравный брак

Демонстрация репродукции картины,


Просмотр репродукции картины

4

6. Русская народная песня «У церкви стояла карета»

воспроизведение аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи

Приложение к плану-конспекту урока

Русская народная песня-зеркало жизни русского народа

(образ судьбы русской женщины)

__________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тп, вид иресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Убранство избы

информационный

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d857815-d0ed-48ad-af0f-e34039844265/view/ 

2

«Крестьянская семья до революции»

информационный

иллюстрация

3

Русская народная песня « На улице дождик»

информационный

аудиозапись

http://www.youtube.com/watch?v=qstbmA10w-A

4

Русская народная песня «Тонкая рябина»

Информационный

аудиозапись

http://b-track.ru/song/23429/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F/%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0/

5

 Неравный брак

информационный

иллюстрация

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ed72ae2d-d011-4b0d-acdb-6e46bd8c27b9/Pukirev.NeravnyjBrak.jpg 


6

Русская народная песня «У церкви стояла карета»

информационный

аудиозапись

Н. Кадышева - "У церкви стояла карета". - Видео@Mail.Ru на Video.mail.ru

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организа-ционный.

Сообщение темы и целеполагание.

. ( Реконструкция крестьянской избы с помощью старинных вещей: кровать (ручной работы), стол, лавка, кухонная утварь (горшок, чугунок, ухват, бадья), столовые принадлежности и посуда( чашка, ложка, кувшин, солонка), икона в красном углу, домотканые дорожки, лавка с прялкой, веретено, макет или рисунок русской печки. Учащиеся в народных костюмах.)


 Приветствие к собравшимся.


Ты откуда, русская, зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки – Уронили дудки.

Пролетели гуси

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

На Руси родились.

Демонстрация слайда «Крестьянская изба»

Рассматрива-ние слайда

2

Вступи-тельная беседа

Сегодня мы с вами постараемся оглянуться на прошлое нашего народа: его жизнь, думы, чувства. И поможет нам в этом «волшебное зеркало». Что это за зеркало, мы узнаем попозже.

3

Основной. Обобще-ние изученного

Итак. Давайте мы с вами заглянем в него.

 

Вопрос: что же мы с вами увидели?

Ответ: крестьянскую избу, за окном льющийся  дождь,

мальчика, качающего свою маленькую сестрёнку в колыбели и напевающего песню.

Вопрос: о чём он думает, напевая ей песню?

Ответ: о том, как сложится её судьба, её жизнь.

Вопрос: Какой характер у этой песни?

Ответ: печальный, тихий, задумчивый.

Вопрос: Какие чувства вызвала у вас эта песня?

Ответ: жалость, переживание за судьбу девочки.

Вопрос: что помогло нам увидеть эту картину?

Ответ: песня.

Вопрос: какая песня?

Ответ: русская народная.


Вот мы с вами и узнали, что за «волшебное зеркало», которое помогло нам увидеть эту картину.

Это русская народная песня.


Вопрос: Почему песня, которую мы прослушали (исполнили), называется народной песней?


Учитель: многие народные песни сочинялись (слагались) ещё в то далёкое время, когда музыке никого не учили. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах. Они были очень талантливыми людьми- это видно по множеству дошедших до нас прекрасных старинных песен. Самые давние народные песни сочинялись в деревнях, потом в городах. Мелодия и слова, почти всегда, сочинялись одновременно, часто одним и тем же человеком. Народные песни не записывались, а пелись по слуху, передавая от одного исполнителя к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению.

Вопрос: какой бывает народная песня?








Вопрос: значит что  выражает народная песня?

Ответ: настроение, чувства, мысли и характеры людей.


Учитель: давайте с вами прослушаем (исполним) ещё одну русскую народную песню.


Вопрос: что мы увидели теперь, заглянув в наше «волшебное зеркало»?


Ответ: печальную девушку, которая жалуется о своей горькой судьбе одинокой рябине. Увидели грусть рябины, одиноко качающейся у тына и раздумывающей, как перебраться к дубу.

Вопрос: отчего печалится девушка?

Ответ: не может быть рядом с милым ей человеком.

Вопрос: Отчего печалится рябина?

Ответ: Не может перебраться к своему милому дубу.

Вопрос: кого мы видим в рябине?

Ответ: мы видим печальную девушку.

Вопрос: Почему они не могут быть со своими любимыми ?

Ответ: Рябине мешает дорога.

Вопрос: А что же мешает девушке?

Ответ:  (…)

Учитель: А девушке мешает то, что может быть родители её любимого против. Ведь раньше бедной девушке было трудно выйти замуж за парня из более обеспеченной семьи.


Учитель: Итак,  мы видим, что рябина- это бедная девушка, дуб- её милый, а дорога- родители её юноши, или её бедность.


Мы с вами уже говорили о том, что народная песня вышла из деревни, а позже появилась и в городе. Кроме деревенских песен появился новый вид- городские баллады.

Давайте ещё раз заглянем в наше «волшебное зеркало».




Вопросы: 

- Какой характер этой песни?

- Какое настроение (чувство) вызвало у ребят прослушивание песни? Почему?

- Что увидели при прослушивании?


Вопросы:

- Можем ли мы сказать, что в балладе говорится о том, что изображено на картине?

- Мог ли автор баллады быть героем данной картины?

(Да. Стоит среди гостей).

-Что появилось раньше, баллада или картина?


Во всех трёх песнях красной линией прослеживается одна и та же мысль. Мысль о том, что на Руси женщины не всегда имели права. В данном случае право свободно выбирать себе любимого человека, свободно выходить замуж - по любви.

Показ слайда «Крестьянская семья до революции»

 ( репродукции картины)
































Рассказ (объяснение)





















С помощью наводящих вопросов помогает определить жанры народной песни








Показ слайдов «Прядение», воспроизведение аудиозаписи (фонограммы мелодии)

(исполнение)

песни «Тонкая рябина»
































Делает вывод










Показ слайда

с репродукцией

картины В.Пукирева «Неравный брак»

Произведение аудиозаписи «У церкви стояла карета»





Работа над содержанием баллады и картины














Рассматрива-ние слайда (репродукции картины), прослушива-ние аудиозаписи  колыбельной песни«На улице дождик»

занятие рукоделием: вязание прядение- (девочки), заня-тие  резьбой, плетением (мальчики)  ответы на вопросы учителя







































Определение жанров народной песни ( бытовая, трудовая, плясовая, хороводная, лирическая, обрядовая, застольная, маршевая, колыбельная)















Объяснение лексического значения слова





































Просмотр слайда и прослушива-ние аудиозаписи










Ответы на вопросы решение творческих задач















3

Заключительный этап

Учитель: песня- это не конец народного искусства, а начало в новый, большой мир музыки.

Часто народные песни становились неотъемлемой частью композиторских больших произведений. Из них рождались более сложные произведения: оперы, балеты, симфонии

Подведе-ние итогов

А сейчас мы с вами давайте ещё раз вспомним, что изображает народная песня?

Ответ: народная песня изображает жизнь народа.


Значит народная песня-это «зеркало» народной жизни.

И мы с вами сегодня сами убедились в этом, заглянув в это самое «волшебное зеркало»


Я благодарю вас всех за участие в этом занятии, за большую работу.

4

Д/З

Слушать музыку.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро»

План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро».Урок-игра по творчеству Шарля ПерроЦель: ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателе...

План –конспект открытого внеклассного занятия: «Как хорошо быть вежливым».

Конспект воспитательского занятия для развития  умения употреблять различные формы словесной вежливости, усваивать нормы и правила поведения в жизни и в обществе....

План-конспект коррекционно-развивающего занятия в 1 классе

План-конспект коррекционно-развивающего занятия  в 1 классе...

План-конспект коррекционно-развивающего занятия для 3 класса детей с ОВЗ на тему: "Обучение рациональной организации запоминания".

Цель занятия: Тренировка памяти.Методы и формы работы: развивающие упражнения, релаксационная разминка.1. Приветствие. Время: 1-2 мин Цель: Создание положительного эмоционального фона.- Преж...

Внеклассное занятие по музыке "Музыкальная викторина" 1 класс

Музыка – это язык чувств: она помогает нам оказаться далеко -далеко, в мире звуков. А умеете ли вы, ребята, наслаждаться красотой и богатством музыки? Сможете ли узнать произведение по небо...