Рабочая программа внеурочной деятельности «Акварелька» на 2017-2018 уч. год
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского,
Москва «Просвещение»
Класс: 4 Составила: учитель начальных классов Тайборина Н.Б.
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся.
1) чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
2) уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
3) понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
4) сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
5) сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
6) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7) умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.
1) чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
2) уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
3) понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
4) сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
5) сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
6) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvarelka_4klass.docx | 30.97 КБ |
2klass_akvarelka.docx | 31.16 КБ |
2.4kl_veselaya_notka.docx | 57.06 КБ |
1klass_logika.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Ануйская общеобразовательная школа имени Ю. В. Антарадонова»
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО Зам. директора по УВР
учителей начальных классов __________/ Карманова Э.В./
Протокол № __ «___»____________2017г.
«___»_________________2017 г.
Руководитель ШМО ___________/____________/
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Акварелька»
на 2017-2018 уч. год
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского,
Москва «Просвещение»
Класс: 4 Составила: учитель начальных классов Тайборина Н.Б.
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся.
1) чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
2) уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
3) понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
4) сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
5) сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
6) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7) умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.
1) чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
2) уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
3) понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
4) сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
5) сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
6) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Содержание внеурочной деятельности.
Живопись Развитие у детей световосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней. Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
Графика
Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа. Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
Скульптура Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению! рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа. Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
Аппликация Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например, с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж. Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
Бумажная пластика
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги. Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
Работа с природными материалами Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев. Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
Организация и обсуждение выставки детских работ Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Дата | |
по плану | фактически | ||
Живопись 12ч. | |||
1 | Цветовое пятно. Изображать можно пятном | 05.09 | |
2 | Рисование листьев деревьев. Наблюдаем листопад | 12.09 | |
3 | Красота осенних листьев. Тёплые цвета. | 19.09 | |
4 | Холодные цвета. Рисуем воду. | 26.09 | |
5 | Насыщение цветового пятна белым цветом. Небо. | 03.10 | |
6 | Живопись. Домашние животные | 10.10 | |
7 | «Натюрморт» цветы. | 17.10 | |
8 | Рисуем деревья (сказочные образы). | 24.10 | |
9 | Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима. | 07.11 | |
10 | Композиция «Зимние игры, забавы». | 14.11 | |
11 | Композиция «Зимние игры, забавы». Продолжение работы. | 21.11 | |
12 | Первоцвет. | 28.11 | |
Графика (11ч) | |||
13 | Упражнения (штрихи). | 05.12 | |
14 | Объёмные предметы (цветные карандаши). | 12.12 | |
15 | Поздняя осень (пейзаж). | 19.12 | |
16 | Зарисовка птиц техника (фломастеры). | 26.12 | |
17 | Зарисовка птиц техника (простой карандаш) | 16.01 | |
18 | Техника «Чёрный фломастер» лес. | 23.01 | |
19 | Техника «Восковые мелки и акварель» узоры. | 30.01 | |
20 | Граттаж «Сказочный замок». | 06.02 | |
21 | Рисуем Зайку (восковые мелки). | 13.02 | |
22 | Весенние ручейки (цветные карандаши). | 20.02 | |
23 | Техника «Граттаж» паутинка. | 27.02 | |
Скульптура (4ч.) | |||
24 | Животные. | 06.03 | |
25 | Рельеф. | 13.03 | |
26 | Объёмная лепка, транспорт. | 20.03 | |
27 | Лепка из глины | 03.04 | |
Аппликация (4ч) | |||
28 | Аппликация из семян | 10.04 | |
29 | Аппликация из семян. Оформление работы. | 17.04 | |
30 | Аппликация из ткани. | 24.04 | |
31 | Аппликация из ткани. Оформление работы | 01.05 | |
Бумажная пластика 1ч | |||
32 | «Дерево» из бумажных полос. | 08.05 | |
Работа с природным материалом (1ч) | |||
33 | Коллаж из природного материала | 15.05 | |
Организация и обсуждение выставки детских работ (1ч) | 22.05 | ||
34 | Итоги года. Выставка. | 29.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Ануйская общеобразовательная школа имени Ю. В. Антарадонова»
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО Зам. директора по УВР
учителей начальных классов __________/ Карманова Э.В./
Протокол № __ «___»____________2017г.
«___»_________________2017 г.
Руководитель ШМО ___________/____________/
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Акварелька»
на 2017-2018 уч. год
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского,
Москва «Просвещение»
Класс: 2 Составила: учитель начальных классов Тайборина Н.Б.
Содержание программы внеурочной деятельности.
Чем и как работают художники (8 часов).
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью. Изображение животных родного края из пластилина по впечатлению и по памяти.
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).
Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
О чем говорит искусство(9 часов).
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. Выражение характера человека в изображении; мужской образ в сюжете сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих тем.Изображение доброго и злого воина.Выражение характера человека в изображении; женский образ сюжете сказки.Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Выражение характера человека через украшение. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).Выражение намерений через украшение. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.
Как говорит искусство (9часов ).
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв. Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | |||
по плану | фактически | ||||
Чем и как работают художники?(8 часов). | |||||
1 | Гуашь. Цветочная поляна | 06.09 | |||
2 | Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия | 13.09 | |||
3 | Восковые мелки. Букет осени
| 20.09 | |||
4 | Восковые мелки. Букет осени
| 27.09 | |||
5 | Аппликация из осенних листьев
| 04.10 | |||
6 | Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа) | 11.10 | |||
7 | Графические материалы. Волшебный цветок | 18.10 | |||
8 | Пластилин. Древний мир | 25.10 | |||
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов). | |||||
9 | Изображение и реальность. Птицы родного края | 08.11 | .
| ||
10 | Изображение и фантазия. Сказочная птица | 15.11 | |||
11 | Украшение и реальность. Паутинка
| 22.11 | |||
12 | Украшение и фантазия. Кружева
| 29.11 | |||
13 | Постройка и реальность. Мой дом
| 06.12 | |||
14 | Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа) | 13.12 | |||
15 | Постройка и фантазия. Городок-коробок (продолжение работы) | 20.12 | |||
О чем говорит искусство? ( 9 часов). | |||||
16 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море | 27.12 | . | ||
17 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных | 17.01 | |||
18 | Образ человека и его характер (женский образ) | 24.01 | |||
19 | Образ человека и его характер (в объеме, женский образ) | 31.01 | |||
20 | Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ) | 07.02 | |||
21 | Выражение характера человека через украшение | 14.02 | |||
22 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор | 21.02 | |||
23 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор (сказочный флот) | 28.02 | |||
24 | Обобщение темы. Космическое путешествие | 07.03. | |||
Как говорит искусство?(9 часов). | |||||
25 | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета | 14.03 | |||
26 | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Смешивание с черным, белым, серым цветами. | 21.03 | |||
27 | Цвет как средство выражения. Автопортрет в теплых тонах. | 04.04 | |||
28 | Цвет как средство выражения. Автопортрет в холодных тонах. | 11.04 | |||
29 | Цвет как средство выражения. Портрет друга. | 18.04 | |||
30 | Цвет как средство выражения. Портрет друга. | 25.04 | |||
31 | Линия как средство выражения. Изображение ветки. | 02.05 | |||
32-33 | Цвет, ритм, композиция — средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа) | 10.05 16.05 | |||
34 | Итоговый урок года. | 23.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Ануйская общеобразовательная школа имени Ю. В. Антарадонова»
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО Зам. директора по УВР
учителей начальных классов _________/Карманова Э.В./
Протокол № __ «___»_________2017г.
«___»__________2017 г.
Руководитель ШМО _________/____________/
Рабочая программа
внеурочной деятельности общекультурного направления
«Веселые нотки»
на 2017-2018 уч. год
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программ по музыке для общеобразовательных школ, созданных под руководством Д. Кабалевского, А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой.
Класс: 2 Составила: учитель начальных классов Тайборина Н.Б.
Планируемые результаты внеурочной деятельности « Весёлые нотки».
В результате изучения курса у школьников будут сформированы основы музыкальной культуры, воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус; развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Школьники смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Научатся воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Дети смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания для выполнения художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Личностными результатами для обучающихся являются:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения музыкального фольклора, шедевров русских композиторов; формирование ценностей многонационального российского общества.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов.
- Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Наличие эмоционально-целостного отношения к искусству.
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования.
- Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитием мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- Развитие художественного восприятия.
- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и т.д.
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.
- В области развития общепознавательных действий изучение курса будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Предметными результатами обучающихся являются:
- наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
- владение некоторыми основами нотной грамоты;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
-двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
- умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
-умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
Содержание внеурочной деятельности
Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.
№ | Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | ||
Общее кол-во | Теория | Прак- тика | |||
1. | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков | 2 | 0,5 | 1,5 | Групповые |
2. | Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки | 3 | 1,5 | 1,5 | Групповые |
3. | Овладение собственной манерой вокального исполнения. Выявление индивидуальных красок голоса. | 9 | 1 | 8 | Групповые |
4. | Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. | 15 | 2 | 13 | Групповые |
5. | Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Сценическая культура. | 10 | 2 | 8 | Групповые |
6. | Дикция. Вокальные навыки. | 8 | 2 | 6 | Групповые |
7. | Беседа о гигиене певческого голоса. | 1 | 1 | 0 | Групповые |
8. | Работа над сценическим образом. | 10 | 1 | 9 | групповые |
9. | Праздники выступления. | 10 | 0 | 10 | Конкурсы, праздники |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Веселые нотки»
2 класс
№ | Тема занятия | |||
Дата | ||||
По плану | фактически | |||
1 | Введение Музыка в нашей жизни. Гигиена певческого голоса. Песня «Осень пришла» | 04.09 | ||
2 | Певческая установка. Унисон. Выработка правильной осанки пения. Работа над песнями. Методическое восприятие музыкального произведения. Хоровое исполнение. Песни «Осень пришла», «Хозяйка» | 11.09 | ||
3 | Народная и композиторская музыка Прослушивание русских народных хороводных песен. Работа над дыханием, дикцией. Сольное и хоровое исполнение. Алтайская песня «Сагал». | 18.09 | ||
4 | Ровно 7 цветов у радуги, а музыки 7 нот Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы. Пластическое интонирование. «Скворушка прощается», «Осень» | 25.09 | ||
5 | Мелодия – душа музыки Искусство пения – искусство души и для души. Размышление о музыке. Восприятие музыки. «Скворушка прощается», «Осень» | 02.10 | ||
6-7 | Песни из любимых мультфильмов Путешествие по музыкальным мультфильмам. Ансамблевое исполнение. «Голубой вагон», «Мой щенок», «На крутом бережку» | 09.10 16.10 | ||
8 | Тембр-окраска звука Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы. «Мой щенок» | 23.10 | ||
9 | Ритм – основа жизни и музыки Упражнения на развитие ритма. Музыкально-ритмические движения. «Как у наших ворот». | 06.11 | ||
10 | Темп – скорость музыки Вокальные импровизации на стихи А.Барто. «Как у наших у ворот» | 13.11 | ||
11 | В музыкальной гостиной Танцуем вальс | 20.11 | ||
12 | Разучивание песни на родном языке Разучивание алтайской песни для детей «Киске». Работа над интонацией. | 27.11 | ||
13 | Путешествие на волшебном поезде Игры, конкурсы, развлечения | 04.12 | ||
14 | Учимся дирижировать Коммуникативная игра «Дирижеры» | 11.12 | ||
15 | Мои любимые песни. Исполнение песен по желанию детей (мини-концерты). Сольное пение. Исполнение караоке. | 18.12 | ||
16 | В музыкальной гостиной Слушаем классическую музыку. «Три чуда» Н.А.Римский-Корсаков. | 25.12 | ||
17 | Ритмы танцевальные Ритмика и танцевальные движения на популярную песню. | 15.01 | ||
18-19 | Вокруг елки хоровод. Разучивание песен, хороводов к Новогоднему празднику. Хоровое пение. Музыкально-ритмические движения. «Новогодний хоровод», «Елочка». Подготовка к Новогоднему празднику. Участие детей на новогодней елке. | 22.01 29.01 | ||
20 | «Угадай мелодию» Игра на знание знакомых песен | 05.02 | ||
21 | П.Чайковский «Вальс цветов» Ритмические упражнения. Видеосюжет из мультипликационного фильма со звучанием «Вальса цветов» | 12.02 | ||
22 | Динамика – сила звука Сила звука в музыке. Сценический образ | 19.02 | ||
23 | Мои любимые песни Путешествие по детским песням. Хоровое и сольное исполнение песен. | 26.02 | ||
24 | Два брата лада Композиции голосов. Хоровое исполнение. «Добрый жук», «Почему медведь зимой спит». | 05.03 | ||
25 | Лад. Мажор. Минор. Сравнительная характеристика с разными интонациями. «Самолет», «Память» | 12.03 | ||
26 | Разучивание песни «Мы маленькие звезды». Музыкально-ритмические движения. | 19.03 | ||
27-28 | Подготовка к празднику 8 марта Разучивание песен о маме. Музыкально-ритмические движения. Песни «Мамочка моя», «Мамин день», «Самая хорошая». Участие в празднике | 02.04 09.04 | ||
29-30 | Дружная семья Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Музыкальные игры. Хоровое пение. Ритмические движения под музыку. «Настоящий друг», «Вот бы стать мне друзья». | 16.04 23.04 | ||
31 | Разучивание песни на родном языке. Разучивание алтайской песни «Шарларым». Работа над дикцией и интонацией. | 30.04 | ||
32 | Мои любимые песни. Исполнение песен по желанию детей (мини-концерт). Сольное пение. Исполнение караоке. | 07.05 | ||
33 | Разучивание песни «Дорогою добра» | 14.05 | ||
«Нам мир завещано беречь» Подготовка к Дню Победы. Выражение внутреннего состояния в пении. Хоровое и сольное исполнение песен. Участие в празднике, посвященного Дню Победы. Песня «Красные маки» | 21.05 | |||
34 | Подготовка к празднику Последнего звонка. Разучивание песни к празднику. Музыкально-ритмические движения. Участие на торжественной линейке. | 28.05 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Ануйская общеобразовательная школа имени Ю. В. Антарадонова»
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО Зам. директора по УВР
учителей начальных классов _________/Карманова Э.В./
Протокол № __ «___»_________2017г.
«___»__________2017 г.
Руководитель ШМО _________/____________/
Рабочая программа
внеурочной деятельности общекультурного направления
«Веселые нотки»
на 2017-2018 уч. год
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программ по музыке для общеобразовательных школ, созданных под руководством Д. Кабалевского, А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой.
Класс: 4 Составила: учитель внеурочной деятельности Тайборина Н.Б.
Планируемые результаты внеурочной деятельности 4класс
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
- Самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
- Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью
- Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- Сочинению мелодии и исполнению песен-попевок.
- Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.
- Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
- Создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.
- Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; получать эстетическое наслаждение от восприятия музыки, от общения с миром искусства.
Учащиеся получат возможность научиться:
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.
- определять характер, настроение песенок, жанровой основы.
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- исполнять, инсценировать песни.
- работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
- откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
-эмоционально откликнуться на музыкальное произведение, выразить свое впечатление, выслушать мнение партнёра.
- оценивать собственную музыкально -творческую деятельность.
. Учащиеся получат возможность научиться:
- Аргументировать собственную позицию;
- Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
- Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
- Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- Учащиеся узнают истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
- Научатся правилам пения.
- Пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью
- Передавать настроение музыки в пении.
- Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в пении.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в процессе работы над песней привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
- Расширить музыкальный кругозор и получить общие представления о музыкальной жизни современного социума;
- Формировать отношение к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
- Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение)
Содержание внеурочной деятельности (4 класс)
Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.
№ | Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | ||
Общее кол-во | Теория | Прак-тика | |||
1. | Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. | 3 | 1 | 2 | групповые |
2. | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура. | 8 | 2 | 6 | групповые |
3. | Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков. | 8 | 2 | 6 | групповые |
4. | Дикция. Расширение диапазона голоса. | 8 | 1 | 7 | групповые |
5. | Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 6 | 1 | 5 | групповые |
6. | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 10 | 0,5 | 9,5 | групповые |
7. | Беседа о гигиене певческого голоса. | 1 | 1 | 0 | групповые |
8. | Работа над сценическим образом. | 6 | 1 | 5 | групповые |
9. | Праздники, выступления. | 18 | 0 | 18 | Конкурсы, мероприятия |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Веселые нотки»
4 класс
№ | Тема занятия и содержание | Дата | |
по плану | по факту | ||
1 | Здравствуй школа! Исполнение знакомых песен Правила охраны детского голоса. Размышления устные, хоровое пение. | 02.09 | |
2 | Песни о школе. Строение голосового аппарата. Вокально-певческая установка. Хоровое пение. «Если б не было школ» В.Шаинский, Ю.Энтин | 09.09 | |
3 | Основные вокально-хоровые навыки пения Музыкальное исполнительство, пластическое интонирование. Школьные частушки «Ставьте ушки на макушки» | 16.09 | |
4-5 | Песни осени Музыкальное исполнительство. Музыкально-ритимические движения. Сольное и ансамблевое пение. «Осень» М.Парцхаладзе, Н.Некрасовой, «Осень постучалась к нам» И.Смирнова, Т.Прописнова | 23.09 30.09 | |
6 | Огородно-хороводная музыкально-ритмическая музыка Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией. Хоровое пение, движения под музыку, инструментальное музицирование. «Антошка» - музыкально-ритмическая композиция. | 07.10 | |
7 | Сказочные образы в музыке Музыкальная характеристика действующих лиц. Музыкальное восприятие. Э.Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля», Сен-Санс «Золотые рыбки», Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля» | 14.10 | |
8 | Разучивание песен на родном языке Разучивание алтайской песни «Турналар». Работа над дикцией и интонацией. | 21.10 | |
9-10 | Песни сказочных героев Музыкальная характеристика действующих лиц. «Колобок», Г.Струве, В.Викторов «Медленная песенка», «Грустная песенка» | 28.10 11.11 | |
11 | Урок фантазии и творчества Игры и конкурсы | 18.11 | |
12 | Овладение собственным голосом Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием. Разучивание песни «Три желания» | 25.11 | |
13 | В музыкальной гостиной Вальс. Знаменитые вальсы и их авторы. Танцуем вальс. Раскрепощение детей. | 02.12 | |
14 | Продолжаем развивать дикцию Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности. Разучивание скороговорок. Разучивание песни «Цветик-семицветик» | 09.12 | |
15 | Есть на свете новый год Разучивание новогодних песен. Хоровое исполнение. А.Филиппенко «Дед Мороз». | 16.12 | |
16- 17 | Новогодний хоровод Разучивание песен и движений. Хоровое исполнение, музыкально-ритмические движения. А.Паутов, Н.Беренгоф «К нам елочка пришла», «Если б не было зимы» из м/ф «Зима в Простоквашино» | 23.12 13.01 | |
18 | Музыкально-ритмическая композиция «Снежинки» Хоровое исполнение, музыкально-ритмические движения. «Снежинки – музыкально-ритмическая композиция на музыку Ю.Слонова «Танец снежинок», «Как на тоненький ледок» - пластическое интонирование | 20.01 | |
19-20 | Моя семья - папа, мама, я. Любимые песни Разучивание песен о семье. Пластическое интонирование. А. Хачатурян «Вечерняя сказка», Д. Кабалевский «Упрямый братишка». | 27.01 03.02 | |
21 | Наш гость – песня Работа над дикцией и интонацией. Разучивание песни «Где живут волшебники». | 10.02 | |
22-23 | Подготовка ко Дню защитника Отечества Разучивание военных песен. Марширование. «Богатырская сила», «Пора, в путь дорогу». Выступление на праздничном концерте. | 17.02 24.02 | |
24-25 | Моя мама лучшая на свете Работа над интонацией. Разучивание песни к празднику 8 марта. Ансамблевое и сольное исполнение. «Ласковая сказка» Ж. Буржоа, Т. Попатенко, Ю. Энтин «Мама» «Моя мама лучшая на свете» Выступление на концерте | 03.03 10.03 | |
26 | Мои любимые песни Исполнение разученных песен. Хоровое исполнение | 17.03 | |
27 | В музыкальной гостиной Песни из мультфильмов. Сольное исполнение. | 07.04 | |
28 | Весенний переполох Понятие кантиленного пения. Хоровое пение, восприятие музыки. Д. Шостакович «Марш», «Вальс-шутка»; русская народная песня «Камаринская». | 14.04 | |
29 | Урок фантазии и творчества Игры, конкурсы | 21.04 | |
30 | Музыкальные космические дали Типы звуковедения. Сольное пение. Е. Пономаренко «Юные космонавты» | 28.04 | |
31 | Весенние мелодии Весеннее настроение песни. Разучивание песни «Солнечная капель» С.Соснина, И.Вахрушева. Восприятие музыки. М.Красев «Кукушка», С.Майкапар «Мотылек», С.Прокофьев «Ходит месяц за лугами» | 05.05 | |
32 | День Победы Подготовка к празднику 9 мая. Знакомство с фронтовыми песнями, их жанрами, тематикой, особенностями. Ансамблевое и хоровое пение. «Вальс победы». Участие детей на торжественной линейке, посвященной празднику Победы | 12.05 | |
33 | Лето – это красота Выразительность в музыкальных произведениях. Сольное исполнение. «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето» Ю.Энтина, Е.Крылатова. | 19.05 | |
34 | Музыка лета Музыкальное исполнительство. Ансамблевое исполнение, музыкально-ритмические движения. «Семь дорожек» Исполнение разученных песен. | 26.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Ануйская общеобразовательная школа имени Ю. В. Антарадонова»
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО Зам.директора по УВР
учителей начальных классов __________/ КармановаЭ. В./
Протокол № __ «___»_______2017г.
«___»________2017 г.
Руководитель ШМО _________/____________/
Рабочая программа
внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Логика»
на 2017-2018 уч. год
.
Класс: 1 Составила: учитель начальных классов Тайборина Н.Б.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика»
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие.
Содержание внеурочной деятельности
- Свойства, признаки и составные части предметов (7 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
- Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
- Элементы логики (6 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
- Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
- Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
- Развитие творческого воображения (5часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
- Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
Календарно –тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
по плану | факту | ||
1. | Вводный тест. Тест №1 | 07.09 | |
2. | Сравнение предметов по свойству. | 14.09 | |
3. | Целое и часть. | 21.09 | |
4. | Знакомство с отрицанием (термин не вводится). | 28.09 | |
5. | Признаки предметов. | 05.10 | |
6. | Признаки предметов и значение признаков. | 12.10 | |
7. | Обобщение по признаку. | 19.10 | |
8. | Закономерности в значении признаков у серии предметов.(Исследование) | 26.10 | |
9. | Описание последовательности действий. | 08.11 | |
10. | Логические упражнения.(Викторина) | 15.11 | |
11. | Последовательность действий и состояний в природе. | 22.11 | |
12. | Целое действие и его части. | 29.11 | |
13. | Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. | 07.12 | |
14. | Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. | 14.12 | |
15. | Одно действие, применяемое к разным предметам. | 21.12 | |
16. | Промежуточный тест.Тест№2 | 11.01 | |
17. | Функции предметов. | 18.01 | |
18. | Логическая операция «и». | 25.01 | |
19. | Выделение главных свойств предметов.(Исследование) | 01.02 | |
20. | Закономерность в расположении фигур и предметов. | 08.02 | |
21. | Прятки с фигурами | 15.02 | |
22. | Упорядочивание серии предметов по разным признакам. | 22.02 | |
23. | Последовательность событий. | 01.03 | |
24. | Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | 07.03 | |
25. | Комбинаторика. Расстановки и перестановки. | 15.03 | |
26. | Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения). | 22.03 | |
27. | Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. | 05.04 | |
28. | Перенос свойств с одних предметов на другие. | 12.04 | |
29. | Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов. | 19.04 | |
30. | Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции. | 26.04 | |
31. | Часть-целое ( в действиях). | 03.05 | |
32. | Итоговый тест. Тест №3 | 10.05 | |
33. | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 17.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа математика 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России М. И. Моро
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения математики в 1 классе, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспеч...
Рабочая программа ИЗО 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России Б. М. Неменский
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа музыка 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России Е. Д. Критская
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа воспитательной работы на 2017 - 2018 учебный год.
Рабочие программы – нормативно – управленческие документы, характеризующие систему организации образовательной деятельности педагогов. Рабочие программы показывают как с учетом конкретных ...
Рабочая программа по русскому языку 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа XXI века»....
Рабочая программа по литературному чтению 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по программе «Начальная школа XXI века»...