"Занимательная математика" Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности. 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занимательная математика | 35.17 КБ |
matematika_dlya_lyuboznatelnyh_rabochaya_programma._3_kl.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 7 имени Д. П. Уланова
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Лицей № 7
_____________ В.И. Самбур
«_____»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу
"Математика для любознательных"
для параллели 3-х классов
(общеинтеллектуальное направление)
Составитель: Данилевич Ольга Алексеевна,
учитель математики первой категории
2015 г.
Рабочая программа
Рабочая программа к курсу «Математика для любознательных» предназначена для внеклассной работы и рассчитана на обучающихся 3-х классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.
Курс рассчитан на 35 часов. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для параллели 3-х классов – 45 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:
- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;
- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;
- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 3-х классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.
В процессе проведения данного курса ставятся следующие цели:
- развить интерес обучающихся к математике;
- расширить и углубить знания обучающихся по математике;
- развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения обучающихся;
- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;
- формировать психологическую готовность обучающихся решать трудные и нестандартные задачи.
Задачами курса являются:
- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
- практика решения олимпиадных заданий.
Оценка знаний
Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.
Планируемый результат
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Основное содержание
Разделы программы «Занимательная арифметика» и «Текстовые задачи» расширяют и углубляют знания программного материала, знакомят обучающихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.
Занимательная арифметика (6 часов)
1. История развития начальной математики
2. О некоторых математических терминах
3. Недесятичные системы счисления
4. Числовые великаны
5. Числовые лилипуты
6. Старинная система мер
Текстовые задачи (9 часов)
1. Арифметические задачи
2. Занимательные задачи на проценты
3. Задачи на взвешивание
4. Задачи на переливание
5. Задачи на движение
6. Задачи на пересечение и объединение множеств
7. Задачи, решаемые с конца
8. Принцип Дирихле
9. Старинные задачи
Раздел программы «Логические задачи » направлен на изучения величин и для развития логического мышления обучающихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать логическое мышление детей.
Логические задачи (8 часов)
1. Гипотезы
2. Кто это сделал?
3. Примеры с буквами
4. Правда или ложь?
5. Расположение по порядку
6. Запутанная информация
7. Математические игры, выигрышные ситуации
8. Поиск закономерности
Раздел программы «Геометрические задачи» направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений обучающихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.
Геометрические задачи (6 часов)
1. Задачи со спичками
2. Задачи на разрезание
3. Задачи на перекраивание
4. Геометрические головоломки
5. Геометрические иллюзии
6. Лабиринты
Раздел программы «Приемы устного счета» составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
Приемы устного счета (3 часа)
1. Признаки делимости чисел
2. Приемы умножения и деления
3. Некоторые особые случаи счета
Раздел программы «Математический ералаш» состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.
Математический ералаш (3 часа)
1. Математические ребусы
2. Задачи в стихах, задачи-шутки
3. Литературные задачи
Тематическое планирование
№ уроков | № уроков темы | Содержание учебного материала | Дата проведения занятия | |
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки изучения | |||
1 | 1 | Занимательная арифметика (6 часов) История развития начальной математики | 03.09-9.10 | |
2 | 2 | О некоторых математических терминах | ||
3 | 3 | Недесятичные системы счисления | ||
4 | 4 | Числовые великаны | ||
5 | 5 | Числовые лилипуты | ||
6 | 6 | Старинная система мер | ||
Итого: 6 часов | ||||
7 | 1 | Текстовые задачи (9 часов) Арифметические задачи | 15.10-18.12 | |
8 | 2 | Занимательные задачи на проценты | ||
9 | 3 | Задачи на взвешивание | ||
10 | 4 | Задачи на переливание | ||
11 | 5 | Задачи на движение | ||
12 | 6 | Задачи на пересечение и объединение множеств | ||
13 | 7 | Задачи, решаемые с конца | ||
14 | 8 | Принцип Дирихле | ||
15 | 9 | Старинные задачи | ||
Итого: 9 часов | ||||
16 | 1 | Логические задачи (8 часов) Гипотезы | 24.12-26.02 | |
17 | 2 | Кто это сделал? | ||
18 | 3 | Примеры с буквами | ||
19 | 4 | Правда или ложь? | ||
20 | 5 | Расположение по порядку | ||
21 | 6 | Запутанная информация | ||
22 | 7 | Математические игры, выигрышные ситуации | ||
23 | 8 | Поиск закономерности | ||
Итого: 8 часов | ||||
24 | 1 | Геометрические задачи(6 часов) Задачи со спичками | 03.03-08.04 | |
25 | 2 | Задачи на разрезание | ||
26 | 3 | Задачи на перекраивание | ||
27 | 4 | Геометрические головоломки | ||
28 | 5 | Геометрические иллюзии | ||
29 | 6 | Лабиринты | ||
Итого: 6 часов | ||||
30 | 1 | Приемы устного счета (3 часа) Признаки делимости чисел | 14.04-29.04 | |
31 | 2 | Приемы умножения и деления | ||
32 | 3 | Некоторые особые случаи счета | ||
Итого: 3 часа | ||||
33 | 1 | Математический ералаш(3 часа) Математические ребусы | 05.05-20.05 | |
34 | 2 | Задачи в стихах, задачи-шутки | ||
35 | 3 | Литературные задачи | ||
Итого: 3 часа | ||||
Всего: 35 часов |
Информационно - методическое обеспечение учебного процесса.
Литература:
- Депман И.Я. Рассказы о математике. - Саратов: ОАО «Издательство «Лицей».
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 3-4 классов. – М.: Просвещение, 1989.
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 3-4 классы. – Волгоград: «Учитель», 2014.
- Волкова С.И., Пчелкина О.Л.Математика и конструирование. 4 класс. – М.: «Просвещение», 2014.
- Кучер Т.В., Шипарева Г.А. – Сборник программ элективных курсов (авторские программы учителей гимназии). – М.: Перспектива, 2007.
- Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: «Издательство Русанова», 1994.
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. 1-4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007.
- Головоломки для детей и взрослых / Сост. И.Н. Кириченко– Д.: Сталкер, 1997.
Программно – педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
- Журнал «Математика в школе».
- Приложение « Математика» сайт www.prosv.ru (рубрика « Математика»)
- Газета 1 сентября, приложение «Математика»
- Электронная версия журнала «Математика» (проект «Школа цифрового века») изд. дом 1 сентября
- 1С: Репетитор. Математика (КиМ) (СD).
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
для поддержки подготовки школьников:
Министерство образования РФ. – Режим доступа :http://www.informika.ru; http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru
Тестирование onlane: 1-4 классы. - Режим доступа :http://www.kokch.kts.ru/cdo
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое.- Режим доступа :http://www.teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании. – Режим доступа :http://www.edu.secna.ru/main
Сайты энциклопедий. – Режим доступа :http://www.rubrocon.ru; http://www.encyclopedia.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по математике – Режим доступа :http://school-collection.egu.ru/ collection
Олимпиадные задачи по математике: база данных. – Режим доступа:
Вся элементарная математика. – Режим доступа: http://www.bymath.net
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
методического объединения учителей
математики и информатики от
« » ________________2015 г. №___
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
_______________Нагаева Л.Н
« »________________2015 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 7 имени Д. П. Уланова
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Лицей № 7
_____________ В.И. Самбур
«_____»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу
"Математика для любознательных"
для параллели 3-х классов
(общеинтеллектуальное направление)
Составитель: Данилевич Ольга Алексеевна,
учитель математики первой категории
2015 г.
Рабочая программа
Рабочая программа к курсу «Математика для любознательных» предназначена для внеклассной работы и рассчитана на обучающихся 3-х классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.
Курс рассчитан на 35 часов. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для параллели 3-х классов – 45 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:
- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;
- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;
- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 3-х классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.
В процессе проведения данного курса ставятся следующие цели:
- развить интерес обучающихся к математике;
- расширить и углубить знания обучающихся по математике;
- развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения обучающихся;
- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;
- формировать психологическую готовность обучающихся решать трудные и нестандартные задачи.
Задачами курса являются:
- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
- практика решения олимпиадных заданий.
Оценка знаний
Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.
Планируемый результат
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Основное содержание
Разделы программы «Занимательная арифметика» и «Текстовые задачи» расширяют и углубляют знания программного материала, знакомят обучающихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.
Занимательная арифметика (6 часов)
1. История развития начальной математики
2. О некоторых математических терминах
3. Недесятичные системы счисления
4. Числовые великаны
5. Числовые лилипуты
6. Старинная система мер
Текстовые задачи (9 часов)
1. Арифметические задачи
2. Занимательные задачи на проценты
3. Задачи на взвешивание
4. Задачи на переливание
5. Задачи на движение
6. Задачи на пересечение и объединение множеств
7. Задачи, решаемые с конца
8. Принцип Дирихле
9. Старинные задачи
Раздел программы «Логические задачи » направлен на изучения величин и для развития логического мышления обучающихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать логическое мышление детей.
Логические задачи (8 часов)
1. Гипотезы
2. Кто это сделал?
3. Примеры с буквами
4. Правда или ложь?
5. Расположение по порядку
6. Запутанная информация
7. Математические игры, выигрышные ситуации
8. Поиск закономерности
Раздел программы «Геометрические задачи» направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений обучающихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.
Геометрические задачи (6 часов)
1. Задачи со спичками
2. Задачи на разрезание
3. Задачи на перекраивание
4. Геометрические головоломки
5. Геометрические иллюзии
6. Лабиринты
Раздел программы «Приемы устного счета» составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
Приемы устного счета (3 часа)
1. Признаки делимости чисел
2. Приемы умножения и деления
3. Некоторые особые случаи счета
Раздел программы «Математический ералаш» состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.
Математический ералаш (3 часа)
1. Математические ребусы
2. Задачи в стихах, задачи-шутки
3. Литературные задачи
Тематическое планирование
№ уроков | № уроков темы | Содержание учебного материала | Дата проведения занятия | |
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки изучения | |||
1 | 1 | Занимательная арифметика (6 часов) История развития начальной математики | 03.09-9.10 | |
2 | 2 | О некоторых математических терминах | ||
3 | 3 | Недесятичные системы счисления | ||
4 | 4 | Числовые великаны | ||
5 | 5 | Числовые лилипуты | ||
6 | 6 | Старинная система мер | ||
Итого: 6 часов | ||||
7 | 1 | Текстовые задачи (9 часов) Арифметические задачи | 15.10-18.12 | |
8 | 2 | Занимательные задачи на проценты | ||
9 | 3 | Задачи на взвешивание | ||
10 | 4 | Задачи на переливание | ||
11 | 5 | Задачи на движение | ||
12 | 6 | Задачи на пересечение и объединение множеств | ||
13 | 7 | Задачи, решаемые с конца | ||
14 | 8 | Принцип Дирихле | ||
15 | 9 | Старинные задачи | ||
Итого: 9 часов | ||||
16 | 1 | Логические задачи (8 часов) Гипотезы | 24.12-26.02 | |
17 | 2 | Кто это сделал? | ||
18 | 3 | Примеры с буквами | ||
19 | 4 | Правда или ложь? | ||
20 | 5 | Расположение по порядку | ||
21 | 6 | Запутанная информация | ||
22 | 7 | Математические игры, выигрышные ситуации | ||
23 | 8 | Поиск закономерности | ||
Итого: 8 часов | ||||
24 | 1 | Геометрические задачи(6 часов) Задачи со спичками | 03.03-08.04 | |
25 | 2 | Задачи на разрезание | ||
26 | 3 | Задачи на перекраивание | ||
27 | 4 | Геометрические головоломки | ||
28 | 5 | Геометрические иллюзии | ||
29 | 6 | Лабиринты | ||
Итого: 6 часов | ||||
30 | 1 | Приемы устного счета (3 часа) Признаки делимости чисел | 14.04-29.04 | |
31 | 2 | Приемы умножения и деления | ||
32 | 3 | Некоторые особые случаи счета | ||
Итого: 3 часа | ||||
33 | 1 | Математический ералаш(3 часа) Математические ребусы | 05.05-20.05 | |
34 | 2 | Задачи в стихах, задачи-шутки | ||
35 | 3 | Литературные задачи | ||
Итого: 3 часа | ||||
Всего: 35 часов |
Информационно - методическое обеспечение учебного процесса.
Литература:
- Депман И.Я. Рассказы о математике. - Саратов: ОАО «Издательство «Лицей».
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 3-4 классов. – М.: Просвещение, 1989.
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 3-4 классы. – Волгоград: «Учитель», 2014.
- Волкова С.И., Пчелкина О.Л.Математика и конструирование. 4 класс. – М.: «Просвещение», 2014.
- Кучер Т.В., Шипарева Г.А. – Сборник программ элективных курсов (авторские программы учителей гимназии). – М.: Перспектива, 2007.
- Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: «Издательство Русанова», 1994.
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. 1-4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007.
- Головоломки для детей и взрослых / Сост. И.Н. Кириченко– Д.: Сталкер, 1997.
Программно – педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
- Журнал «Математика в школе».
- Приложение « Математика» сайт www.prosv.ru (рубрика « Математика»)
- Газета 1 сентября, приложение «Математика»
- Электронная версия журнала «Математика» (проект «Школа цифрового века») изд. дом 1 сентября
- 1С: Репетитор. Математика (КиМ) (СD).
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
для поддержки подготовки школьников:
Министерство образования РФ. – Режим доступа :http://www.informika.ru; http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru
Тестирование onlane: 1-4 классы. - Режим доступа :http://www.kokch.kts.ru/cdo
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое.- Режим доступа :http://www.teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании. – Режим доступа :http://www.edu.secna.ru/main
Сайты энциклопедий. – Режим доступа :http://www.rubrocon.ru; http://www.encyclopedia.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по математике – Режим доступа :http://school-collection.egu.ru/ collection
Олимпиадные задачи по математике: база данных. – Режим доступа:
Вся элементарная математика. – Режим доступа: http://www.bymath.net
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
методического объединения учителей
математики и информатики от
« » ________________2015 г. №___
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
_______________Нагаева Л.Н
« »________________2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....