«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью всё чаще проникают и в школу. Сегодняшнее человечество почти утратило высшие ценности: нет взаимного доверия между людьми, падает авторитет родителей, учителей, принижается личное достоинство человека, забываются традиции, и теряется уважение к жизни. Поэтому активизируется процесс поиска педагогами форм и методов работы, способствующих формированию ценностных ориентиров у детей с ОВЗ.
На современном этапе начальная школа постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Поэтому для решения наших педагогических задач в условиях реализации проекта «Мир особого ребёнка» - формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья мы выбрали такой образовательный механизм как социальное партнёрство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produkt_iod.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!
С раннего детства нас учат тому, как мы должны действовать в той или иной ситуации, указывают на ошибки, хвалят за следование тем правилам и нормам, которые нам уставлены. Но кто придумал эти нормы, почему мы должны постоянно их придерживаться? Наши интересы заканчиваются там, где начинаются интересы другого человека - это и будет отправной точкой. Ценность личности - это то, что мы как учителя, как родители, как общество должны воспитывать в подрастающем поколении. Именно оно будет той базой, на которую в дальнейшем будут надстраиваться все нравственные и эстетические ценности современного общества. А если “фундамент” залит плохо, то и дом на нём долго не простоит. Нельзя из эгоиста вырастить отзывчивого, толерантного гражданина. А так как воспитание начинается с пелёнок, то наша миссия донести до родителей как это делать правильно. Вовлечь их в эту деятельность, научить их как это делать правильно. Чтобы они были в ней активными участниками, а не сторонними наблюдателями. Особенно это касается тех родителей, которые не могут почерпнуть эти знания самостоятельно, по разным причинам. Дети, как губка, впитывают в себя ту информацию, что их окружает. Но если один из сенсорных каналов функционирует дефектно, то понятия и представления у данной категории детей будут искаженными, не соответствующими действительности. Детей окружает созданный ими мир, даже если он и отличается от реальности, то им все равно в нем комфортно. Но далеко не все окружающие готовы это понять и принять. Именно на этой почве вспыхивает неприязнь к «не таким как все» детям. Никто не думает, о том, что им и без того трудно найти свою нишу в социуме, что им нужен “проводник” в наш мир. Мы должны помочь им войти в социум как полноценному гражданину и комфортно себя в нем ощущать. А воспитывая детей, мы должны учить их толерантности и уважению каждой личности, не зависимо от того, что за человек перед тобой.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в сфере образования, но и в области демографического и социально – экономического развития Российской Федерации.
Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей таких обучающихся.
МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» является общеобразовательным учреждением, реализующим концепцию школы равных возможностей для детей 6-11 лет. С 1 сентября 2016 МОУ «Волосовская НОШ» получила статус региональной инновационной площадки по теме: «Создание организационно-педагогических образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ НОО».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Проект «Мир особого ребенка» предназначен для решения сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. Реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Причин этому много.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью всё чаще проникают и
в школу. Сегодняшнее человечество почти утратило высшие ценности: нет взаимного доверия между людьми, падает авторитет родителей, учителей, правительства, принижается личное достоинство человека, забываются традиции, и теряется уважение к жизни. Поэтому активизируется процесс поиска педагогами форм и методов работы, способствующих формированию ценностных ориентиров у детей.
На современном этапе начальная школа постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Поэтому для решения наших педагогических задач в условиях реализации проекта «Мир особого ребёнка» мы выбрали такой образовательный механизм как социальное партнёрство.
Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество:
― с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ОВЗ;
― со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с ОВЗ;
― с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ОВЗ;
― с родителями обучающихся с ОВЗ.
Формирование ценностей процесс очень сложный. Ценностные ориентации образуются в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что в жизни для него представляется важным, а что нет, что существенно, а что несущественно. Разные люди определяют свой ценностный мир по-своему. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение человека к вещи, явлению, ситуации. Ценность является основой для осознанного выбора ценностных ориентаций. Наше общество в настоящее время переполнено асоциальными явлениями, порожденными неблагополучным состоянием института семьи: социальное сиротство, алкоголизм, девиантное поведение, подростковые суициды, детская проституция, наркомания, преступность – неполный перечень того, что можно устранить, возродив полноценную семью.
Ценности и ценностные ориентации, формируемые у детей с ограниченными возможностями здоровья, относятся к различным сферам жизнедеятельности; среди них основные - это ценности «Я», «Семья», «Труд», «Моя Родина».
Для человека с ограниченными возможностями здоровья осознание значимости и уникальности собственного «Я» происходит медленно, для чего требуется специальное формирование положительного отношения к себе и адекватной самооценки. Формирование ценности «Я» в инклюзивной воспитательной среде нашей школы происходит на основе демонстрации различия многовариантности, неповторимости и уникальности человека.
Для формирования «Я» ценности у детей с ОВЗ мы используем комплекс занятий по изотерапии «Мой цветной мир» и песочной терапии «Песочная страна». Игра с песком и красками - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и красками. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка или выражая свои чувства на бумаге с помощью красок, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Игра для ребенка, особенно ребёнка с ОВЗ, является символическим языком для самовыражения. Таким образом, арт-терапевтические занятия не только стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка, поглощая негативную энергию, но и формируют у него образ самого себя, дают возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой ты есть, почувствовать себя нужным в этом огромном мире.
Ценность «Моя Родина». Знание о своей малой родине и о стране, в которой ты родился, интересно для всего молодого поколения. Задача в воспитании человека с ограниченными возможностями здоровья - познакомить с историей малой и большой родины (посёлка, деревни, города), а также с историей своей собственной семьи в 3-4 поколениях, способствовать формированию и проявлению патриотических чувств. Говоря о культурных и исторических ценностях нашей страны, необходимо заметить, что они должны быть максимально приближены к человеку с ограниченными возможностями здоровья (выездные выставки), доступны и понятны для него (простая речь, соответствующие возможностям знаковые системы) и т.д. Для формирования ценности «Моя Родина» в инклюзивной воспитательной среде мы организуем цикл «Живые уроки» в музеях города Волосово и Волосовского района, в районной детской библиотеке - «Город, открытый для каждого» и встречи с людьми старшего поколения из социально-досугового отделения «Берегиня» - «Университет третьего возраста».
Ценность «Труд». Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому в ходе реализации проекта наши усилия направлены на воспитание психологической и практической готовности детей с ОВЗ к труду, на формирования у них положительного отношения к труду как к важнейшему общественному долгу и жизненной потребности человека. Формирование трудовых умений и навыков у детей с ОВЗ мы осуществляем через практическую деятельность в творческих мастер – классах по бисероплетению, лепке, оригами - «Подари ребёнку радость». А цикл экскурсий «Мир профессий» расширяет первоначальные представления детей о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставляет возможность обучающимся с ОВЗ «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации. В процессе знакомства с профессиями через сказки, беседы, игры, вопросы и творческие задания дети осознают, что на земле нет ненужных профессий, что люди, вкладывающие всю душу в свой труд – Великие Мастера, и что выбор профессии - это ответственная работа, которой следует уделять внимание с раннего детства. А добросовестное отношение к любой работе имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств как терпение, старание, внимательность, справедливость, организованность, целеустремленность и самоконтроль.
Ценность «Семья». Семья является одним из первых социальных институтов человека. Именно в семье происходит процесс формирования духовно-нравственных ценностей ребенка. За последние годы произошли социально-экономические перемены в обществе, которые негативно повлияли на стабильность семьи и повлекли за собой кризис в современной семье.
Современная семья характеризуется утратой семейных ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства. Именно в семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье.
В семье с ребенком с отклонениями в развитии ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. Поэтому наша работа по формированию внутри семейных ценностей проходит в рамках родительского клуба «Лабиринты воспитания», где мы проводим тематические встречи с родителями по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; используем совместные мастер — классы с детьми и родителями для поиска общих интересов, хобби.
Также, специалисты школы оказывают родителям консультативную помощь, чтобы они знали как помочь своему малышу почувствовать полноценным человеком и не испытывать негативных переживаний, обусловленных той или иной особенностью ребенка. Чтобы в процессе воспитания они могли воспользоваться рекомендациями педагогов и взглянули на своего ребёнка иначе: не через призму психического или физического нарушения, а через созидание нормально развивающегося человека, способного адекватно воспринимать воздействия окружающего мира, друзей и близких, а также радоваться каждому прожитому мгновению.
Младший школьный возраст от 7 до 10 лет является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. Данный возраст является периодом активного формирования личности, развития индивидуального механизма поведения (А. В. Запорожец, Л.И. Божович, А. Н. Леонтьев). Как отмечают ученые Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Е. В. Субботский, именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л. И. Божович, В. С. Мухина). Овладевая нравственными представлениями и понятиями, осуществляется интенсивное формирование духовно-нравственной сферы личности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Для нравственного развития детей с ОВЗ мы проводим тематические беседы «Делать добро просто», встречи с людьми старшего поколения. Действенным средством коррекции и воспитания таких детей является современная образовательная технология «сказкотерапия». Именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нравственные нормы поведения, которые показывают главные герои сказок. В процессе цикла сюжетно - ролевых игр они учатся использовать свои нравственные представления в различных игровых ситуациях.
На успешное формирование ценностных жизненных ориентиров у детей с ОВЗ влияет и уровень развития коммуникативных навыков. Дети этой категории не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ мы осуществляем через разные формы работы:
- групповые тренинговые занятия с педагогом-психологом «Я не боюсь говорить»;
- сюжетно - ролевые игры «Учимся - играя»;
- конкурсы чтецов;
- участие в ежегодном музыкальном фестивале «Волшебная сила музыки»;
- взаимодействия с МДОУ « Детский сад № 28 комбинированного вида», с МДОУ « Детский сад № 6 комбинированного вида» в рамках проведения совместных спортивных, театрализованных мероприятий;
-организация совместной творческой деятельности с выпускниками школы и людьми старшего поколения.
В результате мы развиваем у детей с ОВЗ навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми).
Таким образом, формирование ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья это очень трудоемкий и длительный процесс. Расширение образовательно-воспитательного пространства через социальное партнерство предоставляет широкие возможности ребенку с ОВЗ для успешного включения в общество и оптимальной адаптации в современном социуме, для становления гражданской позиции, освоения им системы общечеловеческих ценностей и воспитания культуры поведения, а также развития ребёнка как личности, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, творческого начала.
Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как мы можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей – в наших руках!
Содержание проекта
Тема: «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Участниками проекта являются:
- дети с ОВЗ;
- дети с нормой в развитии;
- родители и педагоги МОУ «Волосовская НОШ»;
- социальные партнеры:
- Психолого-медико-педагогическая служба Комитета образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области;
- ПМПк МОУ «Волосовская НОШ»;
- МДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида», «Детский сад № 6 комбинированного вида»;
- МКУК ГДЦ «Родник»;
- МКУ Волосовская Городская Центральная библиотека, детский филиал;
- Социальные институты (музеи г. Волосово и района, Ленинградской области);
- Государственные организации город: отделение ГИБДД отдела МВД России по Волосовскому району Ленинградской области; Отряд противопожарной службы Волосовского района;
- Предприятия города и района;
- Районный Совет ветеранов;
- МБУ комплексный территориальный центр социального обслуживания населения «Берегиня», социально-досуговое отделение - «Университет третьего возраста».
Цель: создание условий для формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья через социальное партнерство.
Задачи проекта:
- Определить уровень развития ценностных жизненных ориентиров у детей с ОВЗ.
- Определить формы и методы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ по формированию ценностных жизненных ориентиров.
- Привлечь внимание общественности, обучающихся к проблемам детей
с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработать и апробировать механизм взаимовыгодного социального партнерства МОУ «Волосовская НОШ», общественных организаций и государственных учреждений г. Волосово и Волосовского района для освоения системы общечеловеческих ценностей и воспитания культуры поведения у детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты:
-Создание единого образовательного пространства, позволяющего выработать единый подход к системе формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья;
-Разработка и апробация механизма социального партнерства МОУ «Волосовская НОШ» с институциональной средой;
-Проектирование учебных и внеклассных занятий с использованием современных образовательных технологий;
-Коррекция и развитие основополагающих жизненных ценностей у детей с ОВЗ.
Продолжительность проекта: с 1 сентября 2016 года – по май 2019 года
Материалы и ресурсы, необходимые для этого проекта:
1. Материально-технические: имеющаяся школьная инфраструктура: пандусы, оборудование санузлов, столовой, актовый зал, сенсорная комната, оборудование для организации песочной терапии, пальчикового театра, арттерапии и т.д.
Необходимы дополнительные ресурсы: школьный автобус.
2. Кадровые ресурсы: опытные учителя, прошедшие специальную подготовку, имеющие необходимую квалификацию для работы в инклюзивном классе, специалисты служба сопровождения проекта, в т. ч. воспитатели ГПД, логопед, психолог, социальный педагог.
3. Партнерские ресурсы: представители общественных организаций.
4. Информационные СМИ: школьный сайт, сайт образовательного пространства района, информационный портал района, электронные и печатные СМИ района, в т. ч. и отдельных образовательных учреждений, информационные ресурсы партнерских организаций.
План проекта «Мир особого ребенка»
Этап | Цель | Содержание деятельности | Продукт деятельности | Ответственные |
1 этап - Диагностический | Определение уровня развития ценностных жизненных ориентиров детей с ОВЗ | Составление диагностической программы для оценки уровня развития ценностных жизненных ориентиров у детей с ОВЗ, обработка результатов мониторинга и написание выводов. | Диагностическая программа изучения ценностных жизненных ориентиров младшего школьника, результаты мониторинга. | ПМПк; Педагог – психолог В.Г. Панкратова Классный руководитель Э.В. Хвостова |
2 этап - Организационный | Определение форм и методов психолого – педагогической работы по формированию ценностных жизненных ориентиров детей с ОВЗ. Разработка механизма взаимовыгодного социального партнерства МОУ «Волосовская НОШ», общественных организаций и государственных учреждений г. Волосово и Волосовского района. Привлечь внимание общественности, обучающихся к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья | На основании результатов диагностического этапа выделение основных направлений работы по формированию ценностных жизненных ориентиров у детей с ОВЗ: -формирование общечеловеческих ценностей -воспитание культуры поведения - развитие самосознания и саморегуляции детей -развитие коммуникативных навыков - развитие трудовых навыков. Определение основных форм работы по данным направлениям: мастер – классы, беседы, коррекционные занятия, экскурсии, игры и т.д. | Проект «Мир особого ребенка», рекомендации и памятки для родителей, учителей и обучающихся, договора о сетевом взаимодействии школы с учреждениями города Волосово. | Руководитель методического совета: Н. В. Малышева педагог – психолог: В.Г. Панкратова |
3 этап - Деятельностный | Апробация механизма социального партнерства в МОУ «Волосовская НОШ», для освоения системы общечеловеческих ценностей и воспитания культуры поведения у детей с ОВЗ | Работа по апробации проекта «Мир особого ребенка» по разным направлениям | Координационный план работы классного руководителя с общественными организациями и учреждениями города и района в рамках социального партнёрства, выпуск ежегодного журнала «Перелистывая страницы учебного года» | Классный руководитель: Э.В. Хвостова Педагог – психолог: В. Г. Панкратова
Руководитель методического совета: Н.В. Малышева |
Формирование ценностных жизненных ориентиров детей с ОВЗ: 1. Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения | 1) Цикл «Живые уроки» в музеях города Волосово и Волосовского района 2) Встречи с людьми старшего поколения из социально-досугового отделения «Берегиня» - «Университет третьего возраста» 3) Цикл коррекционно — развивающих занятий с использованием современной образовательной технологии «сказкотерапия». 4) Проведение тематических бесед «Делать добро просто» 5) Тематические беседы и встречи, направленные на знакомство обучающихся с основными нравственными понятиями и ценностями человека на примере художественной литературы в МКУ Волосовская Городская Центральная библиотека, детский филиал | 1) Фоторепортаж с экскурсий «Город, открытый для каждого». Участие в проекте «История моей улицы» 2) Акции: « Почта ветеранам»; « Добрые волшебники» 3) Тематическое планирование коррекционно — развивающих занятий с использованием современной образовательной технологии «сказкотерапия «Герои волшебной страны». Технологическая карта занятия. 4)Тематического планирование бесед, конспект занятия 5) Конкурсы рисунков, викторины | ||
2. Развитие навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ | 1) Проведение групповых тренингов по формированию коммуникативных навыков и умений «Я не боюсь говорить» 2)Цикл занятий, направленных на сплочение классного коллектива «Мы — одна команда!» 3) Цикл сюжетно - ролевых игр «Учимся играя» 4)Конкурсы чтецов, музыкальные конкурсы. 5)Проведение спортивных, театрализованных праздников в рамках сетевого взаимодействия с воспитанниками МДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида», «Детский сад № 6 комбинированного вида» 6) Встречи с выпускниками школы и людьми старшего поколения: организация совместной творческой деятельности | 1)Мастер – класс «Я не боюсь говорить» 2)Участие в КТД 3)Сборник сюжетно - ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных навыков 4)Участие в ежегодном музыкальном фестивале «Волшебная сила музыки»; общешкольном конкурсе чтецов: «Листопадик», «Белая снежинка», «Подснежник» 5)Сценарий мероприятий «Путешествие в сказку» 6) Фотоотчёт, выставка творческих работ, соревнования | ||
3. Развитие самосознания и саморегуляции детей с ОВЗ | 1)Проведение комплекса занятий по изотерапии «Мой цветной мир» 2) Проведение комплекса занятий песочной терапии «Песочная страна» | 1) Тематическое планирование занятий по изотерапии «Мой цветной мир» 2)Программа занятий песочной терапии «Песочная страна» | ||
4. Развитие трудовых навыков | 1) Участие в мастер — классах по бисероплетению, лепке, оригами. 2) Цикл бесед и экскурсий «Мир профессий» | 1) Фотоотчёт с мастер – классов «Подари ребёнку радость». Выставка поделок. 2) Составление текста о профессии своих родителей; фотоотчёт, тематическое планирование экскурсий | ||
5. Развитие системы внутри семейных ценностей через работу семейного клуба «Лабиринты воспитания» в рамках проекта «Семья» | Система тематических встреч с родителями. Цикл совместных мастер — классов с детьми и родителями Консультативная помощь родителями по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ | Разработка: Положения о семейном клубе «Лабиринта воспитания»; плана работы семейного клуба, конспект занятия семейного клуба. Памятки для учителей. Участие в проекте «Моя родословная» | ||
4 этап – Завершающе - рефлексивный | Описание результатов реализации проекта «Мир особого ребенка» | Итоговый мониторинг уровня развития жизненных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ Корректировка проекта и написание выводов и рекомендаций | Проект «Мир особого ребенка» Представление проекта «Мир особого ребенка» на методическом совете школы; на муниципальном этапе «Ярмарка инноваций в образовании» | Руководитель методического совета: Н.В. Малышева; педагог – психолог: В.Г. Панкратова; классный руководитель 2-д класса: Э В. Хвостова |
Механизм взаимодействия МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» с социальными партнёрами
1 этап – выбор партнера
Цель этапа: осуществление выбора социального партнера для решения педагогической проблемы.
Основные действия: провести анализ социального окружения МОУ «Волосовская НОШ»; принять решение о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партнером; проинформировать социального партнера о желании школы осуществлять сотрудничество; получить согласие (несогласие) социального партнера на взаимодействие; заключить договор о сотрудничестве.
2 этап – планирование совместных действий
Цель этапа: разработка плана совместных действий, необходимых для решения выделенной педагогической проблемы.
Основные действия: провести переговоры с социальным партнером, в ходе которых необходимо обозначить: цель взаимодействия, сроки сотрудничества (месяц, полгода, год), разработать план совместных действий по решению обозначенной проблемы; согласовать разработанный план.
3 этап – реализация сотрудничества
Цель этапа: осуществление взаимодействия в рамках запланированной совместной работы.
Основные действия: провести запланированные мероприятия, акции, иные формы сотрудничества; осуществить необходимое взаимодействие представителей школы (класса) и социального партнера в ходе подготовки мероприятий.
4 этап – анализ результативности сотрудничества
Цель этапа: определение результативности совместной работы и степени разрешения обозначенной проблемы.
Основные действия: провести оценку результативности взаимодействия; определить сильные стороны сотрудничества, трудности и проблемы, возникающие в ходе совместной работы; совместно обсудить полученные результаты; принять решение о дальнейшем сотрудничестве.
Результат проекта:
- Материалы мониторинга и диагностических исследований;
- Разработка проекта программы семейного клуба «Лабиринты воспитания»;
- Памятки и рекомендации для родителей с ОВЗ;
- Методические разработки для проведения коррекционно – развивающих занятий для детей с ОВЗ: изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия;
- Методические рекомендации классному руководителю для проведения
воспитательных мероприятий;
- Координационный план работы классного руководителя по взаимодействию
с общественными организациями и учреждениями города и района в рамках
социального партнёрства;
- Выпуск ежегодного журнала «Перелистывая страницы учебного года»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Предложена система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования ценностных жизненных ориентиров через механизм социального партнерства МОУ "Волосовская начальная общеоб...
Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...
Гимнастика – как средство формирования координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного и младшего школьного возраста.
В статье мы рассмотрим актуальность занятий гимнастикой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения ( с легкой и умеренной умственной отсталостью). Осно...
«Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....
Физическое воспитание как средство реабилитации,коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подборка упражнений. подвижных игр....
Выступление с докладом на МО КРО на тему "Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэ...