программа воспитательной работы в классе казачьей направленности
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ковтун Инна Владимировна

Важнейшей задачей современного общества является воспитание гражданина и патриота своей страны. Решение этой задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность. Создание классов казачьей направленности вызвано необходимостью формирования у детей чувства ответственности за судьбы России в духе и традициях наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kazachego_klassa.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

В КЛАССЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

МБОУ СОШ № 31

Возраст: 7-11 лет

Срок реализации программы: 4 года

Концептуальные основы программы


  Возрождение казачества. 

        В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.

       Создание классов казачьей направленности вызвано необходимостью формирования у детей чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.

       Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях  школы, развивающей личность ученика как субъекта культуры и духовности. В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Именно возрождению такой преемственности между поколениями служат классы казачьей направленности.
       Программа отличается от уже существующих тем, что к воспитанию и обучению формируется комплексный  подход, охватывая ребенка во всех направлениях постепенно, показывая значимость его личности в условиях современного государства.

         Чтобы открыть класс казачьей направленности необходима большая подготовительная работа. Эта программа рассчитана на 4 года (1-4 классы). Три из них (1-3классы) отводится на подготовительный период во внеурочное время, а затем(4 класс), после образования класса казачьей направленности, проходит более глубокое изучение традиций, нравов и быта казаков в урочное и внеурочное время.

         Основные формы работы по воспитанию гражданина и патриота своей родины - это кружковая, поисковая, исследовательская деятельности, развитие самостоятельности, умения принимать правильные решения. Проходят занятия во внеурочное время: факультативы, кружки, секции, экскурсии. Во время подготовительной работы учащиеся должны прочувствовать всю ответственность, значимость и серьезность возлагаемой на их плечи деятельности.

Цели программы:

 – создание оптимальных условий для интеллектуального, физического, нравственного и творческого развития; 

-  формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще;

- ознакомление с традициями, особенностями истории и культуры кубанского казачества;
- ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности, патриотическое воспитание, сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.


 Задачи программы:


1.Воспитать преданность Родине.
2.Сформировать уважение к боевому прошлому России.
3.Воспитать основы гражданского сознания.
4.Воспитать гуманное отношение к окружающим людям.
5.Воспитать любовь, уважение и гордость за свою малую родину – Кубань.
6.Сформировать уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям.
7.Воспитать мужество, стойкость, отвагу.
8.Изучить духовное и культурное наследие России, кубанского казачества.
9.Сформировать стремление к здоровому образу жизни.
10.Подготовить к службе в Российской Армии.
11.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
12.Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
13.Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

Предполагаемый результат программы

       Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности казачат, всемерного роста их способностей и творческого потенциала.
       Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества и Кубани. Привития казачатам чувства чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

        Приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла.
     Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

       Обеспечение получения казачатами основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов на повышенном уровне, начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или ином достойном поприще в сфере государственных интересов и дальнейшего обучения в соответствующих учреждениях высшего (среднего) профессионального образования.


Содержание воспитания (тематические блоки)

Разделы программы
 Мир вокруг нас……………………………………………….18 часов
Дерево добра…………………………………………………..30 часов
Край, в котором ты живешь………………………………….28 часов
Основы Православной культуры………………………………34 часа
Казаки и казачки………………………………………………32 часа  

1. «Мир вокруг нас» 
Необходимо открыть детям путь к познанию окружающего мира, обращать внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учить видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: 

Рукотворный и нерукотворный мир

Разнообразие животного мира 
Многообразие растений
Мир - наш дом
Умеем ли мы видеть
Питание, отдых, здоровье
Жизнь человека
Времена года  

2. «Дерево добра»  
 Основываясь на литературных произведениях (сказки, рассказы, стихотворения) учить различать добро и зло, дать представление о нравственной свободе человека, помочь увидеть красоту нравственных поступков. 
Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним. 

Тематика занятий:  
Семья, дом
О дружбе и друзьях
Правда и ложь
Родина
Совесть
Благодарность
Порядочность
Память
Предательство
О дружбе мальчиков и девочек
Храбрость и трусость
Добрые слова и добрые дела  

3. «Край, в котором ты живешь» 
Воспитывать чувства любви к своему городу, своему краю, своей стране, её защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Краснодарского края, русского государства, Знаменитости Кубани. 


Тематика занятий:  
Край, в котором ты живешь
История возникновения поселка, города
История в архитектурных памятниках
Флаг, герб города
Улицы и здания поселка
Парки города
Памятники города
Люди, прославившие Ейск 

4. «Православная культура» 
Знакомить детей с историей православных праздников, традициями Кубанской культуры, 

Основные задачи: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа.

Тематика занятий: 

Откуда пошла земля русская?
Наши предки
 Знакомство с православными праздниками:
Рождество Христово
Крещение
Сретение
Благовещение
Вербное воскресение
Пасха


Вознесение
Троицын День
Преображение
Воздвижение Креста
Рождество Богородицы
Введение во Храм
Успение
Покров  

5. «Казаки и казачки» 
Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройство дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения. 

Тематика занятий:
Казачья станица, хутор
Быт казаков на Кубани
Казачья утварь
Традиции казаков
Воспитание девочки- казачки
Воспитание мальчика - казака
Особенности казачьего костюма
Казачьи забавы 

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха. Структура  и организация  данной воспитательной программы строится с учетом  различных возрастных категорий учащихся. Она состоит из нескольких блоков, тесно связанных между собой. По окончанию изучения  каждого блока  казачатам предлагается  комплексное мероприятие, в процессе которого дети демонстрируют свои  умения, знания, навыки. В зависимости от возраста преподавателями  выбирается  соответствующие формы и методы итогового мероприятия: интеллектуальные викторины, марафоны, отчетные концерты  ансамблей, защита проектов  и результатов исследовательской деятельности,  тематические праздники.

    Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический. 
Наглядный метод  
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею; наблюдения; 
• экскурсий по городу, целевые прогулки; 
• моделирование и показ сказок (педагогом, детьми); 

Словесный метод 
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала;

• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 


Практический метод 
• проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• изготовление кукол к сказкам; 
• постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников.

Направления работы. 
1. Духовно-образовательное. (Лектории, беседы, рассказы, занятия, встречи со священнослужителями, посещение храмов, участие в православных праздниках).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, концерты).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка класса, занятия по интересам, продуктивная деятельность, разработка творческих работ).

Формы работы по реализации программы

Методическая работа:

-создание методической копилки: научно-методическая, художественная, учебная  литература; методические разработки, учебные  программы и программы дополнительного образования.

-материалы по обобщению опыта;

-создание и пополнение медиатеки, аудио,видео –теки;

Сотрудничество с представителями станичного казачьего общества на основе договора;

- сотрудничество со служителями Свято-вознесенского храма на основе договора;

-использование материалов музеев и библиотек станицы, района, края;

- работа проблемной группы при ШМО классных руководителей;

- оформление документации.

Реализация  образовательных  программ «История и культура кубанского казачества» , «Основы православной культуры» и «Традиционная физическая культура кубанского казачества»  за счёт часов дополнительного образования

Образовательный компонент

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

История и культура кубанского казачества

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Основы православной культуры

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Традиционная физическая культура кубанского казачества

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Всего часов в неделю

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

Всего часов за год

33ч

34ч

34ч

34ч


Работа с детьми. 
• Кружковая работа.
• Создание творческих проектов детьми совместно с родителями.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей. 
• Проведение праздников. 
• Просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей.
• Экскурсии по станице, району, краю. 
• Детская благотворительность. 
• Тематические вечера эстетической, духовной  направленности (живопись, музыка, поэзия). 
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). 
• Творческие вечера. 

• Сбор материала для создания школьного музея. 

• Физическая подготовка : занятия по строевой подготовки  сбор материала для создания школьного музея. 


Работа с родителями: 
• родительские собрания; 
• лекторий для родителей; 
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса; 
• вечера вопросов и ответов; 
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО); 
• факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; 
• индивидуальные консультации специалистов; 
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-раскладушки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; 
• экскурсии; 
• визиты домой; 
• ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; 
• индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); 
• совместные с родителями праздники, спектакли, концерты, именины детей; 
• помощь родителей классу (благоустройство территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).


Работы с сопредельными структурами:

 Казачье общество: посвящение в казачата, совместные праздники, встречи, беседы  с атаманом, посещение выступлений казачьего хора, оказание методической помощи, спонсирование пошива казачьей формы, участие в казачьих  мероприятиях.

 Храм: встречи со священниками, участие в праздниках, посещение храма, проведение занятий ОПК.

Совет ветеранов, воинские части: встречи с ветеранами войн и труда, посещение воинских частей, организация переписки и сбора посылок.


Виды деятельности используемые при реализации программы 
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни казаков, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию: вышивка, бисероплетение. Вязание,  работа с соломкой, деревом, лепка из глины и соленого теста.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с забавами Кубанских казаков, с устным народным творчеством.

Для материально-технического обеспечения программы необходимо:
1. Оснащение кабинета :

• Персональный компьютер и интерактивная доска
• Мультимедиа и  видеоаппаратура
• Закрытые шкафы для хранения информации и документов конфиденциального характера
• Плакаты
• Аптечка первой помощи
2. Оснащение спортивного зала: Тренажеры
3. Квалификация педагогов:  курсы, семинары

Форма подведения итогов работы:
1) Выставки работ учащихся;
2) Соревнования;
3) Концертные программы;
4) Ролевые игры;
5) Создание проектов;
6) Участие в конкурсах.

Формы контроля:
1) Тестирование уровня обученности;
2) Тестирование уровня воспитанности. 

Список литературы:
1. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993. 
2. «Дары Волхов»- ж. Божий мир , 2004 г. 
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. «Вако», М.2003г.
4. Иоанн О. «Слово о малом доброделании» - ж. Воспитание школьников, 2000 г..
5. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г
6. Назаров Л. Введение в песенный фольклор, Народное творчество.1999.
7. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.
8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. -- М.; Аспект-пресс; 1995.
9. «С рождеством Христовым» - ж. Божий мир
10. Храмова Р. Добро не терпит промедленья - ж. Воспитание школьников, 2006

11.В.Н. Ратушняк  «Родная Кубань»

12.Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко .Отечество: Гражданское и патриотическое воспитание.

13.В.К. Романовский «Символы Российской государственности».

14.И.А. Терская. География Краснодарского края. Природа. Экономика.

15. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

программа воспитательной работы 3 класс

В программе-пояснительная записка, направления воспитательной работы, работа с родителями....

Программа воспитательной работы 4 класс

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет, воспитывает. Маленький человек и...

Влияние организации учебно-воспитательной работы в классе казачьей направленности на уровень школьной мотивации

Низкая школьная мотивация – проблема сегодняшнего дня. Воспитание в классах казачьей направленности – один из способов решения этой проблемы.  Основой данного опыта является идея о вл...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...