Проблема преемственности.
статья на тему
материал для детей , которые перешли в пятый класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 40.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я придерживаюсь этой точки зрения, поэтому все четыре года мы воспитывали творческие личности, за успехам которых мы радуемся, огорчаемся , если они не могут справиться с заданиями , получить удовлетворение от работы. Мы пытаемся разобраться в причинах этих неудач , поэтому сегодня мы здесь.
Первая трудность - потеря эмоционального контакта с первым учителем , не нахождение эмоционального отклика у новых учителей. Что же можно сделать, чтобы это исправить?
По ФГОСам урок следует начинать необычно. Например:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все в порядке?
Книжка есть, и есть тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
И второй вариант:
Дерево желаний, поляна снежинок, разноцветные букеты……..
Ученикам заранее раздаются листики, снежинки, цветочки. Ребята должны записать на них : чтобы они хотели узнать на этом уроке? Какие вопросы предлагают обсудить по данной теме? Какие страхи у них есть?
Благодаря таким приемам дети сами учатся ставить перед собой цели и задачи, сами организуют деятельность, словом учатся верить в себя и в свои возможности. Сохраните, пожалуйста, эту веру!
Вторая особенность заключается в том, что дети считают уроки в средней школе скучными и однотипными, поэтому хотелось бы, чтобы вы использовали, по возможности, нетрадиционные формы работы. Приведу пример:
- При работе над басней «Ворона и Лисица» дети сами формулируют вопросы и пытаются на них найти ответы :
Где грань между лестью и комплиментом ? можно ли верить человеку,если он тебя хвалит? Если похвалу может быстрее придумать человек интеллектуально развитый, значит он врун (льстец) в большей степени , поэтому удобнее общаться с дураками, у которых , что на уме, то и на языке? И если весь мир театр и все лгут, то в таком мире жить страшно ?
Следует учесть , что это были дети 9 лет, если бы вы слышали их ответы, возможно вы бы относились к ним сейчас по- другому. А помог их раскрыть мне урок – диспут.
- Их высказывания навели меня на мысль провести урок речевого творчества по теме : «Правда и ложь», в ходе которого дети пытались ответить на вопрос : что такое истина, вера, обман , выдумка, вранье, фантазия и чем они отличаются друг от друга? Пытались найти ответ на вопрос: всегда ли нужно говорить правду или ложь во спасение еще актуальна в наши дни и почему у каждого «своя правда» ?
А закончили мы работу написанием рассказа по одной из пословиц о правде и лжи ( по выбору учащихся)
- Не менее интересно прошел итоговый урок – обобщения знаний о местоимении «Жизнь – радуга». Дети исследовали местоимение «Я» (какой я) , моя (жизнь), мои (ценности). Ученики записывали ответы на вопросы :
Что меня радует в жизни? Для чего рождается каждый человек? И для чего существую конкретно я?
Вместе с учениками мы совершили путешествие к дереву мудрости, чтобы ответить на интересующие вопросы: (Почему люди так быстро стареют? Зачем жить, если все равно ты умрешь?) А в качестве итога урока был записан своеобразный синквейн : «Жизнь – радуга, дождь
Шумная , но короткая
Пролетит , остановится.
Жизнь вечна, но все же коротка.
- Урок – ярмарка отлично подходит для уроков математики. Получив эмоциональный заряд под музыку «Ехал на ярмарку ухарь купец» и под звонкие выкрики зазывал продавцов дети выбирают карточки с задачами, примерами определенной стоимости, решают их, записывают в лист достижений, учитель проверяет, выдает условные деньги, а в конце урока на эти условные деньги можно что-то купить. Покупатель может стать и продавцом, если придумает задачу по аналогии.
- Большую помощь оказывают уроки , проведенные в библиотеке, в музее, в выставочном зале, в музыкальной школе, где за чисто символическую плату приглашают художников, студентов скрябинского училища, воспитанников музыкальных школ, предоставляют оборудованное помещение (крестьянская изба – при изучении прибауток, потешек, русских народных сказок; музыкальная гостиная – со свечами, роялем, что может быть лучше при изучении поэтов 19 века).
Различные формы интересных уроков можно подчеркнуть в книжке «Учить не уча».
Таким образом, мы старались воспитывать не сосуд, наполненный знаниями, а личность.
Нетрадиционные уроки позволяют включить в работу вне программный материал , организовать коллективную деятельность, использовать творческие задания, поэтому не реже 1 раза в месяц мы проводили деловые игры, уроки – соревнования, уроки – сомнения, уроки творчества. … Для детей мы пытались сотворить маленький праздник, поэтому нам важно было не просто дать знания, чтобы ученики их усвоили , а организовывали работу каждого , помогая создать ему творческий продукт, выслушивали многообразие точек зрения, подталкивали к определению истины, налаживали взаимопонимание между учителем и учеником.
Но не следует забывать , что каждый урок должен стать интересным, для этого можно использовать различные интересные приемы.
- Очень нравится детям просматривать фрагменты научно- познавательных передач, чтобы контролировать процесс просмотра использую лист оценки
УЖЕ ЗНАЛ (+) | УЗНАЛ НОВОЕ (!) | СТОИТ ПОДУМАТЬ, ПОЧИТАТЬ САМОМУ (?) | НЕ ПОЛНЯЛ (0) |
Сразу видно на сколько активно ребенок работал с информацией.
- На уроках литературного чтения невозможно обойтись без прослушивания аудиозаписей, причем одно и тоже произведение мы слушаем в исполнении разных артистов, выбирая то вариант , который ближе конкретному ребенку.
- Здесь же можно применять такой прием, как десять интересных фактов из жизни (поэта, художника, музыканта, исторической личности). В классе проводится конкурс на самый удивительный факт, поэтому дома дети перерывают весь интернет, чтобы добыть факт, который будет признан самым интересным.
- Не менее интересными проходят и пресс – конференции, в ходе которых дети получают текст с дополнительной информацией по изучаемой теме, составляют интересные вопросы, (читая «между строк») ,все вопросы передаются в пресс центр, который выбирает наиболее интересные, а затем группа, выбранная учителем отвечает на вопросы, а остальные, получив эти карточки, вопросы задают.
- Очень любят ребята работать и в группе , особенно нравится им такой прием, как «Снежный ком». Каждый получает карточку с абсолютно одинаковыми заданиями и решает сначала их в одиночку, потом высказывает свои мысли и выслушивает мысли соседа по парте, затем повернувшись к соседней парте, обсуждают проблему уже вчетвером. Благодаря такому приему каждый получает возможность высказаться, выслушать точку зрения другого, несколько раз прослушать информацию, что очень важно для запоминания.
- Не менее интересен прием , который называется пазл, при котором каждая группа получает свое задание и решает только одну проблему, а затем выслушав соседние группы, воспроизводит целостную картину .
Третий , самый болезненный для пятиклассников вопрос, оценки. По новым стандартам научить детей не столько стремиться к пятерке, сколько уметь анализировать свою работу, сравнивать её с эталоном, поэтому они больше приучены к качественной оценке их труда. Согласно ФГОСам самый главный этап урока – это рефлексия. Мы используем следующие приемы:
- По окончании темы вывешиваются три плаката:
Полеченные знания могу использовать в жизни, так как понял все. | Хочу еще потренироваться | Не могу разобраться, рад любой помощи. |
У каждого ребенка есть небольшая карточка, на которой он пишет свою фамилию и уходя с урока, прикрепляет карточку с фамилией к конкретному листу. Учитель по количеству тех, кто хочет потренироваться готовит дополнительные задания, для тех , кто разобраться не может готовит дополнительные памятки, схемы и подбирает пару из числа тех, кто свободно овладел материалом, чтобы , поработав в паре сильный – слабый ребенок еще раз от своего сверстника услышал информацию, задал вопрос, который он может быть боялся задать учителю.
- Для оценивания , отвечающего у доски, используются карточки сигналы:
Согласен | |
Не согласен | |
Не понял, сомневаюсь в правильности | |
Есть серьезные дополнения |
- Для способа оценивания в тетради использую цветовые сигналы:
Оцените, я все проверил, в правильности уверен | |
Подчеркните проблемные места, обязуюсь исправить ошибки | |
Укажите цифрой количество ошибок, сам их найду и выполню работу над ошибками | |
Пожалуйста не оценивайте работу, дома проверю по словарю, исправлю все ошибки, перепишу весь текст грамотно. |
При выставлении отметок каждый ребенок должен знать критерии, по которым его оценивают, делаю специальные плакаты:
Что оценивается в ответе?
- Правильность
- Полнота
- Наличие примеров
Такие критерии должны быть разработаны для :
- Устного ответа;
- Письменного ответа;
- Для чтения стихотворения;
- Для решения задачи;
И главное правило, которым пользуются учителя начальных классов: сначала сам ребенок выставит себе оценку, затем одноклассники выскажутся, а учитель только резюмирует, поэтому дети в начальной школе не спрашивают : «За что трояк?». , очень трепетно относятся к баллам , ведь обидно слышать, что к концу 5 класса вместо переживаний кидают на ходу «Да ставьте , что хотите, мне пофиг». В начальной школе такого пофигизма нет.
Возможно учителям среднего звена кажется , что за 4 года мы мало чему научили своих детей, но дай бог вам не растерять то малое, что сохранилось в их головах и душах и не только сохранить , но и преумножить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"
В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....
Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...
Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования
Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования....
Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...
Проблемы преемственности между деским садом и школой.
Данный материал раскрывает все положительные стороны подготовки малышей к школе на базе детского сада преподавателями школы....