Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"
статья по теме

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_preemstvennosti_v_usloviyah_podgotovki_k_shkole.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

                                 

Проблема непрерывности и преемственности в образовании существует давно. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и  ответственных моментов в жизни детей как в социально – педагогическом, так и в физическом плане. Поступление  ребёнка в школу очень напряжённый период, т.к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных  непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Всё педагогическое сообщество понимает значимость и актуальность этой проблемы. Свидетельством тому являются принятие многочисленных документов Министерства образования и науки РФ. Однако реализация принципов «Концепции содержания непрерывного образования», принятой в 2003году, остаётся только на бумаге, а острота обозначенных проблем всё более возрастает в связи с проявлением негативных тенденций современного этапа социально-экономического развития общества, характеризующегося мощной имущественной дифференциацией, различиями в культурном уровне социальных слоёв, влиянием на детское сознание глобальной информатизации и средств массовой коммуникации. Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с нарушением или отсутствием преемственных связей в целях, содержании , методах обучения и воспитания  и с изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Проблема ещё и в том, что в нашем обществе, где школьное обучение является обязательных для всех детей семилетнего возраста, для дошкольников дошкольное образование не является обязательным, кроме этого сокращено до минимума количество дошкольных образовательных  учреждений.  До сих пор не разработаны стандарты дошкольного образования, нет четко определённых требований к параметрам готовности ребёнка к школе, поэтому каждое учебное заведение выдвигает к дошкольнику свои требования, исходя из приоритетов конкретного образовательного учреждения. Всё это осложняет работу педагогов и сказывается на общем уровне подготовки дошкольников.

 Проблемы преемственности можно условно разбить на две группы:

организационно – методические и психолого – педагогические.

К организационно – методическим отнесём:

- разрывы в программах дошкольного и школьного образования, заложенные много лет назад и до сих пор не приведённые в соответствие с изменившимися требованиями к образованию, отсутствие стандартов дошкольного образования и единых программ воспитания и образования

- неприспособленность учебных заведений для начального звена к переходному периоду в жизни ребёнка . Часто  в школах отсутствуют игровые, малые формы для прогулок детей, игрушки для детей 1-х классов.

Необходимо также отметить большую разницу в  архитектурно – бытовом построении блока детского сада и школы

- отсутствие вариативности единых программ для дошкольников и младших школьников ( кроме «Школа 2010 под редакцией А.А. Леонтьева), которая бы начиналась с 3-4 лет и имела продолжение в период обучения ребёнка в школе. Вариативность программ должна  учитывать разный уровень подготовки детей, их разные способности, разную степень личностно- психологической зрелости, разный личностно – психологический тип, что позволит каждому ребёнку быть в состоянии успеха на каждом этапе его развития. Наличие вариативности позволяет снять психологический барьер у ребёнка, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс образования, адаптировать его к особенностям развития каждого ученика.

Психолого – педагогические.

Психологи  утверждают, что возраст от5 до 10 лет считается критическим. Поэтому в школе должны быть созданы необходимые условия для лучшей адаптации детей в переходный период.  Доказано, что это влияет в дальнейшем не только на мотивацию учебной деятельности , но и на её качество,что является необходимым условием для прочного усвоения стандартов образования школьника. Сегодня можно наблюдать  зачастую отсутствие координации деятельности педагогических коллективов школ и детских садов.

 Отсутствует система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка.

 В школах не всегда можно встретить логопеда и психолога, хотя многим младшим школьникам нужна их помощь, особенно на первых этапах обучения. Проведённые вовремя обследования логопеда и психолога, позволят   вовремя выявить проблемы ребёнка и скорректировать их правильно, не дав развиться и углубиться.

Проблема заключается еще в том, что по данным Министерства образования РФ, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития детей. Рост безработицы или вынужденная сверхзанятость родителей способствуют росту детской безнадзорности и преступности.

Всё это составляет значительные затруднения в процессе переходного периода ребёнка из дошкольного заведения в начальное звено школы, создаёт трудности для педагогов и родителей.

Преемственность между дошкольным образованием и начальным звеном рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Но это не означает, что основная цель дошкольного образования – это подготовка ребёнка к школе. Преемственность- объективная необходимая связь между старым и новым в процессе развития. Таким образом, преемственность – это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между старым и новым как основа поступательного развития. Необходимо сформировать у дошкольника те качества, без которых невозможно овладение учебной деятельностью.Это любознательность, самостоятельность, инициативность, произвольность, творческое самовыражение ребенка и другие, без которых невозможно воспитание личности. В системе непрерывного образования рассматриваются знания ,умения и навыки как важнейшие средства развития ребёнка. Непрерывность и преемственность – это факторы, обеспечивающие эффективность образования .Непрерывное образование является условием обеспечения преемственности в развитии ребенка, для которого главным личностным самообразованием в  младшем школьном возрасте должна стать  способность к самоизменению.

   Преемственность – это двухсторонний процесс, в котором  два главных  действующих лица: детский сад и начальная школа.

С одной стороны – детский сад.

 Цель  дошкольной ступени – сохранить самоценное дошкольное детство  , формирование фундаментальных личностных качеств ребенка, которые в последствии служат основой школьного обучения. А главное – сохранить «радость детства» . ( Н.Н.Подьяков)

С другой стороны – начальная школа, которая выступает как приемник, подхватывает достижения ребёнка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка, изученное  осмысливается и обобщается на более высоком уровне. Организация работы в школе происходит с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школьных стандартов, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Установление  преемственности между детским садом и начальным звеном способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход дошкольников к обучению в новых условиях  осуществляется с наименьшими  для детей психологическими трудностями.

      Сегодня предшкольное образование востребовано родителями дошкольников, причём как родителями детей, посещающих детские сады, так и родителями так называемых «домашних»детей. Родители не всегда владеют знаниями о возрастных особенностях детей, о психологических кризисах и моделях поведения. Они не всегда могут правильно объяснить малышу понятными словами правила соответствующих его возрасту игр, познакомить доступными способами и приёмами с окружающим миром, привить необходимые навыки, своевременно развить мелкую моторику, физические качества, обучить рисованию, лепке, аппликации и многому другому. Уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что если с ребенком начать заниматься еще до  поступления в школу, в будущем его ожидает гораздо меньше проблем с обучением и он быстрее адаптируется к новым условиям, станет более общительным ,весёлым и уверенным в себе, повысится его мотивация к обучению в школе, а это залог успешного обучения будущего первоклассника. Принципиально важно, чтобы за период подготовки к школьному обучению у детей произошли изменения,  которые определяются не только теми знаниями, которые они приобрели в процессе обучения, но и характером деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов ,готовности к самообучению и самовоспитанию. Необходимо выровнять предстартовые возможности будущих первоклассников ,необходимо научить их общению и поведению в коллективе сверстников.

Сегодня существует несколько форм, помогающих осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием и образованием.  Создаются частные школы по подготовке к школе, открываются группы подготовки в детских садах, группы кратковременного пребывания в школе, мини- школы и другие,

И все они ставят перед собой одну главную задачу – помочь дошкольнику ,будущему первокласснику наиболее успешно и психологически спокойно пройти адаптационный период в школе и в дальнейшем успешно учиться в школе. Но каждая такая школа работает в соответствии с теми программами по подготовке, которые они сами выбирают. Причём не всегда в группах с будущими первоклассниками работают высококвалифицированные педагоги, прошедшие подготовку и хорошо знающие психологические особенности дошкольников. Это тоже одна из проблем в вопросах преемственности.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождение в ученический коллектив. Процесс этот сложный и длительный, целью его является всестороннее развитие дошкольника.

Необходимо различать общую и специальную  готовность ребёнка. Под общей готовностью подразумевается психическое и физическое развитие дошкольника. Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные ( рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки и т.д.), хорошо развитая двигательная сфера, хорошо развитая мелкая моторика руки, необходимая для выполнения мелких точных и разнообразных движений, которых требуетовладение письмом, достаточное развитие культурно – гигиенических навыков и др..

Только физически хорошо развитый ребёнок может легко справиться с трудностями, связанными с систематическим ежедневным обучением в школе.

Под психологической готовностью подразумевается уровень интеллектуального развития ребёнка.  К старшему дошкольному возрасту он должен иметь достаточно большой запас знаний об окружающем мире, о природе и жизни людей, взаимосвязи между ними. Уметь сравнивать и обобщать. Ребёнку необходимо иметь чёткую правильную речь, эмоционально окрашенную, понятную для окружающих, богатый словарный запас, хорошую память. Большое значение имеет развитие у дошкольников познавательных интересов, любознательности. Это основа для  формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

 Ещё одним важным компонентом психологической готовности ребенка к учению является нравственно – волевая готовность . учебная деятельность требует от школьника произвольного внимания, целенаправленного запоминания. Умение контролировать своё поведение, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности и др.. у ребенка должны быть сформированы те моральные качества, которые ему помогут легко войти в новый школьный коллектив, активно участвовать в школьных делах и мероприятиях класса. Он должен уметь помогать и сочувствовать людям, быть добрым, чутким, доброжелательным и отзывчивым ребенком.

Старший дошкольник должен понимать, что его ждёт не только новая учебная деятельность, но и новый социальный статус – ученик, у которого есть свои права и обязанности, выполнять которые  необходимо в  учебно – воспитательном процессе.  Все эти задачи необходимо решать в переходный период для создания благоприятных условий  для  воспитания и обучения будущих первоклассников по утверждённым  в школах программам, не забывая о том, что необходимое условие – ориентация каждого ребёнка на успех.

Проблемы преемственности можно избежать, если привести в единую систему дошкольное и школьное образование, обеспечив необходимыми законами . программами и методическими рекомендациями дошкольные учреждения и школы, закрепить каждое дошкольное учреждение за определённой школой. Это поможет выработать единую программу взаимодействия, выделить основные приоритеты, на которых будет строиться работа по преемственности. Дать широкую дорогу творчеству учителей и воспитателей в поисках наиболее удобных форм взаимодействия детских учреждений, составлять и осуществлять единые планы воспитательной работы  с обязательным  участием обоих сторон. Тогда дошкольники, посещающие детские сады, задолго до школы будут знакомы не только с её правилами, но и будут ощущать себя маленькой частичкой большого школьного коллектива. Труднее обстоит дело с детьми, не посещающими детские сады по каким – либо причинам. Хотя здесь на помощь приходят группы по подготовке к школе, созданные на базе близ лежащих школ.

В нашей московской школе №356 уже много лет существует группа «Развивающий курс для дошкольников» по подготовке   к школе. Основной целью её создания было помочь родителям, дети которых не посещают детские сады, осуществить предшкольную подготовку и способствовать всестороннему развитию каждого ребёнка этой группы.

В содержании обучения приоритетным является личностно – ориентированное взаимодействие педагога  с ребёнком, основанное на тщательной диагностике, которую проводят школьные  психологи и логопед  в первые дни поступления детей в группу. За основу занятий  нами взята программа «Школа – 2010» под редакцией А.А.Леонтьева, которая разработана с учетом дальнейшего развития ребенка в школе. Все предметы, предусмотренные программой, включены в занятия. Особое внимание уделяется развитию речи и физическому развитию дошкольников. ( на основе проведенной диагностики)

Готовность ребёнка к школе мы рассматриваем, прежде всего, как его общую готовность. Включающую в себя личностную, интеллектуальную и физическую готовность. В программе  имеет отражена социальная направленность. ( нормы поведения, способы общения, чувство комфорта в среде сверстников, самостоятельность, общение со взрослыми и детьми)

      Проведённая диагностика показала необходимость предлагаемых занятий. Как с позиции общей готовности к школьному обучению , выработки у каждого ребенка «внутренней позиции школьника», так и с точки зрения овладения ими первоначальными знаниями, умениями и навыками. Цели программы: формирование готовности каждого ребенка к школьному обучению, создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально – волевой сферы школьника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся социальной ситуации ,готовность к активному сотрудничеству.

В процессе работы с дошкольниками успешно решаются следующие задачи:

-развитие любознательности, активности, самостоятельности и инициативности дошкольников

- создание  необходимых  условий, способствующих  формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, нравственному, эмоциональному развитию ребёнка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями детей

- сохранение и развитие индивидуальных способностей и возможностей детей

-формирование коммуникативных навыков, произвольности психических процессов

-сохранение физического и психического здоровья детей, готовящихся к обучению в школе

-  осуществление взаимодействия с родителями( законными представителями), ориентировать их на значение воспитания в семье. На взаимопонимание с ребёнком

 Проблема реализации идей непрерывного образования ( дошкольное и начальное звено) и организация  предшкольной подготовки является междисциплинарной. Пока мы не имеем объективных материалов, которые давали бы  возможность учителям определить оптимальные  педагогические технологии работы с дошкольниками, формы, методы и приемы организации предшкольной подготовки.  Отсюда и ещё одна проблема – недостаточный уровень подготовленности педагогических кадров школы к работе с детьми старшего дошкольного возраста.  Работать в этом направлении могут лишь настоящие профессионалы, способные  в   меняющихся социально – экономических условиях выбирать наиболее качественные приемы и методы организации педагогического воздействия с использованием новейших достижений в области педагогики и психологии, отечественный и зарубежный опыт учителей – новаторов. Учителям. Работающим в группах предшкольной подготовки необходимо также хорошо знать психологические особенности дошкольников. Умело сочетать двигательные процессы( свободное передвижение по классу) с учебными, чередовать  использование  различных педагогических технологий с игровыми, сочетать индивидуальную и групповые  формы работы, использовать занимательный и наглядный материал в целях повышения активизации и мотивации дошкольников, а также систему поощрения.

 Проблемы в вопросах преемственности, как мы видим, существуют, но сейчас предпринимаются попытки изменить эту ситуацию( создание отдельных блоков для начальной школы,  комплексы дошкольного и школьного обучения и воспитания, создания программ преемственности и др.) Постепенно  с учетом накопленного уже теоретического и практического опыта работы в системе дошкольного и начального школьного образования и реального взаимодействия этих систем с применением новых педагогических технологий и меняющихся социально – экономических условий всё – таки проблемы будут решены  и учитель принимая первоклассника увидит в нём уверенность в своих силах, положительное отношение к самому себе, открытость внешнему миру, любознательность, самостоятельность и желание учиться и познавать новое, а не только умения считать и читать . Всё это позволит преодолеть трудности адаптационного периода при поступлении ребёнка в первый класс, решить проблемы учебного и социального  партнёрства учителя и ребёнка. Ведь главная цель решения проблем преемственности дошкольного образования и начального звена – вырастить функционально – грамотную личность,развить в каждом ребёнке его творческие способности, готовность к самореализации с учётом его индивидуального развития.

СПИСОК     ИСПОЛЬЗУЕМОЙ    ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека, 2007.
  2. Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. // Начальная школа: плюс — минус. — 2002. — № 2.
  3. Бунеев Р. Н. Образовательная система нового поколения. Теория и практика, 2009.
  4. Дошкольное образование в России в документах и материалах. Сборник, 2001.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
  7. Леонтьев А. А. Непрерывность и преемственность образования. / «Образовательная система „Школа 2100“. Педагогика здравого смысла», 2003.
  8. Международная Конвенция о правах ребенка.
  9. Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна, 2008.
  10. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы, 2001.
  11. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста), 2008

12.Санина Л. Д. Преемственность и перспективность начального     образования: теория и практический опыт. // Начальная школа: плюс — минус. — 2001. — № 9.

13. Справочник учителя и руководителя начальной школы. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов, 2001.

14.Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства, 1997.

15.«Школа 2100». Образовательная программа и пути её реализации: сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева 1999

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья по теме:"Дефференцированный подход на уроках математики"

Дифференцированный подход на уроках математики. Математика,  является одним из фундаментальных предметов начального школьного обучения. На уроках математики дети должны  учиться р...

Научно-методическая статья на тему: "Информационные технологии как средство развития личности младших школьников"

"Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад". В статье говорится о том, как использование компьютера на уроке расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает урок...

Статья на тему "Развитие самоконтроля у учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе"

В статье рассказывается,как развивать самоконтроль у младших школьников как в учебной, так и внеучебной деятельности....

Методическая разработка по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразны...

Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"

В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к лю...

Статья на тему как сформировать у дошкольника желание учиться

Часто родители при подготовке ребенка к школе уделяют большое внимание знаниям и умениям ребенка, забывая о психологической подготовке. Что же это такое и зачем она нужна? Если родители хотят, чтобы р...