Культурное наследие Санкт-Петербурга
классный час (2 класс) на тему
Познакомить учащихся с историческим икультурным наследием СПб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnoe_nasledie_sankt.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурное наследие Санкт-Петербурга
Цель:
- Познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г.Санкт-Петербург, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями- барокко и классицизм.
- Закрепить работу с исторической картой, тестами, заданиями развивающими внимание и логику.
- Закрепить умения и навыки самостоятельной работы с презентациями, дополнительной литературой.
- Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийное оснащение, презентации к уроку, энциклопедии, научно-популярная литература, портреты, карта "Северная война 1700-1721гг."
В ходе урока новый материал представляется в виде ряда слайдов с текстом, иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя, представить самостоятельную работу учеников по теме урока.
Ход урока
Учитель цитирует слова Петра I: " Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть при жизни моей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы".
Учитель: Обратите внимание на тему урока- Культурное наследие Санкт-Петербурга.
Как вы считаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Работа с понятием: Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком.
Учитель:
Слайд
1672-1725 Первый русский император. Выдающийся реформатор, основатель Санкт-Петербурга.
Петр, по праву получил от потомков торжественное прозвище Великий, он живейшим образом откликался на все новое, что происходило в мире.
Существуй в его времена такие явления, как "инновации" и "нанотехнологии" государь непременно отдал бы распоряжение о повсеместном насаждении в стране упомянутых диковин.
Без Петра I не было бы ни славного русского флота, ни вооруженной до зубов армии, ни первого музея, ни первой русской газеты, ни этой "гениальной ошибки" основанной в 1703 году.
Проблемный вопрос: Почему многие историки склонны считать, что основание города, его строительство было "Гениальной ошибкой" Петра?
(дети работают с научно-популярной литературой, энциклопедиями и формулируют ответ на поставленный вопрос)
Учитель: Санкт-Петербург сравнительно молод: ему всего 300 лет.
Дата основания 16(27)мая 1703 года.
В этот день по указанию Петра I на заячьем острове началось строительство крепости Санкт-Петербург.
Город полечил свое название по имени крепости и уже к 1712 году, после переезда сюда царского двора и большинства правительственных учреждений, стал столицей, культурным, научным и промышленным центром России.
Город раскинулся на 42 островах.
Слайд
Причудливое сплетение рек и каналов придает ему неповторимые черты.
Нева величаво несет по Петербургу свои воды ,вытекая из ладожского озера и впадая в Финский залив.
В городе около 2 тыс. набережных, улиц, проспектов и площадей.
Слайд
Петропавловская крепость, Зимний дворец, Смольный, Адмиралтейство, Казанский и Исаакиевский соборы - замечательные произведения архитектуры и искусства.
Слайд
В создании города участвовали величайшие русские и итальянские зодчие: Д. Трезини; Ф.Б. Растрелли; А. Воронихин; Д.Кваренги, О. Монферан; К.И. Росси.
Всеобщее восхищение вызывают пригороды Санкт- Петербурга - Петродворец,Царское Село, Павловск, с их живописными парками и непревзойденной по красоте дворцами и фонтанами.
Слайд
Начнем наше путешествие по городу с Петропавловской крепости.
Петропавловская крепость родилась одновременно с городом : это укрепление было призвано защищать границы вновь возникшего города.
Ученики представляют свою работу на слайдах: Петропавловская крепость
1 мая 1703 года русские войска в ходе боевых действий Северной войны взяли шведскую крепость Ниеншанц. Военный совет во главе с Петром I решил, что эта крепость для дальнейшего укрепления не подходит: Ниеншанц "не гораздо крепок от натуры", как говорил сам царь. Кроме того, Ниеншанц был довольно далеко от моря, и у шведов оставалась возможность укрепиться на одном из островов дельты Невы. Русские тогда все равно оказались бы отрезанными от моря.
Самостоятельно обследовав острова дельты, Петр нашел именно то, что нужно: Заячий остров, расположенный у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря. Со всех сторон остров омывался водой, что стало бы естественной преградой в случае его штурма. С острова можно было держать под прицелом вражеские корабли, откуда бы они ни вошли в Неву.
16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, когда, в Петров день, здесь заложили церковь Святых Петра и Павла. Петр назвал новую крепость "Санкт - Питербурх", это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город. Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, и это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже крепость стали называть Петропавловской - по названию ее главного собора.
План будущей крепости начертил сам Петр. Строить укрепления надо было очень быстро, чтобы успеть за короткое лето. И действительно, к осени 1703 года крепость была "вчерне закончена". В первые годы ее стены для ускорения насыпали из земли, возведение же каменных укреплений началось через три года - в 1706 году.
Сразу же после закладки крепости на берегу Невы за три дня был срублен деревянный дом для Петра. Царь захотел, чтобы его новое жилище походило на полюбившиеся ему голландские постройки, поэтому стены деревянного дома масляной краской расписали под кирпич. Петр жил в этом доме недолго и только летом, но в память об основателе Петербурга домик Петра сохранен до сегодняшнего дня.
Учитель: Дальше наше путешествие продолжается на Дворцовой площади, как и Красная площадь в Москве - центральная площадь в России.
Здесь расположен Зимний дворец с не менее прославленным музеем Эрмитаж.
Слайд
Зимний дворец.
В прошлом императорская резиденция, строился в 1754-1762г.г. Ф.Б. Растрелли в стиле БАРОККО.
Залы зимнего дворца, отделанные первоклассными мастерами, отличаются ослепительной роскошью, богатейшим архитектурно-художественным убранством. Сильный пожар в декабре 1837 года дотла уничтожил все интерьеры Зимнего дворца -остались только стены, своды и детали на фасадах.
В 1838-1839г.г. дворец был восстановлен по проектам и под руководством лучших архитекторов того времени. Залы Зимнего дворца соединили не только эпохи, но и талант его создателей.
- Главная парадная лестница,
- Большой итальянский просвет,
- Будуар
- Большой тронный (Георгиевский)зал,
- Петровский зал
- Малахитовая гостиная,
- Галерея истории древней живописи.
Ученик представляет работу на слайде:
Смольный
"Монументальное здание, построенное в 1806-1808 г.г по проекту выдающегося архитектора Дж.Кваренги для закрытого учебного заведения- Института благородных девиц- названного Смольным.
Смольный - трехэтажное здание с двумя выдвинутыми вперед боковыми крыльями, отличается лаконизмом и строгостью, присущими КЛАССИЦИЗМУ.
Центральная часть украшена восьмиколонными портиками на арочном основании.
В 1923-1925 г.г был оформлен центральный въезд.
К подъезду Смольного ведет прямая аллея.
По её сторонам на месте бывшего пустыря разбит парк.
Сегодня над зданием Смольного развивается российский флаг.
Здесь размещается правительство Санкт-Петербурга."
По ходу урока учитель закрепляет знания детей об Адмиралтействе через работу с текстом, в тексте пропущены слова, даты, исторические названия объектов. Правильность выполнения задания проверяется взаимопроверкой.
Работа с текстом, задание учителя - вставить пропущенные слова:
Адмиралтейство
Адмиралтейство- выдающийся памятник классицизма - было заложено 5 ноября 1704 года Петром I как верфь- крепость.
Первый петровский 2адмиралтейский дом" имел мазанковые стены и представлял в плане вытянутую букву "П", развернутую к Неве. В центре длинного фасада был выстроен каменный корпус, а над ним башня с часами и шпилем.
До 1844 года в Адмиралтействе строились парусные корабли,
Затем остались лишь учреждения Морского ведомства.
В настоящее время в здании находятся Военно-морской институт и штаб Военно-морской базы.
Ученик представляет работу на слайде:
Исаакиевский собор.
Исаакиевский собор - выдающейся памятник русской архитектуры XIX в.
И одно из величайших в мире купольных сооружений.
Строился он в течение 40 лет. С 1818-1858 г. По проекту архитектора О.Монферана.
О. Монферан возвел величественный собор на месте церкви, названной в честь Исаакия Долматского - византийского монаха, день памяти которого, совпал с днем рождения Петра 1 - 30 мая. Высота собора - 101,5 м., удлиненный главный купол придают зданию строгий и торжествующий вид. Внутри собора можно свободно разместить 10 тыс. человек.
Всё сооружение весит 300 тыс. тонн. Собор занимает площадь больше гектара. Толщина стен собора доходит до 5 метров. Для убранства и отделки собора было использовано около 40 видов декоративного камня- малахит, лазурит, многоцветного мрамора.
С 1931 года Исаакиевский собор стал историко-художественным музеем.
1988г. после долгого перерыва, в соборе была проведена первая служба, приуроченная к празднованию в России 1000-летия принятия христианства.
Казанский кафедральный собор.
Казанский кафедральный собор - один из шедевров русской архитектуры расцвета классицизма - построен талантливым архитектором А. Воронихиным в 1801-1811 г.г на Невском проспекте.
В плане собор имеет форму вытянутого креста. Цилиндрический барабан, прорезанный 16 прямоугольными окнами и увенчанный изящным куполом.
При строительстве купола, диаметр которого превышает 17 метров, Воронихин впервые в истории мирового строительства разработал и применил металлическую стропильную конструкцию. Внутреннее убранство собора поражает своим великолепием и богатством.
Эффектны монолитные колонны, высеченные из красного гранита, и мозаичный пол, выложенный из разноцветного мрамора. Казанский собор - своеобразный памятник Отечественной войны 1812 года. Под его сводами покоится прах великого русского полководца М.И. Кутузова.
Слайд
Удивительной красотой и неповторимостью восхищают нас музеи-заповедники.
"Павловск", " Петергоф", " Царское село".
в 27 км. от Петербурга расположен замечательный дворцово-парковый ансамбль - Павловска. 50 лет строили и совершенствовали дворец и парк, известные архитекторы, художники, скульпторы, и тысячи безвестных русских умельцев.
Талантливые мастера, используя богатые традиции русского зодчества, создавали дворцы и парки, дворцовые помещения, сады, фонтаны.
В 29 км. от Петербурга, ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петродворца возник в I четв. XVIII века на южном берегу Финского залива и выражает идею торжества России над поверженной Швецией. Большой дворец в Петергофе - один из интереснейших музеев страны.
В нем представлены коллекции произведений русской и западноевропейской живописи, скульптуры, мебели, декоративно-прикладного искусства.
64 фонтана, 255 бронзовых скульптур, барельефов, большой каскад фонтанов позволяют считать Петергоф одним из самых крупных фонтанных сооружений в мире.
В 25 км. от Петербурга расположены дворцы и парки г. Пушкина (Царское село) 1717-1756 гг. для жены Петра I - Екатерины I на месте небольшой усадьбы был выстроен каменный дворец и разбит регулярный сад.
Екатерининский дворец - одна из главных достопримечательностей Царского села.
Ф. Растрелли является основным автором архитектурного решения этого здания и пышного скульптурного оформления, а также всей внутренней планировки и декоративной отделки залов. Главный фасад Екатерининского дворца протянулся более чем на 300 метров.
Огромное количество колонн, скульптурных фигур придают дворцу необычайный торжественный вид.
Учитель: Сейчас мы несколько минут посвятим прогулке по дворцам и паркам Царского села, Петергофа и Павловска, увидим внутреннее убранство дворцов, государственного музея - заповедника.
Слайд № 20
Релаксирующая пауза во время урока, сопровождается музыкой "Как упоительны в России вечера" и иллюстрациями из фотоальбома о Санкт-Петербурге.
Учитель: Вернемся к нашему вопросу, почему Санкт-Петербург " Гениальная ошибка" Петра? Сделайте свои выводы по предложенному тексту. Работа с текстом:
"Гениальная ошибка Петра"
":.. На строительстве в устье Невы царь решил построить мощную крепость- порт для ведения торговли с государствами Европы, а позднее создать там базу для российского флота. Легенда гласит, что Петр выхватил штык у одного из своих солдат, вырезал квадрат на сыром торфе и объявил: "Здесь будет мой город!".
Сначала необходимо было привести миллион тонн земли, чтобы поднять остров над уровнем моря, а затем деревянные сваи для фундаментов построек.
Работы начались 16 мая.
Петр полностью полагался на архитектора Доменико Трезини, приверженца раннего барокко, а также на огромное число согнанных со всей России мастеров, простых крестьян и заключенных.
Складывались печи для обжига кирпича, возводились ветряные и водяные лесопилки, леса вырубались на древесину.
Камня для строительства было так мало, что Пётр приказал: каждый корабль, входивший в новую гавань, должен доставить для мощения дорог не менее 30 больших камней, а каждая повозка, въезжающая в город, не менее 3. Но этого было не достаточно, и под страхом конфискации и ссылки царь запретил, где бы, то нибыло возводить каменные постройки. Привозили брёвна, вырубали лиса, срезали холмы, копали каналы.
Все это в ужасающих условиях делали рабочие, которых плохо кормили и которых косили малярия и дизентерия. Кнутом и плеткой из полос кожи с кусочками металла на концах- наказывали за малейшие проступки, а дезертирам вырывали ноздри.
На строительстве города погибли, по меньшей мере, 30.000 человек. Если Петропавловская крепость была построена на болоте, то Санкт Петербург - на человеческих костях.
Дворян обязывали строить новые дома "в английском стиле". Позднее зажиточные горожане должны были надстраивать второй этаж.
Самостоятельно они ничего решать не могли. Подобно своим дворовым слугам, они вздыхали, но подчинялись.
Петр I пришел в восторг от любимого детища, провозглашенного в 1712 году новой столицей России:."
Заключительная часть урока:
Учитель завершает урок стихотворением:
Блистательный Санкт-Петербург.
"О, град Петра, мне сердцу милый,
Ты царской прихоти каприз.
Ты прозван Северной Пальмирой,
Петром любимый Парадиз!
Твой облик ублажает око.
Знаком и мил здесь каждый штрих,
Витиеватый стиль барокко
Апартаментов дорогих.
Град позолоченных соборов,
Дворцов изящных и палат,
Работ скульптурных без укора:
Виват, Санкт-Петербург, виват!..."
Юрий Юркий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование культурно-исторического наследия Санкт – Петербурга и его пригородов при изучении творчества А. С. Пушкина в начальной школе
Какое счастье, что у нас есть Пушкин, который помогает нам и нашим детям жить, чувствовать счастье сотворчества с ним, делает нас гармоничнее и добрее… Статья - выступление в...
«Культурное наследие Санкт-Петербурга и его роль в воспитании младших школьников»
Образовательная семейная прогулка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Экскурсия по Александро-Невской Лавре)
В предлагаемой статье содержится материал об истории создания Лавры, о ее исторических памятниках, о современном состоянии Лавры. Данный материал можно использовать на уроках русского языка, литератур...
Формировании среды интеграции детей мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга
Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания....
Формирование среды интеграции детей-мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга
Данная статья представляет практический опыт учителей начальной школы ГБОУ СОШ № 259 имени М.Т.Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в решении проблем обучения, воспитания,...
Статья "Социально-культурная деятельность как средство воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста" учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасова Наталия Владимировна
Статья На практике одним из средств по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста является социально-культурная деятельность, которая включает в себя различные виды деятельности...