Формирование среды интеграции детей-мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга
статья
Данная статья представляет практический опыт учителей начальной школы ГБОУ СОШ № 259 имени М.Т.Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в решении проблем обучения, воспитания, интеграции и социализации детей-мигрантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanii_sredy_integratsii_inostrannyh_grazhdan_v_kulturnoe_prostranstvo_sankt-peterburga.docx | 567.59 КБ |
seminar._1.pdf | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование среды интеграции детей мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения, воспитания, интеграции и социализации детей мигрантов становится все более важной и значимой. Эта проблема не обошла и нашу школу. В Санкт-Петербурге происходит активный приток трудовых мигрантов и их семей, в городе возникает поликультурная и полиэтническая ситуация, которая распространяется и на систему образования.
В ГБОУ СОШ № 259 имени М.Т.Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга все классы многонациональные. В нашем 4 классе 26 учеников. Национальный состав класса: русские- 4 чел., тувинцы- 4 чел., армяне- 6 чел., таджики- 1 чел., узбеки-8 чел., киргизы-2 чел., азербайджанцы-1 чел. У этих народов разное вероисповедание, традиции и особенности, но в школе все мы живем одной дружной семьей.
Ежедневно мы сталкиваемся со следующими проблемами:
1. Преодолением языкового барьера. Некоторые дети учили русский язык в национальных школах как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям, а некоторые дети прибыли в школу с нулевыми знаниями русского языка.
2. Психологический стресс. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками и создает трудности при усвоении учебного материала.
3. Отсутствие помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания. В условиях дома родители общаются с детьми на родном языке, а в школе ребенок сталкивается с русским языком (как иностранным) и в результате, у ребенка происходит пролонгированный стресс, что тормозит адаптацию к новым условиям проживания.
4. Наличие национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное ударение, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.
5. Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а, следовательно, разрушением нормального образа жизни, вызывает у детей мигрантов чувство беспомощности, которое устойчиво подпитывается отсутствием социального опыта поведения в новых условиях.
С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, формирование толерантного сознания, организация специализированного сопровождения.
Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.
Образовательная политика нашей школы с полиэтническим составом основывается на определенных принципах, которые позволяют создать благоприятную среду для обучающихся и педагогов. К числу таких принципов относятся:
∙ принцип толерантности;
∙ принцип равнозначности и взаимодействия культур;
∙ принцип гражданственности;
∙ принцип ответственности;
∙ принцип перераспределения;
∙ принцип легитимности.
Основным условием адаптации детей мигрантов, прибывающих в Санкт-Петербург, названа языковая интеграция, прежде всего она, предполагает дополнительные уроки русского языка во внеурочной деятельности. Не менее важной признана культурная интеграция, предполагающая сочетание национальных традиций и особенностей в контексте общероссийской культуры, а также патриотическое воспитание и физическое развитие.
В России всегда отдавалось предпочтение нравственным началам перед ценностями материальными, и сейчас в современном обществе создаются условия для воспитания человека, жизненными ориентирами которого должны стать духовно-нравственные ценности: добро, уважение, семья. Для того, чтобы воспитать гармоничную личность в детях разных национальностей, обучающихся в нашей школе, необходимо учитывать в педагогической практике, с одной стороны, сложившуюся национальную систему воспитания детей титульной нации, а, с другой стороны, помогать адаптироваться детям-мигрантам в новое сообщество с учетом традиций и культуры титульной нации, сочетая ее с традициями народов, которых представляют дети-мигранты. Успешность деятельности нашего образовательного учреждения во многом обусловлена той средой, в которой наши ученики живут. Все это, безусловно, способствует формированию механизмов адаптации детей мигрантов в новом образовательном пространстве. Интеграция детей мигрантов требует квалифицированной помощи специалистов для более быстрого «погружения» в иную культуру и приобретения определенных качеств, свойственных представителям новой культуры, также сохраняя свои культурные ценности.
О культурной жизни Санкт-Петербурга можно написать тома. Недаром наш город называют «культурной столицей» России. В нем царит особая творческая атмосфера. С петровских времен и до наших дней расцветают здесь всевозможные виды искусства. Главной особенностью петербургской культуры всегда была ее открытость всему новому. Причем с завидной гармонией в богатой и разнообразной культурной жизни города сосуществуют, казалось бы, противоположные стили и тенденции. Итог этого непрерывного слияния - уникальная атмосфера города. Через организацию школьных мероприятий дети мигранты соприкасаются с наследием культуры России, окунаются в уникальную среду Санкт-Петербурга. Дети мигранты понимают, что человек другой культуры привлекает внимание окружающих и интересен им именно своей самобытностью, неповторимостью, своеобразием суждений, основанных на особой ментальности.
- Музеи Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург славится не только красивейшей и исторической архитектурой и разводными мостами, но и своими познавательными музеями. В городе на Неве насчитывается более 200 музеев, среди которых немало детских, т.е. музеев, ориентированных на детскую аудиторию. Они представляют экспозиции, интересные и полезные для детей, вдобавок, в их стенах регулярно проводятся разные образовательные мероприятия: выставки, мастер-классы, кинопоказы, дискуссии и прочие события, которые позволяют детям с удовольствием и пользой проводить свободное время. Организация музейно-педагогической деятельности позволяет решить следующие задачи:
приобщение детей мигрантов к культурному наследию Санкт-Петербурга с помощью музейных экспонатов; формирование у них положительных установок по отношению ко
всем этносам Земли. Этот метод позволяет использовать ресурсы как школьного музея, так и музеев города. Наш класс организованно посещает следующие городские музеи: Российский этнографический музей, Государственный Эрмитаж, Русский музей, Музей «Гранд Макет Россия», Музей истории религии, Петропавловская крепость, Музейный комплекс «Вселенная Воды» Кунсткамера, Музей Арктики и Антарктики и др.
- Портфолио ученика начальной школы
Портфолио учащегося – это организация системы накопительной оценки, коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Совместно с родителями дети составляют странички: «Родословное древо моей семьи», обращая внимание на многонациональность в роду каждой семьи; «Моя семья»; «Мое имя», «Традиции моей семьи». Дети мигранты с удовольствием знакомят одноклассников с данными страничками портфолио.
- Классные часы, беседы, круглые столы
В нашем классе проводятся классные часы, беседы и круглые столы, на которых дети приобщаются к идеям добра и взаимному уважению независимо от национальности. Тематика бесед: «Народы мира», «Дружба народов», «Мы разные, но мы вместе», «Звезда Доброты», «Планета друзей», «Как быть толерантным», «Сила России – в единстве народов», «Учимся решать конфликты», «Умей сказать – НЕТ!», «Национальность без границ», «Быть принятыми другими не значит быть как все», «Что мы знаем о народах России", "Мои права", «Мир без границ», «Многонациональная Родина», «Мы такие разные», «Как жили наши предки, чем занимались?», «Какие праздники есть у других народов? Как они их проводят?»
- Исследовательская деятельность по следующим темам:
«Старинные и памятные вещи в нашей семье»
«Народное декоративно-прикладное искусство»
«Народные загадки, пословицы и погшоворки - тайны и чудеса родного языка»
«Общее и особенное в играх разных народов»
«Тайны народных сказок»
«Традиции и обряды»
«Многокультурный мир глазами детей»
«Диалог-путь к пониманию»
- Недели начальной школы
В нашей школе была разработана и успешно проведена неделя начальной школы «Ай, да масленица». Масленица - яркий, интересный праздник, который пришел к нам с языческих времен. Цель: развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса, обучающихся через приобщение к народным традициям.
Задачи: актуализировать знания учащихся о русском фольклоре, народных традициях, природе и русском языке; развивать познавательную и творческую активность детей, их интеллектуальный уровень; воспитание чувства любви к России, уважения к ее народным традициям; раскрыть секреты приготовления блинов; формировать представления о русских традициях, учиться работать в коллективе « ученик-взрослый». Не менее успешно прошла и предметная неделя в начальных классах "По волнам литературных приключений». Дети мигранты с увлечением читали русские сказки, разгадывали загадки, запоминали пословицы и поговорки, решали ребусы, узнавали сказочных героев.
- Театрализация
На основе театрализованной деятельности на уроках литературного чтения можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому театрализация выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий. Решение проблемы интеграции и психологической адаптации детей мигрантов в школе состоит в целенаправленном обучении их взаимодействию и сотрудничеству. Обучать детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в школе: это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических. Театрализация создает условия, содействующие социальной адаптации детей мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество. В нашем классе активно применяются методы театрализации. Они позволяют освоить школьные предметы, социальные роли, принятые в данном обществе, изучить язык и благодаря игровой форме способствуют культурной и социальной адаптации детей из семей мигрантов.
- Внеурочная деятельность
Проживая в европейском городе, таком, как Санкт-Петербург, мигранты должны следовать тем правилам, которые приняты в мегаполисе. Детям, изучающим правила европейского этикета на внеурочных занятиях «Школа этикета», проще адаптироваться в нашем сообществе, так как в игровой форме они воспринимают нормы поведения, которые становятся для них естественными, привычными. Воспитанность – это совокупность внутренней (этика) и внешней (этикет) культуры поведения. У любого народа существуют этические правила: почитание родителей, уважение к старшим, доброжелательность, на этом акцентируется внимание детей, это основы в общении. Проводя исторические параллели с этикетом других народов, дети изучают правила поведения, необходимые в современном обществе, которые помогут им жить, развиваться и трудиться в дальнейшем. Решению проблемы адаптации детей мигрантов в нашем классе способствуют внеурочные занятия: «Книголюбы», «Секреты слова», «Занимательный русский язык». Совместная игровая деятельность детей разных этнических культур на внеурочной деятельности «Театральные игры», способствуют процессу интеграции. Дети мигранты должны знать культуру, обычаи, традиции народа той страны, в которой они живут. Эти задачи помогает решать программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России».
- Классные и школьные праздники
Праздник имеет большое значение для воспитания детей. Он оказывает воздействие на эмоциональную сферу, формирует нравственную позицию, воспитывает любовь к Родине. Праздники народного календаря связаны между собой; они организуют деятельность человека в пределах годового цикла и связывают ее с природными процессами. Практика освоения детьми-мигрантами русской национальной культуры, участие в традиционных народных праздниках благоприятно воздействует на них. Народные праздники помогают детям существовать, не разрушая границ принадлежности современному миру и своей этнической культуре (т. е. будучи современными, впитывают традиционные образы и модели поведения). В нашем классе традиционно проводятся праздники народного календаря: Рождество, Масленица, День славянской письменности Кирилла и Мефодия, Международный день родного языка (21 февраля),. Международный день. Толерантности (16 ноября). В конце учебного года в нашем классе традиционно проводится праздник «Школа – территория дружбы».
- Приобщение детей мигрантов к ценностям культуры России средствами дополнительного образования.
Дополнительное образование, помимо русского языка, предполагает формирование «российской картины мира» для детей мигрантов. В нашей школе созданы условия для развития поликультурного взаимодействия и решения проблем в этом направлении, что находит отражение в перечне объединений и содержании занятий дополнительного образования. Мои ученики посещают занятия в объединениях: «Традиции предков - шаг в будущее», кружок «Куклы народов мира», танцевальную студию «Танцы народов мира», ИЗО-студию, кружок «Спортивные танцы» и «Черлидинг», кружок «Бумажное макетирование», «Лего-конструирование», кружок для юных биологов «Не болей-ка».
- Выставки детских рисунков
Дети с удовольствием рисуют. За счет погружения в мир художественной культуры Санкт-Петербурга детям мигрантам интереснее и проще интегрироваться в новую социальную среду. Темы выставок: «Дружат дети всей Земли», «День Земли», «Мамины глаза», «Масленица», «Дворики Коломны», «Рождественский Петербург», «Планета друзей», «Культура моего народа», «Шире круг».
- Литературно-музыкальные гостиные
Литературно-музыкальные гостиные- это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, гибкая форма организованного общения, это один из видов праздников, литературных вечеров, возможность вспомнить прочитанное, открыть что-то новое, важное, главное для себя. Любая информация, полученная читателем в ходе подготовки и проведения такого мероприятия, развивает, расширяет потребности и вызывает к жизни новые. Темы: «Дороги Победы», «Люблю тебя, Петра творенье», «Поэзия разных национальностей», «Русская поэзия», «Я – петербуржец», «Пёстрый глобус» и др.
- Конкурсы
Дети мигранты с удовольствием участвуют в различных районных и городских конкурсах. Конкурсы чтецов: «Живое поэтическое слово», «Ветры горы разрушают - слово народы подымают», «Разукрасим мир стихами», «Поэзия - музыка слов». Исследовательские конкурсы: «Ступеньки в науку», «Леонардо», «Юные исследователи».
Художественные конкурсы: «Мир в капле осени», «Картина из мусорной корзины», «Мамины глаза» и др.
- Классный проект «Ключи от города»
С целью вовлечения детей мигрантов в социокультурное пространство Санкт-Петербурга был разработан и проведен классный проект «Ключи от города». Ученики нашего класса совершили увлекательное путешествие по историческим и культурным достопримечательностям Санкт-Петербурга, поучаствовали в интерактивной викторине на знание интересных и необычных фактов об истории создания Петербурга. Так же дети в ИЗО - студии нарисовали достопримечательности Санкт-Петербурга и сделали огромную картину, которая украшает холл 2 этажа. Экскурсионная работа помогает учащимся глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием народов России, а также совершенствовать коммуникативные навыки, преодолевая психологические барьеры. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду, как природную, так и социальную.
- Родительские собрания
Информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т. д.); – психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная, консультационная служба, проведение и практикумов и тренингов с родителями, создание общей установки на совместное решение задачи социальной адаптации ребенка ) . Организация родительских собраний на темы: «Семейные традиции разных национальностей», «Формирование нравственных основ личности школьника в многонациональном обществе». Оформление родителями папки – передвижки «Семейные традиции разных национальностей».
- Экскурсии в детские библиотеки им. А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Детские библиотеки имеют опыт работы с детьми разных национальностей. Через проведение культурно – образовательных мероприятий, развитие способностей к восприятию прекрасного, библиотеки могут помочь в формировании навыков межнациональных отношений среди детей разных национальностей. В библиотеке дети мигранты рассматривают иллюстрации в книгах о доброте, дружбе народов, о России.
- Стенгазеты
Стенгазета — это информационный материал на конкретную тему. Она может быть посвящена определенному празднику, человеку, событию, в качестве подтверждения проделанной работы. Дети мигранты с удовольствием делают стенгазеты своими руками, проявляют фантазию, отображают эмоциональный настрой. В результате получаются очень живые композиции: «Петербург и петербуржцы», «Служение во имя России», «Словарь толерантности», «Этнографический портрет школы», «Мы родом из Санкт-Петербурга», «Петербург многонациональный», «Национальный портрет Коломны», «Национальность - Петербуржец», стенгазеты из семейных фотографий «Мир глазами детей».
Народные игры
Народная игра – способ подготовки детей к взрослой жизни, который дает основные жизненные ориентиры в самом раннем возрасте. С помощью игры усваиваются нормы и правила поведения в обществе, оттачиваются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости, возникает понимание воспитательной роли семьи, важности сохранения семейных традиций. Традиции семьи и дома на основании русской народной игры учат взаимопониманию, уважению друг к другу, развивают творческие способности. В народные игры дети с удовольствием играют в группе продленного дня, на уроках физической культуры.
- Народная музыка
Подбор народной музыки разных национальностей для прослушивания в группе продленного дня.
- Выводы:
Специалисты отмечают комфортность пребывания детей в нашей школе, их позитивное отношение к процессу обучения, эмоциональное принятие личности учителя; дети мигранты в начальной школе не пропускают уроки без уважительных причин, не стесняются участвовать в обсуждениях, ролевых играх, групповой работе. В этих условиях происходит систематическое интернациональное воспитание детей. Национальная принадлежность играет не решающую роль в общении детей, здесь главное – вызывает ли человек интерес как личность, может ли он сочувствовать, сопереживать своему партнеру, уважать его. Однако нельзя полностью отодвигать на последний план национальность человека ведь именно он и является носителем особенностей и традиций своей нации. Умение сочувствовать и уважать людей разных национальностей не могут появиться сами собой их необходимо воспитывать, начиная с самого начала, с тех пор, когда ребёнок попадает в первый в своей жизни коллектив Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. На сближение детей разных национальностей в этом случае оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство всем педагогическим процессом и вопросами интернационального воспитания. Большие требования здесь предъявляются к педагогу. Он должен располагать значительным запасом знаний в области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость по отношению к детям любой национальности. Только при таких условиях, возможно, избежать формальное и механическое объединение детей, не понимающих языка друг друга, привить им те качества, которые необходимы для подлинного интернационалиста. Та же чуткость и такт необходимы и тогда, когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой национальности, необходимо создание комфортной среды, которая характеризуется взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением, обеспечением чувства защищенности каждого ребенка. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым – и сохранить такое отношение ко всем народам.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Культурное наследие Санкт-Петербурга и его роль в воспитании младших школьников»
Образовательная семейная прогулка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Экскурсия по Александро-Невской Лавре)
В предлагаемой статье содержится материал об истории создания Лавры, о ее исторических памятниках, о современном состоянии Лавры. Данный материал можно использовать на уроках русского языка, литератур...
Культурное наследие Санкт-Петербурга
Познакомить учащихся с историческим икультурным наследием СПб....
Внеклассная проектная деятельность в рамках образовательного пространства Санкт-Петербурга.
В публикации рассматривается вопрос об использовании культурного потенциала города в процессе воспитания и формирования личности младшего школьника. В качестве примера есть возможнос...
Формировании среды интеграции детей мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга
Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания....
Конспект урока на тему :"Музейное пространство Санкт-Петербурга"
Мною предоставлен конспект урока посвящённый путешествию по музем города Санкт-Петербург....