ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Экскурсия по Александро-Невской Лавре)
статья по русскому языку на тему

В предлагаемой статье содержится материал об истории создания Лавры, о ее исторических памятниках, о современном состоянии Лавры. Данный материал можно использовать на уроках русского языка, литературы, истории, ОРКСЭ, истории и культуры Санкт-петербурга, классных часах, а также во внеурочной и внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskuriya_po_an_lavre.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Основание обители во имя Святой Троицы и во имя святого благоверного великого князя
    Александра Невского

Основание обители во имя Святой Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского относят к первым годам существования Санкт-Петербурга. Так, один из старейших историков Санкт-Петербурга пишет, что уже через год после основания города, весной 1704 года, Петр I выбрал место для будущего монастыря. И основание обители во имя благоверного князя, защищавшего Невские земли от шведов, и выбор места имели не только духовное  значение: в условиях непрекращающейся  Северной войны воспоминание о князе, защищавшем исконные русские земли в далеком XII веке, воспринималось как важнейший политический акт. Однако ведущиеся военные действия не позволяли приступить к созданию обители немедленно. Такая возможность появилась лишь в 1710, после взятия Выборга, когда была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ. Вскоре после этого события, в июле 1710 года,  в журнале Петра Великого появилась запись: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского».

Место, выбранное Государем, было не случайным. Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, известное как Невская битва, когда новгородцы под предводительством князя Александра разгромили шведов во главе с ярлом Биргером, вторгшихся в пределы Руси. Однако на самом деле знаменитая битва произошла сорока верстами выше по Неве, в устье реки Ижоры, где еще в XIV веке была известна деревянная часовня, а затем и церковь (XVI в.) во имя святого князя Александра Невского. Церковь сильно пострадала во время нашествия шведов в Смутное время (XVII в.), но стараниями Александра Даниловича Меншикова, святым покровителем которого был князь Александр Невский, церковь была обновлена. Несмотря на эти факты легенда продолжала существовать, никем не оспаривалась, и, возможно, основанием для этого послужила  другая битва – 18 мая 1301 года – когда новгородцы, возглавляемые сыном князя Александра – князем Андреем, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где находится сейчас Александро-Невская Лавра.

20 февраля 1712 года Петр I  повелел архимандриту Феодосию (Яновскому),  «дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь», который, по замыслу Государя, должен был стать новым духовным центром страны. Он же (архимандрит Феодосий) был назначен первым настоятелем монастыря, когда в нем не было еще ни одного насельника.

Первые монастырские постройки были деревянными и располагались на левом берегу реки Монастырки. Впоследствии строительство было состредоточено на правом берегу, и первым  построенным здесь зданием стала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, в которой 25 марта 1713 года была совершена первая  Божественная Литургия. Этот день и считается Днем Рождения Обители.

  1. Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 года, Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». 11 апреля 1723 года весь  древний Владимир огласился звоном колоколов и собрался у стен Рождественского монастыря. Было решено нести «ковчег с мощами через города и знатные места священным чинам» сначала посуху (до Боровичей), затем – по воде (По Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, а оттуда по Неве) до Санкт-Петербурга. 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадского мира, честные мощи святого князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского, расположенную в верхнем этаже двухэтажной Благовещенской церкви.  Рака со святыми мощами находилась в ней до 1790 года. День перенесения мощей великого князя со временем был внесен в церковный календарь и с 1743 года, по повелению императрицы Елизаветы Петровны отмечался крестным ходом из центра столицы в Александро-Невский монастырь. Первоначально в нем участвовали Государи, позднее он стал общегородским праздником.

  1. Каменное строительство на территории монастыря

Каменное строительство в монастыре началось еще при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был архитектор Доменико Трезини. Однако его проект не во всем отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включенный в него главный собор Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено лишь к концу XVIII века.

Старейшей монастырской постройкой является Благовещенская церковь, возведенная Доменико Трезини в 1717-22 гг. Она же считается старейшей из сохранившихся  каменных церквей Петербурга. С давних пор она служила усыпальницей для особ царствующего дома. Здесь находятся могилы Анны Леопольдовны, Натальи Алексеевны, сестры Петра I. Здесь был погребен Петр III, впоследствии перенесенный по указу Павла I в 1796 г. в Петропавловский собор. Здесь же находятся могилы видных государственных деятелей XVIII века: А.В. Суворова, В.В. Долгорукого, А.Г. Разумовского, А.М. Голицына и др., а также Петербургских епископов – Феодосия (Яновского) и Сильвестра (Кулебки).

К году смерти Петра I (1725) был выстроен северо-восточный двухэтажный (Духовский) корпус и с западной стороны разбит монастырский сад. В 1725-1727 архитектор Т. Шверфегер начал постройку симметричного юго-восточного (Феодоровского) корпуса. Спустя 15 лет работы продолжил П.А. Трезини, завершив их вчерне к 1751 году. Затем, в 1756-1765 гг., по проекту М.Д. Расторгуева возводится южная, а в 1760-1773 гг. – северная линия с угловыми башнями (Семинарский и Просфорный корпуса).

В 1756 году начали возводить здание Архиерейского дома и всего Митрополичьего корпуса. Западная линия, которую строил сначала М.Д. Расторгуев, а затем Антонетти, постепенно изменяла свой первоначальный облик:  надстройки и пристройки выполнялись различными архитекторами, в том числе – под руководством талантливого зодчего М. Горностаева (в 1861 году). По его проекту выполнялись надстройки второго этажа обоих крыльев Митрополичьего корпуса. Знаток архитектурных стилей, он максимально сохранил художественную выразительность прежних монастырских строений.

В 1774 году сооружением стены и въездных северных, или Благовещенских, ворот между Благовещенской церковью и Просфорным корпусом было закончено строительство всего монастырского каре. Оставалось незастроенным пространство в середине уступов восточного корпуса – то место, где по плану должен был возвышаться главный монастырский собор. Возведение Свято-Троицкого собора составляет последний период в строительстве монастыря.

Величественный монастырский собор должен был стать центром всего ансамбля. Его место было определено уже на первоначальном проекте Трезини, хотя автором первого здания был не он, а архитектор Т. Швертфегер. Когда здание было почти завершено, в стенах и сводах образовались трещины. По приказу императрицы Елизаветы Петровны собор был разобран до основания. В 1763 году был объявлен конкурс на лучший проект собора, но он не дал положительных результатов. Строительство было возобновлено лишь в 1774 году по проекту архитектора И. Старова, а завершилось через 16 лет: 30 августа 1790 года собор был торжественно освящен Владыкой Гавриилом (Петровым) и в него перенесены мощи св. благоверного великого князя Александра Невского.

Работу архитектора И. Старова отличала требовательность, тщательность и продуманность: им был составлен обстоятельный перечень работ в их последовательности на год вперед, подробный список необходимых материалов, заготовлявшихся заблаговременно; при постройке собора использовалось изготовление моделей, вплоть до модели петель для навески наружных дверей. Кроме того, архитектору понадобились не только художественное мастерство, но и такт, чтобы вписать здание собора, решенного в классицистических формах, в барочную архитектуру окружающих его строений.

В результате архитектурный облик и декоративное убранство Троицкого собора вызвали восторг современников. И это понятно: в конце XVIII века он был единственным завершенным монументальным собором Петербурга и долго не имел себе равных.

В отделке собора использовались различные материалы: бронза, алебастр, разные сорта мрамора, дерево и др., поэтому в отделочных работах принимали участие мастера самых разнообразных специальностей. Так, алтарь создавали мраморщик И. Пинкетти, «бронзовых и медных дел мастера» и позолотчики П. Ажий, А. Сандос, К. Эст-Берг и И. Тумм, столярный мастер Ф. Кауш. Живопись Царских врат и иконостаса выполнена Я. Меттенлейтером и профессором Академии художеств И.А. Акимовым. Все скульптурное оформление собора  сделано одним из крупнейших русских скульпторов XVIII века Ф. Шубиным. Расписывал собор Ф. Данилов по сырому грунту, закончив работу к открытию собора.[1]

На освящении собора митрополитом Гавриилом присутствовала императрица Екатерина II вместе с кавалерами ордена святого Александра Невского. К этому празднику императрица подарила собору образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии, дорогую утварь и фламандские шпалеры, а в 1794 году - несколько картин работы Ван Дейка, Рубенса, Бассано, Гверчино, Строцци и других западноевропейских и русских мастеров, а также полотна на сюжеты из жизни святого покровителя города.

В 1791 году был оборудован зал для кавалеров ордена святого Александра Невского, а еще через 6 лет вход в храм украсило барельефное изображение этого ордена. В праздник своего покровителя кавалеры собирались у его величественной гробницы, изготовленной по эскизу Г.Х. Грота из колыванского серебра в 1750-1753 гг. на Монетном дворе в Петропавловской крепости (ныне находится в Эрмитаже).

Одновременно со строительством собора Старов разрабатывает проект оформления монастырского выхода на Невский проспект. В центре полукруглой стены он возводит каменную Надвратную церковь, решенную в стиле раннего классицизма. Строительством Надвратной церкви и каменных стен Старов решил сразу две задачи: создал въезд на территорию монастыря и включил в общий ансамбль левобережье с Лазаревской церковью и кладбищем. Работы по реконструкции северной левобережной стороны монастырской территории были завершены к 1789 году.

IV. Деятельность монастыря как центра

духовного просвещения

Одновременно с основной деятельностью обители, состоящей в ее молитвенной жизни, широкое развитие с момента основания получила  просветительская и благотворительная деятельность.

Просветительская деятельность Александро-Невского монастыря выражалась в наставлении в православной вере неверных и неправомыслящих, в организации духовно-школьного образования и в распространении духовных и церковных книг при посредстве монастырской типографии.

Типография в Александро-Невском монастыре возникла в 1720 году, когда в феврале был доставлен первый печатный стан, а затем изготовлен и другой. Печатные работы начаты были с 1 марта 1720 года, и первым изданием были «Четыре поучения», печатавшиеся в трехстах экземплярах с 1 марта по 16 апреля.  Первой книгой, вышедшей из Александро-Невской типографии, было Поучение в день святого Александра Невского, сказанное в 1718 году преосвященным Феофаном (Прокоповичем) в Александро-Невском монастыре и заключавшееся похвальным словом Петру Великому.

С 16 апреля по 16 июня 1720 года сделано первое издание «Букварей» с толкованием блаженств – 1198 экземпляров. Большая часть следующего, 1721 года, была занята также печатанием «Букваря с толкованием десятисловия и символа веры и 9 блаженств». «Толкование блаженств евангельских», сочиненное по указу государя, Петр сам редактировал и в указе Святейшему Синоду из Астрахани 13 июля 1722 года собственноручно писал: «Книгу о блаженствах всю чел, которая зело изрядная и прямой путь христианской, только надлежит предисловие сделать, в котором разныя наши толкованья неправыя ханжеские все выяснить, дабы читающий перво свой порок узнал, и потом пользу и прямую истину, також в конце силу всей книги зело короткою выпискою без толку, понеже оной уже выше писан, положить, дабы мог на память оное иметь, понеже всей книги на память невозможно иметь».[2] 

По синодальному указу 18 ноября 1722 года в Александро-Невской типографии велено было печатать «Букварь» сколько можно в год для рассылки по епархиям, «для учения церковных причетников». В 1723 году было велено «Букварь» в Великий Пост читать в церкви, «дабы готовящиеся к исповеди и Святых Таин причастию <…> лучше могли к истинному покаянию себя приготовить».[3] 

С 1 января по сентябрь 1723 года было напечатано 10000 экземпляров «Букварей» с толкованием блаженств евангельских. В 1724 году значительная партия книг, печатанных в Александро-Невской типографии, была направлена для продажи в Москву. Кроме «Букварей», были напечатаны также Пращицы духовные, Грамматики Славяно-Российские, Четыре поучения, Изображения пунктов. Этими изданиями исчерпывается деятельность монастырской типографии при архиепископе Феодосии (Яновском). Печатные же богослужебные книги для монастырской церкви были приобретены в марте 1725 года в Санкт-Петербургской типографии. В Александро-Невской типографии они не печатались.

25 октября 1721 года распоряжением архиепископа Феодосия создана Славянская школа при Александро-Невском монастыре, которая предназначалась для учения детей от 5 до 13 лет чтению и писанию и стала родоначальницей петербургских духовных учебных заведений. В 1724 году в школе было 54 ученика,  27 из них – крестьянские дети-сироты. Главным учебным пособием был «Букварь или начальное учение отроком» Феофана Прокоповича. В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, были подготовлены переиздания Житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию. Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия становилась одним из высших богословских учебных заведений. В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

18 декабря 1797 года высочайшим указом императора Павла I  Александро-Невский монастырь был переименован в Лавру.

Благотворительная деятельность монастыря была определена еще Петром I  при его основании и должна была состоять в призрении и содержании отставных солдат и сумасшедших. С 1714 года по общему закону в монастырь определялись на пропитание отставные военные – бессемейные могли жить в монастыре, а женатые – при монастыре. В Александро-Невском монастыре для таких военных было предусмотрено 12 мест, которые все были заняты.

Военное начальство также присылало в монастырь «слабоумных» солдат для излечения, которые обычно назначались к строительным работам и через некоторое время выписывались из монастыря излечившимися. Такие присылки были, по-видимому, неприятны для монастыря, и в 1723 году был издан указ не принимать в монастырь «для исцеления и воумления» сумасбродных.

Монахи Александро-Невского монастыря (а затем и лавры) занимались также миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о.Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф умер в 1852 г. и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нес монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк.

Постепенно Александро-Невская лавра становится резиденцией столичной духовной власти, а также одним из центров подготовки архиерейства. Заслуженные монахи Александро-Невской обители получали настоятельство в провинциальных монастырях. Бывали назначения во флот, за границу и в другие места.

Так, пострижеником Александро-Невского монастыря был архиепископ Варлаам, впоследствии епископ Тобольский и Сибирский. Здесь же начинал свой монашеский подвиг старец Феодор Ушаков (в миру Иоанн, дядя знаменитого флотоводца, адмирала Ф. Ф. Ушакова). Десять лет он провел в Александро-Невском монастыре, а затем (в 1757 г.) перебрался в Саровскую пустынь.

Обер-иеромонах Иннокентий (Кульчицкий) в 1721 году был назначен архиереем в Китай. Не дождавшись пропуска на территорию страны от китайских властей, он был назначен в Иркутский Вознесенский монастырь с управлением им. 16 января 1727 года состоялось назначение его епископом Иркутским. Скончался владыка Иннокентий 26 ноября 1731 года. В 1805 году состоялось прославление его мощей.

В начале XIX века в Александро-Невской лавре жил старец схимонах Алексий, которого посетил император Александр I перед своей поездкой в Таганрог. По воспоминанию Н. Шильдера, после разговора со схимником Государь признался сопровождавшему его митрополиту Серафиму: «Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца».[4]

Александро-Невская лавра была местом частых паломничеств царской фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием, а богослужение – красотой и торжественностью. Еще при Петре I в монастыре было введено нотное пение. При Екатерине II было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке. В начале XIX века регентом монастырского хора был протоиерей П.И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. В начале ХХ века в Свято-Троицком соборе установился обычай ежегодно 25 октября, в день кончины П.И. Чайковского, исполнять его литургию. Обычно это делал прекрасный митрополичий хор из 80 человек под руководством И.Я. Тернова.

 

 

  1. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА

В ГОДЫ ГОНЕНИЙ

Перед революцией монастырь считался довольно богатым: его капитал исчислялся в 3 млн.руб., большая часть которого тратилась на благотворительные цели. Священноархимандритом был правящий архиерей, наместником – один из викарных епископов. Число братии колебалось от 130 до 150 человек, половина из них были послушниками.

После Февральской революции 1917 года правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии был избран епископ Гдовский Вениамин (Казанский). С 1918 года он являлся священноархимандритом Лавры, наместником был архимандрит Виктор (Осторовидов).

После Октябрьского переворота в соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церквей» все церковное имущество было национализировано, и уже 4 января 1918 года Александра Коллонтай добилсь принятия решения о реквизиции помещений Александро-Невской лавры для нужд своего наркомата. Монастырское имущество удалось отстоять, но в том же году все жилые помещения перешли в ведение Петросовета, а на территории лаврского каре было организовано захоронение видных партийных деятелей, известное впоследствии как «коммунистическая площадка».

В соответствии с Конституцией 1918 года при каждой церковной общине должен был быть создан церковно-приходской совет. Такой совет был организован и при Александро-Невской Лавре. В его ведении находились сношения с государственной властью и церковно-хозяйственные функции, а также аккумуляция всех денежных пожертвований. Все остальные дела находились в ведении Духовного собора Лавры.

События 13 января 1918 года вошли в историю Александро-Невской лавры как начало гонений на церковь. В этот день митрополита Вениамина посетил сотрудник комиссариата призрения Иловайский и передал, что с этого дня Лавра переходит « в ведение народа» и потребовал выдворения владыки из его покоев. 19 января произошли трагические события в Лавре, в результате которых погиб протоиерей Петр Скипетров. Газеты всех политических направлений, кроме, конечно, большевистских, отозвались на лаврские события на редкость единодушно:

«События, разыгравшиеся в Александро-Невской лавре,  служат достаточным доказательством того, как не следует делать церковную политику… В данном случае борьба начата не церковью, а потому естественно, что, как всякий живой организм, он будет реагировать. У церкви есть уже свои мученики. О. Скипетров скончался от нанесенных ран. Несомненно, число это будет расти», - писала газета кадетского направления «Наш Век».[5] 

В январе 1918 года духовенством и верующими Петроградской епархии, возглавляемой Владыкой Вениамином, были выработаны и предприняты такие формы протеста против разворачивающихся гонений на церковь, которые стали образцом для других епархий: публичное осуждение действий советской власти, направленных на подрыв основ церковного устройства, крестный ход и организация особых братств защиты от насилий. В последующие годы, в разгар новых гонений на Православную Церковь, митрополит Вениамин последовательно и твердо выступал в защиту ее поругаемых святынь.

В декабре 1919 года наместником Лавры был назначен архимандрит Николай (Ярушевич), при котором отношение к Советской власти стало более лояльным. В феврале 1919 года часть лаврских помещений занял Петроградский Епархиальный совет, а надвратная церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте стала приходской.

12 мая 1922 года была вскрыта и изъята рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Рака была вывезена в Эрмитаж, где находится и поныне, а мощи удалось тогда отстоять – шкатулка с ними после осмотра была запечатана и помещена на хранение в алтаре Троицкого собора. Мощи были конфискованы властями лишь осенью 1922 года, после расстрела митрополита Вениамина. Святые мощи были возвращены в собор лишь в 1989 году.

Во время обновленческого раскола 1920-1940-х годов, основой которого была группа  петроградских священников, Лавра на некоторое время перешла в руки обновленцев. Но уже в 1923 году епископу Лужскому Мануилу (Лемешевскому) удалось вернуть братию обители в лоно Православной церкви.

При митрополите Иосифе (Петровых) Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры становится кафедральным и продолжает пребывать таковым до 1933 года. После закрытия собора в 1933 году в ведении Церкви остается только Свято-Духовский храм, который закрывается в 1935 году. С этого времени весь комплекс лаврских зданий используется под хозяйственные нужды.

В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, отношение Советского правительства к Русской Православной церкви несколько изменилось, государство возвращает Свято-Духовский храм Лавры для организации и размещения Ленинградского Епархиального управления. Новый митрополит Ленинградский, Григорий (Чуков) ходатайствует перед светской властью и о возвращении Свято-Троицкого собора, но безуспешно. Он будет возвращен Церкви лишь в 1956 году при митрополите Елевферии (Воронцове). Первым настоятелем собора после его освящения 12-13 сентября 1957 года стал епископ Алексий (Коноплев).

В 1961 году, в годы хрущевских гонений на веру и церковь, поступило распоряжение о передаче Свято-Духовского храма государству, в связи с чем останки преосвященных митрополитов Григория и
Елевферия были перенесены в специальную крипту Свято-Троицого собора, а Епархиальное управление переехало в здание Духовной Академии, на наб. Обводного канала, 17.

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ЛАВРЫ

В настоящее время Александро-Невская лавра является действующим общежительным мужским монастырем. Знаменательным событием явилось возвращение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Это произошло 3 июня 1989 года, когда Ленинградскую кафедру возглавлял митрополит Алексий (Ридигер), ныне Святейший Патриарх Московский и Всея Руси.

Возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года, при правящем архиерее митрополите Иоанне (Снычеве). Первым наместником монастыря стал епархиальный духовник архимандрит
Кирилл (Начис). К этому времени монашествующим был передан Духовской корпус, где и поселилась братия, состоявшая в основном из пострижеников Санкт-Петербургских Духовных школ.

Первое монашеское богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор учащихся Духовной Семинарии. Первоначально ежедневное богослужение совершалось в Никольском кладбищенском храме, кроме воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком соборе.

С апреля 1996 года правящим архиереем является Высокопреосвященнейший Митрополит Владимир (Котляров). 5 апреля 1996 года состоялась символическая передача комплекса Лавры.

С октября 1996 года наместником Лавры является архимандрит Назарий (Лавриненко), который был утвержден указом Священного Синода в апреле 1997 года. В ноябре 1997 года был принят монастырский устав и назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала жить полноценно монашеской жизнью.

По данным на конец 2004 года братия Лавры насчитывает около 30 насельников. Кроме наместника Лавры, в обители проживают два архимандрита, два игумена и семь иеромонахов. В числе братии также восемь иеродиаконов, два монаха и три инока. Кроме того, в обители находятся восемь послушников и до десяти трудников.

В настоящее время численность Лавры постоянно увеличивается за счет новых постригов достойных лиц из числа послушников, а также монашествующих, приходящих из других монастырей.

  1. CВЯТЫЕ, СВЯТЫНИ И ПРАЗДНИКИ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ

  1. СВЯТЫЕ

  1. Сятитель Иннокентий Иркутсткий
  2. Святитель Софроний, Архиепископ Иркутсткий
  3. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (Богоявленский)
  4. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (Казанский)
  5. Священномученик Серафим, митрополит Ленинградский (Чичагов)
  6. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (Дроздов)

2. СВЯТЫНИ

  1. Мощи святого благоверного великого князя Александра Невского
  2. Святые мощи, почивающие в ковчеге Троицкого собора Александро-Невской лавры
  3. Икона Спасителя
  4. Мироточивая икона св. блгв.вел.кн. Александра Невского (в алтаре)

3. ПРАЗДНИКИ

6 ДЕКАБРЯ – День памяти святого благоверного великого князя Александра Невского

12 СЕНТЯБРЯ – Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского

3 ИЮНЯ – Второе перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского

 День Святой Троицы. Пятидесятница

Духов день – первый по Пятидесятнице

14 ОКТЯБРЯ  - Покров Персвятой Богородицы

22 НОЯБРЯ – Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

22 МАЯ, 19 ДЕКАБРЯ – Дни памяти Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца

13 АВГУСТА – День памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского

7 ФЕВРАЛЯ – День памяти священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого

11 ДЕКАБРЯ – День памяти священномученика Серафима, митрополита Петроградского

22 ФЕВРАЛЯ, 9 ДЕКАБРЯ  - Дни памяти святителя Иннокентия Иркутского

12 АПРЕЛЯ, 13 ИЮЛЯ – Дни памяти святителя Софрония Иркутского

VIII. НЕКРОПОЛИ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ

С первых лет существования монастыря на его территории происходили погребения. Первое погребение совершено там, где первоначально располагался монастырь, на левом берегу реки Монастырки, там, где сейчас находится Лазаревское кладбище.

Старейшее из монастырских кладбищ - Лазаревское, нынешний Некрополь XVIII века. На сто десять лет моложе бывшее Тихвинское кладбище - Некрополь мастеров искусств. Они находятся на левом берегу Монастырки. С 1861 г. существует Никольское кладбище, расположенное за Троицким собором, вдоль нынешнего проспекта Обуховской обороны. Ряд монастырских церквей (начиная с Благовещенской) также строились как усыпальницы: Лазаревская, Духовская, Тихвинская, Федоровская, Исидоровская, Никольская.

Погребения были одной из важных статей монастырского дохода. Средства, полученные от продажи места за могилу, шли на содержание духовной семинарии. На основе богатейшего собрания надгробных памятников XVIII-начала XX в. в Александро-Невской лавре в 1932 г. был создан музей-некрополь. С 1939 г. в его ведение перешли все памятники, монументы и мемориальные доски Ленинграда; отсюда его название - Государственный музей городской скульптуры. Не являются музейными объектами Никольское кладбище и организованная на монастырском дворе в первые революционные годы Коммунистическая площадка, где находятся захоронения активных деятелей революции и гражданской войны, а также могилы защитников Ленинграда в годы героической обороны города 1941-1944.

1. Лазаревское кладбище

Это место - своего рода ядро, от которого началось строительство Александро-Невского монастыря. Памятники для Лазаревского кладбища создавали И. П. Мартос, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. П. Толстой, мастера известнейших петербургских монументных мастерских Земмельгака, Трискорни, Мадерни. Названия дорожек Некрополя ХУШ века связаны с памятниками, находящимися на них: Ломоносовская, Россиевская, Бетанкуровская, Захаровская, Радищевская, Старовская и Фонвизинская. От входа в некрополь идет вымощенная кирпичом Петровская дорожка, от нее через центр некрополя проходит дорожка Мастеров искусств.Для Лазаревского кладбища характерны сохранившиеся родовые гнезда. Так, близ входа в некрополь находятся памятники Ольхиных, Ростовцевых, Кусовых и Кокушкиных - представителей богатого петербургского купечества, связанных семейными узами. Тут же памятники родственных семей Яковлевых, Зиминых, Авдулиных, Шишмаревьк, происходящих от осташковского крестьянина Саввы Яковлева, крупнейшего русского заводчика ХVШ в. Сохранился ряд памятников Мордвиновых, Столыпиных, Муравьевых, породнявшихся в разных поколениях. Фамилия М. В. Ломоносова представлена надгробиями его дочери и внучки вблизи памятника самому ученому, а также саркофажцем Николеньки Волконского, с эпитафией, написанной А. С. Пушкиным,- у южной ограды некрополя. Мать Николеньки, жена декабриста С. Г. Волконского, Мария Николаевна Раевская,-правнучка Ломоносова по матери. В Лазаревском некрополе также похоронены: вдова А. С. Пушкина, Наталья Николаевна, со своим вторым мужем, генералом П. П. Ланским; жены А. Н. Радищева, Г. Р. Державина, матери К. Н. Батюшкова, Н. П. Огарева, поэта-декабриста А. И. Одоевского и другие родственники наших известных литераторов, музыкантов, ученых.

  1. Лазаревская усыпальница

Известно, что, когда в июле 1710 г. Петр I в сопровождении будущего архимандрита Невского монастыря, а тогда настоятеля новгородского Хутынского монастыря Феодосия (Яновского), А. Д. Меншикова, Ф. М. Апраксина, Г. И. Головкина, И. А. Мусина-Пушкина осматривал местность, на двух берегах Черной речки были водружены деревянные кресты. В 1712 г. на левом берегу заложили первую деревянную церковь. Она была освящена 25 марта 1713 г. в память Благовещения Пресвятой Богородицы и представляла собой квадратное здание, увенчанное барабаном со шпилем и крестом. За ее алтарем с 1717 г. существовала небольшая каменная Лазаревская церковь-усыпальница.

Хотя Шереметевы по традиции рассматривали Лазаревскую церковь как родовую усыпальницу, здесь были и другие захоронения. Близ северной стены был погребен граф А. П. Шувалов, принадлежавший к интимному кругу Екатерины II. У западной стены находился памятник княгини А. П. Гагариной (рожд. Лопухиной), фаворитки Павла I, там же был погребен основатель Херсона И. А. Ганнибал, двоюродный дед А. С. Пушкина.

  1. Благовещенская усыпльница

Незадолго до освящения Благовещенской церкви в ней произошло погребение вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны, жены брата Петра I царя Иоанна V, скончавшейся в октябре 1723 г. В том же году близ иконостаса Благовещенской церкви были перезахоронены из Лазаревской усыпальницы царевна Наталья Алексеевна и царевич Петр Петрович. В июле 1762 г. в центральной части усыпальницы был погребен внук Петра I император Петр III. Похороны свергнутого императора, задушенного в Ропше, проводились без должной торжественности. Благовещенская усыпальница стала своеобразным памятником "эпохи дворцовых переворотов": здесь еще в 1746 г. была похоронена внучка Иоанна V, Анна Леопольдовна, мать императора Иоанна Антоновича, свергнутого с престола в 1741 г. Прах правительницы, скончавшейся в изгнании, был доставлен из Холмогор. В ноябре 1796 г. стены Благовещенской церкви стали свидетелями мрачной церемонии, которая произвела неизгладимое впечатление на современников. Прах Петра III, по повелению восшедшего на престол его сына Павла I, был извлечен из каменного склепа. Вторичное погребение императора, со всеми соответствующими его титулу почестями, было проведено в Петропавловском соборе, рядом с его женой, Екатериной II. С тех пор Петропавловский собор получил статус великокняжеской усыпальницы.

12 мая 1800 г. в Благовещенской церкви был погребен А. В. Суворов. Похороны генералиссимуса стали заметным событием в жизни Петербурга. Казалось, весь город вышел на Невский проспект проводить в последний путь великого полководца. На северной стене появилась эпитафия в виде бронзового золоченого медальона, в раме которого помещены знамена, пушки, лавровый венок и палица Геркулеса - символы воинской славы и мужества. Плита с надписью «Здесь лежит Суворов» установлена его внуком.

В усыпальнице Благовещенской церкви похоронены сановники высокого класса: А.Г. Разумовский, И.И. Шувалов, И.И. Бецкой, А.А. Вяземский, А.А. Нарышкин и др.

4. Тихвинское кладбище

В марте 1823 г. канцелярия Александро-Невской лавры предложила "по случаю тесноты и недостатка от давнего времени находящегося при церкви Святого Праведного Лазаря лаврского кладбища... учредить таковое ж кладбище против оного на другой стороне, в том самом месте, где состоит С.-Петербургская Духовная Консистория и лаврский огород, с устроением вновь каменной ограды" (ее проект составил лаврский архитектор В. П. Петров). Первоначально под кладбище, наименованное Новым Лазаревским, отвели участок между проездом и консисторией, которую отгородили деревянным забором. В июле 1826 г. на кладбище был похоронен Н. М. Карамзин. Со временем этот участок близ восточной ограды превратился в семейное место Карамзиных: здесь похоронены вдова писателя, его дочери, зять. Рядом с Карамзиным было выбрано место для надгробного памятника В. А. Жуковскому, созданного в 1857 г. при участии скульптора П. К. Клодта. "У передних прямых мостков по левую руку", то есть слева от главной дорожки, февраля 1833 г. проходили похороны Н. И. Гнедича, переводчика "Илиады". Гроб Гнедича провожали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, П. А. Плетнев, Ф. П. Толстой, А. Н. Оленин. Все они, кроме Пушкина, нашли свой последний приют на кладбищах Невского монастыря. Недалеко от Н. И. Гнедича, свыше двадцати лет работавшего в Императорской Публичной библиотеке, в 1843 г. был похоронен ее первый директор А. Н. Оленин. Памятник ему поставлен рядом с надгробием жены, Елизаветы Марковны, эпитафию которой, вырубленную в граните, сочинил И. А. Крылов. Спустя шесть лет великий русский баснописец скончался; похоронен он рядом с Гнедичем. В нескольких шагах от его памятника  надгробие Е. А. Баратынского, скончавшегося в том же 1844г.

1 февраля 1881 г. на Тихвинском кладбище состоялись похороны Ф. М. Достоевского. Вдова писателя Анна Григорьевна вспоминала, что Александро-Невская лавра предложила для его погребения любое место на своих кладбищах. Представитель лавры сказал, что монашество "просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах писателя Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры". Место было найдено вблизи могил Карамзина и Жуковского;спустя два года был установлен памятник по проекту архитектора X. К. Васильева и скульптора Н. А. Лаверецкого. Близ северной ограды в 1880-е гг. были поставлены рядом надгробные памятники М. П. Мусоргскому и А. П. Бородину. В самом конце ХГХ в. в этой же части Тихвинского кладбища появился памятник П. И. Чайковскому, похороненному в лавре в 1893 г. Трагической страницей в истории Тихвинского кладбища стали первые послереволюционные годы. Не было возможности охраны могил, памятники стремительно разрушались. 19 января 1918 г. в лавре погиб настоятель Скорбященской церкви о. Петр Скипетров. Его убили выстрелом в упор ворвавшиеся в Митрополичий корпус солдаты, которых престарелый священник пытался остановить. Похоронили о. Петра на Тихвинском. Его могила, как и другие захоронения, осуществленные здесь с 1917 по 1932 г., не сохранилась. В 1926 г. Тихвинское кладбище закрыли, но захоронения продолжались до 1932 г., когда было принято решение о создании музея-некрополя мастеров искусств. На Тихвинском кладбище произошла радикальная ломка. Организация музея-некрополя находилась в непосредственной связи с планом уничтожения целого ряда исторических кладбищ города. Для организации некрополя были перенесены памятники с кладбищ Сергиевой пустыни, Фарфоровского, Митрофаниевского, Малоохтинского православного, Выборгского римско-католического. Смоленских православного, лютеранского и армянского, Волковских православного и лютеранского. Новодевичьего, Никольского, Георгиевского на Большой Охте. На самом кладбище было разрушено огромное количество могил не устраивавших коммунистическую власть. Тихвинское кладбище перестало существовать. В послевоенные годы в некрополе были похоронены некоторые известные деятели советского театра и изобразительного искусства: художник-баталист М. И. Авилов, артисты Театра им. А. С. Пушкина В. А. Мичурина-Самойлова, Е. П. Корчагина-Александровская, Ю. М. Юрьев, Н. К. Черкасов и др. В 1972 г. в Некрополь мастеров искусств перенесли из Франции прах и надгробие композитора А. К. Глазунова. В 1968 г. рядом с памятником Ф. М. Достоевскому был предан земле прах вдовы писателя, Анны Григорьевны, скончавшейся в 1918 г. в Ялте, и внука - А. Ф. Достоевского. Последними по времени стали похороны летом 1989 г. выдающегося советского театрального режиссера Г. А. Товстоногова.

  1. Никольское кладбище  

В 1861 г. место между монастырем и Невой отвели под кладбище, в котором лавра остро нуждалась. В лаврских кладбищенских списках первое упоминание о захоронении "на новом кладбище что в ограде за собором" относится к сентябрю 1863 г., когда здесь похоронили вдову бывшего служителя Сергея Тимофеева. С 1868 г. кладбище именовалось Засоборным, а в 1877 г. получило название Никольского, по имени церкви свт. Николая Мирликийского, построенной в 1868-1871 гг. по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова. Под церковью была устроена усыпальница на средства семьи купца Н. И. Русанова. Облик Никольского кладбища соответствовал его назначению - это был один из наиболее дорогих и престижных некрополей столицы. Вторая половина XIX в.- время формирования Никольского кладбища. Среди похороненных на Никольском кладбище - писатели и артисты, военные деятели, журналисты, ученые. Именно здесь хоронили первых русских авиаторов. Жертвам войны 1914-1918 гг. была устроена братская могила на восточной стороне пруда (не сохранилась).

На Никольском, как и на Тихвинском, кладбище имеются могилы, пользующиеся особым почитанием верующих людей. Так, в юго-восточной части похоронен известный в начале XX в. блаженный Матвей. Северо-западный участок некрополя, отделенный от основного массива Архиерейской дорожкой, с конца XIX в. служил для погребения монахов Александро-Невской лавры и петербургских митрополитов. Он и сейчас сохраняет название Братское кладбище. В 1979 г. здесь был похоронен митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, и прихожане Троицкого собора стали ухаживать за всеми сохранившимися могилами. В 1988 г. на Братском участке установлен новый дубовый крест на могиле митрополита Антония (Вадковского) и кресты перезахороненным в 1932 г. из Исидоровской церкви митрополитам Исидору и Палладию. Рядом стоит крест-кенотаф митрополиту Петроградскому Вениамину, расстрелянному по сфабрикованному обвинению в укрытии церковных ценностей при их насильственной реквизиции в 1922 г. Также одним из почитаемых верующими является место захоронения митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева).


[1] Однако в 1806 году во время ремонта первоначальная роспись была «записана», а новая была выполнена А. Джиакомо по рисунку арх. Д. Кваренги. Впоследствии (1862-63 гг.) вся живопись на стенах, сводах и в куполах была заменена по рисункам профессора Академии художеств Е. Солнцев  академиком живописи П. Титовым. В ХХ веке (1957-60 гг.) во время капитальных научно-реставрационных работ были раскрыты росписи Кваренги-Джиакомо. Если учитывать, что Ф. Данилов отклонился от проекта И. Старова,  по замыслу которого все своды должны были быть украшены кессонами, то ныне существующая роспись собора, вероятно,  максимально соответствует первоначальному замыслу великого зодчего.

[2] Цит. по кн.: Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1997. С. 184.

[3] Там же. С. 185.

[4] Цит. по кн.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 82.

[5] Цит. по: Небесные покровители Санкт-Петербурга / Сост. О. С. Надпорожская. СПб., 2003. С. 255.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных методик и приёмов в урочной и внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»

Из опыта работы воспитателей   Огоньковой А.С. и Антоновой Л.Ш., представленном на  практическом семинаре по использованию видов арт –терапии в  работе с детьми начальной...

Внеклассная проектная деятельность в рамках образовательного пространства Санкт-Петербурга.

В публикации рассматривается вопрос об использовании культурного потенциала  города   в процессе воспитания и формирования личности младшего школьника. В качестве примера есть возможнос...

«Использования интерактивного голосования «VOTUM БАЗА» в урочной и внеурочной деятельности»

laquo;Использования интерактивного голосования «VOTUM БАЗА» в урочной и внеурочной деятельности»...

Формировании среды интеграции детей мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга

Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания....

Формирование среды интеграции детей-мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга

Данная статья представляет практический опыт учителей  начальной школы ГБОУ СОШ № 259 имени М.Т.Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в решении проблем обучения, воспитания,...