Образовательная программа «История страны в истории семьи»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
На основе авторской программы «Познай свои корни», существующей в рамках программы сетевого взаимодействия «Досуг- дело серьезное» при МКОУДОД Дом детского творчества создана новая- «История страны в истории семьи". Она является общеразвивающей программой дополнительного образования, направленной, прежде всего на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе, накоплению социального опыта. Она способствует развитию познавательного интереса к истории, культуре и воспитанию у детей любви к Родине, знакомит с историей и культурой России и Рамонского края, Дома детского творчества и детского движения через историю семьи. Являясь модифицированной, она может быть использована как годовая, для дошкольников 5-6 лет (на базе детских садов) и как программа гражданско-патриотического воспитания в рамках ФГОС в начальной школе и среднем звене основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа "История страны в истории семьи" | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Рамонского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и согласована. Утверждаю:
методическим объединением директор дома детского творчества
Протокол №______ _______________ Н.А.Свиридова
От «___»___________2017г. «_____»__________________2017г.
Принята на методическом совете
Протокол №_____
От «___»_______________2017 г.
Образовательная программа
«История страны в истории семьи»
Руководитель:
педагог дополнительного образования
Попова Ольга Леонидовна
Адрес: п.Рамонь, ул. Советская,40
Возраст, на который рассчитана
программа: от 6 до 10 лет
Год создания: 2015
Срок реализации: 1 год
2015 год
На основе авторской программы «Познай свои корни», существующей в рамках программы сетевого взаимодействия «Досуг- дело серьезное» при МКОУДОД Дом детского творчества создана новая- «История страны в истории семьи". Она является общеразвивающей программой дополнительного образования, направленной, прежде всего на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе, накоплению социального опыта. Она способствует развитию познавательного интереса к истории, культуре и воспитанию у детей любви к Родине, знакомит с историей и культурой России и Рамонского края, Дома детского творчества и детского движения через историю семьи. Являясь модифицированной, она может быть использована как годовая, для дошкольников 5-6 лет (на базе детских садов) и как программа гражданско-патриотического воспитания в рамках ФГОС в начальной школе и среднем звене основной школы.
Данная программа базируется на краеведении (родиноведении), что означает знание своей Родины, ее природы, истории, культуры, быта, традиций местного населения, из которых берут начало семейные традиции. Она реализуется на основе взаимодействия с семьей, т.е. с родителями и предоставляет каждому ребенку право освоить духовно-нравственные традиции и бесценное наследие предыдущих поколений, осознать свои корни, дает начальные навыки исследовательской работы. В отличие от основных образовательных программ данная программа, являясь сквозной, охватывает весь контингент воспитанников Дома детского творчества 6-14 летнего возраста, решая одну из задач Дома детского творчества - создание единого воспитательного пространства через краеведческую деятельность.
Занятия по данной программе проходят в виде игры в «Школу родиноведения».Режим работы- 2 раза в неделю по два часа. При этом используются самые различные формы проведения занятий – от мастер-класса, проводимого педагогом д/о и «урока-путешествия», «урока-спектакля», «урока-сказки», до творческой лаборатории, где проводится защита детских работ. На занятиях обязательно ведется словарик краеведа, а по итогам заполняется древо познания.
Актуальность программы состоит в том, что она решает одну из задач дома детского творчества - объединение всех воспитанников в процессе приобщения обучающихся к изучению своих корней и формирования духовности и патриотизма с раннего возраста, социализация личности ребенка.
Цель:
Воспитание духовности и патриотизма, уважения к ценностям, традициям отечественной культуры через изучение малой Родины, народа через историю семьи, социализация личности ребенка.
Воспитательные задачи:
- пробуждение русского национального духовного характера, глубинными чертами которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение Отечеству, народу;
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма;
Обучающие задачи:
- знакомство школьников с историей, традициями и культурой большой и малой Родины через традиции семьи;
- практическое знакомство с традиционными ремеслами родного края;
- формирование навыков исследовательской работы;
- активизация познавательного интереса к отечественной истории и культуре.
Развивающие задачи:
- развитие логического мышления и творческих способностей;
-реализация умственного, духовного и творческого потенциала воспитанников.
Особенностью методики программы являются:
- Применение в образовательном процессе музейной педагогики.
- Введение специально разработанных алгоритмов обучения.
- Работа по индивидуальным планам.
- Творческие лаборатории по направлениям программы
- Совместная с родителями деятельность
- Игровая форма проведения занятий.
- Домашняя работа.
Знания, умения, навыки, приобретаемые детьми в ходе работы по программе:
-знакомство с общими сведениями об истории и культуре родного края.
-умение пользоваться формами исторического исследовательского и этнографического поиска;
- навыки исследовательской работы, необходимые для участия в школьных, районных и областных краеведческих конкурсах,
для выступления с докладами, статьями, создания творческих работ, изготовление книжек- малышек.
Педагогический контроль:
Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся предусматривает следующие этапы и уровни:
Промежуточный контроль:
- проверка активного усвоения уровня знаний и навыков и умений
проводится путем самоанализа через тесты и при заполнении древа познания;
- при заполнении словарика краеведа;
- при работе с листками активности.
- творческое использование полученных знаний осуществляется:
∼ в подготовке детей к публичным выступлениям,
∼ в подготовке творческих работ, книжек-малышек.
- промежуточный контроль предусматривает участие обучающихся в выставках, конкурсах, проводимых в рамках программы «Познай свои корни».
Итоговый контроль:
Контроль осуществляется с учетом следующих показателей:
- умения работать по памяткам и путеводителям;
- активности участия обучающихся в выставках, конкурсах в рамках
программы «Познай свои корни»;
- результатам участия в районных и областных мероприятиях и конкурсах краеведческой направленности.
Ожидаемые результаты:
- Освоение воспитанниками азбуки краеведения и методов научно-поисковой работы. Участие кружковцев в районных мероприятиях по краеведению и гражданско-патриотическому воспитанию.
- Повышение интереса у детей к краеведческой деятельности;
- Использование наработанного программой материала в музейной педагогике школьных музеев, музейных уголков детских садов и закладке базы краеведческого центра для района.
Внешняя структура осуществления программы
Учебно тематический план
п/п | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Род и родина- слова одного корня: -вводное занятие-открытие школы родиноведения; - семья-это связь поколений; -род и Родина- слова одного корня; -музей семейных реликвий; -история страны в истории семьи; -наследие поколений, гербы России и Рамонского района; -красный галстук в моей семье; - гордость моей семьи- это гордость России; -массовые мероприятия, конкурсы, итоговое занятие-встреча поколений |
1 2 2 2 2 2 2 2 - | 1 2 2 2 2 4 4 4 8 |
2 4 4 4 4 6 6 6 8 |
2. | Материальная и духовная культура наших предков: -как жили наши предки; -русская изба- жилище наших прадедов; -сарафан- нестареющий символ моды; -русская народная игрушка; -представление славян о мироздании; -обряды и традиции, русская календарная обрядовая культура; -обрядовые праздники; - массовые мероприятия, конкурсы, итоговое занятие «Что мы знаем о старине» | 3 3 2 2 3 3 2 - |
3 3 4 8 3 3 8 8 |
6 6 6 10 6 6 10 8 |
3. | История страны в истории семьи: -мои знаменитые земляки и мои знаменитые предки; -что в имени этом сокрыто…; -детское движение в Рамонском районе -мой дом и Дом, в котором живет радость творчества; -массовые мероприятия, конкурсы, итоговое занятие-Родина любимая моя |
2 4 3 4 4 - |
4 6 3 2 4 6 |
6 10 6 6 8 6 |
Итого: | 50 | 94 | 144 |
Тематический план
1.Род и родина - слова одного корня:
Семья-это связь поколений
Знакомство, вводное занятие. Открытие школы родиноведения. СемьЯ - это связь поколений. Урок экскурсия в музее семейных реликвий. Знакомство с генеалогией, понятиями родовых корней, с семьей, как ячейкой общества, с однородным и разнородным родством. Создание семейного архива и ведение родословников. Составление генеалогических древ. Путешествие в прошлое, создание сказок и книжек «Мои предки-богатыри». Используется презентация, вопросно-ответная и эвристическая беседы. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
Музей семейных реликвий
Урок- конференция. Учет, хранение и выставка семейных экспонатов. Совместная с родителями конференция на тему «Величие моего рода - это величие моего народа». Дети по предметам, принадлежащих их родственникам, готовят информацию о своих родственниках, трудом которых созидался Рамонский край, о защитниках Отечества. Используется презентация, вопросно-ответная и эвристическая беседы. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
История страны в истории семьи.
Работа с презентациями. Дети готовят презентации и книжки-малышки о своих предках. Раскрываются 4 темы: предки, жившие в царской России, предки-участники революционных событий, предки- строители социализма, предки- защитники Отечества. Используется презентация, вопросно-ответная и эвристическая беседы. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
Наследие поколений.
Геральдика. Гербы России и Рамонского района. История возникновения герба. Основные положения геральдики. Гербы России и Рамонского района и содержание их основных символов. Работа творческой лаборатории, создание семейных гербов.
Используется наглядность (макеты форм гербов), презентация, вопросно-ответная и эвристическая беседы. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
Они прославили наш край.
Знаменитые родственники детей. Знаменитые земляки нашего края. Люди, внесший вклад в развитие нашего края, науки и культуры. Герои Советского Союза, ветераны войн, труженики тыла, ветераны труда, профессий. Проведение акции «Забота». Работа творческой мастерской по выпуску книжек – малышек. Домашние задания. Использование презентаций, музейных экспозиций, выставок. Встречи, эвристическая беседа, вопросно – ответный метод (проблемные вопросы).
Знакомство с известными поэтами и художниками нашего края, с интересными событиями и случаями, произошедшими с ними, а так же их творениями, написанными в Рамонском крае или о Рамони. Творчество художников Э.Ефанова, Левина, Мухина, Бабецкого, О.Ольденбургской. Рамонские поэты: Д. Веневитинов, В.Земледельцев, Г.Игнатов, В.Панкратов, И.Коростелев, Л.Лопатина. Развивать у детей интерес к затронутой на занятии теме творчества известных людей в истории нашего края, актуальности ее в настоящее время. Способствовать развитию творческого воображения.
Используется презентации, чтение стихов и фрагментов воспоминаний художников и поэтов, узнавание художников по манере и стилю живописи (привлечение знаний и опыта детей), интерактивные приемы (использование листков активности), игровые ситуации «оживи картину» и «аукцион».
Красный галстук в моей семье
Знакомство с пионерским детством родителей. История Всесоюзной пионерской организации. История детского движения Рамонского района. От пионеров к ровесникам. История создания детской организации «Ровесник». Программа деятельности детской организации, ступени роста. Путешествие по станциям от высоты к высоте. Используются игровые элементы, викторина вопросно-ответная и эвристическая беседы. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
Массовые мероприятия и конкурсы.
Итоговое занятие- встреча детей и родителей со знаменитыми земляками
Выставка музея семейных реликвий. Экскурсия для родителей по музею «Эстафета поколений» и Дому детского творчества.
Материальная и духовная культура наших предков:
Как жили наши предки.
Знакомство с понятиями материальная и духовная культура. Знакомство с архитектурными памятниками нашего края, бытовой культурой, народными промыслами и ремеслами. Гончарный, бондарный промысел, ковроткачество, лоза плетение славян. Работы мастеров Лямзина (гончарное производство) и Юсубовой (лоза плетение). Духовное наследие славян. Традиционные праздники нашего края, творчество сказительницы Барышниковой. Используется вопросно-ответная беседа, элемент ролевой игры. В путешествии используются карты, схемы и рисунки, старинные предметы быта, ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
Русская изба
Знакомство в форме путешествия с различными архитектурными формами, существовавшими на Руси: изба, терем, палаты, кремль, дворец. Поиск ответа на вопрос, почему жилище наших предков называется изба, объяснение функциональности использования жилищного пространства избы и подворья, поиск ответа на вопросы как назывались старинные предметы быта. В путешествии используются презентация, карты, схемы и рисунки, ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
Сарафан - нестареющий символ моды.
Знакомство с русской национальной одеждой: сарафаном, рубахой, паневой, поиск ответа на вопрос, почему до ХП века сарафан был одеждой и мужчин и женщин. Знакомство с украшением русской одежды, элементами русского орнамента. Создание собственный семейный орнамент, ищут ответ на вопрос, какие особенности этой одежды сохранили моду на сарафан до наших дней. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
Русская народная игрушка
Знакомство с русской национальной игрушкой: деревянной, соломенной, глиняной и тряпичной. Богородская резьба. Дымковская, Каргапольская, Вятская и Карачунская глиняная игрушка. Русско-Гвоздевская игрушка, плетеная из лозы и соломки. Русская народная тряпичная кукла: игровая, обрядовая, обереговая. Работа творческой мастерской по изготовлению игрушек и кукол.
Представление славян о мироздании.
Знакомство с мировоззрением славян, с понятиями этнография и духовная культура. Язычество - дохристианская религия славян. Дети становятся участниками спектакля по славянской мифологии, коллективно создавая образ мироздания славян, размещая на древе мира языческих богов. Они рассуждают, объясняют выражения, решают проблемные задачи и ведут «словарик краеведа». В творческой атмосфере в игровой ситуации они коллективно дают ответ, почему спектакль называется «Притча во языцах». По итогам занятия заполняется древо познания, где дети дают личную оценку занятию.
Обряды и традиции.
Культура славян. Обряды и обычаи. Календарная обрядовая культура. Посиделки. Русское чаепитие. Дети знакомятся с историей обрядовой культуры и праздников, развивают творческую активность, умение рассуждать. Они вовлекаются в прошлое в ходе ролевых игр. Занятие проводится в форме инсценировки. Используются различные куклы, смена интерьеров, наглядность (музейные предметы, репродукции, фотографии), вопорсно-ответный метод, эвристическая беседа. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
Обрядовые праздники
Рождественские посиделки.
Общее знакомство с христианством. Основные религиозные праздники. Мини спектакль о Рождестве Христове. Рождественские колядки. Рождественская традиция огонька. Изготовление рождественских пряников, рождественские игры. Святки. Содержание святочной недели. Используются вопорсно-ответный метод, эвристическая беседа. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
Масленница.
Урок- инсценировка. Исторические корни праздника. Содержание масленичной недели. Масленичные игры, обряды, угощения. Творческое представление встречи и провод Масленицы. Используются куклы, смена интерьеров, рисованный календарь, вопорсно-ответный метод, эвристическая беседа. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.
Массовые мероприятия и конкурсы
Итоговое занятие в виде игры-путешествия. Старина, старинка- эпическое сказание, былина. Былинные герои богатыри, их подвиги, происхождение и любимые занятия. Богатыри сопровождают детей в игровом путешествии, где на маршруте встречаются игровые препятствия, задания и загадки. Они основаны на ранее изучаемом материале о материальной и духовной культуре славян.. Используются проблемные ситуации, наглядность, пословицы и загадки, просмотр видеосюжетов. Победители и участники получают самодельные значки и медали умников и умниц.
История страны в истории семьи
История родного края.
Край, в котором живет моя семья. События и даты. Год образования Рамони и Рамонского района. Основные вехи их становления. Исторические загадки нашего края. Различные версии происхождения названия «Рамонь» и названий близлежащих сел. Знаковые символы эпох, скрытые в археологических, исторических и архитектурных памятниках. Создание атмосферы радости от общения с прошлым. Использование сказок, загадок, игровых ситуаций, ролевой игры. Использование вопросно-ответного метода. Знаменитые люди Рамонского района.
Знаменитые земляки нашего края. Люди, внесшие свой вклад в развитие нашего края, науки, культуры, Герои Советского Союза, ветераны войн, труженики тыла, ветераны труда и профессий. Проведение акции «Забота». Работа творческой мастерской по выпуску книжек – малышек. Использование презентаций, музейных экспозиций. Встречи, эвристическая беседа, вопросно-ответный метод (проблемные вопросы), работа с листками активности. Заполнение словарика краеведа и древа познания.
Документальные и исторические памятники нашего края.
Урок-путешествие. Исторические, документальные и природные памятники нашего края. История их происхождения. Архитектурное наследие края- дворец Ольденбургских, бывший сахарны завод, усадьба Тулинова, усадьбы Веневитиновых, православные храмы. Музейные экспозиции школьных музеев, хранящие документальные памятники. Зверинец усадьбы Ольденбургских – родоначальник Воронежского биосферного заповедника. Проводится в виде - игры – путешествия по карте Рамонского района.Используются загадки, презентации, проблемные ситуации, художественное слово, вопросно-ответный метод. Ведется словарик краеведа, по итогам заполняется древо познания.
Что в имени этом сокрыто...
Топонимика и ономостикон. Сказочные рассказы Деда - Всеведа о том, как появились названия населенных пунктов, имена и фамилии людей. Презентация книги рассказов детей о происхождении названий близ лежащих сел. Развивается познавательная активность: умение рассуждать, объяснять выражения, решать проблемные задачи, начинается приучение к самостоятельной поисковой деятельности. Создается атмосфера радости, развивается творческая активность. Используется беседа, игровой момент появления Деда-Всеведа, выполнение заданий на листках активности. Ведется словарик краеведа и по итогам заполняется древо познания.
Детское движение в Рамонском районе Игра- путешествие «Эстафета поколений», в ходе которой дети знакомятся с историей пионерской организации по разделам: возникновение 1-го отряда, основные этапы развития, война и дети, пионерия на марше и новое детское движение. Экскурсии в музей «Эстафета поколений».
Мой дом и Дом, в котором живет радость творчества
Знакомство с историей Дома детского творчества , организация встреч с бывшими воспитанниками, оформление летописи в альбомы, создание презентаций. Работа творческих мастерских.
Массовые мероприятия и конкурсы
Участие в конкурсах , проводимых музеем «Эстафета поколений» и Домом детского творчества. Брейнринги на тему «Родина любимая моя»
Организационно- методическое обеспечение программы:
Реализация программы возможна при условиях:
- разработки учебно-методических комплексов для учебных курсов;
- изучении и отбора новых педагогических технологий в ходе
совершенствования и корректировки уже существующих и проверенных
временем;
- использовании разнообразных форм работы, активизирующих
познавательные и творческие способности детей;
- совершенствовании форм и методов воспитательного процесса;
- использовании музейных фондов существующих в районе школьных
музеев;
- привлечении педагогов и общественности учреждений различного типа
для работы по программе;
- использовании мультимедийных средств;
Литература
- Аббасов А.М. Край родной. Воронеж, 1997
- Афанасьев А.А. Древо жизни. М,1982
- Елкин В. Древо рассказывает сказки. М,1975
- Ильинский Н.В.Рамонь. Воронеж,1982
- Ищук В.В. Народные праздники. Ярославль, 2000
- Козленко Т. Ярмарка народных промыслов. Воспитание школьников, 1999№4
- Кульков А.А. Встреча в русской избушке на лесной опушке. Педсовет. 2001№9.
- Осетров Е.Живая Древняя Русь. М,1976
- Программы для этнографических экспедиций.М,1992
- Работа со школьниками в краеведческом музее. Сборник сценариев под редакцией Ланковой Н.М. М, ГИЦ 2001
- Статьи по соответствующей тематике из журналов «Дополнительное образование», «Народное творчество».
- Чистов К. Русская обрядовая поэзия. М, 1996
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Книга памяти "История страны в судьбе семьи"
Материал для книги подбирали ученики 2-го класса вместе с родителями, бабушками и дедушками. Сбор материала сблизил членов семьи, помог им открыть ля себя неизвестные или забытые семейные реликвии, ис...
программа патриотического воспитания "Моя семья в истории завода, моя семья в истории страны"
В своих сочинениях «Моя мечта о России. Как её осуществить?» дети пишут: «Я хочу, чтобы наша страна была сильной и могучей, чтобы в России заботились о детях, были построены стадионы, бассейны, различ...
Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Я-исследователь «Родословная моей семьи» 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Прогимназия «Сообщество» Календарно тематическое планированиедополнительной образовательной программы «Я-исследователь «...
"Моя семья в истории страны"
сочинение...
Программа внеурочной деятельности "История семьи - история страны" для 3 класса
Перед школой и педагогами в соответствии с новым государственным образовательным стандартом стоит задача — актуализировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Такие...
Моя семья в истории страны.
Творческая работа ученика 3 класса (сочинение)...
изучение истории страны через метод погружения в истории своей семьи в начальной школе.
Изучать историю своей семьи необходимо, потому что именно она даёт повод для гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же , как деды. Каждый, кто узнает о про...