изучение истории страны через метод погружения в истории своей семьи в начальной школе.
учебно-методический материал

Вислоцкая Елена Александровна

 Изучать историю своей семьи необходимо, потому что именно она даёт повод для гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же , как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для развития личности. Конечно, не каждому ребенку под силу изучить историю рода, ведь многие родители тоже не обладают данной информацией. Но данная работа помогает сплотить родителей и детей, заставляет задуматься о многом, сплачивает семьи.

Данная статья  знакомит с методами и приемами изучения истории семьи в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_istorii_v_nachalnoy_shkole.docx12.17 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение истории  в начальной школе через  метод в погружения  в историю  своей семьи.

 «Родная страна становится более близкой и родной, когда знаешь ее историю»

М.Калинин

Патриотическое воспитание подрастающего поколения -одна из самых актальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы, меняется и внешнеполитическая  обстановка . Все это приводит к изменениям нравственных ценностей, отношеням к событиям  нашей истории. Во многих школах действуют принципы патриотического воспитания. Многие патриотические организации продолжают традиции советской школы. Действуют различные волонтерские организации, экологические, спортивные, ветеранские и другие школьные объединения. В школе воспитание патриотизма является важнейшей задачей в рамках внедрения ФОП нового поколения. Патриотическое воспитание является обязательным во всех учебно-воспитательных заведениях. Есть несколько основных направлений, по которым осуществляется развитие патриотических чувств у подрастающего поколения в школе:духовно-нравственное; культурно-историческое; гражданско-правовое ;военнопатриотическое; спортивно-патриотическое.В нашей школе стали традиционными следующие мероприятия : День Победы, День защитников Отечества, День вывода войск из Афганистана, Дни воинской славы,, встречи с ветеранами, воинами, уроки мужества, оформление уголков Славы, классные часы. Но иногда усилий недостаточно. Не все ученики любят историю и живо интересуются ей.  С чем это связано?

Мы все чаще сталкиваемся с искажением истории в СМИ, с многочисленными фальсификациями исторических событий. В западных странах  давно  перекроили историю Второй мировой войны, взрастили неонацизм,  русофобию. У подрастающего поколения зачастую искажены представления о патриотизме, доброте , великодушии. Очень часто с просторов интернета льется негативная информация, говорится о доминировании материальных ценностей над духовными. История для многих детей остается абстрактным предметом, который им мало интересен. В этих условиях задача учителя, сделать историю живой, практически связанной с жизнью ученика.  

Как же в этих условиях привить любовь к Родине, к ее славному и порой трудному историческому прошлому?

По моему мнению, учитель может многое сделать через изучение детьми своих корней, истории своего рода. Изучать историю своей семьи необходимо, потому что именно она даёт повод для гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же , как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для развития личности. Конечно, не каждому ребенку под силу изучить историю рода, ведь многие родители тоже не обладают данной информацией. Но данная работа помогает сплотить родителей и детей, заставляет задуматься о многом, сплачивает семьи.

Каким же образом строится данная работа в моих классах?

1  При проведении уроков окружащего мира , в которых программой отведено достаточное количество часов истории / пропедевтика к введению нового предмета в 5 классе/  домашние задания ребятам задаются с учетом  использования сведений из истории семьи.

Например : составление генеалогического древа, сочинений, сообщений, докладов  на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Мои славные предки», «Как бабушка и дедушка работали», «История предприятий моей Родины. Трудовые подвиги моих родных» , «Семейные традиции», «Откуда пошел мой род»   с опорой на региональный компонент.

2 . Изучение истории малой Родины, ее природных и культурных особенностей. Здесь учителю помогают такие приемы , как составлениие путеводителя по улицам города, микрорайона,  познавательные экскурсии, изучение литературы о малой Родине, встреча со знаменитыми горожанами.

3. внеурочная деятельность так же помогает воспитать патриотизм . Мною разработана программа «Краеведение», которая с успехом была реализована в 2020-2024 гг. В ходе реализации данной программы ребята не только познакомились с историей Бурятии, посетили интересные места, музеи , но и принимали деятельное участие в городских и республиканских научно-практических конференциях, фестивалях.

4. исследовательская деятельность интересна многим детям. В результате своих небольших исследований ребята получали ответы на такие вопросы

- кто был первым в роду ученым?

-есть ли среди моих предков знаменитые люди?

- кто из моих предков впервые пришел на новые земли?

- чем я могу гордиться?

-какие традиции воспитания были в моей семье?

- где и как  жили мои предки?

В результате исследований выяснилось много интересных фактов.

Двоюродный дедушка Цыремпилова Эрдэни- народный поэт Бурятии Н.Нимбуев.Дядя Эржэны Доржиевой- первый мультипликатор Республики Бурятия, предки Тихомира Еременко приехали  из Беларуси и строили БАМ, дедушка Адисы Елбоновой- заслуженный артист Республики Бурятия, предки Кирилла Дашиева- поднимали колхозы после войны,  предки Алисы Высоцкой -приехали в Бурятию из Татарстана и сохраняют дома народные традиции.  

Так как Республика Бурятия — многонациональная, то ознакомление учащихся с результами поисков других ребят способствут воспитанию толерантности, уважения к другим народам и культурам.

Результатом всей работы стало воспитание к малой Родине, искренний интерес многих детей к истории своей страны.

Некоторые ребята представили свои работы на НПК и стали призерами и победителями в секциях «История моей Родины», «Краеведение».

Таким образом , изучении истории можно проводить через метод погружения в историю семьи, что вызывает несомненный интерес младших школьников и помогает воспитанию чувства патриотизма.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»

Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...

Рекомендации родителям "Как познакомить детей с историей своей семьи"

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные тра...

Как познакомить детей с историей своей семьи.

Материал даёт рекомендации родителям о том. как знакомить детей с историей своей семьи....

Мастер- класс: «Использование конструкторов LEGO Education «Построй свою историю» на уроках в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС».

Данный мастер-класс показывает как можно эффективно использовать конструкторы LEGO Education «Построй свою историю» на уроках литературы. Кроме того, как можно внедрить в урок активные методы обучения...

Тема «История моей семьи в истории школы»

ВведениеВ сентябре 2016 года в моей жизни произошло важное событие – я стал учеником Аршанской школы. В этой школе учились моя бабушка, мама, два моих брата, сейчас учиться мой брат Ваня. Когда ...

Технологическая карта урока истории «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация», 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирован...

Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе Рождественская Е.Б. Учитель начальных классов, Шишкина С.В. Учитель музыки

В статье раскрывается значимость комплексно-волновых уроков, как инновационной методики, рассказывается о технологии проведения комлексно-волновых уроков в начальной школе....