программа патриотического воспитания "Моя семья в истории завода, моя семья в истории страны"
статья на тему
В своих сочинениях «Моя мечта о России. Как её осуществить?» дети пишут: «Я хочу, чтобы наша страна была сильной и могучей, чтобы в России заботились о детях, были построены стадионы, бассейны, различные кружки» (Дима Носков). «Я хочу, чтобы люди не умирали рано, чтобы не было аварий. Пусть люди всегда будут добрые. Хочу, чтобы у каждого ребёнка были мама и папа. Я хочу, чтобы Россия ни с кем не воевала» (Серов Андрей). «А самое главное, чтобы на территории нашей страны никогда не было войны. И на всей планете был мир!» (Мергасов Никита)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к семье, любовь к родному городу, краю, и наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Цель моей работы «История семьи – в истории завода - в истории страны»: создать условия для формирования и проявления чувства патриотизма через любовь у своей семье и родным, осознания роли собственной семьи в истории страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskogo_vospitaniya_.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа патриотического воспитания
«История семьи – в истории завода – в истории страны»
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
К.Д.Ушинский
В своих сочинениях «Моя мечта о России. Как её осуществить?» дети пишут: «Я хочу, чтобы наша страна была сильной и могучей, чтобы в России заботились о детях, были построены стадионы, бассейны, различные кружки» (Дима Носков). «Я хочу, чтобы люди не умирали рано, чтобы не было аварий. Пусть люди всегда будут добрые. Хочу, чтобы у каждого ребёнка были мама и папа. Я хочу, чтобы Россия ни с кем не воевала» (Серов Андрей). «А самое главное, чтобы на территории нашей страны никогда не было войны. И на всей планете был мир!» (Мергасов Никита)
Младший школьный возраст--это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
По мере вырастания, у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я.Бруштейн), который требует реализации. Исходя из этого необходимо обратить пробуждающиеся силы подрастающего организма в нужное русло.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к семье, любовь к родному городу, краю, и наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Цель моей работы «История семьи – в истории завода - в истории страны»: создать условия для формирования и проявления чувства патриотизма через любовь у своей семье и родным, осознания роли собственной семьи в истории страны.
Глава 1
- Содержание патриотического воспитания
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством.
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» (И. Ф. Харламов. Педагогика. Курс лекций).
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, правоохранительные органы. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.
Формирование потребностно-мотивационного компонента патриотизма осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по окружающему миру.
Эти уроки призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Уроки окружающего мира призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно -мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые
раскрываются в художественной литературе (произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, К. Паустовского, А. Твардовского и др.).
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, празднование историко-юбилейных дат.
1.2 Концептуальные основы
В общественном сознании патриотизм понимается как духовный и социокультурный принцип, основанный на любви к своей Родине, месту рождения и жизнедеятельности, близким людям. Каждый человек любит то, что для него составляет пространство – время родного.
Основными задачами по патриотическому воспитанию учащихся являются:
- изучение ближайшего социального окружения ребёнка с целью выявления ценностей и идеалов, лежащих в основе семейного воспитания;
- осуществление непосредственного наблюдения непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характеров поступков, действий и деятельности;
- создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;
- стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива;
- вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;
- организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учеников, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, культивация здорового образа жизни.
Патриотизм молодого человека, связанного с Россией культурой, историей, своими генетическими корнями, опредмечивается в его сознании, поступках, поведении, отношениях и деятельности как миссия служения Отечеству, формируется в процессе обучения, воспитания и социализации, подготовку к созидательному труду, служению своей Родине.
С точки зрения государства, патриотическое воспитание – это вопрос реализации государственной политики, сосуществования социальной и этнической общности (нации, народа), в известном смысле национальной безопасности.
С позиций общества – это стремление вернуть обществу ощущение культурной укоренённости и самодостаточности, позволяющее избежать крайностей: и нескончаемого поиска идеалов и образцов на стороне, и этнокультурного самоутверждения за счёт унижения других.
С точки зрения личности – это формирование и развитие любви к Родине, «проработка» одной из важнейших сторон социальной идентичности человека культуры, гражданина, патриота.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
«Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки». (Концепция патриотического воспитания граждан РФ. М., 2003)
1.3 Взаимодействие семьи и школы по формированию и развитию патриотизма
«Полноценное воспитание человека невозможно без семьи. В семье человек обретает мир души, равновесие, здесь формируется его личность, качества души. Семья – это малый мир, малое общество.
Однако многим из нас сегодня, увы, не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Вот почему на помощь семье сегодня призвана прийти школа». («Воспитание школьника», № 3, 1998.)
Несмотря на трансформационные изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для нее характерно ориентирование на национальные ценности, воплощаемые прежде всего в человеческой духовности, всестороннее развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни.
Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, сопричастности к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.
У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Как строятся отношения человека со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так же должны строиться и отношения гражданина со своим государством. Для российского сознания унаследовать прошлое – значит не уходить от предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогам: с преданиями, традициями, обычаями, заветами предков.
В качестве ключевых ценностей социального мира выступают отношения взаимопонимания и поддержки. Отчий дом притягивает людей своей теплотой и открытостью, создавая возможности для самореализации и самовыражения. В семье закладываются первые уроки честности, уважения, любви, культуры, вежливости, т.е. первые нравственные уроки. Вот почему мы активно вовлекаем родителей в воспитательный процесс по формированию у детей гражданского сознания, социальной адаптации и самореализации.
Мы считаем, что в работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение традиций конкретной семьи. Вместе с родителями дети составляют родовое дерево, собирают фотографии, изучают семейный архив. Путеводной звездой для нас стали слова А.С.Пушкина:
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к Отеческим гробам.
Животворящая святыня,
Земля была б без них мертва».
Результатом совместной поисковой деятельности стали генеалогические древа семьей наших учеников и интересные рассказы о родственниках на классном часе: «Моя родословная – частица истории страны». Родители главные помощники в начинаниях детей: вместе они пишут стихи к праздникам, создают семейные проекты к Ассамблее Наук и Искусств, участвуют в различных конкурсах.
Мы стремимся, чтобы семья и школа были социальными партнерами.
Глава 2
2.1 Модель патриотического воспитания младших школьников в МОУ Лицея № 165 имени 65-летия «ГАЗ»
В соответствии с многообразием задач, которые решает система патриотического воспитания детей и подростков, работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, в единстве ее составных частей и с учетом возрастных особенностей школьников. Модель (Программа) рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре этапа развития, четыре содержательные линии, является составной частью лицейской программы «Наследие».
Основная цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Первый этап – 1 класс – «Мой дом – моя семья, мой Лицей»
Задачи:
- воспитать в детях чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
- воспитание любви к «малой Родине» на основе развития интереса к истории семьи, её традиций;
- повышение авторитета школы и престижа образования на основе ознакомления с историей лицея, его традициями;
- усвоение учащимися этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом лицея.
Второй этап – 2 класс – «Мой дом – Автозаводский район»
Задачи:
- воспитание любви к Автозаводскому району – месту, где родился и живёшь, уважение к историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
- приобщение к боевым и трудовым традициям Горьковского Автомобильного завода.
Третий этап – 3 класс – «Мой дом – Нижегородский край»
Задачи:
- воспитание любви, уважения и бережного отношения к Нижнему Новгороду и области;
- повышения интереса к истории Нижегородского края
Четвёртый этап – 4 класс – «Мой семья - моя Россия»
Задачи:
- утверждение национально-патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России;
- воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
Ожидаемый результат: предполагается, что в результате работы учащихся
- осознают гражданскую ответственность, связанную с бережным отношением к памятникам истории, культуры;
- проявят интерес к истории своей семьи, ее традициям;
- выработают созидательную позицию по отношению к своему городу, своей стране.
2.2 Мероприятия по реализации этапа
«Мой дом – Автозаводский район»
дата | мероприятие | задачи | результаты |
октябрь | Экскурсия в Музей истории и трудовой славы ГАЗ | Знакомство с историей возникновения завода | Конкурс рисунков «Что я видел», беседа-опрос об услышанном |
в течении учебного года | Классные часы «Моя родословная – частица истории страны» «Семья - мой дом» «Крепкая семья - крепкая держава» | Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи | Создание:
о родственниках;
|
февраль | Экскурсия в Музей истории и трудовой славы ГАЗ | Познакомить учащихся с событиями ВО войны через военную атрибутику | Мини-сочинения, рисунки |
февраль | Конкурс творческих работ «История семьи в истории страны» | Выяснить какова была судьба собственной семьи в истории страны | Создание:
|
март | Встречи с автозаводцами ветеранами труда | Узнать об интересных людях: героях труда | Написание страниц классной Книги памяти |
апрель | Ассамблея Наук и Искусств «История семьи. История завода. История страны» | Привить уважение к своей семье, своему роду, испытать гордость за свою страну | компьютерные презентация , рассказывающие о нескольких поколениях работников ГАЗа семей Столяровых, Славутиных, Дроздовых, Мергасовых |
апрель | Викторина «Что я знаю об Автозаводе» | Обобщить и проверить знания учащихся об истории ГАЗ | Викторина для родителей, викторина для детей |
май | Экскурсия в Музей истории и трудовой славы ГАЗ | Показать ВО войну через лица участников войны | Рассказ о родственнике-участнике ВО войны |
май | Встречи с автозаводцами ветеранами войны «Что такое подвиг» | Узнать об интересных людях: героях войны | Написание страниц классной Книги памяти |
май | Экскурсия в конвейерный цех Автозавода | Увидеть рабочие места, на которых трудятся родители учеников класса | Презентация сборника сочинений на тему: «Экскурсия на Автозавод» |
Глава 3
3.1 Экскурсии в Музей истории и трудовой славы ГАЗ
Чтобы человек был готов к мужественному поступку, к подвигу, к верному служению родине, его надо к этому долго и настойчиво готовить. Дети испытывают потребность любить свою страну, гордиться ею, чувствовать свою сопричастность к её славе. «С чего начинается Родина?» - спрашивает известная песня. Родина начинается с семьи, которая бережно хранит память и традиции старших поколений, есть даже выражение «малая Родина». Для большинства семей наших лицеистов - это Автозавод, где работали прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, а сейчас трудятся родителя наших учеников.
Наше знакомство с Автозаводом начинается с Музея истории и трудовой славы ГАЗ. Когда дети впервые попадают в его залы, их трудно удержать около экскурсовода, так им хочется быстрее всё увидеть, рассмотреть, и даже потрогать, если никто не заметит. Они готовы бесконечно переходить от витрины к витрине и неустанно задавать один вопрос: «А что это?» Поэтому первая экскурсия рассказывает о том, как завод строился, «знакомит» с фотографиями строителями, орудиями труда и предметами быта того времени. А как загораются их глаза, когда они увидят весь машинный ряд Автозавода: от первого грузовика НАЗ-АА до автомобиля «Волга» ГАЗ-24.
Великая Отечественная! Всё дальше от нас уходят те военные годы. Как трудно представить сегодняшним девчонкам и мальчишкам ужас, боль, страдания тех дней. И это хорошо, только забывать об этом нельзя. Не зря говорят: «Кто не знает истории, равнодушен к прошлому, тот обедняет своё настоящее, обкрадывает будущее». «Увидеть войну» нам помогает музей Горьковского автозавода. Мы идём туда вновь, чтобы познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны через военную атрибутику. Ребята с интересом рассматривают «чёрную тарелку» на стене – и узнают, что это репродуктор, первое домашнее радио, что однажды, утром принёс в семью своих хозяев страшную весть о начале войны. Именно такие репродукторы приковывали внимание всех людей целых четыре года, около них собирались в ожидании вестей с фронта.
А дальше видим следы минувшей войны – снаряды и их осколки, бомбы, штыки, каски, найденные на местах боёв. Ребятам показывают вещи, принадлежащие погибшим солдатам: медали, планшеты, комсомольские билеты. Особое удивление вызывает кусочек чёрного хлеба, что выдавали на заводе взрослому на целый день.
Так, через вещи, дошедшие до нас с тех времён, ребята узнают о событиях войны, её героях, о страшных испытаниях, которые выпали на долю народа, и теперь для них по-иному будут звучать слова о громадной цене нашей великой победы.
Но война - это, прежде всего люди: солдаты – совершившие миллионы подвигов на полях сражений; женщины, старики и дети – вставшие к станкам заводов, вместо ушедших на фронт; это те, кто в тяжелейших условиях выращивали и убирали урожай. И мы идём в музей. Наша цель : показать Великую Отечественную войну, через лица участников войны.
Теперь наше внимание привлекают фотографии и фамилии автозаводцев, что ушли защищать Родину. Вот солдатские треугольники – письма с фронта. А вот тетради, сшитые из кусков обоев, обёрточной бумаги. И современные дети проникаются сочувствием к школьникам военного времени, мыслью, что такое не должно повториться.
Соприкасаясь с военной историей, дети приобщаются к ратному и трудовому подвигу народа, равняются на лучших его представителей, учатся на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту.
3.2 Встречи с ветеранами войны и труда
Особое место в патриотическом воспитании учащихся занимают встречи с ветеранами войны и труда. Их выступления на уроках мужества, рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании патриотизма, чувства любви к нашей Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль отводится военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту
Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, дети овладевают огромным духовным богатством. А посещения дома ветеранов приносят удовольствие и ветеранам (они стараются угостить детей конфетами, рассказать, что-то интересное), и детям. Они с удовольствием читают для них стихи, одаривают своими поздравительными открытками, поделками приносят подарки от родителей класса. А когда мы возвращаемся в Лицей, дети наперебой рассказывают об услышанном от ветеранов (дети малыми группами посещают одновременно семьи), кричат каждому проходящему ветерану с медалями: «С праздником! Здоровья Вам!», и это не, потому что их учитель научил, это потребность их сердца.
3.3 Экскурсия в конвейерный цех
Детям всегда интересно знать, где работают родителя. Так как большинство родителей учеников лицея трудятся на Автозаводе, то им хотелось увидеть, на каких рабочих местах они трудятся, как и где собирают автомобили. Такая уникальная возможность нам была предоставлена. Родители организовали для нас экскурсию в конвейерный цех. О своих впечатлениях хотелось рассказать всем, что может быть лучше сочинения.
«Наш класс поехал на экскурсию на автозавод, в самое его сердце – производство грузовых автомобилей. За нами приехали специальные автобусы. Их так и называют «детские». Мы проехали через проходную и оказались на заводе. Нам выдали специальную одежду с эмблемой ГАЗа, рассказали как надо себя вести и мы отправились в цех». Исакова Алёна
«Нас провели по всему заводу. Показали сначала, как делают кабины, оборудование кабины, мотор, места для пассажиров». Голованова Надежда
«Я думал что автозавод – это одно здание, а на самом деле – это оказался целый город, в котором «оживляют» машины». Стас Сломчинский
«Мне говорили, что завод большой, но только после экскурсии я поняла, что это огромное предприятии. И я горжусь, что мой папа участвует в сборке машин». Шальнова Катя
«У каждого рабочего своя зона, на которой он насыщает машину «жизнью». Колёса, шины, тоже двигаются по «дороге тайн». И вот машина сходит с конвейера! Следует проверка. Машина «жива». После этой познавательной экскурсии нам разрешили сесть за руль большой Газели. Неизгладимое впечатление!» Нагаев Андрей
Сочинения и рисунки, рассказывающие об экскурсии, были изданы специальным сборником и презентованы первоклассникам.
3.4 Социальный проект
Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала
формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Одним из путей становления активной гражданской позиции является включение ребенка в социально значимую проектную деятельность. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие общие признаки, и делающие их проектом:
- они направлены на достижение конкретных целей;
- включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- все они в определённой степени неповторимы и уникальны.
Основными этапами работы над проектом являются: выбор темы, сбор сведений, выбор формы проекта, создание проекта, презентация. Ценность работы над проектом в том, что проектной деятельностью занимаются и дети и взрослые.
Проект «История семьи. История Завода. История страны» стал итогом работы по теме «Мой дом – Автозаводский район» в течение всего учебного года. Цель проекта: привить уважение к своей семье, своему роду, испытать гордость за свою страну.
Участникам проекта пришлось обратиться к архивным документам, к семейным фотографиям, что так бережно хранит бабушка, к воспоминаниям представителей старшего поколения. Результатом работы стали компьютерные презентации, рассказывающие о нескольких поколениях работников ГАЗа семей Столяровых, Славутиных, Дроздовых, Мергасовых. Семья Куклиных создала документальный фильм в трёх частях, рассказывающий историю ГАЗ. В сборе материала для этого фильма приняли участия все семьи класса.
Заключение
В результате работы по данной системе необходимо отметить следующее:
- работа, направленная на патриотическое воспитания младших школьников, способствует формированию нравственных ценностей учащихся, оказывает положительное влияние на их личностное развитие, повышает их познавательную активность, стремление к сотрудничеству, взаимодействию и взаимопомощи;
- формирует гражданскую позицию учащихся в конкретных проекта, основанных на научных поисках, неуёмном полёте фантазии и воображения;
- формирует активную жизненную позицию при условии партнёрства ребёнок – родитель – учитель;
- посещения музея трудовой славы Автозавода открывают широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Он таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, заключающиеся в материалах, накопленных и собранных за время существования музея. Он не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, он раскрывает историю страны через судьбы конкретных людей;
- воспитывая у детей любовь к своему городу, мы подводим к пониманию, что их город -- частица Родины. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми;
- формируя у детей определенные навыки и умения необходимо вовлекать детей в практическую деятельность по их применению: фотовыставки, выступления, видеоролики. Не менее интересно провести "мини-исследование", принять участие в общественно направленном труде.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия семьи и школы, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Литература
- В семье - Отечества судьба, под ред А.Ф.Татарченко, профессора ВВАГС, Т.В.Свадьбиной, профессора НГПУ, Н.Новгород, Изда-во волго-Вятской академии государственной службы, 2004. – 139 с.
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников, методическое пособие для школьных админисраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/авт.-сост.А.Н.Вырщикова, М.Б.Кусмарцев, а.П.Пашкович. – М.:Глобус, 2007.-330с.
- «Начальная школа: плюс-минус», №4, 2002, с. 4, 18, 25
- «Начальная школа: плюс-минус», №5, 2004, с. 3, 9
- Сборник «Семья – родина ребенка», разработан в городской научно-практической лаборатории ДТЮ им. В.П.Чкалова, Н.Новгород, 2001.
- «Воспитание школьника», № 3, 1998, с. 8
- Воспитательный процесс в школе, 1 часть, «Учитель», 2010, (compact disc)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час презентация проектов "История моей семьи в истории моей страны!
классный час - презентация проектов....
История моей семьи - часть истории родной страны.
Наши воспоминания о дорогих и родных людях. ...
"Моя семья в истории страны"
сочинение...
Программа внеурочной деятельности "История семьи - история страны" для 3 класса
Перед школой и педагогами в соответствии с новым государственным образовательным стандартом стоит задача — актуализировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Такие...
Моя семья в истории страны.
Творческая работа ученика 3 класса (сочинение)...
Образовательная программа «История страны в истории семьи»
На основе авторской программы «Познай свои корни», существующей в рамках программы сетевого взаимодействия «Досуг- дело серьезное» при МКОУДОД Дом детского творчества соз...
Проектно-исследовательская работа«Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович»
laquo;Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович »"Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Вас...