СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
статья на тему
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется потребностью общества в неординарной творческой личности. Нынешнее время требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Н. В. Шибалова (mama16102008@mail.ru), учитель начальных классов
Г. А. Замалетдинова (guzelakra@mail.ru), учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
( МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»)
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется потребностью общества в неординарной творческой личности. Нынешнее время требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Нынешнее время требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.
В связи с этим необходимо способствовать максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, в том числе совершенствовать систему выявления одарённых детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разрабатывать индивидуальные «образовательные маршруты» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формировать личностное и профессиональное самоопределение.
Человеческое мышление, способность к творчеству являются величайшим даром природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети, дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).
Работа по выявлению одарённых детей включает в себя следующие этапы:
- выявление мнения родителей о склонностях, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.
Критерии и методы диагностики:
- рейтинг предметов;
- опрос и анкетирование учащихся и родителей по выявлению склонностей к определенному направлению учебной деятельности;
- диагностика уровня развития основных психических процессов младших школьников;
- результаты входных, промежуточных и итоговых олимпиадных работ по предметам.
Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагог должен решить, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для него приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.
Методы и формы работы с одарёнными детьми должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием: тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.п.
Организационные формы:
- Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
- Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы: групповые формы работы; работа в малых группах; творческие задания (в том числе индивидуальные); разноуровневые задания; вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность; дискуссии; игры, ролевые игры; предметные олимпиады; проекты по различной тематике.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают: факультативы; кружки, научные общества; конкурсы; интеллектуальные марафоны; привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы; система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить ребенка, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады, где у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Учитывая необходимость дальнейшего развития системы выявления и поддержки талантливых детей на всех уровнях обучения, перед педагогами выдвигается задача совершенствования модели работы с одаренными детьми для повышения творческого и интеллектуального потенциала учащихся в контексте требований ФГОС. Для этого следует обозначить актуальность таких направлений деятельности, как: создание единой системы выявления и психолого-педагогического сопровождения учащихся, проявляющих признаки одаренности; формирование исследовательской культуры у педагогов и учащихся; включение интерактивных технологий и дистанционных форм работы; разработка программ образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных детей при выстраивании индивидуальной траектории их развития; развитие системы внеурочной деятельности.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого - привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, очень ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Литература
- Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.
- Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 1969. — № 1.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: Безруких М. М., Болотов В. А., Глебова Л. С. и др.- 3-е изд., стереотип. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. — Уфа, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Система работы с одаренными детьми в начальной школе
Система работа с одаренными детьми в начальной школе...
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Система работы с одаренными детьми в начальной школе
Система работы с одарёнными детьми в начальной школе...
Система работы с одаренными детьми в начальной школе
Одаренный ребенок…Какой он?В нашем образовательном учреждении также разработана программа «Одаренные дети», реализация которой проходит через проведение гимназических проектов &laqu...
Начальная школа 21 века. Рабочая программа по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. 1 - 4 классы. Доклад на тему "Система работы с одаренными детьми.
Рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Программа "Начальная школа 21 века". Доклад на тему "Система работы с одаренными деть...
Система работы с одаренными детьми в начальной школе
Система работы с одаренными детьми в начальной школе...
- Мне нравится (2)