Система работы с одаренными детьми в начальной школе
статья на тему

Система работа с одаренными детьми в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Чижикова Н.П.,

учитель начальных классов

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования.  И от того, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. И одним из главных направлений работы учителей начальных классов современной школы  заключается в создании условий для оптимального развития одарённых детей. А в их число мы включаем и тех, чья одарённость на настоящий момент, может быть, ещё и не проявилась, и просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Каждый человек – талантлив. А добьется ли он успеха или нет, во многом зависит от того, будут ли замечены его способности в детстве, и представиться ли ребенку возможность реализовать свою одаренность. Одаренный ребенок в начальной школе, словно маленькая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания, чтобы превратиться в большую яркую звезду в основной или старшей школе. Поэтому для начальной школы работа с такими детьми должна стать одним из приоритетных направлений работы.

Одаренность, на мой взгляд, можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности, упорство и настойчивость в достижении цели.

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить и развивать. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Для этого должна быть выстроена целая система работы, которая, на мой взгляд, может включать в себя несколько направлений: деятельность в рамках урока, внеклассная работа по предмету (в том числе предметные недели), внеурочная деятельность, и немаловажную роль здесь играет воспитательная среда школы.

В рамках урока, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному индивидуальному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Но к огромному сожалению, наша деятельность настолько привязана к идее «всеобуча», когда независимо от способностей, каждый претендует на одинаковое внимание учителя. Кроме того, мы зачастую не можем расстаться с традиционной схемой обучения, когда «дети сидят правильно» и внимательно слушают. Но все же на своих уроках я стараюсь уделять должное внимание индивидуализации и дифференциации обучения, активно использую проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности своих учеников, использую задания высокого уровня сложности, чтобы ребята все время поднимались до своего «потолка», не навязываю учащимся свое понимание вопроса как единственно верное, не оставляю без внимания ни один вопрос детей, даже, если на него нельзя ответить немедленно, не подменяю мыслительную работу учащихся своими разъяснениями трудных вопросов.

В своей педагогической деятельности мы большое внимание уделяем вовлечению одаренных детей во внеклассную работу по предметам (в том числе в рамках предметных недель), во внеурочную деятельность. Привлекаем к участию в различных конкурсах, олимпиадах, выставках. Участие в таких мероприятиях, на мой взгляд, является и методом  работы с одаренными детьми, и результатом этой работы. И жизнеспособность нашей выстроенной системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием большого количества победителей и призеров различных уровней.

Но и внеклассная и внеурочная работа  будет мало результативной, если в школе не будет выстроена правильная воспитывающая среда, которая способствовала созданию у обучающихся мотивации к выработке активной жизненной позиции, творческой активности. В начальной школе дети еще стремятся к успешности в учебе, иными словами у нас «модно» быть отличником или просто хорошо учиться.

Можно выделить несколько факторов успеха работы с одаренным ребенком: ученик, учитель, семья.

Одним из направлений деятельности в рамках проекта «Одаренные дети» является взаимодействие с родителями. Это и консультирование, и привлечение к совместной работе, поддержка и поощрение родителей одаренных детей. В моем классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие, праздничные мероприятия.

Личность учителя играет важную роль в раскрытии возможностей ученика. Не творческий учитель не может воспитать творческого ученика.  Важны личностная и коммуникативная готовность учителя к работе с одаренными школьниками. Такие учителя ведут за собой детей, вернее, дети идут за ними, стараясь ни на секунду не отстать. Причина в том, что дети видят глубокий профессионализм, личностную заинтересованность в своем деле, интерес к учащимся, понимание, уважение. Такой учитель действительно зажигает детей, заставляет их идти вперед. Часто такие учителя не считаются со своим личным временем. И любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребенка,  результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.  

Работа с одаренными детьми доставляет огромное удовольствие, потому что, во-первых, видна отдача, результаты труда, во – вторых, виден личностный рост обучающихся. Ощущается и свой профессиональный рост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется потребностью общества в неординарной...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Одаренный ребенок…Какой он?В нашем образовательном учреждении также разработана программа «Одаренные дети», реализация которой проходит через проведение гимназических проектов &laqu...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...

Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Система работы с одаренными детьми в начальной школе...