Урок нравственности «У лжи – короткие ноги»
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Цель: убедить детей в том, что ложь и обман являются отрицательными качествами, ведущими к потере уважения и авторитета среди людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nravstvennosti.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

              Урок нравственности «У лжи – короткие ноги»

Цель: убедить детей в том, что ложь, обман являются отрицательными качествами, ведущими  к потере уважения и авторитета среди людей.

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания: (написать сочинение из жизни своей семьи на тему «Что может быть краше дружбы»)

II. Постановка учебной задачи:

Не успела мама переодеться после работы, как в дверь позвонили. Обращаясь к Коле, сидящему перед телевизором в зале, она сказала:

- Поди-ка, сынок, открой.

Мальчик нехотя поднялся с места и, на цыпочках  подойдя к двери, осторожно взглянул в глазок: с другой стороны стояла его классная руководительница. Мальчик растерялся. В его мозгу пронеслась паническая мысль: «Она пришла по поводу моих двоек. Может не стоит открывать дверь? Подождет, потопчется и, не дождавшись, уйдет от них». Однако Коля не успел прийти к твердому решению, как возле самого уха услышал мамин голос:

- Что же ты, сынок, людей заставляешь ждать?

Мальчик открыл дверь.

- Извините, я, кажется, не во время? – начал классный руководитель, отчего-то чувствуя себя неловко. – Хотя я просила Колю предупредить вас, что сегодня приду.

Мама удивленно посмотрела на сына:

- Впервые об этом слышу.

Коля не знал что и говорить, стоял как вкопанный. Учительница пришла ему на помощь:

- Коля мог и забыть, да и беспокоить вас, наверное, не хотел. Тем более, что вы болели…

Как сейчас ваше здоровье? Лучше стало?

- Простите, вы меня с кем – то путаете. Слава Богу, я вот уже три года не знаю больницы.

- Мне Коля говорил. Что вы уже около двух недель болеете. Вот я и решила вас проведать, да к тому же и успеваемость Коли по трем-четырем предметам стала хромать.

Только сейчас мама Коли поняла в чем дело и повернула разговор в другое русло:

- Проходите, пожалуйста, в зал. Там и поговорим за чаем, - сказала она, помогая учительнице раздеться.

Вопросы для обсуждения в группах:

- Что явилось причиной прихода учителя к родителям Коли?( болезнь мамы Коли)

- Она в действительности болела? (Нет. Коля обманул учительницу.)

- Почему? (Плохо учился и не хотел чтобы об этом знали родители)

- О чем же будем говорить на уроке?

- О том, что обман, ложь ведут к падению и потере уважения, т.к. это-плохие качества человеческого характера.

  III. Решение учебной задачи:

1 задание. (Обсуждается в группах)

- Что такое «обман», «ложь»?

-  «Ложь»: 1. Это намеренное искажение истины, неправда. Обман – ложное представление о чем-нибудь, заблуждение.

2. Рассказ о чем-то заведомо неверном.

3. Введение в заблуждение  неверной подсказкой или утверждением.

4. Прельщать чем-либо.

5. Сбивать с толку, запутывать как-либо.

6. Нарушение клятвы, обещания.

7. Заблуждаться, ошибаться.

- Что же такое «обман»?

- Это – искажение истины, неправдивое представление чего-либо, неверное понимание, недобросовестный рассказ и т.д.

- Есть ли общее между словами: обман, ложь, хитрость?

Слово «хитрый» означает:

1. Изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего-нибудь. (Хитрая политика)

2. Лукавый, обнаруживающий какой-нибудь скрытый умысел, намерение. (Хитрая улыбка)

3. Изобретательный,  .искусный в чем-либо (Голь на выдумки хитра)

4. Замысловатый, мудреный. (Хитрый механизм)

2 задание. (Обсуждается в группах)

- Какие поговорки и пословицы, связанные с обманом, ложью и хитростью вы знаете?

(У лжи короткие ноги. У лжеца дом сгорел – никто не поверил. У лжи нет ушей. У лжеца язык короткий. Лживый хоть и правду скажет-никто ему не поверит. Когда он врет- даже осел в стойле ревет. (Армянск.) У лжи век краток. (Татарс.)

Самооценка.

3 задание. (Обсуждается в группах)

- Вернемся к содержанию прочитанного в начале урока. Что подтолкнуло его к обману? (Лень)

- Откуда она берется, эта лень?(От безделья, нежелания трудиться, заниматься.)

- Эти качества появились у него с рождения? (Нет, конечно!)

- А от куда же? (От недостатка, от отсутствия силы воли.)

- Откуда же берется в людях сила воли? (Ее надо воспитывать в себе с детства.)

4 задание. (Обсуждается в группах)

- Приведите примеры вреда, которое причиняется людям из-за лжи, обмана? (В школе, классе, в семье, при выполнении общественных обязанностей, во время военной службы, и т. д.)

5 задание. (Обсуждается в группах)

- Что нужно предпринять для того, чтобы искоренить в себе склонность к обману, лжи?     - Выполнять добросовестно и вовремя все дела, порученные и доверенные тебе. То, что можно сделать сегодня – не надо оставлять на завтра, на потом. Недаром говорят: «Потом – суп с котом!» Постоянно анализировать пройденный день и то, что в нем совершено. Ничто не оставлять без внимания в себе, особенно недостатки, которые надо стремиться исправлять. Научиться видеть в людях хорошее и прощать их недостатки.

Самооценка.

IV. Рефлексия.

О чем мы говорили на сегодняшнем занятии? Какие уроки извлекли вы из этого урока для себя? Чем был полезен для вас этот разговор?

V. Домашнее задание.

 Обсудите в кругу семьи: какой вред наносят семье ложь и обман? Какими примерами это можно доказать, подтвердить?

 

Литература:

1.В.Казыханов. Как проводить уроки нравственности? (Методические советы), Набережные Челны, 2001 год

2.А.З.Рахимов. Подарок царям. Древние своды нравственных заповедей. Уфа, РИО Издательства «НОК», 1992 год

3.Учение о нравственности. Хрестоматия.\ Составитель В.С.Казыханов.- Наб. Челны: ИНПО, 2000 год

4.В.Казыханов. Уроки нравственности. – Наб.Челны: изд-во «Творчество», 2000 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

Конспект урока окружающего мира. Чудо под ногами.

Тема: «Чудо под ногами»Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Изучить понятие почва и её свойства.УМК: "Школа России"План урока:1.      Организационн...

Конспект урока "Что у нас под ногами?"

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России....

Конспект урока обучения письму "Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо)." (УМК Школа России, 1 класс)

Тема: Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).Цели деятельности учителя: формирование первоначального графическ...

Класс: 1класс Тема урока: Что у нас под ногами?

Предмет: Окружающий мир Класс: 1класс Тема урока: Что у нас под ногами? Тип урока: изучение нового материала Учебник: А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс.( Часть1, Москва «Просвещение» 2023)  ...