Рабочая программа "Юные инспектора движения"
рабочая программа на тему
Настоящая программа «Юные инспекторы движения» предназначена для воспитания культуры поведения на улице, в транспорте, обучения детей правилам дорожного движения, ознакомления с требованиями к пешеходам, пассажирам, водителям, велосипедистам. Данная программа направлена на:
- создание условий для развития способности ориентирования ребенка в транспортном потоке, через обучения детей правилам дорожного движения, ознакомления с требованиями к пешеходам, пассажирам, водителям, велосипедистам.
- создание условий для развития сознательного чувства ответственности за свое поведение на улице, и воспитание культуры поведения на улице, в транспорте,
- создание условий для успешной социальной адаптации ребенка и развития навыков коммуникабельности, создание ситуации значимости и успешности личности, творческой самореализации, как профилактики ассоциативного поведения,
- формирование стремления к здоровому и активному образу жизни, сохранению физического здоровья, чувства защищенности и безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pdd.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» департамента социальной защиты населения Кемеровской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Юные инспектора движения»
для обучения детей в возрасте 10 – 14 лет
со сроком реализации 2 года
Автор-составитель: Бекенеева Наталья Анатольевна,
воспитатель
Юрга
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка......................................................................…..3
Учебно-тематические планы ……..........................................................9
Список использованной литературы…………………………………11
Список литературы для педагогов……………………………………12
Список литературы для детей………………………………………....13
Пояснительная записка
Основная стратегия образования – формирование разносторонней, развитой, образованной, социально-адаптированной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Большую роль в реализации этого играет система дополнительного образования, что и определено в концепции модернизации российского образования. Дополнительное образование своей практической направленностью формирует современную личность, обладающую навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности, а так же способную к сознательному безопасному поведению на улицах города, в соответствии с Правилами Дорожного Движения.
С возрастанием активности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам дорожного движения. Большой процент дорожно-транспортных происшествий в городе происходит по вине пешеходов, которыми очень часто оказываются дети. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения (ПДД).
Безопасность детей на дорогах – проблема, которая никого не может оставить равнодушным. Но в первую очередь - это забота тех, кому общество доверило обучение, воспитание и защиту жизни, здоровья наших юных сограждан - родителей и педагогов.
Научить детей дисциплинированному поведению на улице и дороге, привить им потребность выполнять правила дорожного движения, добиться того, чтобы соблюдение этих правил стало для них привычкой, диктует сегодня социум в общем комплексе мероприятий, направленных на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Настоящая программа «Юные инспекторы движения» предназначена для воспитания культуры поведения на улице, в транспорте, обучения детей правилам дорожного движения, ознакомления с требованиями к пешеходам, пассажирам, водителям, велосипедистам. Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития воспитанники детского дома с ограниченными возможностями отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно педагоги, работающие с данной категорией детей, призваны отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.
Программа определяет содержание и механизмы развития и проявления воспитанниками своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации.
Данная программа направлена на:
- создание условий для развития способности ориентирования ребенка в транспортном потоке, через обучения детей правилам дорожного движения, ознакомления с требованиями к пешеходам, пассажирам, водителям, велосипедистам.
- создание условий для развития сознательного чувства ответственности за свое поведение на улице, и воспитание культуры поведения на улице, в транспорте,
- создание условий для успешной социальной адаптации ребенка и развития навыков коммуникабельности, создание ситуации значимости и успешности личности, творческой самореализации, как профилактики ассоциативного поведения,
- формирование стремления к здоровому и активному образу жизни, сохранению физического здоровья, чувства защищенности и безопасности.
С каждым годом обостряется проблема детского дорожно-транспортного травматизма в связи с увеличением автопарка города, интенсивности движения транспорта и пешеходов, а так же в связи с сокращением в учебных программах часов на изучение правил безопасного поведения, предмета ОБЖ. На улицах создается объективная реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, и особенно детьми и подростками.
Необходимость введения программы «ЮИД» состоит в том, что данная программа предоставляет детям возможность изучения теоретических знаний и приобретения ими устойчивых практических навыков, необходимых для юного участника движения, с учетом возрастных особенностей обучающихся, с акцентом на развитие навыков поведения в типичных и нестандартных дорожных ситуациях.
Программа социально-педагогической направленности «Юные инспекторы движения» предназначена для воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет и рассчитана на 2 года прохождения курса. Построена программа с учетом концепции модернизации дополнительного образования, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
Актуальность программы обусловлена социальным запросом общества в воспитании законопослушных участников дорожного движения с раннего возраста, дабы предупредить рост детского дорожно-транспортного травматизма; обусловлена общедоступностью, отсутствием материальных затрат родителей, здоровьесберегающим сопровождением воспитательно-образовательного процесса.
Новизна, педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что формированием навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города не занимается в должной степени ни одна общеобразовательная программа ОБЖ в образовательных учреждениях города, в том, что программа способствует не только формированию навыков безопасного поведения на дороге, но и расширяет кругозор детей в вопросах знания правил дорожного движения для водителей, пешеходов, велосипедистов, в вопросах знания регулирования дорожного движения, в вопросах знания способов оказания доврачебной помощи при дорожно-транспортном происшествии (ДТП), в знаниях способов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
В соответствии с этим, цель данной программы – создание условий для приобретения детьми навыков безопасного поведения на дорогах и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- способствовать обучению детей объективно оценивать дорожную ситуацию, ориентируясь на знание правил дорожного движения, навыкам безопасного поведения на дорогах, пропаганде ПДД, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП;
- создавать условия для развития творческих способностей личности ребенка, самореализации и формирования активной жизненной позиции средствами различных видов профилактической деятельности;
- содействовать воспитанию законопослушных участников дорожного движения участие детей в городских и областных мероприятиях совместно с ГИБДД.
Отличительная особенность данной программы:
- Темы разделов составлены в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и годом их обучения, с учетом современных жизненно необходимых знаний для безопасности ребенка;
- Программа предусматривает разностороннее развитие личности ребенка, через изучение разных тем и направлений деятельности юных инспекторов движения (ЮИД), приобретение знаний для сохранения жизни и здоровья в дорожных ситуациях, подготовку детей для соревнований ЮИД городского уровня;
В течение нескольких месяцев воспитанники овладевают минимальной базой навыков безопасного поведения в дорожных ситуациях, коммуникативными способностями и могут показать свои знания, умения и навыки в теоретических и практических конкурсах.
Таким образом, данная программа является разносторонне развивающей, и применима для любого возраста детей от 10 до 14 лет, при этом никакой предварительной подготовки от детей не требует.
На каждом занятии обучающиеся повторяют, изучают, совершенствуют материал, изученный в основных разделах программы:
- По сигналу светофора (водители, пешеходы и пассажиры, ответственность на дороге, соблюдение сигналов светофора и регулировщика)
- Дорожная азбука (проезжая часть – опасность! На наших улицах, виды транспорта. Пешеходный переход со светофором. Пешеходный переход без светофора. Если нет пешеходного перехода?).
- Правила движения – закон дорог (обязанности пешеходов и пассажиров; ответственность пешеходов за нарушение ПДД).
- Дорожные знаки – ознакомление (назначение дорожных знаков; виды дорожных знаков; изготовление макетов дорожных знаков).
- Школа пешеходных наук (Бегут машины в ряд. С уважением к водителям и пешеходам. Сигналы регулирования движения. «Влиятельная палочка». Разбор дорожных ситуаций. Настольные игры, викторины, лото с дорожными знаками. Конкурс на знание ПДД).
- Шагая осторожно (Конкурс «Проверь себя». Конкурс «Придумай дорожные знаки»).
- Скорая помощь – оказание доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (виды ран, способы их обработки; оказание помощи при различных видах травм).
- Запрещается – разрешается (Как разрешается вести себя на улице. Как запрещается вести себя на улице. Решение тестовых заданий).
- Юный пропагандист (разработка сценариев; разучивание ролей; репетиции; подготовка декораций, костюмов; выступления в учебном учреждении, на городских конкурсах).
- Велосипед и дети (учебная езда на велосипеде; велоэстафета)
В работе по данной программе используются разные методы и формы проведения занятий:
Методы обучения: Формы обучения:
- словесные - индивидуальная
- наглядные - групповая
- практические - коллективная
Для проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся используются следующие виды контроля:
- Текущий контроль – посредством наблюдения за деятельностью обучающихся на каждом занятии, тестовыми, игровыми заданиями по изучаемым темам.
- Промежуточный контроль – отслеживание обучения детей проводится 2 раза в год, в сентябре (выявление базы знаний ребенка), в апреле (что ребенок знает и умеет к концу учебного года).
- Итоговый контроль – выполнение тестовых заданий после каждого раздела программы, участие в городских конкурсах.
Результатом реализации программы являются:
- Выполненные детьми тесты для каждого года обучения,
- Участие в городских конкурсах знания ПДД,
- Безопасное поведение на улицах и дорогах города, снижение статистики фактов ДТП среди обучающихся по данной программе.
Программа может быть использована педагогами дополнительного образования и общеобразовательных учреждений, рассчитана на 2 года обучения по 36 часов, в том числе теории и практики.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 72 часа по 2 часа в неделю
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение. Повторение ПДД. ТБ. | 2 | 2 | - |
2 | По сигналу светофора | 4 | 4 | - |
3 | Дорожная азбука | 16 | 15 | 1 |
4 | Дорожные знаки – ознакомление. | 8 | 8 | - |
5 | Школа пешеходных наук | 14 | 12 | 2 |
6 | Скорая помощь | 8 | 8 | - |
7 | Шагая осторожно | 4 | 2 | 2 |
8 | Запрещается – разрешается | 4 | 3 | 1 |
9 | Юный пропагандист | 2 | - | 2 |
10 | Юный механик | 6 | 1 | 5 |
11 | Мастер фигурного вождения | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 72 | 46 | 16 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации [ТЕКСТ] / В.Ф. Яковлев. - М.: Издательский Дом Третий Рим, - 2007. -192 с.
2. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
5. Правила дорожного движения Российской Федерации [ТЕКСТ] - М.: Издательство Оникс, 2011. - 64 с.
6. Программа обучения и воспитания в детском саду [ТЕКСТ] /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
7. Азбука пешехода Методическое пособие для воспитателей дошкольных :бразовательных учреждений и педагогов начальной школы [ТЕКСТ] / Козловская Е.А., Козловский С.А. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. - 25с.
8. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений [ТЕКСТ] / М.: Издательство Третий Рим, 2007. - 48 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Авдеева Н.Н., Князева 0. Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Ребёнок в -ороде. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. - С.- Пб.: Детство-лресс, 2001.
2. Авдеева Н.Н., Князева 0. Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие. - С.- Пб.: Детство-пресс, 2002.
3. Авдеева Н.Н., Князева 0. Л. Учебное пособие по ОБЖ в дошкольном учреждении. - С.- Пб.: Детство-пресс, 2004.
4. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Транспорт. - М.: Школьная пресса, 2005.
5. Кпочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность. Методическое пособие для воспитателей, учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
6. Князева О.Л., Авдеева Н.Н. Учебное пособие по ОБЖ в дошкольном учреждении. 2004.
7. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.-М.:ВАКО, 2004.
8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. Конкурсы, викторины, КВН, ребусы. 2004.
9. Правила дорожного движения. - 2011.
10. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: Творческий центр, 2005.
11. Рисуем технику. Под ред. Е.А. Агеевой. - М.: Росмен-пресс, 2003.
12. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». - М.: из-во Скрипторий 2003, 2005.
13. Транспорт в картинках. Выпуск 1: Наземный транспорт. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2003.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
1. Белая Ю. и др. Как обеспечить безопасность детей. Методическое пособие.-М.: Просвещение, 2001.
2. Виеру Г. Весёлая азбука. - Кишинёв: Литература АРТИСТИКЭ, 1986.
3. Грозовский М. Техника. Загадки для самых маленьких. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
4. Данько В. Лунный кораблик. - М.: Детская литература, 1992.
5. Демьянов И. Ребятишкина книжка. - М.: Детская литература, 1987.
6. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора. - М.: Просвещение, 1989.
7. Дорохов А. Зелёный...Жёлтый...Красный! - М.: Детская литература, 1975.
8. Дружинина М. Наш друг светофор. - М.: Махаон, 2005.
9. Журнал «Начальная школа», № 8, 1999.
10. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. - М.: Просвещение, 1981.
11. Кудь И., Пронин Н. Тысяча загадок. - Ярославль: Академия развития, 1997.
12. Кузьмин С. О машинах самых разных. - Минск: Книжный дом, 2004.
13. Мальчишечья свирель. /Сост. Т. Вирта - М.: Детская литература, 1988.
14. Могутин Ю. Ты идёшь по улице...- Кемеровское книжное издательство, 1986.
15. Мошковская Э. Я пою. - М.: Детская литература, 1980.
16. Степанов. В. Лопушиная улица. - Страховая компания СЛАВИЯ-ВЯТИЧИ ПО «Детская книга», 1994.
17. Тараховская Е. Стихи и сказки. - М.: Детская литература, 1965.
18. Токмакова И. Карусель. - М.: Детская литература, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий агитбригады отряда ЮИД (юных инспекторов движения)
Сценарий был составлен для участия в республиканском конкурсе "Театр здоровья"(Правила дорожные знать каждому положено!)...
Образовательная программа детского объединения «Юный инспектор движения» /для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/
Образовательная программа детского объединения "Юный инспектор движения" (для детей 10 - 12 лет). Программа расчитана на три года....
Сценарий агитбригады отряда юных инспекторов движения «Рыцари дорог» «Повторяйте вместе с нами правила движения !»
Для лучшего запоминания правил дорожного движения...
Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»
Рабочая программапо социальному направлению внеурочной деятельности«Юные инспекторы движения»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"
Программа по внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения" расчитана на учащихся 5-7 классов....
Рабочая программа по кружку "Юные инспекторы движения"
Последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Решением этой проблемы занимаются различные ведомства, в том числе з...