Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"
рабочая программа на тему

Тамбова Лилия Борисовна

Программа по внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения" расчитана на учащихся 5-7 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа курса «Юные инспекторы движения» предназначена для учащихся 5-7 классов,  составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах.

        Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

     Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали объектами дорожного движения.

     Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети.  Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

      Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

Сроки реализации программы: 3 года. Занятия проводятся один раз в неделю.

Задачи программы:

  • обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
  • приобрести опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
  • научить приемам оказания первой доврачебной помощи людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • выявить и развить природные задатки и способности, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении обучающихся;
  • воспитать интерес и стремление к освоению профессионального  мастерства специалистов, работающих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта и гибели детей при ДТП породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка настолько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которое должно стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создают предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:

 - принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, аудитория с компьютерами и возможностью выхода в Интернет);

 - принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

 -соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);

- последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);

- принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития).

Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС;

-принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах воспитания: культура поведения и т. д.).

Формы учебных занятий:

1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей, развивающей и воспитательной задачам.

2. Исследовательская и проектная деятельность предполагает выполнения группами и парами учащихся Научно-исследовательских работ и проектов по формированию школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

 3. Тематические экскурсии, фестивали. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.

4. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.

5. Совместная деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи. 6. Выездные формы занятий – экскурсии, соревнования.

Формы организации обучения: групповые и индивидуальные.

Занятия посещают дети, проявляющие интерес к велоспорту, машинам, инспекторской работы Дорожно-патрульной службы. Программа предполагает как проведение регулярных еже- недельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, фестивали, походы, и т. п.)

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод взаимодействия, метод коллективной творческой деятельности, метод проектной деятельности, словесные и наглядные методы, практические.

Виды деятельности: беседы, дискуссии, наблюдения, экспериментальные работы, творческие игры, практические работы, проектные работы.

Режим работы

Занятия проводятся 1 раза в неделю по одному академическому часу.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Развивающий курс «Юные инспекторы движения» ориентирован на социальное  направления внеурочной деятельности.

Сроки реализации программы: 3 года. Программа рассчитана на учащихся 5 - 7 классов.  Занятия проводятся один раз в неделю из расчета 34 учебных недель в год, всего 102 часа.

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика; умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования (умею кататься на велосипеде, но и научусь ездить на проезжей части с использованием ПДД);

умению делать простейшие повязки при оказании I медицинской помощи, но и применяю в жизненных ситуациях во время прогулок во дворе, где проживаю; если буду хорошо знать ПДД и ПБ, то из меня получиться хороший, грамотный, организованный, добросовестный, трудолюбивый водитель или инспектор ДПС, ГИБДД, ПБ;

умение выполнять исследовательские работы и проекты по медицине (ОБЖ), которые пригодятся мне для экзаменов в выпускных классах.

Действовать по инструкции при оказании первой медицинской помощи при ДТП и ЧС;

·Уметь представлять план, корректировать себя и оценивать после выступления по преодолению полосы препятствий по ПДД и ПБ;

Оформлять научно - исследовательские работы (проекты), презентовать их;

проводить спортивные мероприятия и конкурсы по ПДД, ПБ совместно с учителем, проявляя лидерские качества; организовывать работу в группах и парах при изучении теоретического материала по ПДД и ПБ.

Находить самостоятельно нужную, дополнительную информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД и ПБ;

Нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС;

Умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их;

Уметь составлять опорный конспект при сдаче экзаменационных билетов (в конкурсе – соревнования) и выстраивание своего ответа к нему.

Уметь работать в команде;

·Проявлять лидерские качества и согласованные действия с партнером; Уметь слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции;

Уметь организовать ребят, разделить обязанности в группах, парах; Оказывать моральную поддержку в практических заданиях, сопереживать за команду и каждого участника по отдельности.

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

            Понятие об участниках дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда.

           Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

           Профилактика детского дорожного травматизма в условиях автогородка. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения.

           Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо». Подготовка и проведение выступлений агитбригады юных инспекторов дорожного движения.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

теор.

практич.

  1. 1.

5 класс

История автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

1

  1. 2.

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

1

1

  1. 3.

Элементы улиц и дорог.

1

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

1

2

 Дорожная разметка и её предназначение.

1

1

Сигналы светофора и регулировщика.

1

Предупредительные сигналы транспортных средств.

1

1

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

2

Правила перехода улиц.

1

1

Регулирование дорожного движения.

1

Общие требования к водителям велосипедов.

1

2

Обязанности пешеходов.

1

1

Обязанности пассажиров.

1

ГИБДД и ДПС.

1

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД.

1

Наш путь в школу и новые маршруты.

1

1

Исторические сведения о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

1

Организация борьбы с пожарами при Иване Грозном

1

Развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II.

1

Научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров

1

Основные направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

1

Итоговое занятие

1

Итого

34 часа

6 класс.

 Вводное занятие. «Правила движения - закон улиц и дорог».

1

Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.

1

Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

1

1

Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

1

1

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог

1

1

Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

1

1

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

1

1

Транспортные средства и дорожное движение.

1

Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов

1

1

Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.

1

Труд водителя.

1

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

1

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

1

1

 Итоговое занятие по ПДД Игра «Весёлый перекрёсток».

1

Пожарная безопасность. Физико-химические основы горения. Огонь – друг и враг человека.

1

История о том, какую пользу приносит огонь человеку, как человек научился управлять огнём.

1

Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях.

1

Соблюдение мер предосторожности в обращении с огнём.

1

Общие требования правил пожарной безопасности в школе, в быту. Причины возгораний.

1

Предупреждение травматизма и несчастных случаев при пожаре.

1

Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации.

1

Движение во время эвакуации

1

1

Требования к содержанию эвакуационных путей

1

Анализ гибели людей при пожарах

1

1

Итоговый урок

1

Итого

34 часа

7 класс.

Россия - страна автомобилей.

1

Дорожные знаки.

1

1

На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

1

1

Причины ДТП.

1

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

1

3

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.

1

1

ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

1

Правила пользования пассажирским транспортом. Ремни безопасности.

1

Перевозка детей на грузовых и легковых автомобилях.

Ремни безопасности.

1

1

Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров.

1

Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.

1

Проезд железнодорожных переездов.

1

1

Наш путь в школу и новые маршруты

2

Движение учащихся группами и в колонне

1

Пожарная безопасность. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

1

Элементарные способы тушения загораний

1

1

Противопожарная защита.

1

3

Основы профессии «Пожарный»

1

Первичная доврачебная помощь при пожаре

2

Итоговое занятие.

1

Итого

34 часа

VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Учащиеся должны знать:

  • дорожные знаки и знаки дополнительной информации;
  • правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
  • правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
  • правила поведения участников дорожного движения;
  • устройство велосипеда, мопеда;
  • правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере;
  • правила перевозки груза;
  • правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно – принудительные меры воздействия;
  • способов защиты от пожара;
  • источники пожара – электрические нагревательные и осветительные приборы (в том числе и телевизоры) как при неумелом и беспечном пользовании ими;
  • особенности и свойства горения различных синтетических предметов и тканей (мебели, пластмассы  и др.), выделение при горении ядовитых газов;
  • оказание первой помощи при ожогах;
  • действия при пожаре;
  • оказание первой помощи при отравлении угарным газом и др;
  • порядок эвакуации людей из горящих зданий.

 Учащиеся должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
  • передвигаться в группе, в колонне;
  • дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
  • ориентироваться в дорожной обстановке;
  • определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;
  • оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, черепно – мозговых травмах, переломах)
  • предвидеть опасные ситуации и предотвращать их;
  • распознать основные, угрожающие жизни школьников опасности и явления огня;
  • выполнять действия и спасательные мероприятия при пожаре

Оценка достижений воспитательных результатов по программе «Патруль безопасности»

                Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы: самостоятельная разработка учащимися наблюдений, выполнения проектных работ, их защита в группе, участие в общешкольной внеучебной деятельности.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • защита проектных работ.

VII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методическое обеспечение программы:

Методическое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения.

Ресурсное обеспечение программы:

  • технические средства обучения: компьютер, принтер, интерактивная доска.

Список источников информации для учителя

  1. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги.
  2. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе.
  3. «Добрая дорога детства»
  4. Журнал «Спасайкин»

Использованные медиаресурсы и Интернет-ресурсы

СОГЛАСОВАНО

Протокол №1  заседания методического объединения учителей начальных классов

от 26 августа 2015 года

________________И.Д.Кунаковская

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________________Е.А.Попова

«___» __________2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Юные инспекторы дорожного движения»

Пояснительная записка           Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» 1 – 4 класс

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» создана на основании программы В.А. Горского.Цель программы: формировать навыки дорожной безопасности младших школьников.Задачи: познакомить школьников с...

Программа отряда юных инспекторов движения

Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессионально...

Программа отряда юных инспекторов движения

Отряд юных инспекторов движения – добровольное общественное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессионально...

01. Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Движение - жизнь»

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaСовременное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, о...

Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД) «Зелёный огонёк» на 2016-2017 гг.

Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)«Зелёный огонёк»                              ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Радость движения"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-...