«Наши права»
план-конспект занятия (2, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Детству следует оказывать величайшее уважение»
(Ювенал)
Цели:
в интересной и занимательной форме познакомить школьников с основными положениями Конвенции о правах ребенка;⎫
помочь детям осознать свои права и обязанности в обще¬стве;⎫
формировать гражданскую позицию;⎫
учить бесконфликтному ведению дискуссии и умению сла¬женно работать в команде;⎫
развивать познавательную, творческую, коммуникатив¬ную активность детей;⎫
воспитывать чувство справедливости и ответственности перед окружающими.⎫
Оборудование: интерактивная доска, презентация
Ход занятия.
1.На классную доску вывешивается плакат, на котором изображены дети в виде геометрических фигур, линий, цвета … Кроме рисунка на плакате имеется надпись: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! (Слова – "А цените”, закрыты листом бумаги) Беседа с классом:
У: Что здесь изображено? (Мозаика).
У: А что на мозаике изображено /рисунок, какой/? (Класс, коллектив, группа…..)
Затем класс делится на две команды и им выдается детская игра "Мозаика”, при чём у одной мозаики отсутствует одно звено. Учащимся предлагается очень быстро собрать данные изображения. В итоге одна команда проигрывает, т. к. у них не хватает одного звена.
У: Что произошло? Почему при выполнении простого задания оказались проигравшие? (Дети комментируют)
У: Чтобы составить мозаику необходимо учитывать у каждого звена цвет, рисунок, форму и т.д. И как было трудно второй команде, когда звенья были маленькими, рисунок трудно узнаваем, одно звено отсутствовало, и не все принимали участие.
У: А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)
У: Какие мы?
2 Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.
* Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и
страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно
хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность.
Ее можно и нужно ценить».
* Ведущий предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, ко
торые отличают его от других. Это может быть признание своих досто
инств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна но
сить позитивный характер.)
* Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут).
Ведущий предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет от
гадывать, кто автор утверждений.
* Ведущий собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспек
ты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны
друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся
друг у друга.
Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам. Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакость партнера.
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост,цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Дети делают вывод.
У: Так что написано на этом плакате? /Внимание детей обращаю на плакат/
/Дети выдвигают разные версии/.
Затем снимаю лист бумаги с плаката, и школьники сразу могут оценить правильность своего ответа.
III. Беседа «Права человека: Всеобщая декларация прав человека».
Учитель продолжает беседу: «Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет». (Принимаются варианты ответов).
Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Вов мы люди, и мы все равны, а значит, у нас всех одинаковые, равные права.
Все основные права записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека.
Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.
Учитель знакомит детей с Декларацией, особое внимание уделяет первому принципу, акцентируя внимание на понятии «равенство»: «Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят: религии, политических и иных убеждений».
«Представьте, что к нам пришло письмо от жителей страны Беззаконии. Давайте посмотрим, какие же права человека нарушаются в этой стране.
Но сначала , кто из вас, ребята, может сказать, почему мы всегда говорим: "Права и обязанности”, как будто это одно целое?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Игра: "Поговорим о правах и обязанностях”. Для этого надо разделиться на две команды:
1–я команда – "Права”, 2–я команда – "Обязанности”. Итак, приступаем к игре. Я буду показывать вам фотографии (рисунки) из страны Беззаконии, вы внимательно на них посмотрите, и команда "Права” расскажет о том, какие права человека здесь нарушены, а команда "Обязанности” расскажет о том, какие обязанности необходимо соблюдать в этом случае.
( Учитель последовательно показывает фотографии (рисунки ). Дети коллективно принимают решение, формулируют свой ответ. У. подводит общий итог после высказывания 1–й и 2–й команд.
IV. Подведение итогов урока.
Я рада, что вы хорошо знаете права и обязанности. А когда люди знают и выполняют их, жизнь становится веселей и добрей. И мне очень приятно, что вы захотели помочь жителям страны Беззаконии, переживали за них. Я желаю вам, чтобы в вашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все соблюдали свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте про свои обязанности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: « Наши права и обязанности ». ( 2 класс ).
Материал класного часа знакомит ребят с Конвенцией о правах ребёнка....
Классный час "Наши права и обязанности"
Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их пра...
классный час "«Наши права и обязанности»
Классный час-исследование, можно провести во-2-4 классах.цель: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным ...
Классный час "Наши права"
В ходе классного часа учащиеся знакомятся с правами человека....
Классный час "Наши права и обязанности"
Сценарий классного часа, приложения...
Классный час "Наши права и наши обязанности" 3 класс
Посредством знакомства с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру обучающихся....
МЫ, НАШИ ПРАВА И НАШИ ОБЯЗАННОСТИ
У всех людей есть те или иные права и обязанности. Предлагается обсудить, у кого больше прав — у взрослых или у детей, и почему. Обращается внимание: чем больше у человека прав, тем больше у него обяз...