Из опыта работы, театрализованная деятельность в детском саду
статья на тему
В статье представлен опыт работы по театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teatraliz.docx | 520.85 КБ |
kruzhok_2016-2017_teatralochka.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида
«Брусничка» МДОУ «Брусничка»
Воспитатель:
Тэтэ Вера Ивановна,
первая квалификационная категория
п. Тубинский, 2015
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность сможет мне в этом помочь. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Еще К.С.Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.
Перед началом работы мной были изучены следующие технологии:
- Мигунова Е.В. « Организация театрализованной деятельности в детском саду»
- Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность 2-5 лет».
- А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»
- Т.И.Петрова «Театрализованные игры в детском саду».
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
В 2014-2015 учебном году организовала в группе совместную деятельность с детьми «Театралочка», которую продолжила и этом, 2015-2016 учебном году.
Основная цель моей работы по совместной деятельности с детьми побуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения, способствовать развитию речи через театрализованные игры. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (создание различных видов театра, изготовление декораций, ширмы, картотека театрализованных игр, и др.) в соответствии с ФГОС.
- Последовательное знакомство с разными видами театра;
- Учить детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние героя (мимикой, позой, жестом, движением);
- Знакомить детей с приемами вождения фигурок разных видов настольного театра, учить сопровождать движения простой песенкой, речью;
- Совершенствовать речевой аппарат детей.
Работа ведется по плану, который составила с учетом методических рекомендаций Н.Ф.Губановой и А.В.Щеткина, один раз в неделю в основном со всеми детьми группы. На игровых занятиях создаю условия для речевого развития, художественно-эстетических и творческих способностей детей.
В основе занятий лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности. Учитываю желание детей в распределении роли, выборе элементов для костюма, гендерный подход.
Основными принципами театрализации являются:
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.
- Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями
- Создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.
- Способствовать тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей.
В совместной деятельности с детьми ориентируюсь на годовую задачу ДОУ: создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
Для работы в группе оформила уголок театрализованной деятельности, в котором есть: разные виды театра (настольный, пальчиковый, кукольный театр, театр кружек, на фланелеграфе, театр на дисках, театр на ложках, театр масок), магнитная доска, фланелеграф, театральная ширма. Имеется уголок ряженья. Оформила картотеку театрализованных игр.
Театрализованная деятельность организационно пронизывает все режимные моменты, включается во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикую выразительное чтение стихотворных текстов, рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках.
Через работу по этюдам развивается способность свободно держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого провожу мини концерты в группе, танцевальные импровизации под музыку, побуждаю детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учу различать, называть и передавать настроение, эмоциональное состояние персонажей.
Рассказываю детям о театральных жанрах - драматическом, кукольном, музыкальном. В процессе непосредственной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения использую показ настольного, пальчикового, театра на фланелеграфе и др. театров. В играх – драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно – ролевых игр решаю задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса.
Театрализованные игры, обыгрывание сказочных сюжетов положительно влияет на речь детей, их творческое развитие. Развивается умение слышать и слушать, память, желание высказать свое мнение о герое сказки (рассказа), умение красиво двигаться, передавать в движении образ героя, импровизировать, придумывать новые сюжеты знакомых сказок и многое другое.
В соответствии с возрастом детей пополняю театр на фланелеграфе новыми сказками: «Снегурушка», «Коза-дереза», «Где обедал воробей», «Петушок и бобовое зернышко», «Пых», «Волк и семеро козлят» и др. Настольный театр пополнился сказками «Три медведя», «Три поросенка», «Красная шапочка» и др..
Дети с огромным удовольствием играют в сказку, исполняют роли сказочных героев, придумывают действия для героев знакомых сказок.
В процессе развития социально - коммуникативных навыков (навыков развития речи) использую следующие приемы:
- Показ и рассматривание предмета ( данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения );
- Выполнение действий с предметом (способствует развитию игры детей и , как следствие развитию взаимоотношений детей).
- Общение через игрушку (вызывает повышение познавательного интереса у детей)
- Вопросы и ответы (помогает развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника)
Результаты моей работы:
В 2014-2015 учебном году разучили сказку «Колобок», видеоролик с показом сказки представила на районном конкурсе «Театральная жемчужина» . Результат – диплом 1 -е место за лучший видеоролик и грамота за лучший дизайн.
В рамках дня открытых дверей в ДОУ для родителей и сотрудников провела игру - занятие с элементами театрализации «Путешествие Колобка».
Немалую помощь в работе оказывали родители: в разучивании ролей, изготовлении театра: на дисках, на ложках, пополнении экспонатами кукольного театра би-бо-бо, изготовлении ширм, элементов костюмов и т.д..
Для родителей оформлены консультации: «Театральная деятельность в детском саду», «Воспитание ребенка посредством театральной деятельности», « Влияние театрализованной игры на формирование личности дошкольника»
Перспектива. В этом учебном году изучаю технологии И.А.Лыковой, В.А.Шипуновой по организации теневого театра, так как считаю, что теневой театр – это удивительный и волшебный вид искусства. Игра света и тени, как любая игра контрастов, увлекает, завораживает. Свет – это тепло, добро, открытость, щедрость. Тень - это сумрак, тьма, загадочность. Что может быть в этом общего? Тень – это порождение света. А разве бывает одно без другого? В книге И.А.Лыковой, В.А.Шипуновой «Теневой театр вчера и сегодня» доступно и интересно описано: история теневого театра, его специфика, виды, изготовление экрана и фигурок для театра теней, управление тенью. Планирую познакомить детей с этим видом театра, вызвать у детей желание играть с тенью. Привлечь родителей к участию в изготовлении атрибутов для театра теней.
ВЫВОДЫ: Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Благодаря театрализованным играм, повышается речевая активность детей, развиваются артистические способности, проявление любознательности, стремление к познанию нового.
Провожу диагностику, в которой отслеживаю, как развиты: связная речь, словарь, грамматический строй речи.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий решаются практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида
«Брусничка» МДОУ «Брусничка»
Утверждаю:
Заведующий МДОУ «Брусничка»
__________ Л.И.Топченюк
«____» октября 2016г
старшая группа
2016-2017 учебный год
Руководитель:
воспитатель
Вера ИвановнаТэтэ
– первая квалификационная категория
п. Тубинский
Список детей:
- Седых Егор
- Старцева Лена
- Лапшина Вероника
- Мурашова Дарья
- Петров Иван
- Рафейченко Алексей
- Подобаев Алеша
- Третьяков Максим
- Наумов Вова
Дни недели:
Вторник
Время:
17.50-18.10
Длительность: 25мин.
«Чтобы веселиться чужим весельем и
сочувствовать чужому горю,
нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека,
мысленно стать на его место»
В.М. Теплов.
Цель: развитие творческой личности ребенка через театрализованную деятельность
Задачи:
- Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
- Снимать зажатость и скованность.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
- Развивать музыкальный слух.
- Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
- Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
- Развивать интерес к сценическому искусству.
- Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
- Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
- Учить сочинять этюды по сказкам.
- Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
- Развивать чувство ритма и координацию движений.
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Технологии:
- Образовательная программа воспитания и развития в детском саду» под редакцией М. Васильевой
- Мигунова Е.В.И « Организация театрализованной деятельности в детском саду»
- А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»
Актуальность
Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.
Развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоения новой информации и новых способов действия, способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки .
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Ожидаемые результаты:
- общее развитие интересов и способностей, проявление любознательности, стремление детей к познанию нового;
- повысится речевая активность детей, появится живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
- дети получат эмоциональный подъём, с удовольствием будут участвовать в театральных постановках, играх – драматизациях;
- занятия театрализованной деятельностью и выступления перед зрителями разовьют творческие силы и духовные потребности детей, повысится самооценка.
- привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов для театрализованных действий, участию в спектаклях
Перспективный план
№ | Тема | Программные задачи | Литература | |||
Сентябрь | ||||||
1 | Занятие 1 «Игровая программа «Пока занавес закрыт»» | Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
Занятие 2 «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй» | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | ||||
Занятие 3 «Сказка «Зайчик и Ежик» | Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | ||||
Занятие 4 «Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» | Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка» | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | ||||
Октябрь | ||||||
1. | Занятие 5 «Репетиция сказки «Красная Шапочка» | Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказ | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 л» | |||
2. | Занятие 6 «Репетиция сказки «Красная Шапочка»» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
3. | Занятие 7 «Репетиция сказки «Красная Шапочка»» | Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
4. | Занятие 8 Театральные игры | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
Ноябрь | ||||||
1. | Занятие 9 «Действия с воображаемыми предметами» | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
3. | Занятие 10 «Репетиция сказки «Красная Шапочка» | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
4. | Занятие 11 Репетиция сказки «Красная Шапочка» | Продолжать работу над событием «Красная Шапочка в лесу». | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
Декабрь | ||||||
1 | Занятие 12 «Игра на действие с воображаемыми предметами» | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
2. | Занятие 13 «Разыгрывание этюдов» | Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | ||||
3. | Занятие 14 «Разыгрывание этюдов» | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
4. | Занятие 15 «Разыгрывание этюдов» | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
Январь | ||||||
1. | Занятие 16. Репетиция сказки «Красная Шапочка» | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
2. | Занятие 17. «Ритмопластика» | Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
Занятие 18. Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?» | Развивать память, воображение, фантазию, детей | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | ||||
3. | ||||||
Февраль | ||||||
1 | Занятие 19. Репетиция спектакля «Красная Шапочка» | Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Красная Шапочка» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел. | А А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
2 | Занятие 20. Репетиция спектакля «Красная Шапочка» | Репетировать спектакль «Красная Шапочка» с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное исполнение песни.» | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
3 | Занятие 21. Спектакль «Красная Шапочка» | Творческий отчет по театральной деятельности. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
4 | Занятие 22. Театральная игра | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
Март | ||||||
1 | Занятие 23. Театральная игра «Любитель-рыболов» | Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
2 | Занятие 24. Театральная игра «Аюбитель-рыболов» | Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
3 | Занятие 25. Театральная игра «Одно и то же по-разному» | Развивать воображение, фантазию детей. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
4 | Занятие 26. Театральная игра «Кругосветное путешествие» | Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
Апрель | ||||||
1 | Занятие 27. Игра «Кругосветное путешествие» | Дать детям возможность проявить себя в предлагаемых обстоятельствах; развивать чувства правды, веры в вымысел и смелость, сообразительность, воображение и фантазию. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
2 | Занятие 28. Ритмопластика | Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
3. | Занятие 29. Культура и техника речи | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
4. | Занятие 30. Играем спектакль «Красная Шапочка» | Дать детям возможность попробовать себя в разных ролях; продемонстрировать актерскую игру сверстникам. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
Май | ||||||
1 | Занятие 31. Чтение пьесы «Теремок» | Прочитать и обсудить пьесу «Теремок». | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
2 | Занятие 32. Обсуждение пьесы «Теремок» | Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной пьесе (книге), увиденном спектакле. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
3 | Занятие 33. Работа над эпизодами пьесы «Теремок» | Работать с импровизированным текстом эпизодов пьесы «Теремок»; развивать воображение, память, фантазию. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» | |||
4 | Занятие 34. Репетиция эпизода пьесы «Теремок» | Работать с импровизированным текстом эпизода пьесы «Теремок». Развивать воображение, память, фантазию, внимание детей. | А.В.Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология организации театрализованных игр в детском саду.
Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими змоционально - чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально - положительное отношение ...
"Театральная деятельность в детском саду"
Использование театрализованных игр, в социально-коммуникативном развитии младших дошкольников...
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Мир воды".
Проектная деятельность. Проект "Мир воды" в подготовительной к школе группе....
Проектная деятельность в детском саду
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают зн...
План совместной деятельности с детским садом
за 2015-2016 учебный год...
консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность в детском саду"
В статье рассмотрены особенности развития театрализованной деятельности средствами детской художественной литературы. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня разв...
Развитие речи посредством театрализованной деятельности в детском саду.
Театр- это вид игровой деятельности, который помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются....